Основы разработки фандрайзинговой кампании

Автор: Пользователь скрыл имя, 15 Марта 2013 в 18:43, курсовая работа

Описание работы

Воздействие рыночных механизмов на формирование и развитие общественных институтов играет все более активное значение, в том числе, и в России. Сфера культуры, представленная в основном некоммерческими организациями, также подвержена сильному влиянию действующих на данный момент законов и принципов рыночных отношений, направленных главным образом на выявление эффективных и ликвидацию неконкурентоспособных участников. Таким образом, вне зависимости от поставленных целей и задач существования той или иной некоммерческой организации, в основе её функционирования всегда находится вопрос о том, каким образом и за счет чего оно будет осуществляться.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ………………………………………………………………………......3
1 Теоретические основы проведения фандрайзинговой кампании………..…......5
1.1 Основные понятия, задачи и принципы фандрайзинга …………………....…5
1.2 Виды и формы источников финансирования НКО ……………………….......9
2 Механизмы осуществления фандрайзинга…………………………………......13
2.1 Этапы фандрайзинговой кампании ……………………………………...........13
2.2 Методы и средства фандрайзинга ………………………….............................17
3 Проект фандрайзинговой кампании для Коломенского детского морского центра «Дружба».....19
ЗАКЛЮЧЕНИЕ………………………………………………………………..........25
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ……………………………......26

Работа содержит 1 файл

Лукьянова. Организационные основы деятельности фандрайзинговой компании..docx

— 53.24 Кб (Скачать)

«Получастные» доноры - общественные организации, получающие средства от государственных  доноров и распределяющие их по организациям-заявителям. Сюда же можно отнести и международные  организации, подобные Всемирному банку (World Bank).

Частные доноры - это фонды, частные  некоммерческие организации, получающие средства от частных граждан (пожертвования), либо корпорации (коммерческие фирмы), а также частные лица. Написание  заявок частным донорам обычно требует  меньше усилий, так как требования к оформлению заявки значительно  менее жесткие, а отчетность сильно упрощена по сравнению с государственными донорами. Однако некоторые частные  фонды могут быть тоже весьма требовательны.4

Независимые фонды (independent foundations) - как  правило, организуются частным лицом, семьей или несколькими лицами (фонд МэкАртуров, фонд Рокфеллеров, фонд Сороса), а затем существуют на дивиденды  с вложенного капитала. Узкие фонды  обычно имеют четко определенный список приоритетных направлений (fields) и набор стандартных критериев  отбора заявок (guidelines). Фонды формируют  советы, рассматривающие заявки и  выносящие решения о финансировании. Именно с этим типом фондов чаще всего приходится иметь дело.

Ассоциированные фонды - финансируются  из средств компании (коммерческой организации), с которой они ассоциированы. Обычно такие фонды предоставляют  гранты в области, совпадающей со сферой интересов корпорации. Решения  о выдаче грантов принимаются  советом, включающим руководство компании. На российском рынке такие фонды  пока редки. 
Есть еще два вида фондов, которые, с точки зрения получения денег, для организаций бесполезны. Зато они - хороший образец того, как эти деньги добывать. Это:

Фонды прямого действия (operating foundations) - фонды, использующие свои ресурсы  для поддержки собственных исследований или непосредственного предоставления услуг. Эти фонды специально создаются  для поддержки каких-либо проектов. Местные фонды (community foundations) - создаются  жителями конкретного района, города, села для удовлетворения местных  потребностей. Ориентированы почти  исключительно на оказание поддержки  местным организациям. Организация  таких фондов - одна из альтернатив  написанию заявок.

Важно различать фонды и частные  организации-посредники. Первые имеют  средства и выдают их в виде грантов (фонд Сороса). Вторые не имеют собственных  средств, а лишь оказывают содействие в распределении чужих денег (информируют  общественность, помогают в оформлении заявок, оценивают и отбирают заявки, контролируют расход средств и предоставляют  донору отчет).

Благотворительные фонды - отнюдь не единственный источник финансирования, доступный для некоммерческих организаций. Чтобы покрыть различные виды расходов, как-то: административные нужды, создание и содержание офиса, целевые  проекты, долгосрочные программы, краткосрочные  кампании, - организация может использовать разные источники средств. Несколько  примеров:

- Членские взносы. Люди, сочувствующие  или активно участвующие в  работе организации, делают регулярный  взнос в общий фонд.

- Сбор пожертвований от частных  лиц и организаций. Сбор может  быть целевым, направленным на  конкретное мероприятие, кампанию  или на нужды организации вообще.

Таким образом, чтобы некоммерческая организация развивалась и реально  решала социально значимые проблемы, важно иметь постоянные источники  финансирования, поддержку общественности и органов местного самоуправления, а также должны быть налажены отношения со СМИ, которые необходимы для обеспечения эффективной и постоянной поддержки в сфере связей с общественностью.5

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

2 Механизмы осуществления фандрайзинга

2.1 Этапы фандрайзинговой кампании

 

Фандрайзинговые кампании могут быть разовыми (поиск  финансирования для конкретной программы  или проекта), либо регулярными (постоянный поиск финансирования для осуществления  деятельности организации). Разработка фандрайзинговой кампании, как правило, находит выражение в двух основных документах: программе фандрайзинга и плане проведения кампании.

Основные  требования, выдвигаемые к фандрайзинговым  программам:

Реальность  выполнения. В программе должны быть реально проанализированы и учтены возможности НКО, которыми она располагает, и которые могут быть использованы для проведения кампании.

Учет  реальных ресурсов НКО. Это - одно из самых  важных условий, поскольку можно  запланировать, например, проведение благотворительного фестиваля, но, не имея для этого  средств, вряд ли удастся его осуществить.

Учет  специфики региона. При подготовке программы НКО должна опираться  на знание реальной ситуации, что, в  частности, предполагает:

знание  основных проблем (в сфере деятельности НКО) региона, их актуальности, возможных  путей решения, достигнутых результатов  и т.д.;

информация  о потенциальных источниках финансирования, имеющихся в регионе, либо структурах, готовых вкладывать деньги в регион - донорских организациях, предпринимателях-спонсорах, государственных органах, физических лицах, других НКО;

Учет  опыта предыдущих кампаний. Любая  проведенная фандрайзинговая кампания, даже неудавшаяся, является бесценным  опытом для НКО, поскольку дает возможность  реально оценить успехи и неудачи  и внести необходимые изменения. 

Реальные  сроки. Расчет времени для проведения кампании должен исходить из реальных потребностей организации и одновременно учитывать реальные возможности  доноров.

Гибкость  и мобильность. Ни одна НКО не может  рассчитывать на стопроцентный результат  при подготовке и проведении фандрайзинговой  кампании. При подготовке программы  нужно учитывать непредвиденные обстоятельства и закладывать возможность  внесения оперативных изменений  в ход ее реализации без изменения  сути самой программы.6

Деятельность, связанную с поиском финансирования для НКО (фандрайзинговую кампанию), можно разделить на 3 основных этапа:

1. Подготовительный этап;

2. Этап реализации;

3. Этап анализа и оценки результатов.

1. Подготовительный этап (подготовка кампании по сбору средств)

Подготовка  кампании по сбору средств предполагает осуществление нескольких видов  деятельности:

- Сбор информации о потенциальных источниках финансирования.

- Подготовка информационного пакета (набора информационных материалов) о деятельности НКО.

- Отбор потенциальных доноров.

Потенциальные спонсоры НКО могут быть разделены  на несколько категорий:

Спонсоры  первой категории - структуры, деятельность которых наиболее совпадает с  планируемым проектом НКО. Они должны быть наиболее заинтересованы в поддержке  проекта.

Спонсоры  второй категории - структуры, деятельность которых частично совпадает с  проектом. Они могут быть заинтересованы в поддержке проекта.

Спонсоры  третьей категории - структуры, деятельность которых мало пересекается с деятельностью  НКО. Скорее всего, они не будут заинтересованы в поддержке НКО.

Спонсоры  четвертой категории - структуры, деятельность которых не соотносится с данным проектом НКО. Они не заинтересованы в поддержке данного проекта.

- Подготовка программы и плана проведения фандрайзинговой кампании.

На основании  всех собранных и проанализированных на предыдущих этапах данных НКО готовит  программу и план проведения фандрайзинговой  кампании.

2. Этап реализации фандрайзинговой кампании.

Этап реализации фандрайзинговой  кампании предполагает осуществление  конкретных мероприятий по подготовке и продвижению проекта НКО  с учетом особенностей потенциального спонсора.

Подготовка обращения (с учетом особенностей донора)

Подготовленное  обращение вместе с информационном пакетом об НКО составляют набор  материалов, необходимых для первого  контакта с потенциальным донором.

Установление  первого контакта

Первый  контакт является одним из ключевых моментов фандрайзинговой кампании. От него во многом зависит, как будут  складываться дальнейшие отношения  с донором, - перерастут ли они в  долгосрочное партнерство или на этом закончатся. Если НКО уже имела  контакты с донором, то она знает, как к нему следует обращаться. Более сложной является ситуация первого контакта. Она требует  предварительного обдумывания тактики  поведения и обращения.

Заключение  соглашения

После принятия решения и согласования всех аспектов реализации проекта между спонсором  и НКО заключается соглашение, которое является формальным основанием для начала финансирования и выполнения проекта.

3. Анализ, оценка и проверка результатов

Получение финансирования (равно как и отказ) означает окончание определенного  этапа фандрайзинговой кампании, но не прекращение поиска финансирования в целом. Если НКО занимается поиском  средств лишь в «период между  грантами», то она обречена на очень  тяжелое существование. Параллельно  с выполнением проекта необходимо провести анализ и оценку завершенного этапа кампании, внести необходимые  корректировки в будущие планы.

Оценка  программы, в том числе и фандрайзинговой - это систематический сбор информации о деятельности, характеристиках  и результатах выполнения программы  для того, чтобы можно было вынести  суждение о программе, улучшить ее и/или  информировать о решении относительно проведения программы в будущем.

Получение финансирования от донора дает НКО  хороший шанс установить долгосрочные и взаимовыгодные отношения со спонсором. Необходимая база для этого уже  создана. Поддержанный проект предоставляет  НКО возможность регулярно общаться с донором и развивать партнерские  отношения.

После определения  источников финансирования важно выявить  для каждого особенности, ценностные установки, идеалы. Опираясь на знание о принципах, задачах фандрейзинга, о приоритетах определенной группы, легче составить программу действий, которая бы наиболее точно отвечала интересам этого сегмента, и, соответственно, была бы более успешной и эффективной.

Также следует  помнить о том, что фандрайзинговая  кампания - это поэтапный процесс, требующий четкого планирования, проработки деталей, строго контроля над  выполнением самых элементарных задач, а также креативности и  быстрого реагирования.7

 

2.2 Методы и средства фандрайзинга

 

Проведение  фандрайзинговой кампании предполагает использование различных методов. Методы фандрайзинга представляют собой  обращение к потенциальному спонсору с просьбой (предложением) о выделении  финансирования для выполнения определенной программы или проекта. Основные из них:

Прямое  устное обращение - непосредственное общение  с потенциальным донором по вопросу  получения финансирования.

Прямое  письменное обращение - письменное предложение (заявка, проект), адресованное потенциальному донору;

Фандрайзинг по телефону - проведение переговоров  по телефону с потенциальными донорами с целью установления контакта или  выяснения перспектив будущего финансирования;

Непрямое  устное обращение - публичное выступление, целью которого является привлечение  внимания к программе и поиск  спонсоров для ее реализации (участие  в телепрограмме, выступления на митингах, конференциях и т.д.);

Непрямое  письменное обращение - рассылка писем  потенциальным донорам с просьбой о финансировании с целью привлечения  их интереса к проекту (программе);

Выбор того или иного метода зависит от этапа  фандрайзинговой кампании и целей, которые преследует НКО в данный момент. Прямые обращения чаще используются, когда НКО уже определила круг потенциальных спонсоров. Задача непрямых обращений - помочь НКО выбрать наиболее заинтересованных доноров.

Среди разнообразных  методов фандрайзинга необходимо выбирать те, которые возможно реализовать  в конкретной ситуации. В процессе фандрайзинга, специалисты нередко  используют креативный подход, стараясь выделить свою кампанию среди множества  подобных.

Независимо от выбранного инструмента фандрайзер должен четко представлять, какими мотивами руководствуются спонсоры/благотворители, вкладывая деньги в социальный проект. А для того, чтобы НКО работала стабильно, следует не просто использовать инструменты фандрайзинга, когда срочно требуется финансирование, а осуществлять стратегическое планирование деятельности по привлечению средств.8

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

3 Проект фандрайзинговой кампании для Коломенского детского морского центра «Дружба»

Информация о работе Основы разработки фандрайзинговой кампании