Понятие маркетинга

Автор: Пользователь скрыл имя, 03 Июня 2012 в 16:29, реферат

Описание работы

М. – соц. и управленч. процесс, с пом. которого отд. лица и группы удовлетворяют свои нужды и потребности посредством создания товаров и потребительских ценностей и обмена ими друг с другом. Осн. цель – выгодное удовлетворение нужд и потребностей.
Маркетинг взаимоотношений состоит в привлечении, поддержании и укреплении взаимоотношений с покупателями и др. партнерами на взаимовыгодной основе и т.о., чтобы были достигнуты цели всех сторон.

Работа содержит 1 файл

шпоры мар-нг.docx

— 266.86 Кб (Скачать)

46 Организация  сбытовой и маркетинговой деятельности  на предприятии. Проблема организационного  разделения. Функции маркетинговых  служб в компании.

 

Осуществление концепции маркетинга на   предприятии требует создания такой организационной структуры, которая позволила бы реализовать  эту концепцию. В настоящее время  без системы маркетинговых служб, обеспечивающих проведение маркетинговых  исследований по изучению перспектив спроса, требований под влиянием изменяющихся условий жизни, производителям трудно выжить в конкурентной борьбе. Конечной целью функционирования маркетинговых  служб является подчинение всей хозяйственной  и коммерческой деятельности предприятия  законам существования и развития рынка. В этом заинтересованы как  изготовители, так и потребители  продукции. Подразделения службы маркетинга тесно взаимосвязаны между собой. Каждое из них решает задачи, направленные в конечном итоге на определение спроса, удовлетворение требований потребителей, обеспечение сбыта, сервисного обслуживания и ремонта выпускаемой продукции. Рассмотрим основные функции подразделений службы маркетинга. Функции отдела конъюнктуры рынка, спроса и рекламы продукции: Исследование потребительских свойств производимой продукции и сбор информации об удовлетворении ими покупателей;Анализ конкурентоспособности продукции предприятия, сопоставление ее потребительских свойств, цены, издержек производства с аналогичными показателями конкурирующей продукции;Расчет емкости рынка для продукции предприятия;Определение географического размещения потенциальных потребителей;Анализ методов рассмотрения и удовлетворения претензий;Анализ сильных и слабых сторон  конкурирующей продукции;Организация выставок, ярмарок, показов товара;Организация рекламы при помощи средств массовой информации;Обеспечение наружной, световой, электронной рекламы на транспорте, прямой почтовой рассылки….Функции отдела сбыта-Обеспечение успешной коммерческой деятельности предприятия по сбыту продукции;Подготовка и заключение договоров с покупателями на поставку выпускаемой продукции;Организация оптовой торговли продукции;Составление заявок на необходимые материалы для осуществления функций сбыта;Правильное применение нормативных актов по поставкам продукции;Составление оперативной и статистической отчетности о выполнении поставок по госзаказам, договорных обязательств…..Функции отдела технического обслуживания выпускаемой продукции:Организация и руководство работой опорных пунктов по гарантийному обслуживанию продукции;Сбор первичных сведений о неисправностях и недостатках в эксплуатации выпускаемой продукции;Анализ и подготовка отчетных данных о причинах отказа техники;Обучение покупателей правилам эксплуатации выпускаемой продукции;Обеспечение своевременной отправки запасных частей в опорные пункты…Функции бюро прогнозирования и планирования маркетинга:Разработка прогнозов конъюнктуры рынка, платежеспособного спроса, перспектив развития предприятия;Изучение потребностей покупателей;Выявление основных тенденций развития производства;Составление на предстоящий период балансов спроса и предложения;Участие в проведении испытаний новой продукции;Участие в разработке планов производства, технологической подготовки производства, технического перевооружения…Функции бюро изучения рынка сбыта и спроса:Изучение новых рынков сбыта и новых потребителей выпускаемой предприятием продукции;Изучение возможного спроса на выпускаемую продукцию за рубежом;Выбор сегментов рынка для обследования;Выявление тенденций в мировом производстве продукции по профилю предприятия..Функции бюро рекламы:Определение объектов рекламы и сегментов рынка, на которых необходимо рекламировать продукцию;Выбор и применение наиболее эффективных методов проведения рекламы;Осуществление прямой почтовой рекламы(плановых и разовых рассылок писем, бандеролей, посылок с информационными материалами); Обеспечение фирменного оформления рекламных материалов и инструментария исследований рынка и спроса населения…..

Служба маркетинга на каждый продукт, который, по ее мнению, следует поставлять на рынок, готовит спецификацию требований покупателя и направляет ее руководству  для предварительного одобрения. Затем  спецификация передается в производственный отдел, где определяются возможности  по выпуску данной продукции, исходя из существующих мощностей, наличия  оборудования квалификации и опыта  работающих, а также с учетом потребностей в сырье и материалах. Заключение производственной службы направляется в плановый, финансовый и маркетинговый  отделы предприятия, где проводится расчет издержек производства, цены, расходов на проведение рекламы и стимулирования продаж, на транспорт и т.д. Конечным итогом работы являются составление  плана выпуска продукции (объем, ассортимент и сроки поставки) и обеспечение производства материальными  и другими ресурсами.Службу маркетинга возглавляет заместитель директора предприятия по маркетингу (коммерческой работе), или маркетинг-директор. Он несет ответственность за организацию исследований, направленных на достижение намеченных целей, контроль за выполнением маркетинговых мероприятий. Обязанности всей совокупности сотрудников должны полностью охватить функции отдела. В состав маркетинговой службы должны входить специалисты по изучению рынков, формированию товарного ассортимента, ценовики, специалисты по сбыту, рекламе и др.Организационное построение службы маркетинга, которое определяется спецификой выпускаемой продукции, количеством рынков и масштабами сбытовой деятельности предприятия, основывается на функциональном, дивизиональном или матричном подходах. Функциональный ориентируется на постоянную структуру деятельности службы маркетинга по выполнению ее основных функций в координации с другими подразделениями, дивизиональный выделяет отдельные направления деятельности, матричный предполагает образование гибких организационных структур, формирующихся на определенные периоды времени для разработки конкретных проектов, программ, заданий. Достоинства и недостатки организационных структур службы маркетинга: I. Функциональная организация – достоинства: Простота управления: Однозначное описание обязанностей каждого сотрудника; Возможность функциональной специализации маркетологов как фактор роста их профессиональной подготовленности; Конкуренция между отдельными участниками как стимул роста  эффективности работы. Недостатки - Снижение качества работы при расширении номенклатуры товаров; Отсутствие механизма поиска нетрадиционных видов и направлений фирмы; Конкуренция между отдельными функциональными участниками – борьба за частный, а не общефирменный интерес. II. Товарная организация – достоинства: Полный маркетинг каждого товара; Возможность изучения специфики потребностей и основных потребителей по каждому товару. Недостатки: Широкий круг обязанностей одного сотрудника, затрудняющий рост квалификации; Наличие дублирующих друг друга (в функциональном смысле) подразделений. III. Рыночная организация – достоинства: Лучшая координация служб при выходе на рынок; Возможность разработки комплексной программы выхода на рынок; Более достоверный прогноз рынка с учетом его специфики. Недостатки: Сложная структура; Низкая степень специализации работы отделов; Дублирование функций; Плохое знание товарной номенклатуры; Отсутствие гибкости. IV. Товарно-рыночная организация – достоинства: Лучшая организация работы при выходе на рынок; Возможность разработки комплексной программы выхода на рынок; Более достоверный прогноз рынка с учетом его специфики; Достаточно полное знание товара. Недостатки: Наиболее высокая себестоимость содержания службы; Возможность конфликта при неоднозначном решении вопросов по одному и тому же рынку различными службами (пересечение результатов маркетинга)

47 Понятие внешней  среды фирмы. Роль анализа микро-  и макросреды компании в формировании  стратегии компании.

 

 

Маркетин.   среда   фирмы-совокупность   активных субъектов и сил, действующих за пределами фирмы и влияющих на возможности руководства службой маркетинга устанавливать и поддерживать с целевыми клиентами отношения успешного сотрудничества.Маркетин. среда слагается из микросреды и макросреды. Микросреда представлена силами, имеющими непосредственное отношение к самой фирме и ее возможностям по обслуживанию клиентуры, т.е. поставщиками, маркетинговыми посредниками, клиентами, конкурентами и контактными аудиториями. Макросреда представлена силами более широкого социального плана, которые оказывают влияние на микросреду, такими, как факторы демографического, экономического, природного, технического, политического и культурного характера.При разработке маркетинговых планов руководители службы маркетинга фирмы должны учитывать интересы прочих групп внутри самой фирмы, таких, как высшее руководство, финансовая служба, служба НИОКР, служба материально-технического снабжения, производство и бухгалтерия. Для разработчиков маркетин. планов все эти группы как раз и составляют микросреду фирмы. Маркетин. среда состоит из сфер, в которых фирма должна искать для себя новые возможности и следить за возникновением потенциальных угроз. Она включает в себя все силы, сказывающиеся на способности фирмы устанавливать и поддерживать контакты с целевым рынком. Маркетинговая среда фирмы слагается из микро- и макросреды.

Первой силой, действующей в  микросреде, является сама фирма ее подразделения и эшелоны управления, оказывающие влияние на принятие решений руководством службы маркетинга. Вторая сила фирмы и отдельные  лица, производящие необходимые компании товары и услуги, и в первую очередь  ее поставщики(важное связующее звено в системе предоставления потребительской ценности). Третья сила маркетинговые посредники-фирмы, помогающие продвигать, продавать и распределять товары среди конечных покупателей (реселлеры-отдельные лица и комп, кот-ыз занимаются оптовой и розничной торговлей),торговые посредники, фирмы-специалисты по организации товародвижения, агентства по оказанию маркетинговых услуг и кредитно-финансовые учреждения). Четвертая сила 6 типов клиентурных рынков: потребительский рынок,промыш-ый рынок, торгово-посреднический рынок, рынок государственных учреждений, международный рынок,рынок соц. обеспечения. Пятая сила разнообразные конкуренты, с которыми сталкивается фирма: желания-конкуренты, товарно-родовые конкуренты, товарно-видовые конкуренты, марки-конкуренты. Шестая сила  любые контактные аудитории, проявляющие реальный или потенциальный интерес к организации или оказывающие влияние на ее способность достигать поставленных целей: финансовые круги, контактные аудитории средств информации, контактные аудитории государственных учреждений, гражданские группы действия, местные контактные аудитории, широкая публика, внутренние контактные аудитории.Макросреда включает в себя основные силы, приходящие в столкновение с интересами фирмы: демографические(демография-наука,изучающая население на основе различных статист-их показ-ей:численности, плотности,географ. локализации,полового и расового состава, занятий и т.п.), экономические(-факторы, влияющие на покупательную способ-ть и структуру расходов населения),природные(-природные ресурсы, кот-ые требуются для произ-ва товаров и услуг или на кот-ые оказывает влияние деят-ть комп.),научно-технические(-силы, кот-ые создают новые технологии, открывающие новые возможности развития товара и рынка),политические факторы_-законы, гос. учреждения и группы влияния, кот-ые воздействуют на коип. и людей и органичивают их деят-ть)  и факторы культурного окружения(-общ-ые институты и др силы, влияющие на ценности, убеждения, предпочтения и действия общ-ва).

Чтобы определить стратегию поведения  организации и провести эту стратегию  в жизнь, руководство должно иметь  углубленное представление о  внутренней среде организации, ее потенциале и тенденциях развития, так и о  внешней среде, тенденциях развития и месте, занимаемом в ней организацией. При этом внешнее окружение изучается  стратегическим управлением в первую очередь для того, чтобы вскрыть  те угрозы и возможности, которые  организация должна учитывать при  определении своих целей при  их достижении.

Угрозы и возможности, с которыми сталкивается организация, обычно можно  выделить в семь компонент. Этими  компонентами являются экономика, политика, рынок, технология, конкуренция, и социальное поведение. Даже если бы изменения не были столь значительны, руководителям  все пришлось бы учитывать сразу, поскольку организация как открытая система зависит от внешнего мира в отношении поставок ресурсов, энергии, кадров, а также покупателей. Поскольку  от руководства зависит выживание  организации, менеджер должен уметь  выявлять существенные факторы в  окружении, которые повлияют на организацию. Более того, он должен предложить подходящие способы реагирования на внешние  воздействия.

48 Анализ макросреды  фирмы (модель STEP-анализа). Основные  характеристики 

STEP является  аббревиатурой названия таких  факторов: социальных (S – social), технологических (Т – technological), экономических (Е – economic), политических (Р – political).Политика 

Законодательство по регулированию  предпринимательской деятельности. В стране быстро растет число законодательных  актов, регулирующих предпринимательскую  деятельность. Их основой являются Конституция и Гражданский кодекс России.

Текущее законодательство на рынке    Будущие изменения  в законодательстве

    Европейское/международное  законодательство 

    Регулирующие  органы и нормы 

        Правительственная  политика, изменение 

         Государственное регулирование  конкуренции 

·         Торговая политика

·         Ужесточение госконтроля за деятельностью  бизнес-субъектов и штрафные санкции

·         Выборы на всех уровнях власти 

·         Финансирование, гранты и инициативы 

·         Группы лоббирования/давления рынка 

·         Международные группы давления

·         Экологические проблемы 

Выборы Президента

Отношения  организации  с Правительством и федеральной  властью в целом

·         Прочее влияние  государства в отрасли

     Социум

 Демография 

·         Изменения законодательства, затрагивающие  социальные факторы 

·         Принятие нового Трудового кодекса

·         Структура доходов и расходов 

·         Базовые ценности

·         Тенденции образа жизни 

         Отношение  к работе и отдыху

·         Отношение к образованию

·         Бренд, репутация компании, имидж  используемой технологии 

·                 Потребительские предпочтения

·         Представления СМИ 

·         Этнические / религиозные факторы 

·         Реклама и связи с общественностью

·         Нехватка квалифицированных кадров

Снижение рождаемости  в России.

Старение населения России. Количество браков сократилось. Возросло число разводов, в семьях становится все меньше детей. С началом 90-х  годов доля трудоспособного населения  с высшим образованием в стране превысила 15 %, а доля лиц, имеющих основное и полное среднее образование, составила 70 %. Уровень образования в стране растет.Стойкая приверженность основным культурным ценностям.

Экономическая ситуация и тенденции 

 

·         Экономическая  ситуация (ВВП)

высокий уровень безработицы, высокая стоимость кредитов.Чтобы сэкономить деньги, многие люди покупают больше дешевых, чем дорогих товаров.В России доходы распределяются крайне неравномерно. Лидируют потребители, принадлежащие к высшему классу,

    Динамика ставки  рефинансирования 

·         Уровень инфляции 

·         Инвестиционный климат в отрасли 

·         Заграничные экономические системы  и тенденции 

·         Общие проблемы налогообложения 

·         Сезоннсть / влияние погоды

·         Рынок и торговые циклы 

·         Платежеспособный спрос  населения

·         ·         Специфика производства

·         Потребности конечного пользователя

·         Обменные курсы валют 

·         Основные внешние издержки  (Энергоносители, Транспорт, Сырье и комплектующие , Коммуникации  )

·         Динамика занятости населения

технологии

  Развитие конкурентных  технологий Вместо того чтобы рисковать, предлагая крупные новшества, многие фирмы довольствуются незначительными усовершенствованиями уже существующих товаров. Они копируют товары конкурентов и незначительно усовершенствуют их характеристики и оформление.

 

·         Финансирование исследований

 

·         Связанные / зависимые технологии

 

·         Замещающие технологии/решения 

·         Зрелость технологий

 

·         Изменение и адаптация новых  технологий 

 

·         Производственная емкость, уровень 

 

·         Потребители, покупающие технологии ·         Законодательство по технологиям 

 

·         Потенциал инноваций 

 

·         Доступ к технологиям, лицензирование, патенты      





макросреды в  России.

макросреды в  России.

 

49. Стратегии  маркетинга: портфельная, деловая  и функциональная.

 

Разработка портфельной  стратегии компании начинается с определения ее стратегических хозяйственных подразделений являющихся самостоятельными хозяйственными единицами, обладающими высокой степенью самостоятельностью. СХП должны соответствовать трем критериям: иметь своих, отличных от других подразделений, потребителей и конкурентов; обслуживать внешний по отношению к организации рынок; контролировать все ключевые факторы успеха в отрасли. В основе классификации СХП лежит их относительная доля на рынке ( по сравнению с основным конкурентом) и темпы роста в отрасли. Высокая относительная доля на рынке позволяет предприятию экономить на опыте и на издержках производства и является одним из подтверждений его рыночной силы. Темпы роста отрасли определяют ее привлекательность.

Варианты портфелей:

1. Сбалансированный: среди хозяйственных  подразделений есть представители  всех групп, те которые приносят  доходы сейчас и будут приносить  в будущем

  1. портфели роста: все доходы для развития
  2. портфель прибыли: меньше инвестиций в будущее, больше в настоящее и как следствие финансовой стабильности.

При разработке деловой стратегии предприятия достигается соответствие между целями и ресурсами компании и окружающей ее внешней средой. Стратегия организации представляет собой инструмент, характеризующий направления развития бизнеса. Ее назначение в том, чтобы идеи, сформулированные в миссии, представить в виде конкретного плана действия. В основу разработки стратегии заложен принцип ее соответствия условиям внешней среды и внутренним ресурсам компании. Стратегии роста определяют область рыночной деятельности предприятия в сочетании с развитием продукта, оценкой выгодности новых приобретений и с учетом эффекта от дифференциации товаров и затрат от увеличения объема их выпуска. Возможно использование стратегии интенсивного роста, интеграционного роста и диверсификации. Теоретические модели, разработанные М. Портером, дают возможность определить пути создания конкурентного преимущества (продуктовая, ценовое на массовом рынке или в отдельной денежной нише); выбрать стратегию в зависимости от позиции компании на рынке; предвидеть изменения в поведении конкурентов, их реакцию на маркетинговые усилия предприятия. Матрица завоевания конкурентных преимуществ (трех основных альтернативных стратегий) М. Портера используется для формулировки конкурентной стратегии.

Функциональная стратегия – осуществляют руководители среднего звена (решения принимаются главой подразделения).

Информация о работе Понятие маркетинга