Пропаганда как коммуникация

Автор: Пользователь скрыл имя, 10 Марта 2013 в 13:42, курсовая работа

Описание работы

Актуальность данной работы определяется значимой ролью пропаганды в обществе. Эта коммуникация может быть, как негативной, так и позитивной и способна нести как пользу, так и деградацию. В последние годы популярным инструментом становится пропаганда здорового образа жизни, гуманного отношения к животным и прочие. Поэтому взоры ученых различных дисциплин все чаще исследуют структуру, элементы и закономерности пропаганды.
Объектом исследования выступает пропаганда, как коммуникация, средство коммуникации и составляющая часть социальной реальности.

Содержание

Введение
Глава I. Теоретическая глава
Пропаганда, как коммуникативный акт
Понятие политической коммуникации
Пропаганда и PR, структура пропаганды
Глава II. Аналитическая глава
Глава III. Практическая глава
Заключение
Список литературы
Приложение

Работа содержит 1 файл

пропаганда как коммуникация.docx

— 156.98 Кб (Скачать)

Объект воздействия  – сознание человека, его дух, идеологические и социальные установки.

Для пропаганды необходимо наличие идеи, целевой аудитории  и средств, чтобы донести идею до целевой аудитории.

Эффективность пропаганды определяется соотношением фактического количества привлеченных сторонников  к планируемому количеству.

Можно выделить три  основных критерия содержания эффективной  пропаганды:

  1. Наличие центрального тезиса;
  2. Лёгкость для понимания целевой аудиторией;
  3. Сложность для критики (обоснованность тезисов, их непротиворечивость друг другу и т. п.; или хотя бы видимость этого).

Таким образом, будет  продвигаться некоторая идея (1), легко доступная пониманию аудиторией (2) и устойчивая к критике со стороны (3). Причем должен быть соблюден баланс между (2) и (3). Если баланс не соблюден, то либо идеи будут просто непонятны значительной части целевой аудитории, либо слишком уязвимы для контрпропаганды.

Насчитываются десятки  различных методов пропаганды. Очень  широко применяется военная пропаганда, в тоталитарных государствах, какими, например, были фашистская Германия и  Советский Союз, пропаганда служит одним из главных идеологических инструментов. Ей уделяется большое  внимание, они изучается и совершенствуется.[8]

Среди основных методов  пропаганды можно назвать: анонимный  авторитет, «будничный рассказ», «забалтывание», эмоциональный резонанс, эффект бумеранга, эффект ореола, эффект первичности и прочие. Структура пропаганды включает адресанта, информацию, адресата и его действия, угодные адресанту и вызванные влиянием полученной информации. Взаимосвязь этих элементов можно увидеть на рисунке 1.[9]

Как правило, источниками  информации являются СМИ, адресантом –  государство, институты власти, политические партии и их лидеры, в роли адресата выступает массовое сознание граждан  или определенной группы населения (рисунок 2).

Рисунок 1. Структура  пропаганды

Но иногда источник информации и а адресант могут  меняться места, то есть адресантом становится средство массовой информации.

Рисунок 2. Полная схема структуры пропаганды

Массовое сознание, как адресат имеет тенденции  к упрощению и конкретизации  на основе чего формируются стереотипы как конченая цель ее воздействия.[10]

В сознании людей  происходят эмоциональные и логические изменения, которые ведут к формированию социальных установок, влияющие на социальное поведение людей. При этом затрагивается  вся эмоциональная волевая сфера  личности – рисунок 3. Пропаганда чаще всего применяется в политической коммуникации (рисунок 4), но также пропаганда может использоваться другими социальными  институтами или коммерческими  организациями, например, пропаганда здорового  образа жизни органами здравоохранения  страны.

Рисунок 3. Познавательный процесс в пропаганде

 

 

 

Рисунок 4. Пропаганда в составе политической коммуникации

 

Глава II. Аналитическая глава

В современном  обществе основным средством манипулятивного воздействия на массы является пропаганда. Сегодня она не стихийный процесс, опирающийся лишь на инстинкт ее организаторов и исполнителей. Современная пропаганда стала научно координированной деятельностью государства, цель которой — установить контроль над массами. Пропаганда популяризирует и прививает в массовом сознании определённые  идеи и идеалы, стараясь расширить количество их сторонников.

Одно из важных правил пропаганды заключается в  том, чтобы осуществлять ее незаметно. Те, кто подвергается манипулятивному воздействию пропаганды, не должны видеть связи между действиями, к которым их побуждает пропагандист, и конечной целью, которую он себе ставит. 

По целевой  направленности психологического воздействия  пропаганды на массовое сознание выделяют следующие формы : 

  • Пропаганда созидания рекламирует строительство общества нового типа и побуждает людей принять участие в этом строительстве. 
  • Пропаганда стойкости и героизма призывает мужественно переносить издержки строительства общества нового типа или военного времени, демонстрирует героизм и самопожертвование отдельных личностей и на этих примерах проповедует массовый героизм. 
  • Пропаганда просвещения информирует о тех или иных действиях правительства, политического лидера или политической партии, об экономической или военной мощи того или иного государства, рекламирует определённый, например, американский, образ жизни, преподносит систему ценностей какого-либо общества как единственно правильную. 
  • Пропаганда разрушения работает против идеологии враждебного государства, убеждая население, что система ценностей этого государства глубоко порочна, а канонизированные герои —  всего лишь больные люди или, что ещё хуже, преступники. 
  • Пропаганда разделения разжигает национальные, религиозные, социальные противоречия, использует трения между солдатами, офицерами и генералами, а также между разными родами войск противника. 
  • Пропаганда устрашения запугивает руководство и население враждебной страны или военнослужащих противника экономической и военной мощью своего государства. Иногда пропаганда устрашения, помимо психологического, использует и физическое воздействие. 
  • Пропаганда отчаяния акцентирует тяжёлое экономическое и социальное положение во враждебной стране, внушая населению, что до их нужд правительству нет никакого дела, что оно не способно улучшить обстановку. В военное время пропаганда отчаяния внушает солдатам и офицерам армии противника, что их положение безнадёжно (по причине окружения, нехватки оружия и продовольствия и т.п.), а дальнейшее сопротивление бесполезно. 

Центральное место в пропаганде занимает пропагандистское сообщение —  соответствующим образом подготовленная информация, учитывающая потребности пропаганды. 

Для пропагандиста  «факты» —  строительный материал, не обладающий никакой самостоятельной ценностью. Разрозненные и не имеющие между собой никакой реальной связи факты могут быть объединены в общую картину благодаря повторению. 

Зачастую  пропагандистское сообщение закамуфлировано  под банальные, обыденные суждения или, наоборот заключено в яркую, броскую упаковку, которая отвлекает  внимание от основного содержания.

Практически любое пропагандистское сообщение  строится так, как будто бы в нём  заинтересован адресат (реципиент), интересы адресанта (коммуникатора) в  сообщении скрываются. Таким образом, в пропагандистском сообщении можно выделить два уровня: поверхностный и глубинный. 

На поверхностном уровне сообщение строится с позиции интересов получателя, а на глубинном —  с позиции интересов пропагандиста.  
В качестве примера рассмотрим листовку первой войны в Персидском заливе, распространяемую армией США среди иракских военнослужащих. Вот её текст:  
«Два дня мы предупреждали вас о намерении бомбить 10-ю пехотную дивизию. Мы сдержали своё обещание и бомбили её вчера. Мы повторим эту бомбардировку завтра. Итак, у вас есть выбор: или встреча лицом к лицу со смертью, или принятие приглашения объединённых вооружённых сил и сохранение своих жизней».

Заметим, что листовка составлена с учётом национально-психологических особенностей иракцев. Обидная для восточных  людей фраза «сдача в плен»  заменена более привлекательной  для их менталитета фразой —  «принятие приглашения объединённых вооружённых сил». 

На  поверхностном уровне армия США  предупреждает иракских военных  о готовящейся бомбардировке  их позиций, давая тем самым иракцам  возможность сохранить свои жизни. 

На  глубинном уровне соблюдены интересы армии США, ибо, убедив иракских военных  прекратить сопротивление, американцы сразу решают две проблемы: сокращают  финансовые расходы на войну и  минимизируют потери среди своих  военных.  

Текст листовки, информируя иракских военнослужащих о надвигающейся угрозе для их жизней, тем самым увеличивает  их стрессовое состояние,  
(«Мы повторим бомбардировку завтра») и тут же предлагают путь к спасению («принятие приглашения объединённых вооружённых сил») с позитивным разрешением стрессовой ситуации («сохранение своих жизней»). Таким образом, структурно листовка состоит из трёх компонентов: Негативной ситуации, Её исправления и Позитивных последствий (сокращённо —  НИП).

Однако  данная листовка не позволяет оправдать  нарушение воинской присяги. Угроза смерти не может являться убедительным оправданием сдачи в плен, ведь профессия военного, кстати, одна из самых высокооплачиваемых в Ираке, связана с риском для жизни  даже в мирное время. Американские специалисты  психологической войны учли это  обстоятельство в другой листовке того же периода, так же построенной по системе НИП, предназначенной для  окружённых частей иракской армии. Вот  её текст:  
«ВЫ ОТРЕЗАНЫ! Саддам Хуссейн повернулся к вам спиной. Он бросил вас умирать. Не будет ни пополнения, ни подкрепления. Бросай своё оружие и присоединяйся к своим арабским братьям в интересах мира!»

В листовке о прямой угрозе жизни не говорится, однако негативная ситуация накалена до максимума с тем, чтобы побудить иракцев принять американскую подсказку  по исправлению негативной ситуации. Данная листовка позволяет оправдать  сдачу в плен, так как:

В листовке 2 присутствует противопоставление по типу бинарной оппозиции «свой —  чужой», в которой в качестве «своих» выступают арабские братья, а в качестве «чужого» —  Саддам Хуссейн. То есть, американская пропаганда пытается: 

    • подорвать у иракских военнослужащих доверие к Хуссейну как к верховному главнокомандующему вооружёнными силами Ирака. 
    • противопоставить лидера Ирака всему арабскому миру.

Противопоставление  по типу бинарной оппозиции «свой  —  чужой» использовалось на выборах в Санкт-Петербурге в декабре 1998 года, когда эксплуатировалась идея борьбы против политического объединения «Яблоко»: не дадим править москвичам, изберём своих депутатов.

Пропаганда  тяготеет к упрощению и созданию двухмерной картины мира, не допуская, кроме чёрного и белого, других цветов, оттенков и полутонов. Ярким примером тому служит высказывание госсекретаря США при Президенте Трумэне Джона Фостера Даллеса, брата Аллена Даллеса —  директора ЦРУ С 1953 ПО 1961 гг.: «Коммунизм упорно держится за плохое. Давайте упорно держаться за хорошее».

На  этих же принципах построена технология создания образа врага и самообраза, вклад в которые, с точки зрения американского психолога Р. Уайта, делают шесть принципиальных компонентов: 

  • «Дьявольский» характер врага. Враг угрожает целям и ценностям. Это умная и коварная сила, склонная вредить из принципа и имеющая наклонность к трусливым и закулисным методам. 
  • Мужественный образ себя. Пропаганда стойкости и героизма своей группы и публичное наказание отступников и сторонников мирного разрешения конфликта. 
  • Моральность себя —  аморальность противника. Один из вариантов подчёркивания собственной моральности и справедливости —  это предположение о несчастных и, в принципе, хороших рядовых членах группы противника, которых обманывает «чёрная верхушка», погрязшая в коррупции и лжи. 
  • Селективная невнимательность. Воспринимаются только те темы, которые подтверждают сложившийся образ врага и отвергаются все остальные. 
  • Отсутствие эмпатии. Трудно убить кого-то или нанести ему существенный вред, если воспринимаешь его таким же человеческим существом. Категоризация противника как существа неодушевлённого, биологического или аморального, ставит его вне закона, делает эмпатию в отношении него очень слабой и тем самым защищает личность от психологического ущерба при совершении его агрессивных действий. 
  • Милитаристская самоуверенность. Страх часто сочетается с милитаристской самоуверенностью, особенно у профессиональных солдат.

Образ врага создаётся не только в военное  время. Он активно используется при  проведении избирательных кампаний и является обратной стороной образа героя, так как без врага герой  существовать не может. 

В образе героя всегда присутствуют следующие  пять элементов: 

  • Борьба со злыми силами. Злыми силами могут быть представлены политический режим, коррумпированные чиновники, организованные преступные группировки, мировой терроризм. Злые силы, как правило, очень могущественны и коварны, не знают жалости и сострадания. В борьбе с героем всегда используют подлые и антигуманные методы. 
  • Защита слабых и обездоленных. Герой всегда становится на защиту тех, кто сам не может противостоять злым силам, кого эти силы нещадно эксплуатируют в своих аморальных целях, то есть мирных граждан. 
  • Порядочность. В борьбе со злыми силами герой никогда не опускается до использования подлых и аморальных приёмов. 
  • Человечность. Герой любит свою страну, стариков и детей. Герой великодушен, он прощает тех, кто по собственному неразумению служил силам зла, но в конце концов осознал свою ошибку и встал на сторону добра. Однако герой беспощаден к тем, кто служит силам зла из-за своих «шкурных» интересов. 
  • Отсутствие страха и уверенность в победе. Герою не ведом страх, он вступает в неравную схватку с силами зла и демонстрирует свою уверенность в том, что дело, за которое он сражается —  правое, что зло будет повержено, а добро восторжествует. 

Образы  врага и героя —  программы, записанные в массовом сознании. Опора на эти программы помогли Ельцину стать Президентом России в июне 1991года и спустя два месяца одержать победу над ГКЧП, а Путину уверенно победить в первом туре выборов Президента России в апреле 2000 года. 

Воздействуя на эмоционально-волевую сферу целевой  аудитории, пропаганда отключает у  объекта воздействия логическое мышление и порождает фальш-цели, уводя от подлинных целей коммуникатора. Пропаганда создаёт у объекта воздействия иллюзию выбора, т.е. тип поведения альтернативный пропагандируемому, преподносится в невыгодном свете.

Базовые методы пропаганды :

  1. Убеждение —  метод воздействия на сознание людей, обращённый к их собственному критическому восприятию. Убеждение ориентировано на интеллектуально-познавательную сферу человеческой психики. Его суть в том, чтобы с помощью логических аргументов сначала добиться от человека внутреннего согласия с определёнными умозаключениями, а затем на этой основе сформировать и закрепить новые установки (или трансформировать старые), соответствующие поставленной цели.  
    Основные принципы убеждающего воздействия: 

Информация о работе Пропаганда как коммуникация