Автор: Пользователь скрыл имя, 27 Ноября 2011 в 13:14, курсовая работа
Целью исследования является определение путей совершенствования маркетинга в сфере образовательных услуг.
Для достижения указанной цели необходимо решить ряд задач:
– рассмотрение сущности и понятия маркетинга в сфере образования;
– изучение субъектов и объектов маркетинга в сфере образования;
– определение функций и принципов маркетинга образовательных услуг;
– рассмотрение рынка образовательных услуг;
– определение ситуационного положения УО "МГПУ им. И. П. Шамякина";
– проведения анализа особенностей маркетинга образовательных услуг УО "МГПУ им. И. П. Шамякина".
Введение
1. Специфика и особенности маркетинга в сфере образования
1.1 Сущность и особенности маркетинга в сфере образования
1.2 Функции и принципы маркетинга образовательных услуг
2. Современные тенденции развития рынка образовательных услуг
2.1 Общие тенденции рынка образовательных услуг
2.2 Рынок образования в Республике Беларусь
3. Ситуационное положение учреждения образования "Мозырский государственный педагогический университет" имени И.П. Шамякина на рынке, оценка его сильных и слабых позиций
4. Анализ особенностей маркетинга образовательных услуг УО "МГПУ" имени Шамякина
5. Основные направления совершенствования использования маркетинга в сфере образовательных услуг
Заключение
Вместе с тем,
образовательные услуги – это высоколиквидный
(его производство позволяет быстро вернуть
затраченные ресурсы) и социально значимый
(важен не только для физического лица
– потребителя образовательных услуг,
но и для всего общества в целом) товар.
Жизненный цикл
образовательной услуги, как и любого
товара, включает 5 стадий:
1. внедрение
– период медленного роста,
когда услуга только начинает
осваивать рынок; на этой
2. рост – период
быстрого завоевания рынка;
3. зрелость –
период медленного роста,
4. насыщение
–образовательную программу
5. спад – период,
когда интерес потребителей
Продвижение (распространение)
образовательной услуги – процесс, посредством
которого образовательное учреждение
делает свои программы и услуги доступными
для своих целевых рынков.
Следует отметить,
что рынок образовательных
2.2 Рынок образования
в Республике Беларусь
В настоящее
время рынок профессионального
образования активно
– анализ рынка
профессионального образования;
– теоретические
основы маркетинга образования;
– маркетинговые
исследования образования;
– маркетинговая
среда образовательных
– поведение
потребителей образовательных услуг;
– маркетинговые
коммуникации в сфере образования;
– управление маркетингом
в образовательном учреждении.
Подготовка специалистов
с высшим образованием в республике
в 2005–2006 учебном году осуществлялась
в 43 государственных и 12 негосударственных
вузах. Число образовательных учреждений,
обеспечивающих такого рода подготовку,
имеет положительную динамику. Если сравнивать
с 1990г., то произошло их увеличение более
чем в 1,5 раза. Это говорит о престиже высшего
образования в общественном сознании,
так как лица, получившие его, занимают
высокие места в социальной иерархии,
являются более востребованными на рынке
труда. Подтверждается это и анализом
структуры безработицы в квалификационно-
Увеличение потребности
в высокообразованных кадрах на рынке
труда и всевозрастающие
Однако при
наличии данных положительных тенденций
существуют и определенные недостатки
в сфере высшего образования, связанные,
в первую очередь, с неадекватной структурной
подготовки кадров в вузах в профессиональном
разрезе. На сегодняшний день, в связи
с переходом на инновационный путь развития,
со становлением "новой экономики"
на рынке труда наблюдается рост спроса
на инженерные и другие естественнонаучные
специальности, обусловленные внедрением
в реальном секторе экономики новых информационных
технологий. В этой связи, исходя из спроса
на рынке труда, необходимо не просто наращивать
подготовку кадров в вузах страны, а оптимизировать
ее структуру на основании приоритетов
экономической динамики. Актуальность
решения этих задач подтверждается и результатами
анализа последних тенденций изменения
структуры подготавливаемых в вузах страны
высококвалифицированных специалистов.
Так, по всем группам специальностей, кроме
гуманитарных, увеличение численности
студентов исчисляется в лучшем случае
несколькими тысячами человек, в сфере
же общественных и гуманитарных наук этот
показатель переходит уже в категорию
десятков тысяч.
Все это привело
к тому, что в 2005 году число студентов-гуманитариев
превысило численность по естественным,
техническим, медицинским и
Доля выпускников
по естественнонаучным специальностям
в общем объеме выпуска вузов сократилась
за последнее десятилетие на 27,6%, а по экономическим
специальностям возросла на 11 774 человека,
то есть более чем в 3 раза. Однако следует
отметить, что многие выпускники вузов
не могут найти работу, соответствующую
их квалификации, и работают не по специальности
или на рабочих местах, в принципе не требующих
такого уровня образования. Поэтому сегодня
очевидна необходимость создания эффективного
механизма взаимодействия системы образования
с отраслями экономики при формировании
структуры подготовки и трудоустройства
молодежи [12, с. 99].
В Беларуси к 2010
году планируется повысить индекс уровня
образования в стране до 0,96, а
к 2020 году – до 0,98 против 0,95 в 2003 году.
Об этом говорится в Национальной
стратегии устойчивого социально-экономического
развития Республики Беларусь до 2020 года.
Для достижения
этих целей, отмечается в стратегии,
необходимо повысить социальный статус
учителя и его роль в обществе.
В частности, в 2011–2020
гг. ставится цель вывести национальную
систему образования на уровень, соответствующий
мировым стандартам. Особое значение будет
придаваться развитию высшего образования.
Планируется повысить качество и усовершенствовать
структуру подготовки специалистов, максимально
приблизить ее к требованиям рынка труда.
Кроме того, предстоит
реализовать ряд
Однако для
решения поставленных перед образованием
целей и задач следует
По оценке ЮНЕСКО,
в 2003 году индекс уровня образования
в республике составил 0,95 и сравнился
с такими странами, как Швейцария,
Польша, Латвия. Беларусь по этому показателю
удерживает лидирующие позиции среди
стран СНГ (Россия, Украина – 0,93;
Казахстан – 0,92; Узбекистан – 0,91).
В настоящее
время организации образования
оказывают платные услуги по:
– подготовке специалистов
с высшим и средним специальным
образованием, бакалавров, магистров,
научных кадров высшей квалификации;
– переподготовке
и повышению квалификации специалистов;
– дополнительному
(сверх установленных учебными планами
часов) обучению по отдельным предметам,
дисциплинам, курсам;
– изучению (сверх
установленных учебными планами) дополнительных
предметов, дисциплин, курсов;
– подготовке в
учреждениях, обеспечивающих получение
профессионально-технического образования,
лиц с присвоением квалификации
рабочего и служащего;
– обучению на подготовительных
отделениях учреждений образования, обеспечивающих
получение высшего образования;
– дополнительной
подготовке (сверх учебного плана) детей
к обучению в начальной школе;
– проведению занятий
в объединениях по интересам сверх
учебных планов, реализуемых в
учреждениях основного и
Министерством
образования разработана нормативная
правовая база, необходимая для организации
и оказания платных образовательных услуг.
Доходы от оказания
подведомственными
На протяжении
5 лет рост объемов платных
За 2001–2005 годы удельный
вес обучающихся на платной основе
от общего количества обучающихся в
государственных учебных
В последние
годы удавалось увеличивать объемы
платных образовательных услуг за счет
подготовки специалистов по специальностям,
которые пользуются повышенным спросом
у населения (правоведы, лингвисты, психологи,
экономисты), и возмещения обучающимися
по указанным специальностям реальной
стоимости подготовки.
Из-за складывающейся
демографической ситуации в республике
(количество выпускников школ в 2006–2008
годах уменьшится в два раза) прогнозируется
снижение контингента обучающихся
на платной основе. Кроме того, в
соответствии с лицензией на образовательную
деятельность каждому учебному заведению
установлена предельная численность обучающихся.
За 2006–2010 годы необходимо
обеспечить темп роста платных образовательных
услуг в сопоставимых ценах на
уровне 138,9–145,5 процентов (2006 г. – 109–110
процентов, 2007 г. – 106–107 процентов, 2008
г. – 106–107 процентов, 2009 г. – 106–107 процентов,
2010 г. – 107–108 процентов) [10].
В нашей стране
накоплен значительный вузовский потенциал,
позволяющий занимать высокие позиции
в мировой образовательной
Информация о работе Особенности маркетинга в сфере образования