Автор: Пользователь скрыл имя, 02 Мая 2012 в 23:14, курсовая работа
Целью работы является исследование особенностей коммерческой деятельности в сфере услуг.
Задачи, которые мы поставили для наиболее полного раскрытия данной темы следующие:
Изучить понятие коммерческой деятельности
Выявить виды коммерческих услуг
Изучить деятельность ООО «Дальстам»
Проанализировать коммерческую деятельность предприятия ООО «Дальстам»
Предложить основные направления совершенствования коммерческой деятельности на данном предприятии
Проследить эффективность предложенных мероприятий
Введение…………………………………………………………………………...3
1.Теоретические особенности коммерческой деятельности в сфере услуг…...5
1.1 Понятие коммерческой деятельности в сфере услуг………………….........5
1.2 Виды коммерческих услуг………………………………………………… ...9
2. Анализ особенностей коммерческой деятельности в сфере услуг……… 21
2.1 Общая характеристика предприятия ООО «Дальстам»………………..21
2.2 Анализ коммерческой деятельности предприятия ООО «Дальстам»…....23
3. Совершенствование коммерческой деятельности в сфере услуг……...….35
3.1 Основные направления совершенствования……………………………….35
3.2 Эффективность предложенных мероприятий на предприятии ООО «Дальстам»……………………………………………………………………….39 Заключение……………………………………………………………………….43
Список использованной литературы………………………….………………..46
5. медицинские и другие услуги здравоохранения;
6. частное образование;
7. услуги в области бизнеса и другие профессиональные услуги (правовые, бухгалтерские, консультационные и др.);
8. страховые и финансовые услуги;
9. транспортные услуги;
10. услуги в области коммуникаций.
11. услуги, не связанные с физическими товарами услуги, не связанные с физическими товарами
Существует еще одна схема классификации услуг (рис 2).
Рис. 2. Классификация услуг.
Рынок услуг постоянно находится в развитии и совершенствовании. Многие услуги характеризуются высокими издержками и низкой надежностью. Одним из решений этой проблемы является применение комплексов твердой, мягкой и гибридных технологий.
Мягкие технологии заменяют индивидуальные услуги заранее запланированными комплексами. Качество услуги и удовлетворение клиента тесно связано друг с другом. Удовлетворение – результат получения услуги высшего качества. Высшее качество также ведет к большей лояльности клиентов и сотрудников, росту рыночной доли, доходов инвесторов, снижению расходов и чувствительности к ценовой конкуренции. Даже одной из этих причин достаточно, чтобы стремиться к качеству и непрерывному совершенствованию.
Охарактеризовав и классифицировав услуги, нельзя не упомянуть о том, что приобретение любой услуги начинается с наличия соответствующей потребности у покупателя. Услуга, как специфический товар, не существует отдельно от производителя, ее потребление осуществляется в форме «потребительного производства».В этом отношении производство и потребление услуг всегда имеет одностадийный характер и не включает стадии транспортировки и хранения.
Потребление услуги напрямую связано с прямым удовлетворением потребностей человека – социальных потребностей. Последние и составляют объективную основу для формирования рынка услуг.
Отрасли сферы услуг чрезвычайно разнообразны. К сфере обслуживания относится и государственный сектор с его судами, биржами труда, больницами ,ссудными кассами, военными службами, полицией, пожарной охраной, почтой, органами регулирования и школами, и частный некоммерческий сектор с его музеями, благотворительными организациями, церковью, колледжами, фондами и больницами. К сфере услуг относится и добрая часть коммерческого сектора с его авиакомпаниями, банками, бюро компьютерного обслуживания, отелями, страховыми компаниями, юридическими фирмами, консультативными фирмами по вопросам управления, частнопрактикующими врачами, кинофирмами, фирмами по ремонту сантехнического оборудования и фирмами-торговцами недвижимостью.
Секторы услуг:
1. авиакомпании;
2. транспортные организации (железнодорожные, водные, автомобильные);
3. гостиничное хозяйство;
4. страховые компании;
5. юридические фирмы;
6. бытовое обслуживание;
7. рекламные агентства.
Наряду с традиционными отраслями сферы обслуживания постоянно возникают новые службы. Появились фирмы, которые за определенную плату помогут вам сбалансировать свой бюджет, разбудят вас утром, отвезут на службу или подыщут новый дом, новую работу, новую жену, предсказателя будущего и.т. п.
Если вам нужны деловые услуги, другие фирмы спланируют ваше участие в конференциях и торговых совещаниях, разработают для вас нужные товары, обработают необходимые данные или предоставят в ваше распоряжение временных секретарей и даже руководителей.
Коммерция в сфере услуг включает аренду товаров, изменение или ремонт товаров, принадлежащих потребителям, и личные услуги. Иногда смешиваются товары и услуги. Однако когда мы покупаем использование номера в отеле, мы ничего не берем с собой, кроме памяти о проживании. Несмотря на то, что продукция консультанта может носить форму переплетенного сообщения, потребитель покупает умственные способности, а не бумагу и чернила.
Ф. Котлер дает следующее определение: «Услуга – любое мероприятие или выгода, которые одна сторона может предложить другой и которые в основном неосязаемы и не приводят к завладению чем-либо. Производство услуг может быть, а может и не быть связано с товаром в его материальном виде».
Другое определение услуги заключается в следующем. «Услуга – это изменение состояния лица или товара, принадлежащего какой-либо экономической единице, происходящее в результате деятельности другой экономической единицы с предварительного согласия первой».
В литературе советского периода услуга рассматривалась как особая потребительская стоимость, создаваемая в непроизводственной сфере, удовлетворяющая определенные потребности общества и отдельных его членов. Такое определение услуги вполне соответствовало марксистскому подходу, поскольку в свое время К. Маркс отмечал:
«Это выражение означает вообще не что иное, как ту особую потребительскую стоимость, которую доставляет этот труд, подобно всякому другому товару; но особая потребительская стоимость этого труда получила здесь специфическое название «услуги» потому, что труд оказывает услуги не в качестве вещи, а в качестве деятельности.».
В ряде случаев услуга рассматривалась лишь применительно к сфере личного потребления и определялась как трудовая целесообразная деятельность, результаты которой выражаются в полезном эффекте, удовлетворяющем какие либо потребности человека.
До сих пор среди ученых и практиков нет единого определения услуги как товара. Это связано прежде всего с тем, что услуги охватывают практически весь спектр человеческой деятельности и обладают огромным разнообразием.
В российской практике широко используется межгосударственный стандарт
ГОСТ 30335-95/ГОСТ Р 50646-94 «Услуги населению. Термины и определения».
Этим документом для каждого понятия установлен один стандартизованный термин. Под услугой понимается результат непосредственного взаимодействия исполнителя и потребителя, а также собственной деятельности исполнителя по удовлетворению потребности потребителя. По функциональному назначению услуги, оказываемые населению, подразделяются на материальные и социально-культурные:
материальная услуга – это услуга по удовлетворению материально-бытовых потребностей потребителя услуг (бытовые, жилищно-коммунальные услуги, услуги общественного питания, транспорта и. т. д.);
На мировом рынке потребителям предоставляется свыше 600 видов услуг.
При этом наибольшим спросом в мировой торговле услугами пользуются туристические, транспортные, информационно-коммуникационные и страховые услуги.
Различные услуги обладают разной степенью востребованности и социальной значимости для потребителей. Например, бытовые услуги традиционно занимают значительный сегмент непроизводственной сферы.
Их доля в потребительском бюджете США в среднем составляет 31%, Англии – 37%, Швеции – 41%, в России – около 13%. При этом в общем объеме бытовых услуг наибольшая доля приходится на парикмахерские услуги (31–34%), услуги по ремонту обуви (30–33%), услуги химчистки (9–10%).
В российской практике на первом месте по объему и структуре платных услуг находятся услуги пассажирского транспорта (38%); жилищно-коммунальные услуги занимают третье место (14,7%), услуги связи — четвертое (8,4%).
Классификация услуг.
Классификация услуг — важнейшая проблема во всех странах мира. В мире наблюдается тенденция к выделению определенных классов услуг, которые отличаются друг от друга. Классы являются основой классификации видов услуг.
Например, выделяют следующие классы услуг:
1. осязаемые действия, направленные на тело человека. К этому классу услуг можно отнести здравоохранение, пассажирский транспорт, салоны красоты и парикмахерские, спортивные заведения, рестораны и кафе;
2. осязаемые действия, направленные на товары и другие физические объекты. Сюда относят грузовой транспорт, ремонт и содержание оборудования, охрану, поддержание чистоты и порядка, прачечные и химчистки, ветеринарные услуги;
3. неосязаемые действия, направленные на сознание человека. Это образование, радио, телевизионное вещание, информационные услуги, театры, музеи;
4. неосязаемые действия с неосязаемыми активами — банки, юридические консультационные услуги, страхование, операции с ценными бумагами.
Приведенные классы услуг не полностью охватывают всю сферу услуг. В нашей стране в литературе принято выделять в большой перечень сферу бытовых услуг. Под бытовыми услугами понимают удовлетворение индивидуальных потребностей, порождаемых семейно-бытовыми отношениями, ведением домашнего хозяйства.
По российской статистике в сферу бытовых, платных услуг относят следующие виды:
1. ремонт и индивидуальный пошив обуви;
2. ремонт и индивидуальный пошив одежды, вязка трикотажных изделий;
3. ремонт бытовых машин и приборов;
4. ремонт и обслуживание автотранспортных средств;
5. ремонт и изготовление мебели;
6. химчистка и крашение;
7. услуги прачечных;
8. ремонт и строительство жилья;
9. услуги фотографий;
10. услуги бань и душевых;
11. услуги парикмахерских;
12. услуги проката;
13. транспортно-экспедиторские услуги;
14. ритуальные услуги и др.
Специфика коммерции услуг.
Коммерческая деятельность в услугах — это те действия, благодаря которым услуги фирм доходят до клиентов.
С точки зрения практических действий фирмы услуг — это процесс, призванный помочь другим оценить ваши услуги, оценить их качество, быстроту выполнения и в указанный срок. Главная цель и направление коммерции услуг — помочь клиенту по достоинству оценить фирму (организацию) и ее услуги.
Коммерция услуг сильно осложняется тем, что продает клиенту зачастую НЕЧТО, не имеющее конкретной материальной формы; продает обещание сделать что-то, имеющее ценность для клиента (хорошо почистить костюм).
Важным элементом коммерции услуг является создание благоприятных условий для оказания услуг. При этом необходимо коммерсанту всегда помнить, что услуги связаны с конкретным человеком и видом его деятельности.
Необходимое условие коммерции услуг — это эффективная и психологически правильно организованная реклама той или иной услуги.
У продавца свои проблемы:
1. сложно показать клиентам свой товар;
2. сложно объяснить клиентам, за что он платит деньги.
Поэтому коммерсант должен знать, что ключевые слова в рекламе услуг — это польза и выгода, которые получает клиент, обращаясь в данную фирму.
Коммерческая деятельность в сфере услуг должна исходить из не сохраняемости или неспособности услуг к хранению.
Сиюминутность — важная отличительная черта услуг. Услуги не могут быть сохранены для дальнейшей продажи: непроданные билеты, незаселенные комнаты в гостинице, пустые салоны парикмахерских, бань.
Если спрос на услуги становится больше предложения, то нельзя это быстро исправить, как в торговле, промышленности (число желающих поселиться в гостинице больше числа имеющихся мест). Аналогично, если предложение услуг выше спроса — падает прибыль. Как правило, спрос на услуги меняется в зависимости от времени года, от дней недели. Летом увеличивается поток пассажиров, меньше посетителей баров.
Для того чтобы сгладить сезонные колебания спроса и предложения на услуги, коммерсант-предприниматель может принять решение по установлению дифференцированных цен, скидок со стоимости услуг, организации предварительных заказов, введению в периоды пикового спроса дополнительных услуг, обучению персонала совмещению функций и т. п.
Указанные отличительные характеристики, особенности услуг делают коммерческое управление в сфере услуг более трудным делом, чем в торговле, промышленности, с точки зрения обеспечения эффективности.
Основными функциями коммерческой работы в сфере услуг являются:
1. изучение спроса на рынке услуг и его прогнозирование;
2. знание конкурентов;
3. широкое использование рекламы для информирования и пропаганды услуг;
4. расширение сферы услуг, сервиса;
5. определение эффективной ценовой политики;
6. разработка на предприятиях сервиса бизнес-планов развития.
Коммерческая деятельность в общественном питании.
Коммерция как сфера деятельности по обеспечению товарно-денежных операций по смене формы стоимости товара и услуг присуща всем отраслям производства, так как реализация продукции (услуг) является основной функцией всякого производства.
В рыночной экономике прибыль, как результат хозяйственной деятельности, может быть получена лишь при реализации продукции (услуги). Общественному питанию как отрасли, выполняющей функции как социального, так и экономического характера, коммерческая деятельность была присуща всегда, хотя ее место и роль в хозяйственной деятельности менялась в соответствии с изменениями социально-политического устройства общества и политики государства.
Информация о работе Особенности коммерческой деятельности в сфере услуг