Автор: Пользователь скрыл имя, 06 Декабря 2012 в 20:09, реферат
Первая проблема, с которой сталкивается международный маркетинг, — поиск хорошего продукта для импорта или экспорта, удовлетворяющий потребность или желание покупателя, и имеющий приемлемую цену. Например, какой-либо продукт может быть недорогим по масштабу Великобритании, но в то же время быть крайне дорогостоящим для жителей Болгарии или какой-либо африканской страны. По этой причине специалист по маркетингу должен сначала изучить экономическую ситуацию в стране, с которой он намерен работать.
Пример
Фирма «Кэмпбелл суп» - бесспорный лидер американского рынка консервированных супов. На ее долю приходится более 80% продаж всех жидких суповых концентратов в стране. А вот при попытках выхода за границу показатели ее деятельности нередко оказывались совсем не столь впечатляющими.
Одно из первых злополучных выступлений фирмы «Кэмпбелл» произошло в Великобритании, где фирма вышла на рынок в 1960 г. со своими знаменитыми красно - белыми банками концентрированного супа и рекламой, тематически повторяющей рекламу в США. В итоге это предприятие обернулось для фирмы убытками в 30 млн. долл. Причина: потребитель видел маленькие американские баночки рядом с большими банками английских неконцентрированных супов и делал вывод, что суп «Кэмпбелл» очень дорогой. Он не понял, что суп «Кэмпбелл» - концентрированный, а разбавленный водой, оказывается фактически дешевле других.
В 1978 г. фирма «Кэмпбелл» вышла на бразильский рынок, образовав смешанное предприятие с одной из местных компаний и вложив в него 6 млн. долл. На этот раз фирма «Кэмпбелл» предлагала в основном мясо - овощные супы в очень больших банках с привычными красно - белыми этикетками. Поначалу сбыт шел удовлетворительно, но затем упал. По прошествии трех лет, истратив 2 млн. долл. на проведение рекламных кампаний, фирма «Кэмпбелл» приняла решение свернуть свои розничные операции в Бразилии.
Что же не сработало на этот раз? Из
последующих опросов
9.3.Решение о
выходе на зарубежный рынок.
Международный маркетинг на фирме начинается с момента принятия решения о выходе на зарубежные рынки. Для этого используется следующий алгоритм принятия решений:
1. анализируется позиция
2. изучаются перспективные
3. анализируется конкуренция на внешнем рынке;
4. выявляются маркетинговые
5. выбирается потенциальный целевой зарубежный рынок;
6. принимаются решения о
7. разрабатывается маркетинговая международная стратегия;
8. разрабатывается тактическая программа действий на целевом рынке;
9. производится анализ
Если компания решает, что ей разумно войти в рынки других стран, то далее возникает сугубо практический вопрос: как это сделать лучше?
Прежде всего можно выделить два основных варианта входа в иностранные рынки, различающиеся тем, где осуществляется изготовление продукта, предназначенного для продажи: в стране возникновения компании или в стране сбыта. Если компания предпочитает производить продукцию, предназначенную для экспорта, в своей стране, то для продвижения этой продукции на иностранные рынки она может воспользоваться двумя основными моделями:
а) косвенным экспортом;
б) прямым экспортом.
Экспорт - это вывоз товара, капитала и услуг за границу для их реализации на внешних рынках с целью получения иностранной валюты.
Прямой экспорт ориентируется на устоявшихся партнеров, зарубежных оптовых торговцев, которые могут действовать как агенты фирмы в пределах национальных или региональных рынков.
Если говорить о моделях прямого экспорта, то наиболее известна модель, когда в целевой стране компанией-экспортером заключается договор с одним или несколькими местными дистрибуторами, обслуживающими большую сеть дилеров. Эти иностранные дистрибуторы являются независимыми юридическими лицами и работают по соглашению с экспортером, продвигая по своим каналам его продукцию.
Более интересный вариант прямого экспорта — создание в стране, куда намечается экспорт, собственного торгового агента. Он сам контролирует деятельность дистрибуторов и проводит политику сбыта, наиболее адекватную данной стране. Такой ход требует больших инвестиций, но позволяет лучше следить за ситуацией на рынке и собирать информацию о восприятии продукции конечными потребителями.
Самая гибкая, но и самая дорогая
схема организации прямого
Под косвенным экспортом принято понимать вариант, в рамках которого сама фирма-производитель вопросами экспорта практически не занимается. Вместо этого она заключает договор с торговой фирмой, которая может представить ее продукт на зарубежном рынке и имеет широкие сети сбыта, а потому способна принять на себя все заботы по продвижению данного продукта на мировой рынок. Так, например, организован экспорт продукции рядом ведущих японских фирм — они поручили организацию этой работы японским торговым домам, которые и решают все вопросы вывода той или иной японской продукции на различные национальные рынки. По аналогичной модели, по сути дела, работают и те фирмы, которые стали поставщиками глобальных торговых сетей, таких как Wal-Mart, и выходят на зарубежные рынки через магазины этих сетевых операторов.
Это хороший вариант организации экспорта, так как продвижением товаров занимаются профессионалы, а сама компания-производитель может долго не отвлекать ресурсы на самостоятельную организацию сбыта. Однако в такой модели она теряет контроль над тем, что происходит на рынках сбыта ее продуктов, и не обладает ни информацией, ни контактами с покупателями, а значит — полностью оказывается во власти своих торговых посредников, что опасно.
Отечественные внешнеторговые объединения Внештехника, Росвооружение - примеры компаний, оказывающих услуги по косвенному экспорту для предприятий определенных ведомств. Эти предприятия имеют своих высококвалифицированных специалистов, хорошо знают рынок, имеют научно обоснованные стратегии развития различных рынков. Они знают, в каком регионе мира, что именно хочет приобрести покупатель. Сотрудничество с такими объединениями значительно сокращает издержки предприятий по выходу на мировой рынок.
Косвенный экспорт является единственным прибыльным способом выхода на зарубежный рынок в случае ограниченности рынка.
При косвенном
экспорте в качестве
Однако экспорт также
может таить в себе
Простым способом для производителя выйти на международный рынок является лицензирование.
Компания вступает в соглашение с лицензиатом на зарубежном рынке. Например, Coca-Cola осуществляет свою деятельность на международном рынке, продавая лицензии зарубежными производителям безалкогольных напитков и снабжая их сиропом, необходимым для производства готового продукта.
В рамках лицензионного соглашения
может предоставляться
В отличие от экспорта, лицензионное соглашение предполагает контроль за производством и распределением продукции со стороны лицензиата. Лицензиар избегает инвестирования в создание производства и системы сбыта, имеет возможность проникнуть на рынки, экспортные операции на которых затруднены или невозможны.
Лицензия дает право лицензиату
производить и продавать товар
с торговой маркой известной фирмы.
Лицензиат контролирует затраты
на производство и маркетинг продукта.
Часто лицензия оказывается единственным
способом проникновения на рынок
страны с жесткой протекционистской
политикой. Лицензирование является рискованной
операцией, связанной с потерей
экономического суверенитета и с
возможным разрушением
Патентная
лицензия - договор, в соответствии
с которым владелец патента
(лицензиар) выдает своему
Лицензии бывают:
простые - использование объекта соглашения в условленных границах, лицензиар оставляет за собой право его эксплуатации;
исключительные - исключительное право использования объекта соглашения передается лицензиату.
Недостатки лицензирования: у фирмы меньше возможностей контролировать лицензиата, чем свои собственные средства производства; если лицензиат не имел успеха, фирма лишается соответствующих прибылей, а когда действие контракта заканчивается, может оказаться, что фирма своими руками создала себе конкурента.
Сроки лицензий
ранее составляли 15-20 лет. Ускорение
темпов НТП привело к
Одной из форм международного производственно-технического сотрудничества являются совместные предприятия. При создании совместного предприятия партнеры объединяют свои капиталы, создают совместную собственность, совместно управляют ею и делят доходы пропорционально своему участию в капитале. Такое предприятие регистрируется в стране одного из участников.
Совместные
предприятия обычно создаются
для объединения и координации
усилий в научно-технической и
производственной области, которые
помогают устранить
Обычно доля
участников таких предприятий
прямо пропорциональна их
Создание совместных
предприятий имеет как
Причины распада совместных предприятий:
• столкновение двух
• невозможность ведения
• отсутствие
Обычно
создание совместного
Информация о работе Разработка и управление стратегиями глобального маркетинга