Автор: Пользователь скрыл имя, 15 Марта 2013 в 18:43, курсовая работа
Воздействие рыночных механизмов на формирование и развитие общественных институтов играет все более активное значение, в том числе, и в России. Сфера культуры, представленная в основном некоммерческими организациями, также подвержена сильному влиянию действующих на данный момент законов и принципов рыночных отношений, направленных главным образом на выявление эффективных и ликвидацию неконкурентоспособных участников. Таким образом, вне зависимости от поставленных целей и задач существования той или иной некоммерческой организации, в основе её функционирования всегда находится вопрос о том, каким образом и за счет чего оно будет осуществляться.
ВВЕДЕНИЕ………………………………………………………………………......3
1 Теоретические основы проведения фандрайзинговой кампании………..…......5
1.1 Основные понятия, задачи и принципы фандрайзинга …………………....…5
1.2 Виды и формы источников финансирования НКО ……………………….......9
2 Механизмы осуществления фандрайзинга…………………………………......13
2.1 Этапы фандрайзинговой кампании ……………………………………...........13
2.2 Методы и средства фандрайзинга ………………………….............................17
3 Проект фандрайзинговой кампании для Коломенского детского морского центра «Дружба».....19
ЗАКЛЮЧЕНИЕ………………………………………………………………..........25
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ……………………………......26
СОДЕРЖАНИЕ
ВВЕДЕНИЕ…………………………………………………………
1 Теоретические основы проведения фандрайзинговой кампании………..…......5
1.1 Основные понятия, задачи и принципы фандрайзинга …………………....…5
1.2 Виды и формы источников финансирования НКО ……………………….......9
2 Механизмы осуществления фандрайзинга………………………………….....
2.1 Этапы фандрайзинговой кампании ……………………………………...........13
2.2 Методы и
средства фандрайзинга …………………………....................
3 Проект фандрайзинговой
кампании для Коломенского детского морского
центра «Дружба»......................
ЗАКЛЮЧЕНИЕ……………………………………………………
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ……………………………......26
ВВЕДЕНИЕ
Воздействие рыночных механизмов на формирование и развитие общественных институтов играет все более активное значение, в том числе, и в России. Сфера культуры, представленная в основном некоммерческими организациями, также подвержена сильному влиянию действующих на данный момент законов и принципов рыночных отношений, направленных главным образом на выявление эффективных и ликвидацию неконкурентоспособных участников. Таким образом, вне зависимости от поставленных целей и задач существования той или иной некоммерческой организации, в основе её функционирования всегда находится вопрос о том, каким образом и за счет чего оно будет осуществляться.
Необходимость поиска источников финансирования под определенный проект или их ряд на протяжении долгосрочного периода для некоммерческих организаций – организаций сферы культуры, принято обозначать как фандрайзинг. Данное направление деятельности может сочетаться с основным видом деятельности организации. В этой связи, применение широкого набора PR услуг, как самостоятельного вида деятельности, становится одним из основных направлений выхода из сложившейся ситуации.
Необходимо
отметить следующее: возможности внедрения
бизнес-технологий в структуры, носящие
некоммерческий характер, то есть, не ставящие
перед собой в качестве главной
задачи получение максимальной прибыли,
на сегодняшний момент считаются
недостаточно изученными. Таким образом,
потенциальная возможность
Клецина А.А. и Орлова А.В. в своей работе «Современные социальные исследования благотворительности в России: трактовки и подходы» делают обзор различных взглядов на благотворительность, дают понимание феномена и его отдельных проявлений и элементов и роли в обществе. В книге Шафф Т., Д. «Путеводитель по фандрайзингу. Рабочая модель по привлечению спонсоров» предложена универсальная модель планирования мероприятий по привлечению спонсорских средств (фандрайзингу).
Цель работы Дымниковой А.И. «Управление культурой в рыночной экономике» состоит в решении важной научной проблемы - разработке теоретических и методических основ системного управления некоммерческими организациями культуры в рыночной экономике.
Книга
Бортника Е.М., Короткова Э.М., Никитаевой
А.Ю. «Управление связями с
В своей
работе «Менеджмент в сфере культуры»
Тульчинский Г.Л. рассматривает вопросы
совершенствования механизма
В книге Андреева С.Н. «Маркетинг некоммерческих субъектов» предложена концепция маркетинга некоммерческих субъектов, нацеленная на максимизацию результативности их деятельности, на основе симбиоза некоммерческой и коммерческой составляющих.
Цель работы - исследование организационной деятельности фандрайзинговой компании.
Цель обозначила задачи, которые можно свести к следующим пунктам:
- рассмотреть
теоретические аспекты
- определить
роль фандрайзинга при
- обозначить
перспективы развития
Структура работы состоит из введения, трех параграфов, заключения и списка использованной литературы.
1Теоретические основы
1.1 Основные понятия, задачи и принципы фандрайзинга
Фандрайзинг или фандрейзинг (от англ. fund- средства, финансирование, to raise - поднимать, добывать, собирать) привлечение и аккумулирование денежных средств. Возможно написание и произношение "фандрейзинг" и "фандрайзинг", единого мнения по этому поводу у специалистов не выработано. Термин является не устоявшимся и пока не зафиксирован в словарях, имеет несколько трактовок.
«Fundraising» (фандрайзинг) как вид деятельности
означает поиск и привлечение
финансовых и материальных ресурсов
к осуществлению социальных, культурных,
спортивных проектов. Понятие «фандрайзинга»
означает целенаправленный систематический
поиск спонсорских (или иных) средств
для осуществления тех или
иных проектов (программ, акций) и/или
поддержки тех или иных институтов.
Может осуществляться в виде бизнеса,
благотворительной и
Фандрайзинг - деятельность благотворительной
организации, использующая более эффективные
и более продуктивные, чем у
конкурентов методы и способы
и направленная на получение благотворительной
организацией ресурсов, необходимых
для реализации её программ и достижения
стоящих перед ней материальных
средств организациями, не имеющими
отношения к целей, на обеспечение
желаемой удовлетворённости дарителя
и укрепление благополучия общества
в целом. Одна из технологий благотворительной
деятельности, включающая в себя способы
поиска и привлечения средств
для осуществления
Фандрайзинг - это обеспечение (надежного) потока доходов (в виде денег, времени, товаров), который позволил бы некоммерческим организациям (НКО) выполнять свою миссию в текущем и последующие годы. Фандрайзинг основан на определении потребностей НКО и их удовлетворении.
Фандрайзинг - система работ, направленная
на привлечение средств для
Термины и понятия, используемые в фандрейзинговой деятельности:
Спонсорство - вид экономической
сделки, в процессе которой происходит
обмен денежных средств, товаров, услуг,
работ на возможности размещения
рекламы, проведения PR-мероприятий, стимулирования
сбыта и др. спонсорство характеризуется
исключительно коммерческими
Благотворительность - добровольная бескорыстная (безвозмездная или на льготных условиях) в различных формах поддержка физических и юридических лиц в общеполезных целях.
Пожертвование - это дарение вещи или права ограниченному кругу благополучателей в общеполезных целях.
Патронаж - это оказание долгосрочной материальной и организационной поддержки некоммерческой деятельности в ответ на получение определенных прав на участие в управлении. Патрон может быть наделен правом участия в разработке стратегии развития, текущем планировании некоммерческой деятельности и т.д.
Членство - регулярное отчисление в некоммерческую организацию установленных средств, с целью получения стандартного пакета некоммерческих услуг.
Грант - средства целевого финансирования (денежные средства или иное имущество), выделяемые на конкурсной основе и предоставляемые безвозмездно и безвозвратно с последующим отчетом об их целевом использовании.
Меценатство - организация и поддержка общественно-значимых мероприятий в просветительских целях (преимущественно в сфере культуры и искусства).
Ресурсы - финансовые средства, информация,
специалисты, оборудование, материалы
и иные материальные и нематериальные
объекты, необходимые для реализации
проекта или осуществления
Доноры - частные или юридические лица, предоставляющие ресурсную поддержку.
Заявка - письменное обращение с просьбой об оказании поддержки. Цель заявки - убедить донора поддержать именно данный проект. Как правило, гранты выделяются на конкурсной основе. Конкурсный отбор проектов осуществляется экспертами на основании заявок.
Волонтёр - (франц. volontaire, от лат. voluntarius), лицо, добровольно помогающее НКО.
Задачи фандрайзинга:
- поиск потенциальных доноров;
- обоснование потребностей
- постоянная работа с
- формирование общественного
Принципы фандрайзинга:
1. Процесс поиска средств должен
стать целой системой глубоко
продуманных плановых мер,
2. В сложные финансовые времена
лучше выживают организации с
работающими руководящими
3. Чрезвычайно важно, кто в
коллективе будет руководить
работой по сбору денег,
4. Просить деньги нужно не на свою организацию, а на конкретный проект, имеющий целевую группу и ощутимые результаты, очевидные и понятные всем.
5. Если организация хочет
10. Хороший имидж организации не поможет в сборе средств, но плохой имидж может ему помешать.
11. Не стоит ожидать, что дадут все, о чем ни просили.
12. Просить нужно о
13. Потенциальным донорам нужны доказательства того, что их деньги принесли результаты, которые им обещает организация в момент просьбы.
14. Следует разбить программу
на несколько компонентов,
15. Объем пожертвования обычно
прямо связан с размером суммы,
16. Чем больше источников
17. Необходимо отложить
18. Также следует провести анализ
доноров, опробовать новые
Важно помнить, что фандрайзинг - это не выпрашивание денег. Выпрашивают милостыню, а организация, которая работает в социальной сфере, нуждается не в подачках, а в пожертвованиях, сделанных осознанно. Так что, если НКО решила заняться фандрайзингом, следует приготовиться к тому, что придется научиться убеждать людей в необходимости деятельности данной организации, а результатом фандрайзинга могут быть денежные средства, время волонтеров, товары, услуги, снижение цен на товары/услуги и многое другое.3
1.2 Виды и формы источников финансирования НКО
С поиска источников финансирования
некоммерческими организациями
начинается путь фандрайзинга, где
в роли доноров могут выступать
государственные учреждения разных
стран, международные организации,
частные благотворительные
Государственные доноры - госучреждения, получающие средства из бюджета своего государства. Это самые бюрократичные и требовательные доноры. Их программы помощи всегда направлены на узко определенный круг потенциальных получателей, а требования к оформлению заявок и отчетности наиболее строги. Очень часто такие доноры ориентированы исключительно на граждан своего государства и не финансируют работу иностранцев. Однако в некоторых случаях они предоставляют гранты иностранным заявителям, обычно не напрямую, а через организацию-посредника.
Информация о работе Основы разработки фандрайзинговой кампании