Прикладной контроллинг

Автор: Пользователь скрыл имя, 07 Марта 2013 в 14:04, лекция

Описание работы

В современных условиях процесс управления предприятием требует комплексного решения многочисленных проблем с использованием новых подходов к управлению. Проблемы возникают под воздействием как внешних, так и внутренних факторов. К внешним факторам, в первую очередь, относятся быстро изменяющаяся экономическая ситуация в России, рыночные критерии эффективности, неопределенность правовой стороны деятельности предприятия, конкуренция. Внутренним фактором является среда принятия решения, которая в последнее время чаще всего является неопределенной.

Содержание

Введение

ЛЕКЦИЯ 1. Контроллинг как инструмент управления предприятием
1.1. Предпосылки формирования и развития контроллинга
1.2.Сущность контроллинга. Цель контроллинга.
1.3. Задачи и функции контроллинга

ЛЕКЦИЯ 2. Информационная поддержка контроллинга
2.1. Источники информации

ЛЕКЦИЯ 3.Создание системы контроллинга на предприятии
3.1. Создание службы контроллинга на предприятии
3.2. Структура и состав службы контроллинга

РАЗДЕЛ 4. Контроллер, его функции и обязанности.
4.1 Кто такой контроллер
4.2. Функции контроллера в теории и практике управления
4.3. В чем разница между деятельностью контроллера и финансиста?

РАЗДЕЛ 5. Прикладной контроллинг
5.1. Контроллинг маркетинга
5.2. Контроллинг логистики
5.3. Финансовый контроллинг
5.4. Контроллинг инвестиций
5.5. Контроллинг инноваций

Заключение

Глоссарий

Список рекомендуемой литературы

Работа содержит 1 файл

Контроллинг лекции.doc

— 345.00 Кб (Скачать)

Виды  рисков – технические, означающие вероятность того, что в процессе реализации инновационного проекта не будут достигнуты заданные технико-эксплуатационные характеристики изделия; временные, обусловленные несвоевременной реализацией инновационного проекта; экономические (финансовые),

возникающие в  результате превышения фактических затрат ресурсов над запланированными.

Внешняя деловая среда (или макросфера) – совокупность экономических и политических субъектов, действующих за пределами предприятия, и отношения, складывающиеся между ними и предприятием. Отношения определяют взаимодействие между предприятием, его реальными и потенциальными клиентами, а также конкурентами. Согласно оценкам экспертов, наибольшие возможности предприятию обеспечивают квалификация персонала и технологическая база, а наибольшая опасность заключается в неожиданных действиях со стороны конкурентов.

Внутренняя  деловая среда – это отношения в коллективе, определяющие насыщенность информационных и интенсивность коммуникационных потоков, а также знания, закладываемые и порождаемые в производстве.

Временные сравнения балансов – сравнение изменений позиций в стоимостном выражении с выявлением причин.

Динамические  методы инвестиционных расчетов: –

  • метод приведенной величины дохода,
  • метод внутренней нормы доходности,
  • метод внутренней процентной ставки,
  • метод аннуитета,
  • метод динамического срока окупаемости,
  • метод оценки стоимости капитала,
  • динамический расчет амортизации.

 

 

Долгосрочное инвестиционное планирование – включается в общее стратегическое планирование предприятия, что обеспечивает приспособление предприятия к изменениям в окружающем мире.

Долгосрочное  финансового планирование – включает планирование структуры баланса и связанность капитала.

Задачи  контроллинга – создание информационной системы поддержки принятия управленческих решений на базе данных поступающих из бухгалтерского, производственного и управленческого учетов; планирование деятельности предприятия; оперативный контроль деятельности всех структурных подразделений и всей организации в целом; координация деятельности системы управления организацией.

Задачи  контроллинга инвестиций –

1. Составление  данных по инвестиционным решениям.

2. Координация  получения информации.

3. Развитие средств  планирования инвестиций.

4. Установление  бюджета инвестиций.

5. Проверка и  контроль инвестиционных заявок.

6. Проведение  расчета инвестиций.

7. Контроль проекта  по существу дела и по времени.

8. Текущий подсчет  инвестиций.

9. Контроль бюджета.

10. Инициирование  новых инвестиционных проектов.

11. Выработка  предложений по реализации инвестиционных проектов.

Задачи  контроллинга инноваций –

  • содействие при стратегическом и оперативном планировании программ инноваций;
  • оценка предлагаемых инноваций с точки зрения рынка, затрат и экономичности;
  • планирование и контроль бюджета сферы инноваций;
  • контроль сроков реализации и результатов;
  • выбор и контроль показателей;
  • активная информация об экономических и рыночных данных.

Задачи  финансового контроллинга –

    • обеспечение ликвидности и платежеспособности предприятия;
    • согласование финансового и внутреннего производственного учета;
    • взаимоувязка внутренней и внешней среды предприятия посредством бюджетирования;
    • ориентирование на достижение финансово-экономических показателей.

Задачи  финансового управления – поддержание рентабельности, обеспечение ликвидности.

Инвестиционные  расчеты – поддерживающие принятие решений методы определения выгодности инвестиционных проектов.

Инвестиционный  процесс – выполняет следующие шаги:

1. инициирование  инвестиций,

2. описание инвестиционной  проблемы,

3. установление  критериев оценки,

4. определение  факторов-ограничений,

5. поиск альтернативных  инвестиций,

6. предварительный выбор альтернативных инвестиций,

7. оценка и  выбор предпочтительных инвестиций,

8. реализация  проекта,

9. хода реализации  инвестиционного проекта.

Инвестиция – долгосрочное вложение капитала в предприятия разных отраслей, предпринимательские проекты, социально-экономические программы или инновационные проекты. Инвестиции приносят прибыль через значительный срок после вложения.

Инновация – нововведение в области техники, технологии, организации труда или управления, основанное на использовании достижений науки и передового опыта.

Инструменты контроллинга инноваций –

  • интенсивность инноваций;
  • доля инноваций;
  • время возникновения продукта;
  • время безубыточности;
  • возврат вложения;
  • возрастная структура инновационных проектов;
  • начатые, продолженные и законченные инновационные проекты за год;
  • затраты на инновации на каждого занятого в сфере инноваций;
  • создание стоимости на каждого занятого в сфере инноваций;
  • доля расходов на инновации в общих расходах.

Информация – главный ресурс роста производительности предприятия, поскольку именно она позволяет устанавливать стратегические цели и задачи предприятия и использовать открывающиеся возможности; принимать обоснованные и своевременные управляющие решения; координировать действия разрозненных подразделений, направляя их усилия на достижение общих поставленных целей.

Коммуникационная политика – перспективный курс действий предприятия и наличие у него обоснованной стратегии использования комплекса коммуникативных (коммуникационных) средств взаимодействия со всеми субъектами маркетинговой системы, которая обеспечивает стабильную

и эффективную  деятельность по формированию спроса и продвижению товаров и услуг на рынок.

Контроллер-куратор цехов – квалифицированный специалист, знакомый с организацией работы и проблемами всех цехов предприятия, понимающий суть работы и технологические аспекты работы каждого цеха. Если предприятие очень крупное и цехов много (больше 10), то на эту должность требуются два человека, которые разделят между собой цеха по группам.

Контроллер-специалист по информационным системам – квалифицированный специалист из отдела автоматизации, детально знающий документооборот на предприятии и способный поставить задачу автоматизации контроллинговой работы.

Контроллер-специалист по управленческому учету – специалист, способный к аналитическому мышлению, владеющий теорией и инструментами контроллинга, обладающий высоким уровнем эрудиции.

Контроллинг – это инструмент стратегического и оперативного управления предприятием, согласно которому принимаются управленческие решения, ведущие к достижению поставленных перед организацией целей.

Контроллинг обеспечивает – методическую и инструментальную базу для осуществления основных функций управления (менеджмента): планирование, организация, руководство, мотивация и контроль, а также служит вспомогательным инструментом для адекватного понимания ситуации внутри организации для принятия оперативных и стратегических управленческих решений.

Контроллинг инвестиций – система организации контроллинга для оценки и оперативного управления инвестиционными проектами.

Контроллинг инноваций – система контроллинга, занимающаяся надзором за ходом реализации инновационного проекта, контролем и информационной поддержкой эффективного управления проектом.

Контроллинг логистики – система контроллинга, занимающаяся поставками, оценкой эффективности закупок, логистическим анализом производства.

Контроллинг маркетинга – это система организации контроллинга результатов маркетинговой деятельности предприятия.

Концепция логистики – система взглядов на рационализацию хозяйственной деятельности путем оптимизации потоковых процессов.

Краткосрочное финансового планирование – используется в рамках подробного финансового плана с плановым периодом 3-12 месяцев.

Ликвидность предприятия – способность предприятия оплатить в срок краткосрочные обязательства, используя имеющиеся в наличии текущие активы.

Логистика – это наука о планировании, управлении, контроле и регулировании движения материальных и информационных потоков в пространстве и во времени от их первичного источника до конечного потребителя.

Логистическая функция – это укрупненная группа логистических операций, направленных на реализацию целей логистической системы.

Маркетинг-микс – конкретное сочетание инструментов маркетинга для достижения поставленных предприятием целей, направленных на увеличение прибыли или рост объемов продаж.

Матричная структура – руководители проектов взаимодействуют с руководителями функциональных подразделений, налаживая горизонтальные связи.

Места возникновения издержек – места приемов материалов, полуфабрикатов и комплектующих, система транспортировки ресурсов на предприятии, а также склад готовой продукции.

Начальник службы контроллинга – наиболее квалифицированный специалист с достаточным опытом работы на предприятии, который «изнутри» знает, как организованы бухгалтерия и плановый отдел на предприятии.

Оперативный контроллинг маркетинга – предусматривает решение задач по формированию и контролю основных сфер деятельности и политики маркетинга.

Платежеспособность предприятия – отражает способность предприятия в необходимых объемах и вовремя платить в счет удовлетворения своих обязательств, покупать нужное количество ресурсов для функционирования и развития.

Поддержание ликвидных резервов – избыток поступающих ликвидных средств, который используется для формирования резервов ликвидности.

Политика  в отношении продукта – совокупность мероприятий и стратегий, ориентиро- ванных на постановку и достижение предпринимательских целей.

Портфолио-анализ – подход к управлению отдельными стратегиями относительно продуктов и рынков.

Принцип движения и торможения – создание и сохранение условий для успеха связано с понятием «инновация». Она имеет место при введении в работе предприятия чего-то нового, прогрессивного. Контроллинг обязан активно воздействовать на тех, кто тормозит прогресс, добиваться постоянного обновления всей деятельности предприятия в сфере маркетинга.

Принцип документации – создание возможности проверки того, соблюдались ли цели и задачи контроллинга маркетинга в действительности.

Принцип своевременности – контроллинг как функция, ориентированная на будущее, служит раннему выявлению новых возможностей и рисков для предприятия. Способность к быстрому реагированию на изменение рынка зависит от временного интервала между возникновением нового шанса или риска и конкретными действиями, а также от времени, необходимого для выработки изменения плана и их внедрение.

Принцип стратегического сознания – реализуется, когда любые решения и действия предприятия принимаются с позиций соответствия стратегическим программам. Соблюдение этого подхода – важнейшая задача контроллера. Стратегическое сознание – барьер, предотвращающий реализацию оперативных решений или изменяющий их при несоответствии стратегическому плану.

Признаки  проекта –

  • инновации сопряжены с неопределенностью,
  • инновациям присущи комплексность и слабая структурированность,
  • инновациям присущи риски,
  • инновации имеют четко выраженную цель, определены по содержанию, ограничены по времени реализации, направлены на изменения,
  • бюджет инноваций ограничен.

Проблемы  учета и управления –

    • низкая платежная дисциплина структурных подразделений;
    • неконтролируемая дебиторская задолженность;
    • слабое управление затратами;
    • ошибочное определение прибыльности филиалов и видов бизнеса;
    • недостаток оборотных средств.

Информация о работе Прикладной контроллинг