Автор: Пользователь скрыл имя, 07 Марта 2013 в 14:04, лекция
В современных условиях процесс управления предприятием требует комплексного решения многочисленных проблем с использованием новых подходов к управлению. Проблемы возникают под воздействием как внешних, так и внутренних факторов. К внешним факторам, в первую очередь, относятся быстро изменяющаяся экономическая ситуация в России, рыночные критерии эффективности, неопределенность правовой стороны деятельности предприятия, конкуренция. Внутренним фактором является среда принятия решения, которая в последнее время чаще всего является неопределенной.
Введение
ЛЕКЦИЯ 1. Контроллинг как инструмент управления предприятием
1.1. Предпосылки формирования и развития контроллинга
1.2.Сущность контроллинга. Цель контроллинга.
1.3. Задачи и функции контроллинга
ЛЕКЦИЯ 2. Информационная поддержка контроллинга
2.1. Источники информации
ЛЕКЦИЯ 3.Создание системы контроллинга на предприятии
3.1. Создание службы контроллинга на предприятии
3.2. Структура и состав службы контроллинга
РАЗДЕЛ 4. Контроллер, его функции и обязанности.
4.1 Кто такой контроллер
4.2. Функции контроллера в теории и практике управления
4.3. В чем разница между деятельностью контроллера и финансиста?
РАЗДЕЛ 5. Прикладной контроллинг
5.1. Контроллинг маркетинга
5.2. Контроллинг логистики
5.3. Финансовый контроллинг
5.4. Контроллинг инвестиций
5.5. Контроллинг инноваций
Заключение
Глоссарий
Список рекомендуемой литературы
Виды рисков – технические, означающие вероятность того, что в процессе реализации инновационного проекта не будут достигнуты заданные технико-эксплуатационные характеристики изделия; временные, обусловленные несвоевременной реализацией инновационного проекта; экономические (финансовые),
возникающие в результате превышения фактических затрат ресурсов над запланированными.
Внешняя деловая среда (или макросфера) – совокупность экономических и политических субъектов, действующих за пределами предприятия, и отношения, складывающиеся между ними и предприятием. Отношения определяют взаимодействие между предприятием, его реальными и потенциальными клиентами, а также конкурентами. Согласно оценкам экспертов, наибольшие возможности предприятию обеспечивают квалификация персонала и технологическая база, а наибольшая опасность заключается в неожиданных действиях со стороны конкурентов.
Внутренняя деловая среда – это отношения в коллективе, определяющие насыщенность информационных и интенсивность коммуникационных потоков, а также знания, закладываемые и порождаемые в производстве.
Временные сравнения балансов – сравнение изменений позиций в стоимостном выражении с выявлением причин.
Динамические методы инвестиционных расчетов: –
Долгосрочное инвестиционное планирование – включается в общее стратегическое планирование предприятия, что обеспечивает приспособление предприятия к изменениям в окружающем мире.
Долгосрочное финансового планирование – включает планирование структуры баланса и связанность капитала.
Задачи контроллинга – создание информационной системы поддержки принятия управленческих решений на базе данных поступающих из бухгалтерского, производственного и управленческого учетов; планирование деятельности предприятия; оперативный контроль деятельности всех структурных подразделений и всей организации в целом; координация деятельности системы управления организацией.
Задачи контроллинга инвестиций –
1. Составление
данных по инвестиционным
2. Координация получения информации.
3. Развитие средств планирования инвестиций.
4. Установление бюджета инвестиций.
5. Проверка и
контроль инвестиционных
6. Проведение расчета инвестиций.
7. Контроль проекта по существу дела и по времени.
8. Текущий подсчет инвестиций.
9. Контроль бюджета.
10. Инициирование новых инвестиционных проектов.
11. Выработка предложений по реализации инвестиционных проектов.
Задачи контроллинга инноваций –
Задачи финансового контроллинга –
Задачи финансового управления – поддержание рентабельности, обеспечение ликвидности.
Инвестиционные расчеты – поддерживающие принятие решений методы определения выгодности инвестиционных проектов.
Инвестиционный процесс – выполняет следующие шаги:
1. инициирование инвестиций,
2. описание инвестиционной проблемы,
3. установление критериев оценки,
4. определение факторов-ограничений,
5. поиск альтернативных инвестиций,
6. предварительный выбор альтернативных инвестиций,
7. оценка и выбор предпочтительных инвестиций,
8. реализация проекта,
9. хода реализации инвестиционного проекта.
Инвестиция – долгосрочное вложение капитала в предприятия разных отраслей, предпринимательские проекты, социально-экономические программы или инновационные проекты. Инвестиции приносят прибыль через значительный срок после вложения.
Инновация – нововведение в области техники, технологии, организации труда или управления, основанное на использовании достижений науки и передового опыта.
Инструменты контроллинга инноваций –
Информация – главный ресурс роста производительности предприятия, поскольку именно она позволяет устанавливать стратегические цели и задачи предприятия и использовать открывающиеся возможности; принимать обоснованные и своевременные управляющие решения; координировать действия разрозненных подразделений, направляя их усилия на достижение общих поставленных целей.
Коммуникационная политика – перспективный курс действий предприятия и наличие у него обоснованной стратегии использования комплекса коммуникативных (коммуникационных) средств взаимодействия со всеми субъектами маркетинговой системы, которая обеспечивает стабильную
и эффективную деятельность по формированию спроса и продвижению товаров и услуг на рынок.
Контроллер-куратор цехов – квалифицированный специалист, знакомый с организацией работы и проблемами всех цехов предприятия, понимающий суть работы и технологические аспекты работы каждого цеха. Если предприятие очень крупное и цехов много (больше 10), то на эту должность требуются два человека, которые разделят между собой цеха по группам.
Контроллер-специалист по информационным системам – квалифицированный специалист из отдела автоматизации, детально знающий документооборот на предприятии и способный поставить задачу автоматизации контроллинговой работы.
Контроллер-специалист по управленческому учету – специалист, способный к аналитическому мышлению, владеющий теорией и инструментами контроллинга, обладающий высоким уровнем эрудиции.
Контроллинг – это инструмент стратегического и оперативного управления предприятием, согласно которому принимаются управленческие решения, ведущие к достижению поставленных перед организацией целей.
Контроллинг обеспечивает – методическую и инструментальную базу для осуществления основных функций управления (менеджмента): планирование, организация, руководство, мотивация и контроль, а также служит вспомогательным инструментом для адекватного понимания ситуации внутри организации для принятия оперативных и стратегических управленческих решений.
Контроллинг инвестиций – система организации контроллинга для оценки и оперативного управления инвестиционными проектами.
Контроллинг инноваций – система контроллинга, занимающаяся надзором за ходом реализации инновационного проекта, контролем и информационной поддержкой эффективного управления проектом.
Контроллинг логистики – система контроллинга, занимающаяся поставками, оценкой эффективности закупок, логистическим анализом производства.
Контроллинг маркетинга – это система организации контроллинга результатов маркетинговой деятельности предприятия.
Концепция логистики – система взглядов на рационализацию хозяйственной деятельности путем оптимизации потоковых процессов.
Краткосрочное финансового планирование – используется в рамках подробного финансового плана с плановым периодом 3-12 месяцев.
Ликвидность предприятия – способность предприятия оплатить в срок краткосрочные обязательства, используя имеющиеся в наличии текущие активы.
Логистика – это наука о планировании, управлении, контроле и регулировании движения материальных и информационных потоков в пространстве и во времени от их первичного источника до конечного потребителя.
Логистическая функция – это укрупненная группа логистических операций, направленных на реализацию целей логистической системы.
Маркетинг-микс – конкретное сочетание инструментов маркетинга для достижения поставленных предприятием целей, направленных на увеличение прибыли или рост объемов продаж.
Матричная структура – руководители проектов взаимодействуют с руководителями функциональных подразделений, налаживая горизонтальные связи.
Места возникновения издержек – места приемов материалов, полуфабрикатов и комплектующих, система транспортировки ресурсов на предприятии, а также склад готовой продукции.
Начальник службы контроллинга – наиболее квалифицированный специалист с достаточным опытом работы на предприятии, который «изнутри» знает, как организованы бухгалтерия и плановый отдел на предприятии.
Оперативный контроллинг маркетинга – предусматривает решение задач по формированию и контролю основных сфер деятельности и политики маркетинга.
Платежеспособность предприятия – отражает способность предприятия в необходимых объемах и вовремя платить в счет удовлетворения своих обязательств, покупать нужное количество ресурсов для функционирования и развития.
Поддержание ликвидных резервов – избыток поступающих ликвидных средств, который используется для формирования резервов ликвидности.
Политика в отношении продукта – совокупность мероприятий и стратегий, ориентиро- ванных на постановку и достижение предпринимательских целей.
Портфолио-анализ – подход к управлению отдельными стратегиями относительно продуктов и рынков.
Принцип движения и торможения – создание и сохранение условий для успеха связано с понятием «инновация». Она имеет место при введении в работе предприятия чего-то нового, прогрессивного. Контроллинг обязан активно воздействовать на тех, кто тормозит прогресс, добиваться постоянного обновления всей деятельности предприятия в сфере маркетинга.
Принцип документации – создание возможности проверки того, соблюдались ли цели и задачи контроллинга маркетинга в действительности.
Принцип своевременности – контроллинг как функция, ориентированная на будущее, служит раннему выявлению новых возможностей и рисков для предприятия. Способность к быстрому реагированию на изменение рынка зависит от временного интервала между возникновением нового шанса или риска и конкретными действиями, а также от времени, необходимого для выработки изменения плана и их внедрение.
Принцип стратегического сознания – реализуется, когда любые решения и действия предприятия принимаются с позиций соответствия стратегическим программам. Соблюдение этого подхода – важнейшая задача контроллера. Стратегическое сознание – барьер, предотвращающий реализацию оперативных решений или изменяющий их при несоответствии стратегическому плану.
Признаки проекта –
Проблемы учета и управления –