Особенности маркетинга в сфере образования

Автор: Пользователь скрыл имя, 27 Ноября 2011 в 13:14, курсовая работа

Описание работы

Целью исследования является определение путей совершенствования маркетинга в сфере образовательных услуг.
Для достижения указанной цели необходимо решить ряд задач:
– рассмотрение сущности и понятия маркетинга в сфере образования;
– изучение субъектов и объектов маркетинга в сфере образования;
– определение функций и принципов маркетинга образовательных услуг;
– рассмотрение рынка образовательных услуг;
– определение ситуационного положения УО "МГПУ им. И. П. Шамякина";
– проведения анализа особенностей маркетинга образовательных услуг УО "МГПУ им. И. П. Шамякина".

Содержание

Введение
1. Специфика и особенности маркетинга в сфере образования
1.1 Сущность и особенности маркетинга в сфере образования
1.2 Функции и принципы маркетинга образовательных услуг
2. Современные тенденции развития рынка образовательных услуг
2.1 Общие тенденции рынка образовательных услуг
2.2 Рынок образования в Республике Беларусь
3. Ситуационное положение учреждения образования "Мозырский государственный педагогический университет" имени И.П. Шамякина на рынке, оценка его сильных и слабых позиций
4. Анализ особенностей маркетинга образовательных услуг УО "МГПУ" имени Шамякина
5. Основные направления совершенствования использования маркетинга в сфере образовательных услуг
Заключение

Работа содержит 1 файл

КУРСОВАЯ РАБОТА.doc

— 219.00 Кб (Скачать)

-  сохраняющаяся  высокая значимость и необходимость  участия государства (в лице  органов управления) в развитии  образования диктует целесообразность  тесного взаимодействия коммерческих  и некоммерческих ориентаций  в маркетинге образовательных услуг. 

Маркетинг образования  развивается очень интенсивно. Он играет двоякую роль в современной  экономике. Во-первых, это связано  особой значимостью образования  в экономическом развитии. Современные  технологии обеспечивают высокий уровень и качество жизни в развитых странах. Они задают верхний предел экономического роста, темпы которого, по опыту новых индустриальных стран, могут быть очень велики. Современные технологии доступны всем, однако распространение зависит от системы и уровня образования населения. Эта общеизвестная идея, к сожалению, поддержана нашим государством формально и далеко не полностью воспринята обществом во многих странах. Таким образом, маркетинг образования связан с распространением идеи образования. 

Во-вторых, учебные заведения в большинстве стран мира содержатся на средства бюджетов, пожертвования и средства, получаемые путем взимания платы за образовательные услуги. Разнообразие источников финансирования требует постоянного расширения комплекса маркетинга для большинства организаций системы образования. Ограниченность возможностей федерального и региональных бюджетов в условиях глубокого кризиса российской экономики определяет интенсивное развитие маркетинга платных образовательных услуг на потребительском рынке и рынке организаций, а также маркетинга обмена со спонсорами и политиками. 

Особенности маркетинга образования обусловлены, кроме  того, приверженностью рынка формальному  материальному представлению образования  в виде аттестатов и дипломов. 

Разнообразие видов, технологий и рынков образования определяет использование всего арсенала средств и методов комплекса маркетинга в этой сфере. 

При рассмотрении особенностей маркетинга в сфере  образования УО "МГПУ" им. И. П. Шамякина выявлены следующие проблемы: 

– преобладание производственной ориентации маркетинга образовательных услуг; 

– отсутствие специализированной службы маркетинга в учреждении, возложение функций по продвижению услуг  на некомпетентные службы. 

Соответственно, основными направлениями совершенствования использования маркетинга в сфере образовательных услуг будут являться следующие: 

– переход на рыночную ориентацию маркетинга образовательных  услуг; 

– создание специализированной маркетинговой службы. 

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ  

1.  Владимиров, В. Государственный ВУЗ в рыночной экономике /В. Владимиров. Высшее образование в России. – 2007. – № 4. С. 6–13. 

2.  Ганчеренок, И. И. Рейтинг вузов, или необходима  ли соревновательность в отечественной  высшей школе? /И. И. Ганчеренок, Вышэйшая школа. – 2003. – № 1. 

3.  Голдобин, Н. Особенности маркетинга в  организации дистанционного обучения. Дистанционное образование. / Н. Голдобин. М, 2004. – № 1. 

4.  Котлер, Ф.  Маркетинг менеджмент. Экспресс-курс. / Ф. Котлер, СПб.: Питер, 2002. – 496 с. 

5.  Лифиц, И. М. Формирование и оценка конкурентоспособности товаров и услуг. / И. М. Лифиц. – М. : Юрайт, 2004. 

6.  Егоршин,  А. П. Менеджмент, маркетинг и  экономика образования: Учебное  пособие / Под ред. А. П. Егоршина. – Н. Новгород : НИМБ, 2001. – 624 с. 

7.  Резник, С.  Д. Управление кафедрой : Учебник. / С. Д. Резник. – М. : ИНФРА-М, 2004 – 635 с. 

8.  Образование  в Республике Беларусь: Стат. сб. : Министерство статистики и анализа  Республики Беларусь. – Минск, 2006. 

9.  Панкрухин,  А. П Маркетинг образовательных услуг в высшем и д ополнительном образовании. / А. П. Панкрухин. – М. : Интерпракс, 2005. – 247 с. 

10.   Панкрухин,  А. П. Маркетинг. / А. П. Панкрухин.  – М. : Омега-Л, 2002. 

11.   Программа  развития платных образовательных  услуг на 2006–2010 годы. 

12.   Сагинов,  С. А. Маркетинг образовательных  услуг региона. Маркетинг в  России и за рубежом. / С. А.  Сагинов – М. 2003. – № 5. –  С. 23–25. 

13.   Управление  качеством высшего образования  в условиях перехода к двухступенчатой  системе подготовки кадров: сб. Межд. науч.-практ. конф. Минск. 6–7 июня 2007 г. I Редкол.: В. В. Самохвал (отв. ред.) и др. – Минск.: БГУ, 2007 

14.   Кукушин,  А. М. Управление образовательными  системами: Учебное пособие / Под  ред. А. М. Кукушина. – Москва : ИКЦ "МарТ", 2003. – 464 с. 

15.   Тихонов,  А. М. Управление современным  образованием: социальные и экономические  аспекты / Под ред. А. Н. Тихонова. – М. : Вита-Пресс, 1998. –256 с. 

16.   Ченцов, А. О бизнесе образовательных  услуг. Высшее образование в  России. / А. Ченцов. – 2004. – № 2. – С. 120–123.

Информация о работе Особенности маркетинга в сфере образования