Пропаганда как коммуникация

Автор: Пользователь скрыл имя, 10 Марта 2013 в 13:42, курсовая работа

Описание работы

Актуальность данной работы определяется значимой ролью пропаганды в обществе. Эта коммуникация может быть, как негативной, так и позитивной и способна нести как пользу, так и деградацию. В последние годы популярным инструментом становится пропаганда здорового образа жизни, гуманного отношения к животным и прочие. Поэтому взоры ученых различных дисциплин все чаще исследуют структуру, элементы и закономерности пропаганды.
Объектом исследования выступает пропаганда, как коммуникация, средство коммуникации и составляющая часть социальной реальности.

Содержание

Введение
Глава I. Теоретическая глава
Пропаганда, как коммуникативный акт
Понятие политической коммуникации
Пропаганда и PR, структура пропаганды
Глава II. Аналитическая глава
Глава III. Практическая глава
Заключение
Список литературы
Приложение

Работа содержит 1 файл

пропаганда как коммуникация.docx

— 156.98 Кб (Скачать)

Кроме поведенческих  намерений, реальное поведение человека определяется также рядом других факторов, таких, например, как нормативное  давление, прогноз последствий желаемого  поведения и т.п. Однако, само сведение элементов убеждающей цепочки в единую модель предполагает их тенденцию к взаимному уравновешиванию: человек стремится к тому, чтобы его поведение в целом соответствовало его мнениям, намерениям и установкам.

Модель предлагает простой, но эффективный путь убеждения. Чтобы изменить поведение, считают  ее авторы, необходимо начать с изменения  мнений средствами коммуникации, то есть, предоставить более широкую и  аргументированную информацию. Кроме  того, в модели представлена убедительная попытка объяснения несоответствия установок и реального поведения.

Таким образом, объединив  несколько моделей коммуникативных  актов, мы можем получить представление  о пропаганде, как коммуникационном процессе. Лидеры государств или партий, руководители общественных (субъекты воздействия), коммерческих организаций  испытывают потребность в коррекции  поведения людей, у них есть определенные мотивы. Они облекают их в форму  идей, взглядов, мнений и передают посреднику – средствам массовой информации. Средства массовой информации выступают  как источники информации, по сути, они передают не просто информацию, а посылки пропагандистов. Адресаты – граждане, члены групп, получают эту информацию. В их сознании формируются  мнения и установки, ведущие к  образованию поведенческих намерений  и реализации определенного социального  поведения. Результатом пропаганды становится наблюдаемое поведение. Если оно по своим основным критериям  устраивает пропагандиста, то коммуникативная  цель достигнута. В обратном случае начинается новый коммуникативный цикл, то есть пропаганда продолжается.

Промежуточными  являются учреждения, изучающие поведение  социума – всевозможные статистические бюро и социологические центры. Характер пропаганды отражает характер политического  режима. А ведущими моделями можно  назвать модели Лазарсфельда и Фишбейна.

1.2  Понятие политической коммуникации

Пропаганда относится  к сфере политической коммуникации. Политическая коммуникация - это процесс  передачи политической информации, которая  циркулирует между частями политической системы, между политической и общественной системами, а также это процесс  обмена информацией между политическими  структурами, общественными группами и индивидами. Впервые термин «политическая  коммуникация» был использован  в конце 40-х годов ХХ ст., что  стало свидетельством роста роли информации в общественно-политической жизни. Именно тогда политическая коммуникация как научно-прикладная дисциплина ответвилась  от социальных и политических наук. Сегодня исследователи политической коммуникации уделяют внимание таким  основополагающим факторам в этой сфере:[1]

  • собственно коммуникативные аспекты;
  • функционирование и роль средств массовой информации;
  • избирательный процесс;
  • коммуникация власти с общественностью.

Поскольку политические системы общества разделяют на демократическую (либеральную), авторитарную и тоталитарную, то соответствующую типологию имеют  и системы политической коммуникации.

Большинство исследователей принципиально возражают абсолютную тождественность политической коммуникации с пропагандой, которая приобрела однозначно оттенок негативной конотации. Вместе с тем непредубежденный подход к этой проблеме свидетельствует, что как сам процесс убеждения, который лежит в основе политической коммуникации, так и инструментарий, который для этого применяют, имеет немало общего с методами пропаганды. Но в отличие от убеждения, пропаганда является односторонним коммуникативным процессом. Принципиальным отличием политической коммуникации от пропаганды являются ее функции, как распространение информации, обеспечение равного доступа к информации, побуждению граждан через информирование к участию в политической и общественной деятельности. Краеугольным камнем функционирования политической коммуникации является средств массовой информации - СМИ.[2] СМИ есть не только основным каналом распространения политической информации, ее интерпретатором, но и активным участником этого процесса, частью политической и общественной систем. Ограничение деятельности СМИ или сознательное ограничение информационного потока самыми СМИ приводит к деформации и сбоям в коммуникативном политическом и общественном процессе. Подобные проблемы влияют на функционирование всей политической и общественной системы, ведут к разрушению демократических основ общества, ограничивают права и свободы граждан.

1.3 Пропаганда и паблик рилейшенз, структура пропаганды

Пропаганда (от лат. propaganda - распространение) - положительное сообщение о неконкретном объекте для максимально широкой аудитории.

Пропаганда одновременно деятельность, направленная на популяризацию  и распространение идей в общественном сознании. Пропагандировать – распространяется устно, через радио, телевидение, печатные средства массовой информации или с  помощью других средств, распространяется информация в виде идей, теоретических  знаний, взглядов, убеждения и т.п. Этим определяется ее специфика. Пропаганда одно из главных средств политической коммуникации. Почепцов разделяет средства коммуникации по их основным инструментариям (таблица 1).

Таблица 1

Средства политической коммуникации[3]

Коммуникативная технология

Базисный инструментарий

Реклама

Стратегия желания

Паблик рилейшенз

Стратегия доверия

Пропаганда

Стратегия убеждения


Пропаганда одновременно и коммуникативная технология, основывающаяся на убеждении и цельный коммуникативный  акт.

Убеждение – коммуникативный  метод, предусматривающий обращение, прежде всего, к сознанию человека с  опорой на его чувство и опыт с  целью формирования у него сознательного  отношения к чему-либо, новых установок. Другими словами – изменения взглядов, снятие преград для поступления новой информации. В основу убеждения положена логика убеждения, которая возбуждает критичность восприятия, предопределяет сознательное осмысление проблемы. Результат убеждения – взгляды на явления, идеи, вещи или людей, которые можно изменить в дальнейшем, если есть достаточная аргументация.

Целью пропаганды являются обеспечения общей ориентации, положительного или отрицательного отношения к определенному объекту.

Главная цель пропаганды –  довести главные идеи и теоретические знания к широким слоям населения и превратить в личные убеждения.

Пропаганда –  процесс закрепления в сознании определенных ценностей.

Агитация –  вид пропаганды (от лат. agіtatіo – побуждение к действию) – пропагандистское влияние для мобилизации политической активности населения, как отдельных групп, так и широких слоев населения.

Агитация –  это влияние на сознание людей путем распространения отдельных идей и лозунгов с целью мобилизации их на выполнение поставленных задач.

Основные подходы  к пониманию агитации:

  • это распространение политических идей и лозунгов с целью влияния на общественное сознание и расположения духа народных масс, побуждение их к целенаправленной активности политических действий;
  • это один из распространенных средств политической борьбы;
  • это устная, печатная и наглядная политическая деятельность, с помощью которой те или другие политические силы влияют на сознание и расположения духа масс с целью побуждать их к активному действию в определенном направлении.

В политической борьбе агитация используется как в явной, так и в скрытой форме.

Задача пропаганды: объединение теоретического и будничного уровней сознания.[4]

Механизм введения в будничное сознание объектов теоретического сознания:

  • предоставление идеям образно – эмоциональных форм;
  • упрощение (примитивизация) идей;
  • систематическое повторение одних и тех самых положений;
  • использование преувеличения, неправды.

Факторы пропаганды:

  1. Чем больший разрыв между опытом людей и идеей, тем более искривлений и лжи в пропаганде;
  2. Пропаганда должна ориентироваться на референтные группы («лидеров мыслей»).

Виды пропаганды:

  • «белая» пропаганда (известный источник, правдивый сообщение);
  • «серая» пропаганда (источник неизвестный, истинность не установлена);
  • «черная» пропаганда (фальсификация источника и сообщение).

Главное отличие  между пропагандой и агитацией  заключается в том, что пропагандист, раскрывая одно вопрос, должен высказать  много идей, так много, что их не сразу в возможности усвоить  средние граждане. Агитатор, раскрывая  то самое вопрос, возьмет только одну его составную (часть), причем наиболее известную всем гражданам, и направит все свои усилия на то, чтобы, опираясь на этот всем известный факт (пример), показать людям направление действий, которые приведут к улучшению  общего состояния.

По концепции  социолога Цуладзе пропаганда делится на позитивную, (конструктивную) и негативную (деструктивную).[5]

В некоторых случаях  пропаганда используется не только в политике, но и в социально – культурной сфере.

По целевой  направленности психологического воздействия  пропаганды на массовое сознание выделяют следующие формы: пропаганда созидания, пропаганда стойкости и героизма, пропаганда просвещения, пропаганда разрушения, пропаганда разделения, пропаганда устрашения и пропаганда отчаяния. [6]

Пропаганда созидания  выступает за построение социума  нового типа и призывает людей, как  граждан, принять участие в этом строительстве.

Пропаганда стойкости  и героизма воспевает мужество при  подобном построении нового общества, предлагает терпеть стойко лишения  и тяготы, например военные, подчеркивает героические и жертвенные деяния отдельных людей и граждан, приводя  их пример, как основу для массового  героизма.

Пропаганда просвещения  распространяет информацию о деятельности властей, политических активистов, глав партий, об экономике и военной  силе страны, рекламирует государственный  строй и национальный образ жизни, подчеркивает ценностные ориентиры общества, как единственно возможную и правильную систему.

Пропаганда разрушения это контрпропаганда враждебной государственной или политической идеологии. Как правило, она убеждает людей в порочности оппонентов, их злодеяниях, ошибках или преступности, разоблачает противоположную систему  ценностей, подчеркивает негативные черты  чужих лидеров.

Пропаганда разделения строится на международных или межнациональных  противоречиях: религиозных, социальных, культурных, мировоззренческих. Этот вид  пропаганды активно прибегает к  несогласиям между подчиненными и начальством, рядовыми и офицерами, между различными партийными группировками  или родами войск неприятеля.

Пропаганда устрашения призвана морально подавить, и напугать враждебное население, армию или лагерь оппонентов, она делает акцент на достоинствах стороны, экономическом, военном потенциале. Нередко она прибегает и к физическому влиянию, как наглядному инструментарию.

Пропаганда отчаяния подчеркивает и усиливает затруднения, неблагоприятную экономическую  и социальную ситуацию в неприятельском государстве и или в своей  же стране, как следствие ошибок политических оппонентов. Эта пропаганда старается убедить людей в  том, что политикам или руководству  страны нет дела до нужд и бедствий простого населения, что они не способны помочь им и что-либо кардинально  изменить. В ситуации войны рядовым  и офицерскому составу стараются  внушить отчаяние, безнадежность  и безвыходность их положения  из-за нехватки продуктов, оружия, медикаментов, бесполезность сопротивления.

Пропаганда очень  тесно связана с PR, однако она имеет и ряд отличий. PR – специализированная деятельность государственных и общественных организаций, которая обеспечивает взаимопонимание и доброжелательность в контактах с массами (публикой), социальными группами. Реализуется путем распространения информации, которая раскрывает механизмы осуществления власти, контактами, которые имитируют доверие во взаимоотношениях власти и масс. РR – важная составляющая управленческой деятельности, призвана обеспечить взаимопонимание, доверие между сферой управления и широкими общественными слоями, социальной средой.[7]

Сопоставление пропаганды и PR свидетельствует, что они являются искусством убеждения людей и влияния на их мнение. Но пропаганда осуществляется лицом, которое прямо не заинтересована в улучшении показателей деятельности предприятия, т.е. она не предусматривает кризисных ситуаций и не предотвращает их, а также не поддерживает готовность у потенциального потребителя к необходимым изменениям. В PR чаще предполагается двустороннее общение, т.е. диалог. Логика PR большей мерой направленная на достижение консенсуса в процессе купли-продажи, а не на достижение конкретного результата, изменения сознания индивидов и групп.

В пропаганде различают  субъект и объект воздействия. Субъект  воздействия может изменяться с  течением времени. Субъект, заинтересованный в формировании определенного общественного  мнения, трансформируется из правящих верхушек государств – элиты, так  называемой «аэрократии», основой которой являются ведущие международные организации, ведущие финансово-промышленные блоки стран и мира.

Информация о работе Пропаганда как коммуникация