Автор: Пользователь скрыл имя, 10 Марта 2013 в 13:42, курсовая работа
Актуальность данной работы определяется значимой ролью пропаганды в обществе. Эта коммуникация может быть, как негативной, так и позитивной и способна нести как пользу, так и деградацию. В последние годы популярным инструментом становится пропаганда здорового образа жизни, гуманного отношения к животным и прочие. Поэтому взоры ученых различных дисциплин все чаще исследуют структуру, элементы и закономерности пропаганды.
Объектом исследования выступает пропаганда, как коммуникация, средство коммуникации и составляющая часть социальной реальности.
Введение
Глава I. Теоретическая глава
Пропаганда, как коммуникативный акт
Понятие политической коммуникации
Пропаганда и PR, структура пропаганды
Глава II. Аналитическая глава
Глава III. Практическая глава
Заключение
Список литературы
Приложение
Объект воздействия – сознание человека, его дух, идеологические и социальные установки.
Для пропаганды необходимо наличие идеи, целевой аудитории и средств, чтобы донести идею до целевой аудитории.
Эффективность пропаганды определяется соотношением фактического количества привлеченных сторонников к планируемому количеству.
Можно выделить три основных критерия содержания эффективной пропаганды:
Таким образом, будет продвигаться некоторая идея (1), легко доступная пониманию аудиторией (2) и устойчивая к критике со стороны (3). Причем должен быть соблюден баланс между (2) и (3). Если баланс не соблюден, то либо идеи будут просто непонятны значительной части целевой аудитории, либо слишком уязвимы для контрпропаганды.
Насчитываются десятки
различных методов пропаганды. Очень
широко применяется военная
Среди основных методов пропаганды можно назвать: анонимный авторитет, «будничный рассказ», «забалтывание», эмоциональный резонанс, эффект бумеранга, эффект ореола, эффект первичности и прочие. Структура пропаганды включает адресанта, информацию, адресата и его действия, угодные адресанту и вызванные влиянием полученной информации. Взаимосвязь этих элементов можно увидеть на рисунке 1.[9]
Как правило, источниками информации являются СМИ, адресантом – государство, институты власти, политические партии и их лидеры, в роли адресата выступает массовое сознание граждан или определенной группы населения (рисунок 2).
Рисунок 1. Структура пропаганды
Но иногда источник информации и а адресант могут меняться места, то есть адресантом становится средство массовой информации.
Рисунок 2. Полная схема структуры пропаганды
Массовое сознание, как адресат имеет тенденции к упрощению и конкретизации на основе чего формируются стереотипы как конченая цель ее воздействия.[10]
В сознании людей
происходят эмоциональные и логические
изменения, которые ведут к формированию
социальных установок, влияющие на социальное
поведение людей. При этом затрагивается
вся эмоциональная волевая
Рисунок 3. Познавательный процесс в пропаганде
Рисунок 4. Пропаганда в составе политической коммуникации
В современном обществе основным средством манипулятивного воздействия на массы является пропаганда. Сегодня она не стихийный процесс, опирающийся лишь на инстинкт ее организаторов и исполнителей. Современная пропаганда стала научно координированной деятельностью государства, цель которой — установить контроль над массами. Пропаганда популяризирует и прививает в массовом сознании определённые идеи и идеалы, стараясь расширить количество их сторонников.
Одно из важных правил пропаганды заключается в том, чтобы осуществлять ее незаметно. Те, кто подвергается манипулятивному воздействию пропаганды, не должны видеть связи между действиями, к которым их побуждает пропагандист, и конечной целью, которую он себе ставит.
По целевой направленности психологического воздействия пропаганды на массовое сознание выделяют следующие формы :
Центральное место в пропаганде занимает пропагандистское сообщение — соответствующим образом подготовленная информация, учитывающая потребности пропаганды.
Для пропагандиста «факты» — строительный материал, не обладающий никакой самостоятельной ценностью. Разрозненные и не имеющие между собой никакой реальной связи факты могут быть объединены в общую картину благодаря повторению.
Зачастую пропагандистское сообщение закамуфлировано под банальные, обыденные суждения или, наоборот заключено в яркую, броскую упаковку, которая отвлекает внимание от основного содержания.
Практически любое пропагандистское сообщение строится так, как будто бы в нём заинтересован адресат (реципиент), интересы адресанта (коммуникатора) в сообщении скрываются. Таким образом, в пропагандистском сообщении можно выделить два уровня: поверхностный и глубинный.
На поверхностном
уровне сообщение строится
с позиции интересов получателя, а на глубинном — с позиции
интересов пропагандиста.
В качестве примера
рассмотрим листовку первой войны в Персидском
заливе, распространяемую армией США среди
иракских военнослужащих. Вот её текст:
«Два
дня мы предупреждали вас о намерении
бомбить 10-ю пехотную дивизию. Мы сдержали
своё обещание и бомбили её вчера. Мы повторим
эту бомбардировку завтра. Итак, у вас
есть выбор: или встреча лицом к лицу со
смертью, или принятие приглашения объединённых
вооружённых сил и сохранение своих жизней».
Заметим,
что листовка составлена с учётом
национально-психологических
На поверхностном уровне армия США предупреждает иракских военных о готовящейся бомбардировке их позиций, давая тем самым иракцам возможность сохранить свои жизни.
На глубинном уровне соблюдены интересы армии США, ибо, убедив иракских военных прекратить сопротивление, американцы сразу решают две проблемы: сокращают финансовые расходы на войну и минимизируют потери среди своих военных.
Текст
листовки, информируя иракских военнослужащих
о надвигающейся угрозе для их
жизней, тем самым увеличивает
их стрессовое состояние,
(«Мы
повторим бомбардировку завтра») и тут
же предлагают путь к спасению («принятие
приглашения объединённых вооружённых
сил») с позитивным разрешением стрессовой
ситуации («сохранение своих жизней»).
Таким образом, структурно листовка состоит
из трёх компонентов: Негативной ситуации, Её исправления и Позитивных последствий (сокращённо
— НИП).
Однако
данная листовка не позволяет оправдать
нарушение воинской присяги. Угроза
смерти не может являться убедительным
оправданием сдачи в плен, ведь
профессия военного, кстати, одна из
самых высокооплачиваемых в Ираке,
связана с риском для жизни
даже в мирное время. Американские специалисты
психологической войны учли это
обстоятельство в другой листовке того
же периода, так же построенной по
системе НИП, предназначенной для
окружённых частей иракской армии. Вот
её текст:
«ВЫ
ОТРЕЗАНЫ! Саддам Хуссейн повернулся к
вам спиной. Он бросил вас умирать. Не будет
ни пополнения, ни подкрепления. Бросай
своё оружие и присоединяйся к своим арабским
братьям в интересах мира!»
В листовке о прямой угрозе жизни не говорится, однако негативная ситуация накалена до максимума с тем, чтобы побудить иракцев принять американскую подсказку по исправлению негативной ситуации. Данная листовка позволяет оправдать сдачу в плен, так как:
В листовке 2 присутствует противопоставление по типу бинарной оппозиции «свой — чужой», в которой в качестве «своих» выступают арабские братья, а в качестве «чужого» — Саддам Хуссейн. То есть, американская пропаганда пытается:
Противопоставление по типу бинарной оппозиции «свой — чужой» использовалось на выборах в Санкт-Петербурге в декабре 1998 года, когда эксплуатировалась идея борьбы против политического объединения «Яблоко»: не дадим править москвичам, изберём своих депутатов.
Пропаганда тяготеет к упрощению и созданию двухмерной картины мира, не допуская, кроме чёрного и белого, других цветов, оттенков и полутонов. Ярким примером тому служит высказывание госсекретаря США при Президенте Трумэне Джона Фостера Даллеса, брата Аллена Даллеса — директора ЦРУ С 1953 ПО 1961 гг.: «Коммунизм упорно держится за плохое. Давайте упорно держаться за хорошее».
На этих же принципах построена технология создания образа врага и самообраза, вклад в которые, с точки зрения американского психолога Р. Уайта, делают шесть принципиальных компонентов:
Образ врага создаётся не только в военное время. Он активно используется при проведении избирательных кампаний и является обратной стороной образа героя, так как без врага герой существовать не может.
В образе героя всегда присутствуют следующие пять элементов:
Образы врага и героя — программы, записанные в массовом сознании. Опора на эти программы помогли Ельцину стать Президентом России в июне 1991года и спустя два месяца одержать победу над ГКЧП, а Путину уверенно победить в первом туре выборов Президента России в апреле 2000 года.
Воздействуя
на эмоционально-волевую сферу
Базовые методы пропаганды :