Основы разработки фандрайзинговой кампании

Автор: Пользователь скрыл имя, 15 Марта 2013 в 18:43, курсовая работа

Описание работы

Воздействие рыночных механизмов на формирование и развитие общественных институтов играет все более активное значение, в том числе, и в России. Сфера культуры, представленная в основном некоммерческими организациями, также подвержена сильному влиянию действующих на данный момент законов и принципов рыночных отношений, направленных главным образом на выявление эффективных и ликвидацию неконкурентоспособных участников. Таким образом, вне зависимости от поставленных целей и задач существования той или иной некоммерческой организации, в основе её функционирования всегда находится вопрос о том, каким образом и за счет чего оно будет осуществляться.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ………………………………………………………………………......3
1 Теоретические основы проведения фандрайзинговой кампании………..…......5
1.1 Основные понятия, задачи и принципы фандрайзинга …………………....…5
1.2 Виды и формы источников финансирования НКО ……………………….......9
2 Механизмы осуществления фандрайзинга…………………………………......13
2.1 Этапы фандрайзинговой кампании ……………………………………...........13
2.2 Методы и средства фандрайзинга ………………………….............................17
3 Проект фандрайзинговой кампании для Коломенского детского морского центра «Дружба».....19
ЗАКЛЮЧЕНИЕ………………………………………………………………..........25
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ……………………………......26

Работа содержит 1 файл

Лукьянова. Организационные основы деятельности фандрайзинговой компании..docx

— 53.24 Кб (Скачать)

 

СОДЕРЖАНИЕ

 

ВВЕДЕНИЕ………………………………………………………………………......3

1 Теоретические основы проведения фандрайзинговой кампании………..…......5

1.1 Основные понятия, задачи и принципы фандрайзинга …………………....…5

1.2 Виды и формы источников финансирования НКО ……………………….......9

2 Механизмы осуществления фандрайзинга…………………………………......13

2.1 Этапы фандрайзинговой кампании ……………………………………...........13

2.2 Методы и средства фандрайзинга ………………………….............................17

3 Проект фандрайзинговой кампании для Коломенского детского морского центра «Дружба»......................................................……………………….............19

ЗАКЛЮЧЕНИЕ………………………………………………………………..........25

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ……………………………......26

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ВВЕДЕНИЕ

 

Воздействие рыночных механизмов на формирование и развитие общественных институтов играет все более активное значение, в том числе, и в России. Сфера  культуры, представленная в основном некоммерческими организациями, также  подвержена сильному влиянию действующих  на данный момент законов и принципов  рыночных отношений, направленных главным  образом на выявление эффективных  и ликвидацию неконкурентоспособных  участников. Таким образом, вне зависимости  от поставленных целей и задач  существования той или иной некоммерческой организации, в основе её функционирования всегда находится вопрос о том, каким  образом и за счет чего оно будет  осуществляться.

Необходимость поиска источников финансирования под  определенный проект или их ряд на протяжении долгосрочного периода  для некоммерческих организаций  – организаций сферы культуры, принято обозначать как фандрайзинг. Данное направление деятельности может сочетаться с основным видом деятельности организации. В этой связи, применение широкого набора PR услуг, как самостоятельного вида деятельности, становится одним из основных направлений выхода из сложившейся ситуации.

Необходимо  отметить следующее: возможности внедрения  бизнес-технологий в структуры, носящие  некоммерческий характер, то есть, не ставящие перед собой в качестве главной  задачи получение максимальной прибыли, на сегодняшний момент считаются  недостаточно изученными. Таким образом, потенциальная возможность использования PR технологий в некоммерческой деятельности для привлечения финансовых ресурсов, а также недостаточная степень  изученность проблемы определили актуальность данной курсовой работы.

Клецина А.А. и Орлова А.В. в своей работе «Современные социальные исследования благотворительности в России: трактовки и подходы» делают обзор различных взглядов на благотворительность, дают понимание феномена и его отдельных проявлений и элементов и роли в обществе. В книге Шафф Т., Д. «Путеводитель по фандрайзингу. Рабочая модель по привлечению спонсоров»  предложена универсальная модель планирования мероприятий по привлечению спонсорских средств (фандрайзингу).

Цель  работы Дымниковой А.И. «Управление культурой в рыночной экономике» состоит в решении важной научной проблемы - разработке теоретических и методических основ системного управления некоммерческими организациями культуры в рыночной экономике.

Книга  Бортника Е.М., Короткова Э.М., Никитаевой А.Ю. «Управление связями с общественностью» содержит основные теоретические и  практические вопросы управления общественными  отношениями.

В своей  работе «Менеджмент в сфере культуры»  Тульчинский Г.Л. рассматривает вопросы  совершенствования механизма планирования, привлечения средств, рекламной  деятельности, работы с персоналом.

В книге  Андреева С.Н. «Маркетинг некоммерческих субъектов» предложена концепция маркетинга некоммерческих субъектов, нацеленная на максимизацию результативности их деятельности, на основе симбиоза некоммерческой и коммерческой составляющих.

Цель  работы - исследование организационной деятельности фандрайзинговой компании.

Цель  обозначила задачи, которые можно  свести к следующим пунктам:

- рассмотреть  теоретические аспекты фандрайзинга;

- определить  роль фандрайзинга при формировании  и функционировании организаций  сферы культуры;

- обозначить  перспективы развития фандрайзинга  в России.

Структура работы состоит из введения, трех параграфов, заключения и списка использованной литературы.

 

 

 

 

1Теоретические основы проведения  фандрайзинговой кампании

1.1 Основные понятия, задачи и  принципы фандрайзинга

 

Фандрайзинг или фандрейзинг (от англ. fund- средства, финансирование, to raise - поднимать, добывать, собирать) привлечение и аккумулирование денежных средств. Возможно написание и произношение "фандрейзинг" и "фандрайзинг", единого мнения по этому поводу у специалистов не выработано. Термин является не устоявшимся и пока не зафиксирован в словарях, имеет несколько трактовок.

«Fundraising» (фандрайзинг) как вид деятельности означает поиск и привлечение  финансовых и материальных ресурсов к осуществлению социальных, культурных, спортивных проектов. Понятие «фандрайзинга» означает целенаправленный систематический  поиск спонсорских (или иных) средств  для осуществления тех или  иных проектов (программ, акций) и/или  поддержки тех или иных институтов. Может осуществляться в виде бизнеса, благотворительной и спонсорской  деятельности.

Фандрайзинг - деятельность благотворительной  организации, использующая более эффективные  и более продуктивные, чем у  конкурентов методы и способы  и направленная на получение благотворительной  организацией ресурсов, необходимых  для реализации её программ и достижения стоящих перед ней материальных средств организациями, не имеющими отношения к целей, на обеспечение  желаемой удовлетворённости дарителя и укрепление благополучия общества в целом. Одна из технологий благотворительной  деятельности, включающая в себя способы  поиска и привлечения средств  для осуществления благотворительной  деятельности.

Фандрайзинг - это обеспечение (надежного) потока доходов (в виде денег, времени, товаров), который позволил бы некоммерческим организациям (НКО) выполнять свою миссию в текущем и последующие годы. Фандрайзинг основан на определении  потребностей НКО и их удовлетворении.

Фандрайзинг - система работ, направленная на привлечение средств для реализации некоммерческих проектов. Основные источники  средств: государственные и муниципальные  программы; общественные организации  и благотворительные фонды; коммерческий сектор, спонсоры; частный сектор, меценаты.1

Термины и понятия, используемые в  фандрейзинговой деятельности:

Спонсорство - вид экономической  сделки, в процессе которой происходит обмен денежных средств, товаров, услуг, работ на возможности размещения рекламы, проведения PR-мероприятий, стимулирования сбыта и др. спонсорство характеризуется  исключительно коммерческими интересами.

Благотворительность - добровольная бескорыстная (безвозмездная или  на льготных условиях) в различных  формах поддержка физических и юридических  лиц в общеполезных целях.

Пожертвование - это дарение вещи или права ограниченному кругу  благополучателей в общеполезных целях.

Патронаж - это оказание долгосрочной материальной и организационной  поддержки некоммерческой деятельности в ответ на получение определенных прав на участие в управлении. Патрон может быть наделен правом участия  в разработке стратегии развития, текущем планировании некоммерческой деятельности и т.д.

Членство - регулярное отчисление в  некоммерческую организацию установленных  средств, с целью получения стандартного пакета некоммерческих услуг.

Грант - средства целевого финансирования (денежные средства или иное имущество), выделяемые на конкурсной основе и  предоставляемые безвозмездно и  безвозвратно с последующим отчетом  об их целевом использовании.

Меценатство - организация и поддержка  общественно-значимых мероприятий  в просветительских целях (преимущественно  в сфере культуры и искусства).

Ресурсы - финансовые средства, информация, специалисты, оборудование, материалы  и иные материальные и нематериальные объекты, необходимые для реализации проекта или осуществления деятельности.

Доноры - частные или юридические  лица, предоставляющие ресурсную  поддержку.

Заявка - письменное обращение с  просьбой об оказании поддержки. Цель заявки - убедить донора поддержать именно данный проект. Как правило, гранты выделяются на конкурсной основе. Конкурсный отбор проектов осуществляется экспертами на основании заявок.

Волонтёр - (франц. volontaire, от лат. voluntarius), лицо, добровольно помогающее НКО.

Задачи фандрайзинга:

- поиск потенциальных доноров;

- обоснование потребностей организации  в соответствии с интересами  потенциальных доноров и уровнем  их понимания проблем организации;

- постоянная работа с потенциальными  донорами (формирование, поддержание  и развитие связей);

- формирование общественного мнения  в пользу поддержки деятельности  организации или коллектива, сбор  писем поддержки, приобретение  авторитета.2

Принципы фандрайзинга:

1. Процесс поиска средств должен  стать целой системой глубоко  продуманных плановых мер, ежегодно  осуществляемых в организации.

2. В сложные финансовые времена  лучше выживают организации с  работающими руководящими органами, чем с незаинтересованными в  этом вопросе.

3. Чрезвычайно важно, кто в  коллективе будет руководить  работой по сбору денег, координировать  действия всех служб, на это  нацеленных.

4. Просить деньги нужно не  на свою организацию, а на  конкретный проект, имеющий целевую  группу и ощутимые результаты, очевидные и понятные всем.

5. Если организация хочет добиться  денежных вкладов от коммерческой  фирмы, она должна помочь ей  в общественных связях, в рекламе  продукции и т. д.

6. Привлечение  финансов - это привлечение людей.  Где бы организация ни искала  денег, основная цель - заинтересовать  донора в деятельности организации,  построить долгосрочные отношения.
7. Приемы  фандрайзинга имеют свои особенности  в зависимости от того, на какие  категории вкладчиков направлены  усилия организации.
8. Нужно  применять военную стратегию:  сначала собрать данные о войсках  противника, а затем о своих  силах.
9. Менеджеры  по фандрайзингу полагают, что  успешный фандрайзинг - это 90% хорошей подготовки к запросам  о финансировании, и 10 % собственно  запросы.

10. Хороший имидж организации  не поможет в сборе средств,  но плохой имидж может ему  помешать.

11. Не стоит ожидать, что дадут  все, о чем ни просили.

12. Просить нужно о пожертвованиях  на программу. Не стоит просить  много денег. Следует указать  примерный, нужный уровень финансирования.

13. Потенциальным донорам нужны  доказательства того, что их деньги  принесли результаты, которые им  обещает организация в момент  просьбы.

14. Следует разбить программу  на несколько компонентов, каждый  их которых можно финансировать  по отдельности.

15. Объем пожертвования обычно  прямо связан с размером суммы,  которую организация запланировала  для фандрайзинга.

16. Чем больше источников финансирования, тем стабильнее финансирование.

17. Необходимо отложить определенную  сумму, собранную в ходе фандрайзинга, на будущую работу в этом  направлении.

18. Также следует провести анализ  доноров, опробовать новые методы  на некоторых из них, проанализировать  уровень успеха.

Важно помнить, что фандрайзинг - это  не выпрашивание денег. Выпрашивают  милостыню, а организация, которая  работает в социальной сфере, нуждается  не в подачках, а в пожертвованиях, сделанных осознанно. Так что, если НКО решила заняться фандрайзингом, следует приготовиться к тому, что придется научиться убеждать людей в необходимости деятельности данной организации, а результатом фандрайзинга могут быть денежные средства, время волонтеров, товары, услуги, снижение цен на товары/услуги и многое другое.3

 

1.2 Виды и формы источников  финансирования НКО

 

С поиска источников финансирования некоммерческими организациями  начинается путь фандрайзинга, где  в роли доноров могут выступать  государственные учреждения разных стран, международные организации, частные благотворительные фонды, коммерческие структуры, религиозные, научные и другие общественные некоммерческие организации, а также частные  лица.

Государственные доноры - госучреждения, получающие средства из бюджета своего государства. Это самые бюрократичные  и требовательные доноры. Их программы  помощи всегда направлены на узко определенный круг потенциальных получателей, а  требования к оформлению заявок и  отчетности наиболее строги. Очень  часто такие доноры ориентированы  исключительно на граждан своего государства и не финансируют работу иностранцев. Однако в некоторых случаях они предоставляют гранты иностранным заявителям, обычно не напрямую, а через организацию-посредника.

Информация о работе Основы разработки фандрайзинговой кампании