Автор: Пользователь скрыл имя, 27 Ноября 2011 в 13:14, курсовая работа
Целью исследования является определение путей совершенствования маркетинга в сфере образовательных услуг.
Для достижения указанной цели необходимо решить ряд задач:
– рассмотрение сущности и понятия маркетинга в сфере образования;
– изучение субъектов и объектов маркетинга в сфере образования;
– определение функций и принципов маркетинга образовательных услуг;
– рассмотрение рынка образовательных услуг;
– определение ситуационного положения УО "МГПУ им. И. П. Шамякина";
– проведения анализа особенностей маркетинга образовательных услуг УО "МГПУ им. И. П. Шамякина".
Введение
1. Специфика и особенности маркетинга в сфере образования
1.1 Сущность и особенности маркетинга в сфере образования
1.2 Функции и принципы маркетинга образовательных услуг
2. Современные тенденции развития рынка образовательных услуг
2.1 Общие тенденции рынка образовательных услуг
2.2 Рынок образования в Республике Беларусь
3. Ситуационное положение учреждения образования "Мозырский государственный педагогический университет" имени И.П. Шамякина на рынке, оценка его сильных и слабых позиций
4. Анализ особенностей маркетинга образовательных услуг УО "МГПУ" имени Шамякина
5. Основные направления совершенствования использования маркетинга в сфере образовательных услуг
Заключение
Ассортимент образовательных
услуг как объекта маркетинга весьма
обширен и еще будет рассматриваться в
дальнейшем, при рассмотрении типов сегментации
рынка образовательных услуг и при анализе
содержания стратегии маркетинга на этом
рынке. Базой для классификации основного
массива образовательных услуг может
служить Международная стандартная классификация
образования - признанный инструмент сбора,
обработки и публикации статистических
данных по образованию как на национальном,
так и на международном уровнях. Это классификация
программ образования, составленной в
соответствии со ступенями образования.
Под термином "программа" при этом
понимается запланированная серия учебных
мероприятий по конкретному предмету
или по передаче суммы навыков, имеющая
целью подготовить обучающихся к следующему
курсу обучения, к определенной профессии
или просто повысить объем их знаний до
определенного уровня.
Отметим, что
наряду с главным критерием
Собственно образовательные
услуги часто дополняются
Вместе с образовательными
услугами (или самостоятельно) реализуется
интеллектуальная собственность работников
и коллективов образовательных учреждений
– изобретения, патенты, программы исследований,
обучения и практических работ, другие
инновационные услуги и продукты, а также
товарная символика производителей подобных
услуг – наименования, логотипы, товарные
знаки и т. п.
Перспективен
маркетинг научных и учебных
школ, личностей выдающихся ученых
и педагогов, преподавателей.
Крупные образовательные
учреждения также активно проводят
маркетинг организаций, создаваемых
при них или с их участием, включая совместные
предприятия, технополисы и т. д. Объектами
маркетинга становятся также услуги гостиниц,
общежитий, предприятий питания при учебных
заведениях, услуги их спортивных и оздоровительных
центров и др.
Все это и
подразумевается под
Кроме выделенных
черт услуг как таковых и
1.2 Функции и
принципы маркетинга
Функции маркетинга
в обиходе часто сводят к сбору
и анализу информации о конъюнктуре
рынка, т. е. о структуре, соотношении
и динамике спроса и предложения товаров
и услуг. Распространено также мнение,
что маркетинг – это посредничество, сбыт
товаров и услуг. И то, и другое понимание
сильно выхолащивает содержание маркетинга.
На развитых
рынках в проблемное содержание маркетинга
входят находящиеся в едином комплексе
функции и проблемы товарной политики
(качество, ассортимент, сервис), ценообразование
и адаптация цен, коммуникации (рекламная
политика, организация взаимоотношений
с общественностью и прямых контактов
с клиентами, выставочная и ярмарочная
деятельность), товародвижение, сбыт и
продажи, а также проблемы персонала (отбор,
обучение, организация труда и стимулирование
для эффективного выполнения маркетинговых
функций).
Маркетинг функционирует,
начиная с исследования рынка, планирования
и воплощения замысла товара или услуги,
через их продвижение на рынок и вплоть
до исчерпывающего использования продукции,
до фактического удовлетворения выбранных
целевых групп потребителей.
Отечественным
производителям, и в том числе
производителям образовательных услуг,
длительное время находившимся под контролем
и диктатом государственных органов управления,
многие из этих функций непривычны, не
освоены ими. Даже в вузах, где ведется
активное преподавание маркетинга, он
чаще всего не используется как инструмент
управления, достижения практического
успеха образовательного учреждения.
Впрочем, отдельные маркетинговые функции
уже начинают реализовываться в практической
деятельности вузов, решении отдельных
вузовских проблем. Но важно осознавать,
что некомплексность маркетинга ведет
к его неэффективности.
Традиционными
для характеристики проблемного
содержания маркетинга являются вопросы:
Что производить и предлагать
на рынок? Какого качества? Сколько? Где
продавать? Когда? По какой цене и
на каких условиях? Собственно говоря,
взаимоотношения субъектов рынка, составляющие
предмет маркетинга, как раз и организуются
по поводу оптимального разрешения этих
вопросов. Естественно, что эти вопросы
необходимо адаптировать к конкретной
сфере реализации маркетинга, в данном
случае – к сфере образования. Целесообразно
обсудить в этой связи комплекс вопросов:
Кого учить? Эта
проблема особенно деликатна, т. к. она
сразу задает комплекс вопросов выбора
исходного "человеческого материала",
который, как уже отмечалось, сам
выступает активным участником маркетинговых
отношений, сам осуществляет свой выбор.
Образовательное
учреждение оказывается перед очень
нелегкой проблемой определения, на
какого абитуриента ориентироваться,
кого приглашать и отбирать, кто
составит контингент обучающихся: те,
у кого нет проблем с оплатой образовательных
услуг; те, кого легче обучать (в т.ч. как
за счет имеющегося запаса знаний или
за счет способностей к их восприятию
и освоению); те, кто способен быстро "выучить
и сдать" пройденный материал? Безусловно,
выбор ни одной из этих категорий не может
гарантировать главного: способности
эффективно использовать, потреблять
результаты образовательных услуг.
Зачем и чему
учить? Этот двойной вопрос тесно
связан с конкретной структурой потребностей
целевых групп клиентов и характеризует
выбор целей (поэтому он связан с первым
вопросом) и средств образовательного
процесса, поиск оптимального соотношения
между общекультурными, фундаментальными
и специальными, прикладными знаниями.
Сколько учить?
Предстоит выбрать, в каких случаях
целесообразно уменьшать или
увеличивать сроки обучения, использовать
принцип экстерна, многоступенчатый
подход к образованию.
Где учить? Имеется
в виду выбор типа образовательного
учреждения, с учетом места его расположения:
в самом образовательном учреждении, в
его филиале, в столичном вузе по договору
с ним, в зарубежном образовательном учреждении
и др.
Как учить? Хотя
технология изготовления товара, оказания
услуги традиционно не входит в сферу
пристального внимания маркетинга, но
уже выявленные особенности образовательных
услуг заставляют это сделать. Вопрос
распадается как минимум на три принципиальных
аспекта: форма обучения (очная, заочная,
смешанная и др.); технология обучения
(традиционная, игровая, деятельностная);
технология контроля и оценки (в т. ч. в
текущем, поэтапном и результирующем режимах).
Кто будет учить?
Этот вопрос, практически не рассматриваемый
в маркетинге материальных товаров,
приобретает для маркетинга образовательных
услуг особую актуальность. Делается
выбор: опытный преподаватель, консультант,
научный сотрудник, аспирант, специалист-практик,
коллега по обучению. Ищутся оптимальные
сочетания различных вариантов.
С помощью чего
учить? Определяются типы и направления
использования учебно-методических средств,
в т. ч. средств визуализации знаний, индивидуализированного
контроля, программированного обучения,
тренинга и др.
Переструктурировав
вышесказанное, можно выделить в
качестве важнейших следующие проблемы,
решение которых прямо определяет
свойства и параметры услуг образования:
Желаемые характеристики
будущего контингента обучающихся
Цели обучения
и адекватное им соотношение между
общекультурными, фундаментальными и
специальными, прикладными знаниями.
Длительность
и режимы, ступени обучения.
Тип образовательного
учреждения, с учетом места его
расположения.
Технологии обучения
и контроля его результатов. Хотя
технология производства, оказания услуги
традиционно не входит в сферу
пристального внимания маркетинга, но
уже выявленные особенности образовательных
услуг заставляют это сделать.
Характеристики
персонала, оказывающего услуги образования.
Типы учебно-методических средств и
направления их использования, в
т. ч. средств визуализации знаний, индивидуализированного
контроля, программированного обучения,
тренинга и др.
С решением этих
вопросов прямо связано и решение
классических вопросов маркетинга в
отношении ассортиментной, ценовой,
коммуникационной, сбытовой, кадровой
политики.
На базе проведенного
поэлементного анализа основных, сущностных
аспектов маркетинга образовательных
услуг, с учетом выявленных взаимосвязей
между элементами и направленности этих
взаимосвязей становится возможным сформулировать
его понимание в целом. На наш взгляд, маркетинг
образовательных услуг – это находящаяся
на стыке многих сфер знаний научно-практическая
дисциплина, изучающая и формирующая философию,
стратегию и тактику цивилизованного
мышления и действия, поведения и взаимоотношений
субъектов рынка образовательных услуг
– образовательных учреждений, организаций-потребителей,
личностей обучающихся, а также органов
государственного и муниципального управления
и посреднических структур, которые производят
(оказывают), продают (предоставляют), приобретают
и потребляют эти услуги и сопутствующие
им услуги и продукты.
Маркетинг образовательных
услуг в целевом отношении
определяется долгосрочными коммерческими
и другими интересами всех субъектов
рынка, а также возможностью создания
благоприятного и широкого социального
резонанса, эффекта в виде воспроизводства
национального интеллектуального потенциала
и взаимосвязанных с ним эффектов.
В функции маркетинга
входит исследование и прогнозирование
конъюнктуры рынка
Специфика маркетинга
в сфере образования частично
проявляется как специфика
Ясно, что маркетинг
в средней, высшей школе и в
последипломном и дополнительном образовании
действует в разных условиях и обладает
определенной спецификой.
Для учреждений
средней школы, как и для дошкольных
учреждений роль и активность по предложению
образовательных услуг
Учреждения высшей
школы и дополнительного
Информация о работе Особенности маркетинга в сфере образования