Принципы и методы сегментации рынка

Автор: Пользователь скрыл имя, 15 Февраля 2013 в 11:24, курсовая работа

Описание работы

Основная цель заключается в том, чтобы систематизировать и обобщить имеющиеся сведения и выявить действительное состояние в маркетинговой сфере.
Из поставленной цели вытекают следующие задачи: изучить теоретические аспекты сегментации рынка, рассмотреть сегментирование рынка как одно из основных направлений маркетинговой деятельности и выявить пути развития сегментации рынка.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ
1 ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ СЕГМЕНТАЦИИ РЫНКА
1.1 Маркетинговое исследование рынка и его основные понятия
1.2 Процесс сегментации рынка и его этапы
1.3 Классификация рынков и их характеристики
2 СЕГМЕНТИРОВАНИЕ РЫНКА КАК ОДНО ИЗ ОСНОВНЫХ НАПРАВЛЕНИЙ МАРКЕТИНГОВОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
2.1 Основные принципы сегментирования
2.2 Методы сегментирования
3 ПУТИ РАЗВИТИЯ СЕГМЕНТАЦИИ РЫНКА
3.1 Отбор целевых сегментов рынков
3.2 Нахождение целевого сегмента по параметрам потребительского рынка
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ

Работа содержит 1 файл

новая курсовая.docx

— 51.58 Кб (Скачать)

Данная стратегия требует  от компании разделения рынка на сегменты, увеличения стадий производства и маркетинговых операций, однако компания надеется, что дополнительные расходы будут перекрыты ростом продаж и прибылей. Компания определяет специфику потребности каждого рынка и старается увязать свой комплекс маркетинговых мероприятий с индивидуальными потребностями. Эта колоссальная работа редко выполнима без децентрализации усилий, т. е. без наделения самостоятельностью отдельных подразделений компании [15].

Концентрированный маркетинг (concentratedmarketing) (целевой) позволяет предприятию концентрировать усилия на большой доле одного или нескольких субрынков. Эта стратегия предполагает сосредоточение усилий по производству и реализации на наиболее многообещающих, но ограниченных регионах рынка. Вместо того чтобы распылять усилия по многим рынкам, фирма концентрирует внимание на увеличении сбыта товаров в тех сегментах, где для этого имеются более благоприятные возможности. В дальнейшем, добившись необходимой степени присутствия на освоенных рынках, она последовательно переносит свою деятельность на другие рынки.

Благодаря этой стратегии предприятие обеспечивает себе прочную рыночную позицию в обслуживаемых сегментах, поскольку оно лучше других знает нужды этих сегментов и пользуется определенной репутацией. Но ее применение связано с повышенным уровнем риска, так как избранный сегмент рынка товаров и услуг может не оправдать надежд. Стратегия концентрированного маркетинга ограничивает не только число рынков, но и виды предлагаемой продукции и услуг и весь комплекс маркетинга. Уровень издержек еще больше возрастает (затраты на маркетинговые исследования, исследования по НТП и новым технологиям, "ноу-хау" и т.д.), а конкуренция уменьшается [19].

Как правило, на первых стадиях  осуществления своей деятельности, предприятием используется стратегия недифференцированного и/или концентрированного маркетинга, т. е. когда компания намерена масштабно проникнуть на рынок. В противном случае, если фирме приходится затрачивать значительные средства и усилия на приспособление комплекса маркетинга к специфике требований различных рынков, более оправданной будет стратегия концентрированного маркетинга.

Стратегия диверсификации маркетинговых  усилий на множество рынков предпочтительна, если фирма располагает товарами высокого качества, если темпы роста емкости целевых рынков достаточно высокие, если затраты на приспособление товара, рекламы и других средств воздействия на спрос незначительны.

Справедливости ради следует  сказать, что лишь небольшое число  компаний использует метод концентрированного маркетинга. Важно, чтобы компания, принявшая решение осуществлять стратегию концентрированного маркетинга, выбрала из всех имеющихся у нее  возможностей такой рынок, который в перспективе принес бы максимальную прибыль. Таким образом, компания должна определить:

- емкость рынка в настоящем  и в будущем;

- свою долю в этом  рынке;

- собственные изделия  производства к настоящему времени  и возможные изменения их в будущем.

На этой основе компания в состоянии подсчитать возможность  поступлений. Но решать эту задачу приходится для каждого отдельного рынка, что  часто требует больших затрат.

Обширная программа исследования рынков, как правило, экономически нецелесообразна, поэтому следует прибегнуть к системному анализу, в основе которого лежит:

- относительно недорогое  кабинетное исследование (большинство  данных может быть получено  в своей стране);

- охват всех потенциальных  рынков;

- исключение в нисходящей  последовательности наименее подходящих рынков;

- размещение оставшихся  рынков по степени их предпочтения.

После этого можно приступать к более дорогостоящему полевому исследованию непосредственно на приоритетных рынках для принятия решения о  выходе на один или несколько рынков.

При выборе стратегий охвата рынка необходимо учитывать следующие факторы.

1. Ресурсы фирмы. При  ограниченности ресурсов наиболее  рациональной оказывается стратегия  концентрированного маркетинга.

2. Степень однородности  продукции. 

Стратегия недифференцированного маркетинга подходит для единообразных товаров (например, сталь). Для товаров, которые могут отличаться друг от друга по конструкции (фотокамеры, автомобили), больше подходят стратегии дифференцированного или концентрированного маркетинга.

3. Этапы жизненного цикла  товара (ЖКТ). При выходе фирмы  на рынок с новым товаром  целесообразно предлагать один  вариант новинки. Наиболее разумно  использовать стратегии не дифференцированного или концентрированного маркетинга.

4. Степень однородности  рынка. Если у покупателей одинаковые  вкусы, то они закупают одно  и то же количество товара  в одни и те же отрезки  времени и одинаково реагируют  на одни и те же маркетинговые стимулы. Здесь уместно использовать стратегию недифференцированного маркетинга.

5. Маркетинговые стратегии конкурентов. Если конкуренты применяют недифференцированный маркетинг, фирма может получить выгоды от использования стратегий дифференцированного или концентрированного маркетинга.

Решая вопрос о собственном  позиционировании товара, предприятие  должно определить позиции всех имеющихся  конкурентов. Существует два пути позиционирования товара на рынке:

- первый путь - это позиционирование товара рядом с одним из существующих конкурентов и борьба за долю рынка;

- второй путь - это возможность  предприятия уйти от конкурентов  с помощью разработки товара, которого еще нет на мировом  рынке.

При создании совершенно нового товара руководство предприятия должно удостовериться в технических и экономических возможностях предприятия для создания новой продукции и в наличии у покупателя потребности в данном виде продукции.

Конкурентное позиционирование товара может быть обеспечено различными свойствами товара, его качеством, оформлением, ассортиментом, ценой и другими характеристиками [12].

Из выше сказанного –  отбор целевых сегментов рынков основывается на 3х стратегиях, которыми в свою очередь могут воспользоваться предприятия.

3.2Нахождение целевого сегмента по параметрам потребительского

рынка

 

Потребительский рынок –  это рынок конечных потребителей, которые приобретают товары для  личного, домашнего или семейного  пользования.

Сегменты потребительского рынка могут выделяться на основе региональных критериев, демографических  критериев и критериев жизненного стиля потребителей.

Региональные критерии представляют собой основные отличительные характеристики городов, областей, регионов. Предприятие  может использовать одну или несколько  демографических особенностей для  сегментации своего рынка. Стратегии сегментации делают упор на выделение и использование географических отличий.

Основные региональные критерии следующие.

Расположение региона  может отражать различия в доходе, культуре, социальных ценностях и  других потребительских факторах. Например, один район может быть более консервативным, чем другой.

Численность и плотность  населения показывает, достаточно ли в регионе людей, чтобы обеспечить сбыт и облегчить проведение маркетинговой  деятельности.

Транспортная сеть региона  представляет собой сочетание массового общественного транспорта и автомагистралей. Регион с ограниченной сетью массового общественного транспорта, скорее всего имеет иные определенные потребности, чем регион с хорошо развитой системой транспорта и легковых автомобилей.

Климат также может являться критерием сегментации рынка, например, для фирм, специализирующихся на калориферах и кондиционерах [8].

Структура коммерческой деятельности в регионе включает ориентацию на туристов, рабочих и служащих, и  других лиц, проживающих в данном регионе. Туристов привлекают отели и кемпинги, рабочих – места общественного питания с быстрым обслуживанием, жителей городов -универмаги. Крупные города обычно располагают торговыми районами, пригороды имеют торговые центры. Каждый торговый район или центр имеет свой отличающийся образ и сочетание различных магазинов.

Доступность средств массовой информации меняется по регионам и  существенно сказывается на способности  компании осуществлять сегментацию. Например, один город имеет собственную  телевизионную станцию, а другой – нет. Это затруднит розничной торговле во втором городе целенаправленный выход именно на потребителей в близкорасположенном районе. Многие национальные издания, особенно газеты и журналы, в настоящее время имеют региональные издания или вкладыши, чтобы позволить компаниям помещать рекламу в расчете на соответствующую региональную аудиторию.

Динамика развития региона  может характеризоваться стабильностью, падением или ростом. Компания, скорее всего, столкнется с “неразработанным”  рынком в развивающемся регионе и с насыщенным рынком в стабильном или сокращающемся регионе.

Юридические ограничения  меняются в зависимости от города и области. Фирма может принять  решение не выходить на рынок, на котором  ограничивается ее деятельность. Однако если она решает действовать на нем, то должна соблюдать правовые требования [16].

Демографические критерии представляют собой основные особенности отдельных  людей или их групп. Они часто  используются в качестве базиса для  сегментации, поскольку от них во многом зависят требования к покупкам. Персональные демографические характеристики могут быть следующими.

Возрастные категории  – так можно разделить людей, например, на детей, подростков, взрослых и людей пожилого возраста. Возраст  часто используется в качестве фактора сегментации. Пол также является важной сегментационной переменной, особенно для таких товаров, как текстиль, косметика, ювелирные украшения, личные услуги, например, парикмахерские услуги.

Уровень образования может  также использоваться для выделения  рыночных сегментов. Малообразованные потребители тратят меньше времени на покупки, меньше читают и в большей мере предпочитают хорошо известные товарные марки, чем потребители, имеющие специальное или высшее образование. Последние более склонны сравнивать магазины, читать некоммерческие источники информации и приобретать товар, который они считают наилучшим, независимо от того, хорошо он известен или нет.

Мобильность характеризует, как часто потребитель меняет место жительства. Мобильные потребители  опираются на общенациональные торговые марки и магазины, и неличностную информацию. Немобильные потребители опираются на приобретенные знания о различиях между отдельными магазинами и собственную информацию.

Дифференциация доходов  делит потребителей на группы с низкими, средними и высокими доходами. Каждая категория располагает различными ресурсами на приобретение товаров и услуг. Цена, которую взимает компания, помогает определить, на кого она ориентируется [18].

Профессия потребителей может  влиять на покупки. Например, строительный рабочий имеет другие требования к одежде и продуктам питания, чем лица, продающие вычислительную технику. Первые надевают фланелевые рубашки, джинсы, рабочие ботинки и приносят с собой обеды. Вторые носят костюмы-тройки, модную обувь и водят клиентов в рестораны.

Семейное положение и  размер семьи также могут составлять основу сегментации. Многие фирмы ориентируют  свою продукцию или на холостых, или на семейных людей. Сегментация  по размерам семьи порождает, например, различные размеры упаковки товаров.

Персональнодемографические  профили также часто используются при планировании сегментационной  стратегии. Такие профили учитывают  несколько факторов. Например, пол, образование, доход одновременно (для продажи автомобилей определенного класса).

Жизненный стиль потребителей определяет, как люди живут и расходуют  время и деньги. Разрабатывая профили  стилей жизни, фирмы могут выходить на четкие рыночные сегменты. Критерии жизненного стиля потребителей, важные при сегментации рынка, могут  быть следующими.

Социальные группы и этапы  жизненного цикла семьи – первые возможные критерии рыночной сегментации.

Степень использования товара относится к объему товара или  услуг, которые приобретает потребитель. Потребитель может использовать совсем немного, немного или очень много. В некоторых случаях менее 20 % потребителей делают более 80 % покупок [7].

Опыт использования означает прежний опыт потребителя в отношении  товара или услуги. Поведение не имеющих опыта потребителей существенно  отличается от поведения потребителей, имеющих значительный опыт. Кроме того, фирма должна различать не пользователей, потенциальных пользователей и регулярных пользователей. Каждый из этих сегментов имеет различные потребности.

Приверженность торговой марке может иметь три формы: отсутствие, определенная и полная. Если она отсутствует, то потребитель  ничего не предпочитает, его привлекают распродажи, он часто меняет торговые марки и готов испробовать  новые товары и услуги. Если существует определенная приверженность, то потребитель предпочитает несколько марок, его привлекают скидки по ним, он редко их меняет и обычно не стремится апробировать новые. При полной приверженности потребитель настаивает на одной марке, его не привлекают скидки по другим, он никогда не меняет марки и не будет пробовать новую.

Типы личности – критерий сегментирования рынка, например, на интровертов и экстравертов, легко  убеждаемых и трудно убеждаемых. Потребители-интроверты более консервативны и систематичны в своем поведении при совершении покупок, чем экстраверты. Трудно убеждаемые люди негативно реагируют на интенсивную персональную продажу и скептически относятся к рекламной информации. Легко убеждаемых людей можно склонить к покупке при помощи интенсивных методов сбыта, они поддаются рекламной информации.

Информация о работе Принципы и методы сегментации рынка