Автор: Пользователь скрыл имя, 18 Января 2012 в 16:38, курсовая работа
Целью написания курсовой работы является исследование особенностей маркетинговой деятельности в ресторане «Минск».
Задачами является определение концепции ресторана, исследование оформления меню и рассмотрение особенностей ресторанного бизнеса в Беларуси.
Введение……………………………………………………………………...3
1. Основы ресторанного бизнеса
1.1 Понятие и классификации ресторанов…………………………………4
1.2 Концепции ресторанного бизнеса………………………………………9
2. Меню ресторана
2.1 Понятие «меню» и правила составления меню……………………….14
2.2 Особенности оформления меню……………………………………….20
3. Ресторанный бизнес в Беларуси………………………………………...26
Заключение………………………………………………………………….31
Список литературы…………………………………………………………32
Очень важно выбрать шрифт. Шрифт должен быть ясным, четким, название блюд и напитков, цены и нормы отпуска должны легко читаться. Орфографические ошибки, неправильные названия, исправление от руки, зачеркивание – полностью исключены.
Если ресторан оформлен в стиле средневекового замка, наилучшим вариантом будет готический стиль. Удачно подобранный шрифт отражает индивидуальность ресторана. Но если использовать необычный шрифт, то это может отвлечь внимание от иллюстраций. В этом случае рисунков и фотографий нужно использовать как можно меньше. Нужно помнить, что некоторые виды шрифтов очень трудно читаются. Нужно выбирать отчетливый шрифт, который украсит меню и будет оптимальным образом сочетаться с концепцией ресторана. Не следует использовать в одном меню несколько видов шрифтов, лучше выделять те или иные блюда фоном, рамками или поместить рядом фотографии и иллюстрации. Обязательно нужно обратить внимание на междустрочный интервал. Он должен быть выбран так, чтобы текст легко читался. Пространство между отдельными буквами также должны быть продумано. Можно расширить пространство, а можно, наоборот, расположить буквы очень плотно, придвинув, их друг к другу. Текст должен выглядеть, во – первых, красиво, а во – вторых, он должен быть удобен для чтения.
Немаловажное значение имеет выбор бумаги, на которой напечатано меню. Меню быть напечатано на обычной глянцевой бумаге, также на бумаге, которая напоминает бархат, кожу, замшу или бересту. Необходимо сделать отдельную заламинированую обложку, куда будет вставлен список блюд.
Использование общих заголовков, единого шрифта и других факторов приведет к тому, что каждое блюдо будет восприниматься одинаково.
Содержание и дизайн меню - это самая важная ступень в развитии ресторана, поэтому разрабатывать меню следует с учетом выбранного типа ресторана, традиционных для данного типа блюд, предполагаемых или реальных предпочтений клиентов заведения.
При
разработке меню нужно исключать
все возможные ошибки. Меню страницы
следует разбить на две колонки.
В одной колонке будут
Папки меню художественно оформляют, причем оформление должно отражать стиль и тематическую направленность работы ресторана или кафе. Количество папок меню должно соответствовать количеству столов в зале. Иногда на первом листе указывается профиль ресторана и тип блюд, подаваемых в нем, а затем перечисляются блюда и напитки.
Во многих заведениях, претендующих на статус элитного, в меню, помимо перечня блюд, есть сообщение об ингредиентах, из которых это блюдо изготовлено. Меню вполне можно назвать рекламой, если в нем есть сообщение об ингредиентах или о способе изготовления блюда. Ведь нередко посетитель пропускает мимо ушей рекламу по телевидению, радио или ту, которая напечатана в газетах и журналах. Зато - меню это такая печатная реклама, которую посетитель, скорее всего, прочтет очень внимательно, поэтому меню нужно постараться сделать максимально информативным (Приложение 2).
Обязательно нужно описать блюда так, чтобы в воображение гостя будут нарисованы потрясающие картинки. Текст должен быть максимально лаконичным, вместе с тем он должен по настоящему завораживать посетителя, заставлять его приобрести то, что в обычной ситуации он никогда не закажет.
Для
чего важно описание блюд: во – первых,
для того чтобы посетитель не думал,
что приобретает «кота в мешке»
Долгое
чтение меню тормозит процесс заказа,
поэтому необходимо быть максимально
кратким, точным и по возможности
честным. Если уникальным является именно
способ приготовления, то нужно указать
такую информацию. Например, жарка
в духовке, гриль, жарка на сковороде,
копчение и т.д. Если используются ингредиенты,
которые можно назвать
Если используются хорошо известное, традиционное название блюд, то совсем не обязательно описывать способ приготовления блюда.
Как образуются название блюда: многое зависит от фантазии шеф – повара. Нередко используются иностранные слова, чтобы привлечь внимание посетителя. Это, безусловно, эффективный способ влиять на воображение клиента, ведь посетитель сразу начинает представлять себе нечто совершенно невероятное, фантастическое. Но при использовании иностранных слов просто необходимо пояснение, что это за блюдо.
Из вышесказанного можно сделать весьма очевидный вывод – дизайн меню должен стать настоящем искусством. Только тогда есть шанс не просто привлечь внимание посетителей, но и завоевать его искреннее расположение.
Очень не плоха будет снабдить меню интересной информацией относительно различных блюд, напитков и ингредиентов, но перегружать одно меню дополнительной информацией не следует. Для этого можно сделать несколько меню: обычное, десертное, винное, детское. Меню должно периодически меняться, а значит, будет меняться и информация. Обычно посетитель прочитывать меню целиком, значит, оценит и оригинальный подход к его оформлению.
Таким
образом, меню должно быть удобным, привлекательным,
безупречным с точки зрения грамотности.
3.
Ресторанный бизнес
в Беларуси.
Ресторанный бизнес в Беларуси находится в зачаточном виде. Как правило, у нас не разрабатывают свою бизнес-идею. Большинство ресторанных проектов, в лучшем случае – калька зарубежных аналогов ресторанов: интерьер, меню, обслуживание адаптированы под наш менталитет. В целом для развития отечественного ресторанного бизнеса это не плохо. Хуже, когда мы видим копирование этих копий, причем с каждым разом все хуже и хуже, с уходом от стандартов и основной идеи. За рубежом рестораторы приходят серьезно заниматься этим бизнесом и, главное, зарабатывать. Свое развитие они видят в создании сетей, активном расширении в регионы и узнаваемости своего бренда. Ведь вложения в продвижение бренда с лихвой окупятся при открытии ресторанов в регионах. Рестораторами также становятся, не только разработав свою концепцию, но и приобретя франшизу известной марки и продвигая ее в своем регионе. Вот в таком виде рестораторов у нас нет.
Откуда появляются рестораторы, или владельцы ресторанов?На эту тему можно писать книги и рассказывать целые истории как удачного, так и неудачного опыта. Но если обобщить, то это люди, создавшие свой капитал в другом бизнесе: в строительстве, нефтепереработке, банках, металлургии и так далее. Заметьте, здесь нет людей, которые решили: «А стану-ка я ресторатором, возьму кредит в банке, разработаю свою идею ресторана или приобрету франшизу!» Так у нас можно прийти в торговлю, производство, рекламу, но не в ресторанный бизнес. Все знают, что это очень сложное дело, включающее и производство, и торговлю, и сферу услуг. Это бизнес с очень длительным периодом окупаемости. Начать зарабатывать деньги именно с ресторанного бизнеса в Беларуси невозможно – это обусловлено экономическими аспектами.
Все наши белорусские рестораторы занимаются и другими видами бизнеса. И их можно понять – в нашей стране нельзя развивать только один бизнес. В любой момент даже удачный сегодня, он может стать убыточным по не зависящим от тебя причинам. Развивая только одно направление бизнеса, ты слишком рискуешь. Неуверенность в завтрашнем дне, отсутствие здравого постоянства – вот что движет людьми в обоснование развития сразу нескольких направлений бизнеса.
Судя
по общемировым правилам, если окупаемость
ресторанного проекта составляет до
5 лет, то данный проект считается экономически
целесообразным. Так же и в Беларуси.
Я знаю только один пример из практики,
когда ресторан может окупиться
за 1 год – это его расположение
на реальном фуд-корте торгового
центра, но фуд-кортов у нас нет
по определению. В Беларуси средняя
окупаемость ресторана
Безусловно,
при удачном расположении
Будет ли ресторан успешным, это зависит от факторов, которые изложены выше, а так же от желания самого ресторатора. Ведь запустить удачный проект мало, о нем нужно постоянно заботиться. Сами по себе проекты не могут быть удачными и оставаться такими. Все делают люди: персонал, менеджмент. И здесь нужно не только удачно стартовать, но и суметь успешно реализовать возможности ресторана в процессе всего жизненного цикла. Бывают удачные старты, но иногда на этом все и заканчивается: проект умирает, популярность падает, а ресторан прозябает до дня закрытия. Такой ресторан, который резко потерял свою популярность по объективным причинам, оживить уже невозможно, сколько бы денег ресторатор ни вкладывал в его раскрутку. Спасет только полный ребрендинг заведения. На сегодняшний день расходы на открытие ресторана в Минске на 100 посадочных мест, если уже имеется профильное помещение, составляют порядка 200-300 тысяч долларов. Но это очень приблизительная цифра, так как нужно учитывать многие факторы. При сетевом бизнесе, как правило, стоимость каждого последующего открываемого сетевого ресторана обходится дешевле. Идет экономия на управленческом персонале, типовом меню, типовой линейке оборудования, одинаковой технологии и так далее.
Успешный
ресторанный бизнес – это раскрученное
имя владельца или все-таки бренд?Для
нашей страны это – бренд. Люди
в большинстве своем узнают раскрученный
бренд и очень редко
В Минске сетевые рестораны это – 10%, не более этого. А если смотреть в целом по стране, то намного меньше. Хотя имеется тенденция к открытию сетевых проектов, поэтому данный процент в перспективе будет меняться в сторону увеличения.
Элитный ресторанный бизнес в Беларуси сегодня обречен на провал. Слишком мало у нас состоятельных людей, чтобы они смогли обеспечить заполнение и оборачиваемость в таких ресторанах. Если следовать существующей концепции ценообразования в рамках наценочной категории, то расчет вложений в такой проект и его окупаемости превысит все разумные пределы. Элитный ресторан, если следовать этой концепции, должен быть рентабельным уже от 5-6 гостей в день, такие там должны быть цены. В нашем же случае элитные рестораны с их не всегда корректным фейс- и дресс-контролем и распространяющейся после этого негативной информацией достигают пика внимания только во время открытия и проведения мероприятий, а после этого теряют к себе ежедневное внимание. Конечно, больше шансов на успех – в сегменте фастфуда и среднеценовом сегменте ресторанного бизнеса. Финансовые вложения в данный сегмент наиболее привлекательны своей быстрейшей окупаемостью и условной застрахованностью от неудачи из-за популярности данных направлений ресторанного бизнеса. Яркий пример – Россия и Москва, где эти сегменты самые развивающиеся и самые прибыльные.
У нас не развиваются франчайзинговые сети. Это происходит из-за не полностью проработанного законодательства в этой сфере. У владельцев франшизы нет уверенности в том, что они смогут контролировать свой бренд у нас в республике, что будут соблюдены все условия франшизы в открываемых объектах. Ведь исходя из условий франшизы франчайзи должен, например, закупать оборудование, полуфабрикаты и ингредиенты только у него. В нашем случае после растаможивания и уплаты всех налогов это может быть нерентабельным, то есть цены такого меню могут быть очень высоки.
Иностранные
сети не идут даже в Минск, а не только
в регионы. Например, McDonald’s, пришедший
в Беларусь в 1996 году, с тех пор
остановил свое развитие в столице
и продвижение в регионы. Ресторанный
бизнес, особенно его сетевой сегмент,
представлен в регионах очень слабо: несколькими
компаниями. Минские бизнесмены активно
присматриваются к районным и областным
городам. Но не идут туда из-за того, что
наиболее удачные места под рестораны
заняты или отсутствуют. Кроме того, нет
наработанных связей и отношений в районных
администрациях. А в целом просто отсутствует
желание браться за это, ведь нужно будет
составить здоровую конкуренцию существующим
ресторанам, предложить что-то новое в
меню, сервисе и так далее. Это все влечет
за собой дополнительные расходы. Только
подбор и обучение кадрового состава чего
стоят! Не каждый готов нести такие расходы,
тем более что велика вероятность перекупки
кадров конкурентами. Да и нет у нас таких
ресторанных компаний (за редким исключением),
в которых все отработано, стандартизировано,
когда созданы условия по продвижению
готового бренда в регионы.
Информация о работе Особенности маркетинговой деятельности в ресторанном бизнесе