Автор: Пользователь скрыл имя, 27 Ноября 2011 в 13:14, курсовая работа
Целью исследования является определение путей совершенствования маркетинга в сфере образовательных услуг.
Для достижения указанной цели необходимо решить ряд задач:
– рассмотрение сущности и понятия маркетинга в сфере образования;
– изучение субъектов и объектов маркетинга в сфере образования;
– определение функций и принципов маркетинга образовательных услуг;
– рассмотрение рынка образовательных услуг;
– определение ситуационного положения УО "МГПУ им. И. П. Шамякина";
– проведения анализа особенностей маркетинга образовательных услуг УО "МГПУ им. И. П. Шамякина".
Введение
1. Специфика и особенности маркетинга в сфере образования
1.1 Сущность и особенности маркетинга в сфере образования
1.2 Функции и принципы маркетинга образовательных услуг
2. Современные тенденции развития рынка образовательных услуг
2.1 Общие тенденции рынка образовательных услуг
2.2 Рынок образования в Республике Беларусь
3. Ситуационное положение учреждения образования "Мозырский государственный педагогический университет" имени И.П. Шамякина на рынке, оценка его сильных и слабых позиций
4. Анализ особенностей маркетинга образовательных услуг УО "МГПУ" имени Шамякина
5. Основные направления совершенствования использования маркетинга в сфере образовательных услуг
Заключение
Вместе с тем нельзя
утверждать, что в дошкольном, среднем.
высшем и дополнительном образовании
уместен какой-то особый, "свой" маркетинг.
Его основные элементы, связи между ними
и направленность весьма родственны во
всех этих сферах, да и решает он одни и
те же проблемы. Основополагающий принцип
маркетинга образовательных услуг сфокусирован
в его философии и ставит в центр внимания
не нужды производителя товаров и услуг,
а запросы и нужды потребителя. Но это
не смогло бы воплотиться в жизнь, если
бы на реализацию этого базисного принципа
не были нацелены остальные принципы маркетинга.
Выделим наиболее устоявшиеся из них:
- Сосредоточение
ресурсов вуза на
- Понимание
качества образовательной
- Рассмотрение
потребностей не в узком, а
в широком смысле, в т. ч.
за рамками традиционных, известных
способов их удовлетворения. Вуз не может
ограничиваться предоставлением образовательных
услуг одного свойства. Вариации в данном
случае не только уместны (для образования
это возможность выбора формы обучения
– дневной, вечерней и заочной; специальности;
уровня подготовки – магистр, бакалавр
и пр.), но и жизненно необходимы, так как
иначе маркетинг не будет эффективен.
- Ориентация
на сокращение совокупных
- Предпочтение
методов не реактивного, а
- Доминирование
ориентации на долгосрочную
- Непрерывность
сбора и обработки информации
о конъюнктуре рынка труда региона
и его реакциях.
- Использование
различных вариантов прогнозов
рынка труда, оценок и решений
на мультифакторной основе.
- Комплексность,
взаимоувязка конкретных
- Оптимальное
сочетание централизованных и децентрализованных
методов управления – центр управленческих
решений переносится как можно ближе к
потребителю.
- Ситуационное
управление – принятие решений
не только в установленные
сроки, но и по мере
На этой основе
выделяются три взаимопересекающихся
множества. В первом (I) – 1–4 – раскрывается
философия маркетинга в отношении
к потребностям клиентов. Во втором
(II) – 5–8 – раскрывается подход к
выбору и формированию рыночной, маркетинговой
стратегии. В третьей группе (III) – 9–11
– показано, чем руководствоваться при
реализации стратегии, т. е. в тактике действий
(рисунок 1.1).
Субъекты маркетинга
– люди и организации – существуют
на рынке не сами по себе, а лишь благодаря
процессам обмена материальными, энергетическими,
информационными и другими ресурсами
друг с другом, с внешней по отношению
к ним средой, т. е. являются открытыми
системами. В последнее время не только
зарубежные, но и отечественные исследователи
стали обращать на это пристальное внимание.
Для маркетинга в образовании это характерно
и выражено в значительно большей степени,
чем в большинстве других сфер его применения.
Рисунок 1.1 –
Принципы маркетинга образовательных
услуг
Это находит свое
выражение еще в целом ряде принципов
как философско-этического, так и социально-экономического
содержания:
1. Каждый новый
акт обмена, новая сделка, контракт,
совершенный в русле
2. В быстро
меняющейся среде
3. Реальная база
открытого маркетинга – это
общее, что есть у всех
4. Поощряя возникновение
внешнего эффекта для общества от своих
сделок, открытый маркетинг нацеливает
стратегию образовательного учреждения
на опережающее, активное использование
этого внешнего эффекта самим образовательным
учреждением. Внешний эффект превращается
во внутренний не только опосредованно
(через повышение престижа учреждения),
но и непосредственно – благодаря формированию,
в результате оказания образовательной
услуги дополнительного спроса на нее,
следующих уровней, а также через вовлечение
выпускников вуза в образовательный процесс,
через налаживание с их помощью новых
деловых связей образовательного учреждения
со сторонними для него организациями,
фирмами.
5. В открытых
системах, особенно в тяготеющих
к активному информационному
обмену, к долгосрочным и крупным
капиталовложениям, к необходимости снижения
уровня риска, т. е. в таких, как образовательные
учреждения, конкуренция между ними ограничена
по своим возможностям, позитивному эффекту
и неизбежно дополняется как сосуществованием
(потенциальная конкуренция), так и обоюдополезным
взаимодействием конкурирующих систем
[11, с. 23].
Миссия маркетинга
в образовании – формирование
и реализация стратегии приращения
ценности человека. При этом речь идет
далеко не только о рыночной ценности,
но и о самоценности, и о ценности
в общегуманистическом ее понимании,
так что каждый из этих аспектов в своем
приращении ведет и к приращению остальных.
Трансформационный период задает жесткие
условия реализации этой миссии – незрелость
рынка, низкие ресурсные возможности,
включая и дефицит времени.
Принципиально
важно осмыслить тот факт, что
маркетинг как рыночная философия
предпринимательства, как стратегия
и тактика поведения участников
рыночных отношений, реализуем далеко
не только в сфере обмена ценностями
между конкретными
Маркетинг образования
– это принципиально новая, поисковая
сфера маркетинга. Ему еще предстоит
складываться и формироваться как научной,
прикладной, а также как учебной дисциплине.
И во всех отношениях его ожидает немало
трудностей.
Чтобы осмыслить
сущность маркетинга в сфере образования
и увидеть, как она проявляется
на рынке образовательных услуг, необходимо
проанализировать обширный комплекс его
элементов и аспектов. Это прежде всего
субъекты маркетинговых отношений и функции
этих субъектов на рынке, сфера действия
и объекты маркетинга услуг образования,
его целевая ориентация и проблемное содержание.
2. СОВРЕМЕННЫЕ
ТЕНДЕНЦИИ РАЗВИТИЯ РЫНКА
В настоящее
время образование становится одним
из основных ресурсов развития национальных
экономик. Гармоничное развитие личности
и творческих способностей человека,
создание интеллектуального, культурного
и нравственного потенциала государства
являются важнейшими предпосылками успешного
социально-экономического развития государства
и достойного его положения в международном
сообществе.
Современное образование
характеризуется большим выбором и высокой
конкуренцией предоставляемых образовательных
услуг со стороны как государственных,
так и негосударственных образовательных
учреждений. Во многих регионах существует
достаточно большое количество образовательных
учреждений, которые предоставляют возможность
получить среднее профессиональное, высшее
или дополнительное образование с выдачей
государственного диплома по одинаковым
специальностям.
Особая роль
образования подтверждается тем
фактом, что средний уровень
Образование –
это одна из отраслей национальной
экономики, входящая в комплекс отраслей
социальной сферы.
Образование, как
и любая отрасль экономики, выполняет
свою, только ему присущую специфическую
роль – осуществляет образовательную
деятельность.
Образовательная
деятельность – это разновидность деятельности,
связанной с организацией в государстве
процесса обучения и воспитания людей,
осуществляемой в интересах человека,
общества, государства и направленной
на: сохранение, приумножение и передачу
знаний новым поколениям; интеллектуальное,
культурное и нравственное воспитание
человека; подготовку квалифицированных
кадров для всех отраслей экономики.
Продуктом образовательной
деятельности являются образовательные
услуги – это система знаний,
навыков, информации, имеющих свою стоимость
и пользующихся спросом на рынке товаров.
Субъектами образовательной
деятельности являются:
– государство
– заказчик образовательных услуг;
– учреждения образования
– производители
– физические лица
– потребители образовательных услуг.
Общеобразовательное
учреждение можно рассматривать
как предприятие с коллективом
специалистов, соответствующей материальной
базой, которое создает, тиражирует
и предлагает населению специфические
продукты –образовательные услуги.
Экономические
отношения в образовательной
сфере можно интерпретировать как
отношения продавца (общеобразовательного
учреждения), продающего покупателю (физическому
лицу или государству) товар (знания,
навыки, информацию).
Для рынка образовательных
услуг характерна своя специфика, поскольку
качество образовательной услуги как
товара нельзя в полной мере оценить даже
в процессе его потребления, не говоря
уже о предварительной оценке. Кроме того,
качество образовательных услуг зависит
напрямую не только от условий их производства
(использование современных образовательных
и воспитательных технологий, наличие
высококвалифицированных педагогов),
но и от индивидуальных способностей детей,
принятых на обучение.
Информация о работе Особенности маркетинга в сфере образования