Автор: Пользователь скрыл имя, 10 Марта 2013 в 13:42, курсовая работа
Актуальность данной работы определяется значимой ролью пропаганды в обществе. Эта коммуникация может быть, как негативной, так и позитивной и способна нести как пользу, так и деградацию. В последние годы популярным инструментом становится пропаганда здорового образа жизни, гуманного отношения к животным и прочие. Поэтому взоры ученых различных дисциплин все чаще исследуют структуру, элементы и закономерности пропаганды.
Объектом исследования выступает пропаганда, как коммуникация, средство коммуникации и составляющая часть социальной реальности.
Введение
Глава I. Теоретическая глава
Пропаганда, как коммуникативный акт
Понятие политической коммуникации
Пропаганда и PR, структура пропаганды
Глава II. Аналитическая глава
Глава III. Практическая глава
Заключение
Список литературы
Приложение
Кроме поведенческих намерений, реальное поведение человека определяется также рядом других факторов, таких, например, как нормативное давление, прогноз последствий желаемого поведения и т.п. Однако, само сведение элементов убеждающей цепочки в единую модель предполагает их тенденцию к взаимному уравновешиванию: человек стремится к тому, чтобы его поведение в целом соответствовало его мнениям, намерениям и установкам.
Модель предлагает
простой, но эффективный путь убеждения.
Чтобы изменить поведение, считают
ее авторы, необходимо начать с изменения
мнений средствами коммуникации, то есть,
предоставить более широкую и
аргументированную информацию. Кроме
того, в модели представлена убедительная
попытка объяснения несоответствия
установок и реального
Таким образом, объединив
несколько моделей
Промежуточными являются учреждения, изучающие поведение социума – всевозможные статистические бюро и социологические центры. Характер пропаганды отражает характер политического режима. А ведущими моделями можно назвать модели Лазарсфельда и Фишбейна.
1.2 Понятие политической коммуникации
Пропаганда относится
к сфере политической коммуникации.
Политическая коммуникация - это процесс
передачи политической информации, которая
циркулирует между частями
Поскольку политические
системы общества разделяют на демократическую
(либеральную), авторитарную и тоталитарную,
то соответствующую типологию
Большинство исследователей
принципиально возражают
1.3 Пропаганда и паблик рилейшенз, структура пропаганды
Пропаганда (от лат. propaganda - распространение) - положительное сообщение о неконкретном объекте для максимально широкой аудитории.
Пропаганда одновременно деятельность, направленная на популяризацию и распространение идей в общественном сознании. Пропагандировать – распространяется устно, через радио, телевидение, печатные средства массовой информации или с помощью других средств, распространяется информация в виде идей, теоретических знаний, взглядов, убеждения и т.п. Этим определяется ее специфика. Пропаганда одно из главных средств политической коммуникации. Почепцов разделяет средства коммуникации по их основным инструментариям (таблица 1).
Таблица 1
Средства политической коммуникации[3]
Коммуникативная технология |
Базисный инструментарий |
Реклама |
Стратегия желания |
Паблик рилейшенз |
Стратегия доверия |
Пропаганда |
Стратегия убеждения |
Пропаганда одновременно
и коммуникативная технология, основывающаяся
на убеждении и цельный
Убеждение – коммуникативный метод, предусматривающий обращение, прежде всего, к сознанию человека с опорой на его чувство и опыт с целью формирования у него сознательного отношения к чему-либо, новых установок. Другими словами – изменения взглядов, снятие преград для поступления новой информации. В основу убеждения положена логика убеждения, которая возбуждает критичность восприятия, предопределяет сознательное осмысление проблемы. Результат убеждения – взгляды на явления, идеи, вещи или людей, которые можно изменить в дальнейшем, если есть достаточная аргументация.
Целью пропаганды
являются обеспечения общей ориентации,
положительного или отрицательного
отношения к определенному
Главная цель пропаганды – довести главные идеи и теоретические знания к широким слоям населения и превратить в личные убеждения.
Пропаганда – процесс закрепления в сознании определенных ценностей.
Агитация – вид пропаганды (от лат. agіtatіo – побуждение к действию) – пропагандистское влияние для мобилизации политической активности населения, как отдельных групп, так и широких слоев населения.
Агитация – это влияние на сознание людей путем распространения отдельных идей и лозунгов с целью мобилизации их на выполнение поставленных задач.
Основные подходы к пониманию агитации:
В политической борьбе агитация используется как в явной, так и в скрытой форме.
Задача пропаганды: объединение теоретического и будничного уровней сознания.[4]
Механизм введения в будничное сознание объектов теоретического сознания:
Факторы пропаганды:
Виды пропаганды:
Главное отличие между пропагандой и агитацией заключается в том, что пропагандист, раскрывая одно вопрос, должен высказать много идей, так много, что их не сразу в возможности усвоить средние граждане. Агитатор, раскрывая то самое вопрос, возьмет только одну его составную (часть), причем наиболее известную всем гражданам, и направит все свои усилия на то, чтобы, опираясь на этот всем известный факт (пример), показать людям направление действий, которые приведут к улучшению общего состояния.
По концепции социолога Цуладзе пропаганда делится на позитивную, (конструктивную) и негативную (деструктивную).[5]
В некоторых случаях пропаганда используется не только в политике, но и в социально – культурной сфере.
По целевой направленности психологического воздействия пропаганды на массовое сознание выделяют следующие формы: пропаганда созидания, пропаганда стойкости и героизма, пропаганда просвещения, пропаганда разрушения, пропаганда разделения, пропаганда устрашения и пропаганда отчаяния. [6]
Пропаганда созидания выступает за построение социума нового типа и призывает людей, как граждан, принять участие в этом строительстве.
Пропаганда стойкости и героизма воспевает мужество при подобном построении нового общества, предлагает терпеть стойко лишения и тяготы, например военные, подчеркивает героические и жертвенные деяния отдельных людей и граждан, приводя их пример, как основу для массового героизма.
Пропаганда просвещения распространяет информацию о деятельности властей, политических активистов, глав партий, об экономике и военной силе страны, рекламирует государственный строй и национальный образ жизни, подчеркивает ценностные ориентиры общества, как единственно возможную и правильную систему.
Пропаганда разрушения
это контрпропаганда враждебной
государственной или
Пропаганда разделения
строится на международных или
Пропаганда устрашения призвана морально подавить, и напугать враждебное население, армию или лагерь оппонентов, она делает акцент на достоинствах стороны, экономическом, военном потенциале. Нередко она прибегает и к физическому влиянию, как наглядному инструментарию.
Пропаганда отчаяния
подчеркивает и усиливает затруднения,
неблагоприятную экономическую
и социальную ситуацию в неприятельском
государстве и или в своей
же стране, как следствие ошибок
политических оппонентов. Эта пропаганда
старается убедить людей в
том, что политикам или руководству
страны нет дела до нужд и бедствий
простого населения, что они не способны
помочь им и что-либо кардинально
изменить. В ситуации войны рядовым
и офицерскому составу
Пропаганда очень тесно связана с PR, однако она имеет и ряд отличий. PR – специализированная деятельность государственных и общественных организаций, которая обеспечивает взаимопонимание и доброжелательность в контактах с массами (публикой), социальными группами. Реализуется путем распространения информации, которая раскрывает механизмы осуществления власти, контактами, которые имитируют доверие во взаимоотношениях власти и масс. РR – важная составляющая управленческой деятельности, призвана обеспечить взаимопонимание, доверие между сферой управления и широкими общественными слоями, социальной средой.[7]
Сопоставление пропаганды и PR свидетельствует, что они являются искусством убеждения людей и влияния на их мнение. Но пропаганда осуществляется лицом, которое прямо не заинтересована в улучшении показателей деятельности предприятия, т.е. она не предусматривает кризисных ситуаций и не предотвращает их, а также не поддерживает готовность у потенциального потребителя к необходимым изменениям. В PR чаще предполагается двустороннее общение, т.е. диалог. Логика PR большей мерой направленная на достижение консенсуса в процессе купли-продажи, а не на достижение конкретного результата, изменения сознания индивидов и групп.
В пропаганде различают субъект и объект воздействия. Субъект воздействия может изменяться с течением времени. Субъект, заинтересованный в формировании определенного общественного мнения, трансформируется из правящих верхушек государств – элиты, так называемой «аэрократии», основой которой являются ведущие международные организации, ведущие финансово-промышленные блоки стран и мира.