Прикладной контроллинг

Автор: Пользователь скрыл имя, 07 Марта 2013 в 14:04, лекция

Описание работы

В современных условиях процесс управления предприятием требует комплексного решения многочисленных проблем с использованием новых подходов к управлению. Проблемы возникают под воздействием как внешних, так и внутренних факторов. К внешним факторам, в первую очередь, относятся быстро изменяющаяся экономическая ситуация в России, рыночные критерии эффективности, неопределенность правовой стороны деятельности предприятия, конкуренция. Внутренним фактором является среда принятия решения, которая в последнее время чаще всего является неопределенной.

Содержание

Введение

ЛЕКЦИЯ 1. Контроллинг как инструмент управления предприятием
1.1. Предпосылки формирования и развития контроллинга
1.2.Сущность контроллинга. Цель контроллинга.
1.3. Задачи и функции контроллинга

ЛЕКЦИЯ 2. Информационная поддержка контроллинга
2.1. Источники информации

ЛЕКЦИЯ 3.Создание системы контроллинга на предприятии
3.1. Создание службы контроллинга на предприятии
3.2. Структура и состав службы контроллинга

РАЗДЕЛ 4. Контроллер, его функции и обязанности.
4.1 Кто такой контроллер
4.2. Функции контроллера в теории и практике управления
4.3. В чем разница между деятельностью контроллера и финансиста?

РАЗДЕЛ 5. Прикладной контроллинг
5.1. Контроллинг маркетинга
5.2. Контроллинг логистики
5.3. Финансовый контроллинг
5.4. Контроллинг инвестиций
5.5. Контроллинг инноваций

Заключение

Глоссарий

Список рекомендуемой литературы

Работа содержит 1 файл

Контроллинг лекции.doc

— 345.00 Кб (Скачать)

 

2.1. Источники  информации

Для эффективного функционирования любого предприятия  необходима информация о деятельности конкурентов, о ситуации в стране, о виде продукции (услуг), которые пользуются наибольшим спросом, о среднерыночных ценах на выпускаемую предприятием продукцию, оказываемую услугу, о ситуации внутри предприятия и т.д. Поэтому можем сделать вывод, что информация является основным ресурсом для любого предприятия, поскольку без наличия информации менеджер не может принять управленческое решение.

Информация – главный ресурс роста производительности предприятия.

Информация позволяет:

      • устанавливать стратегические цели и задачи предприятия и использовать открывающиеся возможности;
      • принимать обоснованные и своевременные управляющие решения;
      • координировать действия подразделений, направляя их усилия на достижение общих поставленных целей.

Для того, чтобы  улучшить процессы управления предприятием и производство, менеджеру необходимо собирать, анализировать всю информацию, которая поступает как из внутренней, так и из внешней среды. Далее рассмотрим потоки информации. А.М. Карминский и П.В. Нестеров в своей книге «Информатизация бизнеса» выделяют четыре потока информации: два внешних и два внутренних.

Внешняя деловая среда (или макросфера) – совокупность экономических и политических субъектов, действующих за пределами предприятия, и отношения, складывающиеся между ними и предприятием.

Отношения определяют взаимодействие между предприятием, его реальными и потенциальными клиентами, а также конкурентами. Согласно оценкам экспертов, наибольшие возможности предприятию обеспечивают квалификация персонала и технологическая база, а наибольшая опасность заключается в неожиданных действиях со стороны конкурентов.

К факторам внешней среды, влияющим на цели организации, относятся:

  • поставщики
  • материалы
  • капитал
  • трудовые ресурсы
  • государственные органы
  • законы
  • потребители
  • конкуренты
  • технология
  • состояние экономики
  • социокультурные факторы
  • политические факторы
  • отношения с местным населением.

Внутренняя деловая среда – это отношения в коллективе, определяющие насыщенность информационных и интенсивность коммуникационных потоков, а также знания, закладываемые и порождаемые в производстве.

В качестве внутренних источников информации могут выступать:

  • транзакционные системы, предназначенные для операционной работы, в том числе с клиентами, включая клиентов филиалов и представительств;
  • система внутрифирменного электронного документооборота;
  • документы из электронных хранилищ;
  • документы на бумажных носителях.

Как видно, потоки информации слишком велики, поэтому намного удобней использовать современные информационные технологии, а именно автоматизированную информационную систему. Она должна обеспечить возможность комплексного использования всей гаммы информационных источников для решения традиционных и нерегламентированных аналитических задач. Для этого система поддержки принятия решений должна базироваться на концепции единого информационного пространства.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ЛЕКЦИЯ 3.

Создание  системы контроллинга на предприятии

 

Содержание лекции:

Структура контроллинга. Создание службы контроллинга на предприятии.

Основная задача системы контроллинга – анализировать  информацию, а, следовательно, основной ресурс для проведения данной работы – люди (сотрудники конкретной организации).

Для организации работы службы контроллинга необходимы аналитики (специалисты) для того, чтобы исследовать потоки информации между подсистемами системы менеджмента и между подсистемами и элементами системы менеджмента.

Служба контроллинга входит в состав финансово-экономических служб предприятия.

При создании службы контроллинга на предприятии необходимо учитывать следующие основные требования:

1. Служба контроллинга  должна иметь возможность получать необходимую ей информацию.

2. Служба контроллинга  должна иметь возможность и полномочия организовывать с помощью других экономических служб сбор дополнительной информации, необходимой ей.

3. Служба контроллинга  должна иметь возможность внедрять новые процедуры сбора аналитической информации на постоянной основе.

4. Служба контроллинга должна иметь возможность быстро доводить информацию до сведения высшего руководства предприятия.

5. Служба контроллинга  должна быть независимой от  той или иной финансово-экономической  службы.

Организация службы контроллинга зависит от организационной структуры предприятия, вида деятельности (работ, услуг) и от желания руководителя.

Служба контроллинга может состоять из двух, трех человек, может из десяти, двадцати, а может представлять собой отдельные независимые службы, которые функционируют независимо друг от друга, но подчиняются главной службе контроллинга (главному контроллеру).

Для малого предприятия  достаточно 3-4 высококвалифицированных человек, которые будут выполнять роль аналитической службы и обеспечивать руководителей (финансового директора, коммерческого директора) оперативной информацией. При необходимости службу контроллинга можно расширить.

Что касается организации  службы контроллинга в корпорации (холдинге), то отдел контроллинга необходимо формировать на каждом предприятии. Причем управление этими службами ведется из головной (управляющей) компании.

Структура контроллинга. Опыт внедрения контроллинга на ряде крупных российских предприятий. Состав службы контроллинга:

  • начальник службы контроллинга;
  • контроллер-куратор цехов;
  • контроллер-специалист по управленческому учету;
  • контроллер-специалист по информационным системам.

Описание обязанностей каждого сотрудника отдела контроллинга.

 

3.1. Создание  службы контроллинга на предприятии

Поскольку основная задача системы контроллинга – анализировать информацию, то можно сказать, что основной ресурс для проведения данной работы – люди (сотрудники конкретной организации). Да, именно сотрудники организации, так как они должны постоянно находиться в компании, знать ситуацию, в которой находится организация в конкретный момент времени, регулярно получать и анализировать всю поступающую к ним информацию.

Итак, для организации  работы службы контроллинга необходимы аналитики (специалисты) для того, чтобы исследовать, в первую очередь, горизонтальные связи между подсистемами системы менеджмента и вертикальные связи между подсистемами и элементами системы менеджмента. Вернее сказать, исследовать потоки информации между ними.

Для эффективной  работы службы контроллинга необходимо, чтобы вся информация передавалась в службу контроллинга.

Служба контроллинга входит наряду с бухгалтерией, финансовым отделом, планово-экономическим отделом в состав финансово-экономических служб предприятия. Поскольку основная функция контроллинга на предприятии – анализ и управление затратами и прибылью, служба контроллинга должна иметь возможность получать всю необходимую ей информацию и претворять ее в рекомендации для принятия управленческих решений высшими руководителями предприятия.

При создании службы контроллинга на предприятии необходимо учитывать следующие основные требования:

1. Служба контроллинга  должна иметь возможность получать  необходимую ей информацию из бухгалтерии, финансового отдела, планово-экономического отдела, службы сбыта и службы материально-технического снабжения.

2. Служба контроллинга  должна иметь возможность и полномочия организовывать с помощью других экономических служб сбор дополнительной информации, требуемой ей для анализа и выводов, но не содержащейся в существующих документах финансово-экономических служб.

3. Служба контроллинга  должна иметь возможность внедрять новые процедуры сбора аналитической информации на постоянной основе. Вопрос о выплате компенсации сотрудникам других служб за увеличение нагрузки должны решать руководители, для которых предназначена информация службы контроллинга.

4. Служба контроллинга должна иметь возможность быстро доводить информацию до сведения высшего руководства предприятия.

5. Служба контроллинга  должна быть независимой от  той или иной финансово-экономической  службы.

 

3.2. Структура  и состав службы контроллинга

Стандартной структуры службы контроллинга не существует. Построение службы контроллинга зависит от организационной структуры предприятия, вида деятельности (работ, услуг), а главное от желания руководителя, то есть, что хочет получать от работы службы контроллинга руководитель, какое место он отводит данной службе на предприятии.

В состав службы контроллинга может входить два, три человека, десять, двадцать, а может представлять собой отдельные независимые службы, которые функционируют независимо друг от друга, но подчиняются главной службе контроллинга (главному контроллеру).

Опыт внедрения  контроллинга на ряде крупных российских предприятий показывает, что рациональным является следующий состав службы контроллинга:

  • начальник службы контроллинга;
  • контроллер-куратор цехов;
  • контроллер-специалист по управленческому учету;
  • контроллер-специалист по информационным системам.

Начальник службы контроллинга – наиболее квалифицированный специалист с достаточным опытом работы на предприятии, который «изнутри» знает, как организованы бухгалтерия и плановый отдел на предприятии. Начальник службы контроллинга должен знать бухгалтерский учет и разбираться в технологических вопросах работы своего предприятия. Начальник службы контроллинга несет ответственность за выходящие документы, аналитические расчеты и прогнозы перед своим непосредственным начальником – заместителем директора по экономике (финансовым директором), а также перед генеральным директором. Такое положение предъявляет повышенные требования к квалификации и интеллектуальным возможностям начальника службы контроллинга.

Контроллер-куратор  цехов – квалифицированный специалист, знакомый с организацией работы и проблемами всех цехов предприятия, понимающий суть работы и технологические аспекты работы каждого цеха. Если предприятие очень крупное и цехов много (больше 10), то на эту должность требуются два человека, которые разделят между собой цеха по группам (например, один возьмет цеха основного производства, другой – вспомогательного).

На эту должность  целесообразно приглашать экономистов цехов (можно молодых), экономистов планово-экономического отдела, бухгалтерии, финансового отдела, службы сбыта. Здесь решающую роль играют активность и желание работать.

Контроллер-специалист по управленческому учету – специалист, способный к аналитическому мышлению, владеющий теорией и инструментами контроллинга, обладающий высоким уровнем эрудиции.

Если объемы обрабатываемой информации в службе контроллинга велики, то создается должность контроллера-специалиста по управленческому учету, в чьи обязанности входит работа с бухгалтерией в плане получения аналитических данных из учетных регистров. Основным требованием, предъявляемым к такому специалисту, является теоретическое и практическое знание бухгалтерского учета на предприятии, знание особенностей и недостатков учета на данном конкретном предприятии.

Контроллер-специалист по информационным системам – квалифицированный специалист из отдела автоматизации, детально знающий документооборот на предприятии и способный поставить задачу автоматизации контроллинговой работы.

Следует понимать, что полноценное функционирование службы контроллинга тесно увязано с оптимизацией информационных потоков на предприятии, а, следовательно, с автоматизацией финансово-хозяйственной деятельности предприятия и использованием современных информационных технологий.

ЛЕКЦИЯ 4.

Контроллер, его функции и обязанности

 

Содержание лекции:

Контроллинг можно  назвать системой управления прибылью предприятия, а, как известно, основной целью любого коммерческого предприятия является получение прибыли, но в некоторых случаях цели фирмы могут быть и иными, – например, завоевание доли рынка, устранение конкурентов, – и тогда контроллинг ориентирует усилия предприятия в направлении этих целей, хотя конечной целью остается получение прибыли.

Находясь на пересечении учета, информационного обеспечения, контроля и координации, контроллинг, а соответственно и контроллер, занимает особое место в системе управления предприятием: он связывает воедино все эти функции, интегрирует и координирует их, причем, не подменяя собой управление предприятием, а лишь переводит его на качественно новый уровень. Контроллер является тем человеком, который приводит в действие своеобразный механизм саморегулирования на предприятии, обеспечивает обратную связь в контуре управления.

Информация о работе Прикладной контроллинг