Процесс стратегического менеджмента и пути его совершенствования

Автор: Пользователь скрыл имя, 28 Ноября 2012 в 17:42, реферат

Описание работы

Основная цель курсовой работы – изучить процесс стратегического менеджмента и пути его совершенствования.
Предметом курсовой работы являются – управленческие отношения, складывающиеся в системе формирования и развития стратегического планирования.
Объектом курсовой работы является – «ОАО МЗ РИП»

Содержание

ВВЕДЕНИЕ
ГЛАВА I. КОНЦЕПЦИЯ СТРАТЕГИЧЕСКОГО МЕНЕДЖМЕНТА В СОВРЕМЕННЫХ УСЛОВИЯХ
1.1 Концепция стратегического менеджмента
1.2 Процесс стратегического менеджмента на предприятии
1.3 Подходы к управлению стратегическими переменами
ГЛАВА II. СТРАТЕГИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ КАК ФУНКЦИЯ УПРАВЛЕНИЯ
2.1 Управление развитием предприятия как актуальная проблема менеджмента
2.2 Стратегическое планирование как основа развития предприятия
2.3 Структура процесса стратегического управления и планирования
ГЛАВА III. ОАО МУРОМСКИЙ ЗАВОД РАДИОИЗМЕРИТЕЛЬНЫХ ПРИБОРОВ
3.1 О компании ОАО МЗ РИП
3.2 Стратегия ОАО МЗ РИП
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
СПИСОК ЛИТЕРТУРЫ

Работа содержит 1 файл

Документ Microsoft Word.docx

— 80.88 Кб (Скачать)

СОДЕРЖАНИЕ

 

ВВЕДЕНИЕ

ГЛАВА I. КОНЦЕПЦИЯ СТРАТЕГИЧЕСКОГО МЕНЕДЖМЕНТА В СОВРЕМЕННЫХ УСЛОВИЯХ

1.1 Концепция стратегического менеджмента

1.2 Процесс стратегического менеджмента на предприятии

1.3 Подходы к управлению стратегическими  переменами

ГЛАВА II. СТРАТЕГИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ КАК ФУНКЦИЯ УПРАВЛЕНИЯ

2.1 Управление развитием предприятия  как актуальная проблема менеджмента

2.2 Стратегическое планирование  как основа развития предприятия

2.3 Структура процесса стратегического  управления и планирования

ГЛАВА III. ОАО МУРОМСКИЙ ЗАВОД РАДИОИЗМЕРИТЕЛЬНЫХ ПРИБОРОВ

3.1 О компании ОАО МЗ РИП

3.2 Стратегия ОАО МЗ РИП

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

СПИСОК ЛИТЕРТУРЫ

 

 

ВВЕДЕНИЕ

 

Стратегический менеджмент – это  концепция, не так давно появившаяся  в практике менеджмента. В первую очередь стратегический менеджмент рассматривает проблемы роста и  выживания крупных организаций, но в настоящее время, когда малые  предприятия играют столь существенную роль, их потребности в стратегическом менеджменте уже нельзя игнорировать. Бизнес играет очень важную роль в  обеспечении процветания экономики, в создании рабочих мест, развитии технологических инноваций. Поэтому  причинам трудно переоценить значение стратегического менеджмента для  бизнеса. Изучению и анализу этой области стратегического менеджмента  лишь в недавнее время стали уделять  должное внимание.

Сейчас многие специалисты посвящают  свои исследования проблемам формирования и реализации стратегий в условиях малых предприятий. Несмотря на мощную поддержку со стороны государства, ежегодно множество малых предприятий  терпят крах. И одна из главных причин, лежащих в основе провала –  повсеместный недостаток навыков и  компетентности в области стратегического  менеджмента у руководителей  предприятий. Это в свою очередь  обуславливает неспособность разрабатывать  адекватные системы контроля и управления бизнесом.

Основная цель курсовой работы –  изучить процесс стратегического менеджмента и пути его совершенствования.

Предметом курсовой работы являются – управленческие отношения, складывающиеся в системе формирования и развития стратегического планирования.

Объектом курсовой работы является – «ОАО МЗ РИП»

В настоящее время важнейшей  предпосылкой стратегического планирования и роста объемов производства на отечественных предприятиях стало  развитие свободных рыночных отношений, их постоянное и непрерывное совершенствование. Поэтому сейчас стратегическое планирование на отечественных предприятиях должно быть направлено на их долгосрочное развитие, достижение более высоких темпов экономического роста на основе поэтапного совершенствования различных производственно-технических факторов и организационно-управленческих структур с целью обеспечения высокого качества работы персонала и уровня жизни своих работников.

Процесс стратегического планирования по своей сути является доминантой, которой определяются все управленческие функции. Практика показывает, что, используя преимущества стратегического планирования, организации в целом и отдельные люди получают в свои руки эффективный способ оценки цели и направления развития предприятия. Основная функция стратегического планирования – обеспечивать основу для управления организацией.

Процесс планирования в условиях современного рынка, характеризуемого высокой степенью неопределенности, требует от специалистов предприятия  значительных усилий, новых навыков  и знаний, а также применения современных  методик и инструментов.

Стратегическое планирование является основой для всех управленческих решений. Функции организации, мотивации и контроля ориентированы на выработку стратегических планов. Процесс стратегического планирования обеспечивает основу для управления членами организации.

Проецируя все сказанное выше на реалии обстановки в нашей стране, можно отметить, что стратегическое планирование становится все более  актуальным для российских предприятий, которые вступают в жесткую конкуренцию  как между собой, так и с  иностранными корпорациями.

Стратегическое планирование обеспечивает основу для мотивации и контроля ориентированы на выработку стратегических планов. Динамичный процесс стратегического планирования является тем зонтиком, под которым укрываются все управленческие функции, не используя преимущества стратегического планирования, организации в целом и отдельные люди будут лишены четкого способа оценки цели и направления корпоративного предприятия. Стратегическое планирование становится все более актуальным для российских предприятий, которые ведут или стремятся вести жесткую конкуренцию как между собой так и с иностранными корпорациями.

 

 

ГЛАВА I. КОНЦЕПЦИИ СТРАТЕГИЧЕСКОГО МЕНЕДЖМЕНТА В СОВРЕМЕННЫХ УСЛОВИЯХ

 

    1. Концепции стратегического менеджмента1

 

Так что же представляет собой стратегический менеджмент? Каковы его основные компоненты и отличается ли он от других видов  менеджмента? Чтобы ответить на эти  вопросы, следует рассмотреть различные  определения стратегического менеджмента.

В стратегическом менеджменте доминирующая парадигма характеризуется двумя  основными принципами: формирование стратегии и ее применением. Основной вклад в развитие этих подходов внесли такие выдающиеся ученые, как Ansoff, Andrews, Porter. В целом суть стратегического менеджмента состоит в том, как разрабатываются и реализуются стратегии. С другой стороны, формирование стратегий определяется тем, каким образом компания предпочитает определять свою стратегию и как она ее реализует посредством стратегического менеджмента. В конечном счете именно подход к формированию стратегии определяет возможный стиль менеджмента. С другой стороны, управленческий стиль и степень эффективности высшего звена руководства могут в свою очередь оказать влияние на процесс формирования стратегий в организациях. В результате на вооружение принимается конкретный подход к стратегическому менеджменту. Только после того как компания определит, каким образом она намерена формировать стратегию, можно с эффективностью следовать путем стратегического менеджмента. Разработка стратегии может быть либо формальной, либо рациональной, появляющейся или последовательно развивающейся по логически обоснованной траектории. Стратегический менеджмент призван управлять процессом разработки стратегии и тем, как и где анализируются внешняя среда деятельности организации – это предшествует выбору и реализации стратегии.

Прежде чем приступить к рассмотрению процесса стратегического менеджмента, целесообразно дать ему определение. Что же такое стратегический менеджмент? Thompson утверждает, что область, которой адресован стратегический менеджмент, - это «управленческие процессы и решения, определяющие долгосрочную структуру и характер деятельности организации». В это определение включены пять ключевых понятий: управленческий процесс, управленческие решения, временной масштаб, структура организации, ее деятельность.

Ansoff и McDonnel разграничивают постановку задач (касающуюся целей) и стратегию (касающуюся средств). В рамках предмета стратегического менеджмента они определяют этот процесс как систематический подход к управлению стратегическими переменами, включающий позиционирование компании посредством стратегии и планирование ее возможностей, стратегическое реагирование в режиме реального времени посредством управления проблемами и систематический контроль сопротивления персонала в процессе реализации стратегий. Это определение, скорее, отражает адаптивный подход к стратегическому менеджменту.

По мнению Johnson и Scholes, недостаточно ограничиваться утверждением, что стратегический менеджмент представляет собой процесс принятия стратегических решений, поскольку стратегический менеджмент по своей природе в корне отличается от других аспектов менеджмента. Конечно, для эффективной реализации стратегии эти задачи жизненно важны, но их нельзя отождествлять со стратегическим менеджментом. Johnson и Scholes полагают, что стратегический менеджмент не ограничивается принятием решений по основным проблемам, с которыми сталкивается организация, но также обеспечивает реализацию выработанной стратегии. Они выделяют три основных элемента стратегического менеджмента: стратегический анализ, стратегический выбор и реализацию стратегии.

В противоположность этой точке  зрения Stacey определяет стратегический менеджмент как процесс постановки фундаментальных целей или задач организации, направляемый высшим руководством. В рамках стратегического менеджмента высшее руководство вырабатывает ряд решений, позволяющих в долгосрочном плане достичь поставленных целей или задач, в то же время обеспечивая меры ответной реакции на возникающие в краткосрочном плане проблемы.

Goldsmith утверждает, что новая возникающая подобласть (стратегического менеджмента) начинает рассматривать реализацию и оценку стратегий скорее как критические компоненты организационного успеха, чем как анализ фирмы, среды ее деятельности и формирования стратегий. Это – стадии действий и их оценки в рамках процесса стратегического менеджмента. Далее он допускает, что «стратегический менеджмент в целом представляет собой обширное поле деятельности, включающее планирование стратегии, ее реализацию и корректировку или применение стратегии в целях достижения желаемых результатов».

Считается, что существо стратегического  менеджмента заключается в постановке фундаментальных целей организации, выборе задач, в наибольшей степени  способствующих достижению этих целей, и в постоянном осуществлении  обеих этих функций. David придерживается мнения, что стратегический менеджмент можно определить как искусство и науку разработки, реализации и оценки перекрестно-функциональных решений, позволяющих организации достичь своих целей. Это определение подразумевает, что стратегический менеджмент концентрирует внимание на интегрировании управленческих способностей и таких методов, как маркетинг, финансовый учет, управление человеческими ресурсами, производственный менеджмент и НИОКР в целях достижения успеха организации.

Таким образом, стратегический менеджмент представляет собой набор таких  управленческих решений и действий, которые определяют долгосрочное функционирование корпорации. Wheelen и Hunger утверждают, что стратегический менеджмент включает в себя «сканирование» среды деятельности (как внутренней, так и внешней), формирование стратегии (стратегическое, или долгосрочное, планирование), реализацию стратегии, ее оценку и контроль. Изучение стратегического менеджмента делает особый упор на мониторинг и оценку внешних возможностей и угроз в свете достоинств и недостатков корпорации.

 

1.2 Процесс стратегического менеджмента на предприятии2

стратегический менеджмент управление

Отличается  ли процесс стратегического менеджмента в малых и средних предприятиях от аналогичного процесса в крупных компаниях? Что, в сущности, представляет собой процесс формирования и реализации стратегии в рамках бизнеса? По утверждению Wheelen и Hunger, этот процесс не вписывается в рамки крупного и среднего бизнеса и новых предпринимательских рискованных начинаний. Компании такого типа должны иметь новую миссию, новые задачи, новые стратегии и новую политику, которые должны стать результатом соотнесения внешних возможностей и угроз внутренним преимуществам и недостаткам. Поэтому указанные авторы предложили модифицированную версию модели стратегического менеджмента, которая в большей степени соответствует новому предпринимательскому бизнесу.

- Разработка  основной идеи бизнеса – продукт  и /или услуги, имеющие целевого  потребителя и/или целевые рынки.  Подобная идея может возникнуть  на основе опыта предпринимателя  или быть результатом творческого  озарения.

- Тщательное  изучение и оценка внешней  среды, чтобы выявить факторы  социальной среды и среды деятельности; это позволяет определить возможности  и угрозы. В центре процесса  сканирования должны находиться  потенциал рынка и доступность  ресурсов.

- Тщательное  изучение и оценка внутренних  факторов нового бизнеса. Предпринимателю  следует объективно оценить личные  активы, области, в которых он  особенно компетентен, личные  способности и опыт – все  с точки зрения организационных  потребностей нового бизнеса.

- Анализ  стратегических факторов в свете  текущей ситуации с применением  SWOT-анализа. Потенциальные преимущества и слабые места предприятия следует оценивать в свете возможностей и угроз внешней среды.

- Принятие  решения о том, следует или  не следует действовать. Если  представляется, что главную идею  бизнеса осуществить реально,  следует продолжать действовать.  В противном случае необходимо  отказаться от дальнейшей разработки  идеи до тех пор, пока не  изменятся стратегические факторы.

- Создание  бизнес-плана, содержащего практические  меры по претворению идеи в  действительность.

- Реализация  бизнес-плана с использованием  планов действий и практических  мер.

- Оценка  реализованного бизнес-плана –  сопоставление фактических результатов  деятельности с запланированными. В той степени, в какой фактические результаты деятельности отличаются в ту или иную сторону от запланированных, предпринимателю следует пересмотреть миссию компании, ее задачи, стратегии, политику и программы и по возможности внести изменения в первоначальный бизнес-план.

 

 

1.3 Подходы к управлению  стратегическими переменами

 

Руководители должны четко представлять себе, каким образом следует управлять  внедрением перемен, какие действия необходимо предпринять, чтобы их грамотно спланировать и провести. В целом  существуют два подхода к управлению стратегическими переменами. Первый – предписывающий подход к стратегии, который можно считать процессом, направленным по нисходящей, сверху вниз. В рамках этого подхода управление переменами рассматривается как поэтапный процесс. Второй подход можно назвать спонтанно возникающим (эмерджентным) подходом к управлению стратегическими переменами. В области эмерджентной теории не существует единственной, самой лучшей практики или единственного решения проблемы. В этом случае стратегические перемены рассматриваются как возможность обучения – это, скорее, интересная, сложная проблема, дерзкий вызов, а не кризис.

В основе эмерджентного подхода  лежат существенно важные, базовые теории: теория обучения и пять факторов теории стратегических перемен.

В рамках предписывающего подхода  к управлению переменами относятся  как к трехступенчатому процессу «размораживания» и «замораживания». Этот период к осуществлению перемен  был разработан еще в 1952 г.; он предполагает три ступени реализации организационных перемен:

Информация о работе Процесс стратегического менеджмента и пути его совершенствования