Прикладной контроллинг

Автор: Пользователь скрыл имя, 07 Марта 2013 в 14:04, лекция

Описание работы

В современных условиях процесс управления предприятием требует комплексного решения многочисленных проблем с использованием новых подходов к управлению. Проблемы возникают под воздействием как внешних, так и внутренних факторов. К внешним факторам, в первую очередь, относятся быстро изменяющаяся экономическая ситуация в России, рыночные критерии эффективности, неопределенность правовой стороны деятельности предприятия, конкуренция. Внутренним фактором является среда принятия решения, которая в последнее время чаще всего является неопределенной.

Содержание

Введение

ЛЕКЦИЯ 1. Контроллинг как инструмент управления предприятием
1.1. Предпосылки формирования и развития контроллинга
1.2.Сущность контроллинга. Цель контроллинга.
1.3. Задачи и функции контроллинга

ЛЕКЦИЯ 2. Информационная поддержка контроллинга
2.1. Источники информации

ЛЕКЦИЯ 3.Создание системы контроллинга на предприятии
3.1. Создание службы контроллинга на предприятии
3.2. Структура и состав службы контроллинга

РАЗДЕЛ 4. Контроллер, его функции и обязанности.
4.1 Кто такой контроллер
4.2. Функции контроллера в теории и практике управления
4.3. В чем разница между деятельностью контроллера и финансиста?

РАЗДЕЛ 5. Прикладной контроллинг
5.1. Контроллинг маркетинга
5.2. Контроллинг логистики
5.3. Финансовый контроллинг
5.4. Контроллинг инвестиций
5.5. Контроллинг инноваций

Заключение

Глоссарий

Список рекомендуемой литературы

Работа содержит 1 файл

Контроллинг лекции.doc

— 345.00 Кб (Скачать)

 

Контроллер – советник по экономическим вопросам; выполняет функции «продавца» целей и планов; отвечает за управление прибылью, а также за планирование стратегических позиций успеха предприятия.

Финансист – руководитель финансовой службы; обеспечивает подготовку внешней отчетности в соответствии с законодательством, а также отчетов для наблюдательного совета, собрания акционеров, дочерних обществ; отвечает за финансовый менеджмент, включая исчисление налогов и составление консолидированного отчета концерна.

Инструментарий: система внутренних экономических расчетов; метода планирования деятельности предприятия.

Инструментарий: финансовая бухгалтерия, баланс, налоги, страхование, касса.


 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ЛЕКЦИЯ 5.

Прикладной контроллинг

 

5.1. Контроллинг  маркетинга

Содержание темы:

Контроллинг маркетинга как  система организации контроллинга результатов маркетинговой деятельности предприятия. Составляющие контроллинга маркетинга: подсистемы контроля и аудита.

Маркетинг-микс. Четыре основные сферы деятельности маркетинга: продукт, цена, место (условие) продажи, стимулирование. Политики маркетинга: в отношении продукта, сбытовая, ценовая, коммуникационная.

Контроллинг маркетинга как  эффективное средство управления на предприятии. Задачи контроллинга маркетинга.

Регулирующая деятельность контроллинга. Принципы, на которых основан механизм контроллинга: движения и торможения, своевременности, стратегического сознания, документации.

Стратегический контроллинг  маркетинга. Методы стратегического  контроллинга маркетинга: анализ стратегического портфолио, методическая и информационная поддержка менеджмента при выборе и обосновании идей нового продукта, координация стратегических планов.

Оперативный контроллинг  маркетинга как решение задач  по формированию и контролю основных сфер деятельности и политики маркетинга.

Основные инструменты  контроллинга маркетинга. Портфолио–анализ как подход к управлению отдельными стратегиями относительно продуктов и рынков. GAP-анализ как анализ отклонений фактического развития ситуации от запланированного. Расчет маржинальной прибыли как анализ эффективности мероприятий в области маркетинга. Сравнительный анализ как анализ причин и факторов, влияющих на результаты хозяйственной деятельности.

 

 

В условиях трансформации  российской экономики в деятельности хозяйствующих субъектов значительно увеличилось значение фактора неопределенности, повысился риск. Выживание предприятий в таких условиях зависит от действия долгосрочных факторов. Их учет возможен в рамках реализации маркетинговой стратегии, направленной на поддержание и развитие производства, повышение профессионального и квалификационного уровня сотрудников предприятия, улучшение ассортимента и рост конкурентоспособности выпускаемой продукции, освоение новых рынков.

Сегодня главная проблема на большинстве предприятий связана  с неумением правильно организовать маркетинг. Из-за нехватки информации они не могут найти продукт, который требует рынок. Поэтому основной задачей контроллинга маркетинга является информационная поддержка эффективного менеджмента по удовлетворению потребностей клиентов.

Контроллинг маркетинга – это система организации контроллинга результатов маркетинговой деятельности предприятия. Он включает подсистемы контроля и аудита, которые предполагают соответственно планирование, организацию и проведение процессов измерения, ревизии и оценки результатов реализации концепций, стратегий и планов маркетинга, эффективности управления мероприятиями для достижения тактических и стратегических целей маркетинга.

Конкретное  сочетание инструментов маркетинга для достижения поставленных предприятием целей, направленных на увеличение прибыли или рост объемов продаж, называется маркетингом-микс. Выделяют четыре основные сферы деятельности маркетинга, известные еще под названием 4»Р»: продукт (product), цена (price), место, условие продажи (place), стимулирование (promotion).

Соответственно  им выделяют следующие политики маркетинга:

  • политика в отношении продукта
  • сбытовая политика
  • ценовая политика
  • коммуникационная политика.

Контроллинг маркетинга выступает эффективным средством  управления на предприятии, направленным на решение маркетинговых проблем. Задача контроллинга – при фактических расхождениях с планом привести в движение механизм, способный, несмотря на отклонения, достигнуть цели путем сравнения фактических и запланированных результатов своевременно определить место возникновения затруднений с реализацией плана и с помощью регулирующих мероприятий обеспечить получение запланированной прибыли и достижение других намеченных показателей.

Регулирующая  деятельность контроллинга – сигнализировать  об отклонениях, допущенных в одной сфере деятельности, другим отделам, посоветовать им необходимые действия, помочь воплотить их для достижения плановых границ в целом.

Как важный элемент  управления предприятием контроллинг помогает руководству в процессе определения и реализации стратегических и оперативных целей развития. В рамках этого различают стратегический и оперативный контроллинг маркетинга.

Стратегический  контроллинг маркетинга включает стратегическое планирование и контроль, которые предусматривают:

  • анализ стратегического портфолио
  • методическую и информационную поддержку менеджмента при выборе и обосновании идей нового продукта
  • координацию стратегических планов.

Оперативный контроллинг маркетинга предусматривает решение задач по формированию и контролю основных сфер деятельности и политики маркетинга.

Среди основных инструментов контроллинга маркетинга можно выделить следующие:

1. Портфолио-анализ – подход к управлению отдельными стратегиями относительно продуктов и рынков. Портфолио-анализ является инструментом для выработки стратегических рекомендаций. Его основная цель – помощь в рациональном распределении ограниченных ресурсов между различными рынками товаров, на которых он распределен. Портфолио-анализ позволяет сформулировать выводы по:

  • возможной стратегии по группе товаров
  • оценке денежных потребностей и потенциалу рентабельности
  • распределению объема продаж по квадрантам, для чего можно оценить равновесие портфеля направлений деятельности и товаров.

2. GAP-анализ – в контексте контроллинга означает анализ отклонений фактического развития ситуации от запланированного. Рекомендации, полученные в результате портфолио-анализа, требуют дальнейшей конкретизации в виде постановки целей и разработки стратегий их достижений, исходя из реальной ситуации на рынках. Для этого служит GAP-анализ, который является ядром стратегического планирования.

3. Расчет маржинальной прибыли – с помощью этого метода анализируется эффективность мероприятий в области маркетинга.

4. Сравнительный анализ – анализ причин и факторов, влияющих на результаты хозяйственной деятельности предприятия в сфере маркетинга.

Существуют  различные программные средства для осуществления на предприятии функций контроллинга маркетинга. С их помощью решаются основные задачи контроллинга. Большинство этих средств используют для решения задач контроллинга маркетинга его основные инструменты, перечисленные выше.

 

 

5.2. Контроллинг  логистики

Содержание  темы:

Понятие логистики  как науки о планировании, управлении, контроле и регулировании движения материальных и информационных потоков.

Концепция логистики  как система взглядов на рационализацию хозяйственной деятельности. Основные положения концепции логистики: реализация принципа системного подхода; отказ от выпуска универсального технического и подъемно-транспортного оборудования; гуманизация технологических процессов; учет логистических издержек; развитие услуг сервиса; способность логистических систем к адаптации.

Понятие логистической  функции. Два вида функций логистики: оперативные и координационные. Оперативные функции: в сфере снабжения, в фазе производства, в сфере управления. Координационные функции: выявление, анализ потребностей, анализ рынков, прогнозирование поведения источников рынков, обработка данных по заказам, оперативное планирование.

Задачи контроллинга логистики. Действия контроллера в сфере логистики.

Планирование  потребности в материалах. Функции  контроллинга логистики. Определение потребностей подразделений и предприятия в целом. Разработка и анализ моделей управления складскими запасами.

Контроллинг как  выбор методов заказов. Принцип, на котором основан выбор методов заказов. Основные методы заказов. Эффективное управление складскими запасами.

Расчет издержек. Предпосылки проведения расчетов издержек. Виды издержек. Места возникновения издержек.

Контроль экономичности. Информационное обеспечение подготовки решений. Контроллинг логистики как информационная поддержка принятия решений. Формирование оптимальных стратегий предоставления материалов. Выработка рекомендаций для руководства.

 

 

Логистика – это наука о планировании, управлении, контроле и регулировании движения материальных и информационных потоков в пространстве и во времени от их первичного источника до конечного потребителя.

Система взглядов на рационализацию хозяйственной деятельности путем оптимизации потоковых процессов является концепцией логистики. Основными ее положениями являются следующие:

1. Реализация  принципа системного подхода.

2. Отказ от  выпуска универсального технического и подъемно-транспортного оборудования. Использование оборудования, соответствующего, в основном, конкретным условиям.

3. Гуманизация  технологических процессов, создание  современных условий труда.

4. Учет логистических  издержек на протяжении всей  логистической цепочки.

5. Развитие услуг  сервиса на современном уровне.

6. Способность логистических систем к адаптации в условиях неопределенности окружающей среды.

Логистическая функция – это укрупненная группа логистических операций, направленных на реализацию целей логистической системы.

С учетом современных  задач логистики различают два вида функций: оперативные и координационные.

Оперативный характер функций связан с непосредственным управлением движением материальных ценностей в сфере снабжения, производства и распределения.

К функциям в  сфере снабжения относятся управление движения продукции от поставщика или пункта их приобретения к производственным предприятиям, складам или торговым хранилищам.

В фазе производства функцией логистики становится управление запасами, включающее контроль движения полуфабрикатов и компонентов через все стадии производственного процесса, а также перемещение готовой продукции на оптовые склады и розничные рынки сбыта.

Функция управления распределением продукции охватывает оперативную организацию потоков конечной продукции от предприятия-производителя к потребителям.

К числу функций  логистической координации относятся: выявление, анализ потребностей в материальных ресурсах различных фаз и частей производства, анализ рынков, на которых действует предприятие, и прогнозирование поведения других источников этих рынков, обработка данных, касающихся заказов и потребностей клиентуры. Перечисленные функции логистики заключаются в координации спроса и предложения на товар.

В рамках координационных  функций логистики выделилось еще одно из ее направлений – оперативное планирование, продиктованное стремлением сократить запасы, не снижая эффективности производственной и сбытовой деятельности фирмы.

Таким образом, главная задача контроллинга логистики заключается в осуществлении текущего контроля за экономичностью процессов складирования и транспортирования материальных ресурсов. Контроллер должен обеспечивать руководство предприятия информацией, необходимой для принятия решений в сфере логистики, а также осуществлять согласование и оптимизацию материальных потоков с другими процессами, протекающими на предприятии.

На основе информации, которая содержатся в программах, устанавливающих качество, вид, количество производимых в единицу времени продукции, контроллинг определяет потребности подразделений и предприятия в целом в материалах, полуфабрикатах и комплектующих. Одной из функций контроллинга логистики является разработка и анализ моделей управления складскими запасами. Анализ моделей управления запасами сводится к установлению последовательности процедур снабжения и пополнения запасов, при которой обеспечиваются минимальные суммарные затраты, связанные с заготовками, хранением продукции и убытками из-за неудовлетворенного спроса. Контроллинг занимается выбором методов заказов, но все они основаны на одном моменте: складской запас пополняется после того, как объем запасов на складе достигнет определенного минимального значения, или по прошествии определенного периода времени.

Информация о работе Прикладной контроллинг