Автор: Пользователь скрыл имя, 07 Марта 2013 в 14:04, лекция
В современных условиях процесс управления предприятием требует комплексного решения многочисленных проблем с использованием новых подходов к управлению. Проблемы возникают под воздействием как внешних, так и внутренних факторов. К внешним факторам, в первую очередь, относятся быстро изменяющаяся экономическая ситуация в России, рыночные критерии эффективности, неопределенность правовой стороны деятельности предприятия, конкуренция. Внутренним фактором является среда принятия решения, которая в последнее время чаще всего является неопределенной.
Введение
ЛЕКЦИЯ 1. Контроллинг как инструмент управления предприятием
1.1. Предпосылки формирования и развития контроллинга
1.2.Сущность контроллинга. Цель контроллинга.
1.3. Задачи и функции контроллинга
ЛЕКЦИЯ 2. Информационная поддержка контроллинга
2.1. Источники информации
ЛЕКЦИЯ 3.Создание системы контроллинга на предприятии
3.1. Создание службы контроллинга на предприятии
3.2. Структура и состав службы контроллинга
РАЗДЕЛ 4. Контроллер, его функции и обязанности.
4.1 Кто такой контроллер
4.2. Функции контроллера в теории и практике управления
4.3. В чем разница между деятельностью контроллера и финансиста?
РАЗДЕЛ 5. Прикладной контроллинг
5.1. Контроллинг маркетинга
5.2. Контроллинг логистики
5.3. Финансовый контроллинг
5.4. Контроллинг инвестиций
5.5. Контроллинг инноваций
Заключение
Глоссарий
Список рекомендуемой литературы
Контроллинг основывается на научных достижениях различных дисциплин: экономической теории, анализа хозяйственной деятельности, бухгалтерского учета, планирования, менеджмента, социологии. Поэтому для того, чтобы стать контроллером, необходимо иметь широкий кругозор и способность мыслить аналитически, а, кроме того, нужны знания по широкому спектру предметов, связанных с экономикой, управлением.
Также следует помнить, что готовых решений для всех проблем не существует. Реальные экономические проблемы всегда нестандартны и запутаны, а времени и исходной информации для их решения всегда не достаточно. Поэтому следует научиться смело комбинировать различные подходы, применять весь накопленный багаж знаний для поиска творческих решений в условиях неопределенности и неполной информации.
Основная цель контроллинга – ориентация управленческого процесса на достижение всех целей, стоящих перед предприятием. Для этого контроллером должно обеспечиваться выполнение следующих функций:
Необходимость появления на современных предприятиях такого феномена, как контроллинг, можно объяснить следующими причинами:
В современных условиях среди исследователей нет единого мнения о сущности и функциях контроллинга. Концепции контроллинга появились в разное время. Первой возникла концепция, ориентированная на систему учета (в 1930-е гг.); концепция, ориентированная на управленческую информационную систему, стала популярной в 1970-1980-х гг.; концепция, ориентированная на систему управления, непосредственно связана с развитием проектного менеджмента, появлением матричных организационных структур.
В целом система контроллинга на предприятии решает все перечисленные задачи, но расстановка акцентов может быть разной.
Прежде всего, контроллер является шефом службы внутренних планово–экономических расчетов, то есть он – шеф-расчетчик. Однако такая трактовка наименования должности вызывает противоречивые чувства. Одна крайняя точка зрения заключается в том, что контроллер и есть тот самый раб расчетов, который все считает и с острым карандашом в руке за всем следит, лучше всех все знает и смотрит другим под руки. Другая крайность – приписывать контроллеру всеобъемлющее право вето. Это означает, что без согласия контроллера ничего не происходит. В таком случае он должен быть еще и генеральным директором.
Ни та, ни другая интерпретация контроллера не верна. «To control» означает регулировать или управлять. В соответствии с этим контроллер является своего рода экономическим лоцманом, или штурманом фирмы, который с помощью количественной информации помогает капитанам функциональных направлений – сбыта, производства, закупок – уверенно вести свои корабли в беспокойном море бизнеса. Он должен подать сигнал, когда возникает опасность.
В соответствии с этим контроллер не контролирует, а заботиться о том, чтобы каждый мог контролировать себя сам в процессе достижения поставленных руководством целей, прежде всего целей по прибыли. Кроме того, самоконтроль функционирует только тогда, когда проводится планирование, посредством которого задаются критерии для самоконтроля. Именно поэтому контроллер является также «продавцом» целей и планов.
Общее описание функций контроллера заключается в следующем: с точки зрения предметной ориентации служба контроллера должна обеспечить наличие методики, направляющей предприятие на получение прибыли.
С точки зрения личностной ориентации контроллер не является для других контроллером, напротив, он должен позаботиться о том, чтобы каждый мог контролировать себя сам.
4.1. Кто такой контроллер
Существует такая точка зрения, что контроллер является начальником службы внутренних планово-экономических расчетов, то есть он – расчетчик. В таком случае получается, что контроллер следит за всем и всеми на предприятии и всегда что-то считает и никто без его ведома не может сделать ничего. Но тогда, выходит, что мы можем отождествить понятие контроллер и генеральный директор. А это далеко не так.
Поэтому такая точка зрения – ошибочна. Контроллера можно назвать «экономическим руководителем», который с помощью количественной информации помогает руководителям структурных функциональных направлений – сбыта, производства, закупок – уверенно принимать управленческие решения.
Контроллер не контролирует, а заботится о том, чтобы каждый мог контролировать себя сам в процессе достижения поставленных руководством целей, прежде всего целей по прибыли.
Кроме того, контроллер является также генератором целей и планов. Контроллинг предлагает сигнальную систему отклонений, которые должны направить менеджера на осуществление корректирующих мероприятий, чтобы плановый курс достижения цели действительно был выдержан, насколько это возможно.
Для выполнения поставленных перед контроллером задач ему необходим набор инструментов. И в первую очередь, это будет управленческий учет.
Управленческий учет – это система учета доходов и расходов, нормирования, планирования, контроля, анализа, которая позволяет принимать оперативные управленческие решения и устранять проблемы будущего развития предприятия.
Итак,
Контроллер – это человек, работающий в организации, помогающий высшему руководство принимать управленческие решения, используя управленческий учет, как основной инструмент в своей деятельности.
4.2. Функции контроллера в теории и практике управления
По мнению Н.Г. Данилочкиной, контроллер является «продавцом» целей и планов и должен создать аппарат, помогающий определить «местонахождение» предприятия на данный момент на основе сравнений плановых и фактических показателей и разработать соответствующие корректирующие мероприятия. Однако планирование нельзя отделить от руководства. Цели и планы только тогда реалистичны, когда за ними стоит кто-то, занимающийся их реализацией. Этот кто-то должен быть мотивирован и вовлечен в работу. В связи с этим контроллер в качестве продавца планов должен заниматься линейным менеджментом.
Итак, сегодня все сильнее проявляется тенденция формирования специалиста нового профиля, которого называют контроллером.
Должность контроллера можно найти на каждом предприятии. Везде есть финансовые и экономические отделы или бухгалтерия. Исходной базой для контроллера является внутрифирменная система финансово-экономических расчетов. Руководитель финансово-экономического отдела, в ведении которого находятся финансы, бухгалтерия, производственный учет и калькулирование, выполняет одновременно функции контроллера и финансиста.
Итак, перечислим функции контроллера:
1. Функция обеспечения. Для определения места функций контроллера в функциональной структуре предприятия функция обеспечения имеет центральное значение. Логистическую функцию наряду с руководителями отделов закупок, персонала и финансов выполняет контроллер как специалист по информации. Финансист добывает деньги, а контроллер поставляет информационные и плановые данные, преимущественно количественную информацию, ведь в итоге успех или неудача предприятия характеризуются конкретными показателями. Поэтому контроллер нуждается во внутреннем управленческом учете, который следовало бы называть информационной системой для экономических расчетов.
Поскольку контроллер – это человек, который должен подготовить информацию, чтобы предприятие могло функционировать в соответствие с конкретными планами и целями, получается, что ему должен подчиняться отдел обработки данных.
2. Функция организации. Организационная работа преимущественно заключается в регулировании информационных потоков. Помимо этого, она тесно связана с обработкой данных.
Вывод:
Каждая информационная система менеджмента должна быть одновременно его плановой системой. Только путем обязательного параллельного получения плановой и фактической информации реализуется эффективный процесс контроллинга. В связи с этим контроллер является как «продавцом» целей и планов, так и поставщиком фактических данных. Он нуждается в критериях оценки, чтобы осуществлять процесс регулирования. Контроллер, который занимается только учетом, но не планированием, односторонне выполняет свои функции.
Функциональные обязанности контроллера
1. Руководство плановой и бюджетной работой; координация и взаимное согласование отдельных целей и планов.
2. Содержание
информационной системы отчетно
3. Консультирование работников линейных отделов, прежде всего отдела сбыта, производственного отдела и отдела закупок, в процессе принятия ими решений. Описание последствий этих решений, а также разработка альтернатив улучшения ситуации предприятия по показателям оборота, затрат и прибыли и рекомендаций по выбору наиболее приемлемых из предложенных альтернатив.
4. Проведение
расчетов эффективности
5. Анализ существующих взаимосвязей, методов и состояния системы управления, их сравнение с поставленными целями, ограничениями, заданными правлением предприятия, и критериями результативности.
6. Сохранение
имущественного комплекса предп
7. Осуществление
текущего контроля за
8. Выполнение функций председателя комитета по расчетам цен на продукцию.
9. Проявление
инициативы в вопросе увязки
уровня оплаты труда
10. Недопущение того, чтобы намеченные мероприятия по совершенствованию так и остались на бумаге, поддержка их внедрения в практику работы линейных отделов
4.3. В
чем разница между
Контроллер – это специалист, который работает внутри предприятия и ориентирует его по направлению к прибыли. Он должен следить, чтобы при постановке целей, планировании и принятии решений менеджером прибыль была достаточной, или должен препятствовать незаметному сползанию в зону убытков.
Финансист выполняет функцию казначея. Этот человек, который содержит в порядке финансы, управляет кассой, ведет переговоры с кредиторами и в обязанности которого входит формирование пассива баланса.
Примеры организации службы контроллинга в США часто показывают, что отделы контроллера и финансиста занимаются также и налогами. Это, в общем-то, правильно, поскольку речь идет о прибыли после уплаты налогов. Только эта прибыль остается в распоряжении предприятия для финансирования его развития за счет собственных средств.
На европейских предприятиях функции контроллера и финансиста чаще всего выполняет руководитель службы финансово-экономических расчетов, который может быть также и вице-директором, директором или членом правления. Если же попробовать разделить возложенные на одного человека функции контроллера и финансиста между двумя специалистами, то окажется, что тот, кто лучше справляется с делами руководителя финансового отдела, чаще всего в соответствие со своим образованием и опытом будет работать и с налогами.
Во всяком случае, если финансист берется за работу с налогами, то ему должна быть подчинена и бухгалтерия, занимающаяся разработкой торгового и налогового балансов, потому как не имеет смысла обсуждать налоговые вопросы после того, как баланс будет составлен. Очень часто бывает необходимо еще до проверки, при составлении учетных документов, так расставить налоговые платежи, как хотелось бы представить обстоятельства дела в последствии. Налоговые платежи имеют такие масштабы и являются настолько трудным делом при планировании денежных потоков, что ни в коем случае нельзя провоцировать неудачу в интересах «чистой» организации. Такая чистая организация службы контроллинга потребовала бы включения всех операций в сферу функциональных обязанностей контроллера.
В соответствие с вышеизложенным, контроллер должен ориентироваться на внутренние экономические расчеты, а финансист должен быть компетентен в вопросах внешней отчетности. К ним помимо торгового и налогового баланса следует отнести консолидированную отчетность концерна и международное право. Таким образом, получается следующее разграничение функций контроллера и финансиста: