Процесс стратегического менеджмента и пути его совершенствования

Автор: Пользователь скрыл имя, 28 Ноября 2012 в 17:42, реферат

Описание работы

Основная цель курсовой работы – изучить процесс стратегического менеджмента и пути его совершенствования.
Предметом курсовой работы являются – управленческие отношения, складывающиеся в системе формирования и развития стратегического планирования.
Объектом курсовой работы является – «ОАО МЗ РИП»

Содержание

ВВЕДЕНИЕ
ГЛАВА I. КОНЦЕПЦИЯ СТРАТЕГИЧЕСКОГО МЕНЕДЖМЕНТА В СОВРЕМЕННЫХ УСЛОВИЯХ
1.1 Концепция стратегического менеджмента
1.2 Процесс стратегического менеджмента на предприятии
1.3 Подходы к управлению стратегическими переменами
ГЛАВА II. СТРАТЕГИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ КАК ФУНКЦИЯ УПРАВЛЕНИЯ
2.1 Управление развитием предприятия как актуальная проблема менеджмента
2.2 Стратегическое планирование как основа развития предприятия
2.3 Структура процесса стратегического управления и планирования
ГЛАВА III. ОАО МУРОМСКИЙ ЗАВОД РАДИОИЗМЕРИТЕЛЬНЫХ ПРИБОРОВ
3.1 О компании ОАО МЗ РИП
3.2 Стратегия ОАО МЗ РИП
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
СПИСОК ЛИТЕРТУРЫ

Работа содержит 1 файл

Документ Microsoft Word.docx

— 80.88 Кб (Скачать)

- «размораживание» существующего  отношения (к работе);

- переход к другому уровню  отношения;

- «замораживание» (фиксация) отношения  на новом уровне.

На первой ступени реализации перемен  требуется признать, что существующее поведение и отношение к работе неудовлетворительны и от них  следует отказаться. Здесь, однако, важно отметить, что предписанное ощущение неудовлетворенности поведения  нельзя распространить на отдельных  индивидуумов. Опыт показывает, что  люди должны сами прочувствовать это и прийти к выводу, что их поведение неудовлетворительно с точки зрения новых требований к работе, вызванных переменами.

В основе второй ступени предписывающего  подхода лежит предположение  о том, что, раз сотрудники пришли к выводу о неудовлетворенности  своего поведения в отношении  работы, они должны приступить к  поиску нового, более удовлетворительного  поведения путем апробирования  различных альтернативных вариантов. Наконец, на третьей ступени, когда  определены линии желаемого поведения, следует «заморозить», зафиксировать  поведение на новом уровне. Для  успеха «замораживания» крайне важное значение имеют позитивное (поощряющее) закрепление и поддержка перемен.

Вторая группа теорий управления стратегическими  переменами называется эмерджентным подходом к переменам. В целом считается, что в рамках, что в рамках эмерджентной теории не существует единственно правильного  подхода. Некоторые специалисты  делают упор на способности компании удовлетворительно реагировать  на изменения, происходящие в деловой  окружающей среде. Иными словами, они  утверждают, что управление стратегическими  переменами должно ставить во главу  угла эффективную и быструю реакцию  компании на перемены рыночной конъюнктуры  или на расширение рынка. Другие специалисты  сосредотачивают внимание на долгосрочной потребности изменения таких  организационных факторов, как компетентность или уровень квалификации персонала. Одна из самых популярных теорий стратегических перемен утверждает, что менеджмент стратегических перемен состоит  из пять взаимосвязанных факторов:

- оценки окружающей среды деятельности;

- руководства процессом перемен;

- связанности перемен на стратегическом  и оперативном уровнях;

- стратегического управления человеческими  ресурсами;

- последовательности и логики  в управлении переменами.

Авторы теории утверждают, что каждый из этих факторов следует рассматривать  во взаимосвязи с четырьмя другими. Иными словами, для того, чтобы  процесс управления стратегическими  переменами был успешным, не только недопустимо рассматривать каждый фактор в отдельности, но также необходимо установить взаимосвязи между всеми  факторами.

В целом эмердженные теории стратегических перемен ориентированы на долгосрочную перспективу, тогда как предписывающие предполагают краткосрочную перспективу. Можно также утверждать, что по сравнению с предписывающим эмерджентный подход к стратегическим переменам менее разрушителен и менее болезнен для организации и ее человеческих ресурсов и более экономен по затратам.

Таким образом, применение того или иного  подхода к управлению стратегическими  переменами определяется стратегией, избранной компанией. Например, если компания столкнулась с краткосрочным  стратегическим кризисом, понятно, что  эмерджентный подход не может дать удовлетворительного результата, потому что в этой ситуации важнее всего  быстро отреагировать на вызовы среды.

Таким образом, можно сделать вывод, что  единственного правильного способа  введения перемен на предприятии  или в подразделении многонациональной  компании не существует. В сущности самое главное – создать правильную культуру, гарантирующую, что все будет исполняться как надо и когда не надо. С этой точки зрения предписывающий подход может показаться более привлекательным, однако он может в будущем дать нежелательные результаты.

 

 

ГЛАВА 2. СТРАТЕГИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ КАК ФУНКЦИЯ УПРАВЛЕНИЯ

 

2.1 Управление развитием  предприятия как актуальная проблема  менеджмента

 

В настоящее время важнейшей  предпосылкой стратегического планирования и роста объемов производства на отечественных предприятиях стало  развитие свободных рыночных отношений, их постоянное и непрерывное совершенствование. Следовательно, стратегическое планирование на наших предприятиях должно быть направлено на их долгосрочное развитие, достижение более высоких темпов экономического роста на основе поэтапного совершенствования различных производственно-технических факторов и организационно-управленческих структур с целью обеспечения высокого качества работы персонала и уровня жизни своих работников

Стратегическое управление в значительной степени представляет собой управление развитием. Управление любым объектом можно представить как управление функционированием и управление развитием. Чтобы выделить особенности управления развитием, необходимо уточнить, что такое развитие и что такое функционирование объекта управления.

Развитие — это движение вперед, формирование новых черт, становление новых структурных характеристик объекта. Развитие означает его эволюцию, улучшение, совершенствование, прогресс, а также рост и расширение. Применительно к организации развитие означает устойчивые изменения направления деятельности выполняемых функций, структуры организации, уровня эффективности и качества деятельности организации.

Функционирование — это обычная работа, деятельность, жизнедеятельность (организма, механизма, учреждения), выполнение функций, обязательных для продолжения существования. Функционировать — означает действовать, быть в действии, исполнять обязанности. Функционирование — это выполнение стандартных операций в относительно неизменных условиях.

Функционирование и развитие —  две стороны одного процесса. Иногда трудно провести границу между ними, в то же время они являются относительно самостоятельными сторонами бытия  объекта

Объектами развития и функционирования могут быть объекты живой и неживой природы. Развиваются и функционируют организм, человек, общество, город, регион, страна и т.д. Развиваются все социально-экономические объекты: коммерческие фирмы, органы государственного управления, регионы, города и государства. В процессе развития любой объект может приобрести новые черты в техническом, экономическом, социальном, физиологическом, функциональном, эстетическом, экологическом или любом другом смысле. Новые черты могут проявляться в усилении имеющихся или в построении новых структурных связей. Поэтому структурная перестройка, обнаруживающая новое свойство, часто становится ведущим критерием развития объекта управления.

Развитие может проявляться  в осуществлении новой комбинации уже известных вещей, сил и  процессов. Новая комбинация может  появиться в результате применения принципиально новых процессов и технологий, а может быть получена посредством небольших и относительно малых усовершенствований.

Форма и содержание экономического развития определяются тем, какие новые  комбинации факторов возникают и  как они осуществляются.

Новые комбинации могут возникать  в результате:

- производства нового блага;

- внедрения нового метода производства  уже известного блага;

- освоения нового рынка сбыта;

- получения нового источника  сырья, материалов, знаний;

- проведения реорганизации, в  том числе с целью получения  монопольного положения или использования  других дефектов рынка.

Развитие коммерческого предприятия, например, выражается в том, что предприятие:

- осваивает выпуск новой продукции;

- использует новые технологии  и методы производства, в частности  современные информационные системы;

- применяет современные методы  менеджмента;

- осваивает новые рынки сбыта;

- патентует основные изобретения  и ноу-хау с целью дальнейшего  лицензирования;

- формирует собственные филиалы;

- вступает в стратегические  альянсы с другими аналогичными  фирмами с целью получения  монопольного положения и использования ценовой дифференциации.

Управление развитием становится все более актуальным по мере того, как растет темп социально-экономических  изменений. Особенно ярко ускорение  социально-экономического развития организаций, стран и сообществ проявлялось в XX веке. Увеличивалась скорость распространения информации, формировались новые социально-экономические связи, время «сжималось», соответственно темпы социально-экономического развития увеличивались. В начале XXI в. страны и народы, компании и организации, лидеры и менеджеры сталкиваются с необходимостью самообновления, так как темпы научно-технического и социального прогресса продолжают ускоряться. Неуклонное обновление мира требует от людей их собственного непрерывного развития.

В постоянно меняющихся условиях современного мира развитие организаций является не только следствием естественной эволюции, но и результатом целенаправленных усилий их руководителей. В соотношении  «управление функционированием — управление развитием» все больший удельный вес приобретает управление развитием.

Основные составляющие управления развитием — это формирование видения, выявление целей и задач, определение стратегии, разработка планов развития, установление соответствующего лидерства. Любую организацию можно представить как совокупность умений, навыков, квалификаций и компетентности, которые должны быть направлены прежде всего на развитие организации. В связи с этим меняется и содержание управленческой деятельности: оно в меньшей степени направлено на администрирование и в большей — на преобразования. Рождается новый тип лидеров, которые не просто управляют, а трансформируют объект управления, сами одновременно обучаясь и стимулируя постоянное обучение и повышение творческой активности своего персонала.

Стратегическое управление в значительной степени представляет собой управление развитием. Менеджмент развития в отличие  от менеджмента функционирования носит  менее рутинный характер и в большей  мере основывается на творчестве. Менеджмент развития в обязательном порядке  учитывает меняющиеся внешние условия, постоянно ориентируется на цели развития и имеет стратегический характер. Менеджмент развития — органическая и неотъемлемая часть управления любым объектом, в то же время  обособленная и относительно самостоятельная.

Менеджмент развития проявляется  в различных формах, в частности  в стратегическом планировании, развитии культуры организации, организационном  развитии, а также в таких конкретных технологиях менеджмента, как бизнес-планирование, группы качества и др.

Основной формой, в которой реализуется  менеджмент развития, является стратегическое планирование.

 

 

2.2 Стратегическое планирование  как основа развития предприятия

 

Вообще выделяют следующие стадии деятельности любого предприятия:

1) становление — предприятие  находится на стадии формирования  организационной структуры и  коллектива сотрудников. Существенной  характеристикой становления является  динамичность структуры деятельности  и состава работников;

2) функционирование, воспроизводящая  деятельность в рамках фиксированной  и неизменной нормы с системой  обеспечивающих звеньев;

3) развитие — перестройка деятельности  в условиях достижимости прежних  макроцелей путем качественного  изменения механизме деятельности;

4) кризис (деградация, редукция) —  распад деятельности, предопределенный  продолжительным сочетанием двух  факторов: созревшими объективными  предпосылками к изменению деятельности  организации (проблематизация функционирования) и игнорированием этих предпосылок управленческим звеном.

Развитие возможно только на стадии функционирующей деятельности: в  случае, когда деятельность находится  на стадии становления, еще отсутствует  «статическое состояние» деятельности, которое только и можно изменить. Но поскольку на стадии становления  внутренний механизм работы организации  только оформляется, то развиваться  деятельность не может. Попытки развивать  предприятие на этой стадии могут  привести к его развалу. При деградации происходит разрушение («стирание») устоявшихся  форм. Поэтому, прежде чем развивать  деятельность на стадии деградации, необходимо остановить процесс распада (зафиксировать  состояние). Только после восстановления функционирующего (воспроизводящегося) характера деятельности можно приступать к ее развитию.

Развитие всегда связано с качественными и структурными изменениями, суть которых сводится к формированию новой, более сложной внутренней формы, адаптированной к изменившимся внешним условиям и способной обеспечить динамичное равновесие.

Так, в теории планирования под  развитием принято понимать соответствующие  изменения существующей производственной или экономической системы, достижение необходимого ее роста и обновление отдельных подсистем или их частей.

Необходимо отметить, что рост и  развитие – это не одно и то же: рост может происходить с развитием или при его отсутствии.

Рост — это лишь количественный тип изменения при сохранении целостности изменяемого. Т.е. в большинстве случаев рост означает повышение размеров или числа объектов. К росту корпорации, предприятия относятся как увеличение их размеров, так и расширение деятельности по следующим показателям: объем производства, доля на рынке, численность персонала, величина продаж, чистая прибыль и т.д. Предприятия (фирмы) как организованные системы могут стимулировать свой рост, осуществляя целенаправленный выбор, например, расширение рынка сбыта, привлечение инвестиций и т.п. Ограничение роста не ограничивает развитие. Вопреки распространенным представлениям, скажем, развитие личности не есть условие или состояние, определяемое тем, чем человек обладает.

Информация о работе Процесс стратегического менеджмента и пути его совершенствования