Автор: Пользователь скрыл имя, 07 Марта 2013 в 14:04, лекция
В современных условиях процесс управления предприятием требует комплексного решения многочисленных проблем с использованием новых подходов к управлению. Проблемы возникают под воздействием как внешних, так и внутренних факторов. К внешним факторам, в первую очередь, относятся быстро изменяющаяся экономическая ситуация в России, рыночные критерии эффективности, неопределенность правовой стороны деятельности предприятия, конкуренция. Внутренним фактором является среда принятия решения, которая в последнее время чаще всего является неопределенной.
Введение
ЛЕКЦИЯ 1. Контроллинг как инструмент управления предприятием
1.1. Предпосылки формирования и развития контроллинга
1.2.Сущность контроллинга. Цель контроллинга.
1.3. Задачи и функции контроллинга
ЛЕКЦИЯ 2. Информационная поддержка контроллинга
2.1. Источники информации
ЛЕКЦИЯ 3.Создание системы контроллинга на предприятии
3.1. Создание службы контроллинга на предприятии
3.2. Структура и состав службы контроллинга
РАЗДЕЛ 4. Контроллер, его функции и обязанности.
4.1 Кто такой контроллер
4.2. Функции контроллера в теории и практике управления
4.3. В чем разница между деятельностью контроллера и финансиста?
РАЗДЕЛ 5. Прикладной контроллинг
5.1. Контроллинг маркетинга
5.2. Контроллинг логистики
5.3. Финансовый контроллинг
5.4. Контроллинг инвестиций
5.5. Контроллинг инноваций
Заключение
Глоссарий
Список рекомендуемой литературы
Проект – конкретное мероприятие, в которое вкладываются денежные средства с целью получения прибыли и/или прироста капитала.
Проект-контроллинг – надзор за ходом реализации проекта, контроль и информационная поддержка эффективного управления проектом.
Проектное управление – формируются одна или несколько групп, в которых сосредотачиваются материальные, людские и финансовые ресурсы.
Процесс контроллинга инноваций –
Расчет маржинальной прибыли – с помощью этого метода анализируется эффективность мероприятий в области маркетинга.
Рентабельность предприятия – показывает эффективность функционирования предприятия, то есть способность генерировать дополнительный продукт.
Риск – в широком смысле – возможность появления обстоятельств, обусловливающих:
- неуверенность или невозможность получения ожидаемых результатов от реализации поставленной цели;
- нанесение материального ущерба;
- опасность валютных потерь и др.
Риск – в узком смысле – поддающаяся измерению вероятность понести убытки или упустить выгоду.
Сбытовая политика – выбранные ее руководством совокупность сбытовых стратегий маркетинга и комплекс мероприятий (решений и действий) по формированию ассортимента выпускаемой продукции и ценообразованию, по формированию спроса и стимулированию сбыта, заключению договоров продажи (поставки) товаров, товародвижению, транспортировке, по инкассации дебиторской задолженности, организационным, материально-техническим и прочим аспектам сбыта.
Сектора финансового плана – оборот; текущие внешние для предприятия платежи; инвестиционная деятельность; платежи, связанные с заемным финансированием; платежи от неосновной деятельности; налоговые платежи; прочие платежи.
Сравнительный анализ – анализ причин и факторов, влияющих на результаты хозяйственной деятельности предприятия в сфере маркетинга.
Среднесрочное финансовое планирование – предусматривает уточнение запланированных выплат, их объемов и сроков, дополняет долгосрочное планирование.
Статические методы инвестиционных расчетов –
Стратегический контроллинг маркетинга – включает стратегическое планирование и контроль, которые предусматривают:
Структурное поддержание ликвидности – стремится удерживать сбалансированную структуру капитала, чтобы обеспечить предприятию возможность привлечения дополнительных финансовых средств.
Текущее обеспечение ликвидности – направлено на финансовый план, куда включены все потоки платежей, поступления и выплаты, относящиеся к финансированию, инвестированию и собственному капиталу.
Управляющий проектом – специальный помощник руководителя, отвечающий за реализацию проекта.
Финансирование – обеспечение предприятий необходимыми финансовыми ресурсами. Финансирование осуществляется из внутренних и из внешних источников, в виде ассигнований из средств бюджета, кредитных средств, иностранной помощи, взносов других лиц.
Финансовая «паутина» – графический инструмент, с помощью которого поясняется связь между различными целями финансового контроллинга.
Финансовый анализ – изучение ключевых параметров и коэффициентов, дающих объективную картину финансового состояния предприятия: прибыли и убытков, изменений в структуре активов и пассивов, расчетах с дебиторами и кредиторами, ликвидности, устойчивости и т.д.
Финансовый контроллинг – это набор методик, направленных на совершенствование учетной политики и управленческой практики предприятий, исходя из финансовых критериев успешности функционирования предприятия.
Финансовый план – центральный объединяющий план, выполняющий интегрирующую функцию.
Функции контроллинга – сбор и обработка информации на разных «ярусах» системы управления, необходимой для принятия управленческих решений и планирования деятельности организации; формирование системы стратегического и оперативного планирования и поиск информации для осуществления данного процесса; координация управленческой деятельности по достижению поставленных целей; разработка методов контроля по реализации планов (бюджетов); ведение контроля по реализации планов (бюджетов); сбор, обработка информации в ходе и после реализации плана, ее анализ и предоставление руководству организации для принятия управленческих решений; обеспечение рациональности управленческого процесса; исследование тенденций развития предприятия в условиях рыночной экономики.
Функциональная координация – руководитель проекта и подчиненные ему работники играют вспомогательно-координирующую роль.
Функционально-стоимостный анализ – один из методов, указывающий на возможные пути улучшения стоимостных показателей.
Цель контроллинга – организовать процесс управления таким образом, чтобы достичь все цели, которые ставит руководство предприятия.
Ценовая политика – совокупность мероприятий и стратегий, которые использует предприятие при установлении цен на реализуемую продукцию. При выработке ценовой политики учитываются издержки производства, цены конкурентов, конъюнктура рынка, затраты на рекламу и стимулирование сбыта и т.д. Ценовая политика рассматривается только в контексте общей политики фирмы.
Список рекомендуемой литературы
1. Бурцев В.
Характеристика системы
2. Вайсман А. Стратегия маркетинга: 10 шагов к успеху; Стратегия менеджмента: 5 факторов успеха. – М.: АО «Интерэксперт», Экономика, 1995.
3. Васенев К.
Оперативное планирование в
4. Васенев К.
Расчет затрат в контроллинге//
5. Гереке Р. Контроллинг на предприятии. – М., 1999.
6. Гиляровская
Л. Контроллинг как база
7. Дайле А. Практика контроллинга. – М.: Финансы и статистика, 2001.
8. Данилочкина
Н.Г. Контроллинг как
9. Данилочкина Н.Г. Контроллинг – сервисная служба для менеджера// РЦБ. Управление компанией: Аналитический журнал. 2001. №2.
10. Контроллинг в бизнесе. Методологические и практические основы построения контроллинга в организациях/А.М. Карминский, Н.И. Оленев, А.Г. Примак, С.Г. Фалько. – 2-е изд. – М.: Финансы и статистика, 2002.
11. Королев А.Ю. Контроллинг и анализ основных показателей бюджета//Финансы. 1999. №11.
12. Лагутин В.
Особенности формирования
13. Логистика: Учебник/Под ред. Б.А. Аникина: 2-е изд., перераб. и доп. – М.: ИНФРА-М, 2000.
14. Майер Э.
Контроллинг как система
15. Манн Р., Майер Э. Контроллинг для начинающих. – М.: Финансы и статистика, 1995.
16. Минаев Э.С., Данилочкина Н.Г., Ионов В.И. Основы контроллинговых исследвоаний. – М.: Изд-во МАИ, 1994.
17. Павлов А. Менеджмент и контроллинг цепи поставок//Журнал-книга «Предпринимательство». 1999. №3.
18. Пич Г., Шерм
Э. Уточнение содержания
19. Сергеев В.И. Логистика в бизнесе: Учебник. – М.: ИНФРА-М, 2001.
20. Смирнов Э.А. Основы теории организации. – М.: Аудит, ЮНИТИ, 1998.
21. Уткин Э.А., Мырынюк И.В. Контроллинг: Российская практика. – М.: Финансы и статистика, 1999.
22. Фалько С.Г.,
Носов В.М. Контроллинг на
23. Фольмут Х.Й. Инструменты контроллинга от А до Я. – М.: Финансы и статистика, 2001.
24. Хан Д. Планирование и контроль: концепция контроллинга/Пер. с нем. – М.: Финансы и статистика, 1997.
25. Юденков Ю. Проблемы формирования управленческой концепции в банке: управленческий учет и контроллинг// Бюллетень финансовой информации: Аналитический банковский журнал. 2002. №4.