Организационная структура управления (ОАО Сбербанк России)

Автор: Пользователь скрыл имя, 29 Марта 2013 в 18:05, курсовая работа

Описание работы

Определение характера выполняемой работы. Для выполнения этой задачи данную стадию создания организации полезно также разбить на подпункты, предусматривающие определенные этапы и виды работ. Например, постановка задач, расчет необходимого объема работ для решения поставленных задач, устранение бесполезной работы и дублирования, разработка самого процесса, проверка (чтобы не опустить важную составляющую часть работы).

Содержание

ВВЕДЕНИЕ …………………………………………………………………..3
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ОРГАНИЗАЦИОННОЙ СТРУКТУРЫ ПРЕДПРИЯТИЯ 1.1.Понятие организационной структуры и её состав …………………….4 1.2.Виды организационных структур ………………………………………8 1.3.Методика построения ОСУ …………………………………………….18 1.4.Подходы к построению организационных структур ………….............21 1.5.Требования к ОСУ, её признаки и принципы …………………............24 1.6.Функционально-стоимостной анализ деятельности управленческих подразделений ………………………………………………………………26 1.7.Оценка эффективности организационной модели …………………....29
Глава 2. ОСОБЕННОСТИ БАНКОВСКОГО МЕНЕДЖМЕНТА И ОРГАНИЗАЦИОННАЯ СТРУКТУРА ОАО «СБЕРБАНК РОССИИ»
2.1. Современные тенденции в развитии ОСУ …………………………….31
2.2. Особенности организационной структуры в банковской сфере ……..32
2.3. Организационная структура ОАО «Сбербанк России» ……………....35 2.4. Структура управления Сбербанка РФ …………………………………36
2.5. Анализ организационной структуры «Сбербанк России» ……………38
2.6. Предложения по совершенствованию организационной структуры ОАО «Сбербанк России» …………………………………………………………..39
ЗАКЛЮЧЕНИЕ ………………………………………………………………41
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ ………………………....42

Работа содержит 1 файл

катина курсовая.doc

— 196.00 Кб (Скачать)

 

     

 Недостатки линейной  и функциональной структур управления в значительной степени устраняются линейно-функциональными структурами [2, c.44].    

Линейно-функциональная ОСУ.    

Линейно-функциональная структура управления основана на так  называемом «шахтном» принципе построении и специализации управленческого процесса в зависимости от обязанностей, возложенных на заместителей руководителя — функциональных руководителей. К их числу относятся: коммерческий директор, заместители директора по кадрам, по производству, руководители информационного отдела, отдела маркетинга и т.д. Она сочетает основные достоинства как линейной, так и функциональной системы, обеспечивает развитие специализации управленческой деятельности, сохраняя в то же время авторитет линейных руководителей, отвечающих за результаты производства. Благодаря своим преимуществам линейно-функциональная структура управления получила широкое распространение, оказавшись практически единственным вариантом организации предприятий в нашей стране несколько лет назад. Она вполне соответствовала командно-административным принципам и методам управления. Ее преимущества реализуются в условиях стабильной технологии, массового и крупносерийного производства.  
В условиях макроэкономической нестабильности, быстро меняющихся предпочтений и ценностей потребителей, конкуренции, при преобладании экономических методов управления преимущества линейно-функциональной структуры не столь очевидны, а недостатки становятся более ощутимыми. 

 

 
Таблица 1.3. Преимущества и недостатки линейно-функциональной ОСУ.

Преимущества 

Недостатки

  1. более глубокая подготовка решений и планов, связанных со специализацией работников
  2. освобождение главного линейного менеджера от глубокого анализа проблем
  3. возможность привлечения консультантов и экспертов
  1. отсутствие тесных взаимосвязей и взаимодействия на горизонтальном уровне между производственными отделениями
  2. недостаточно четкая ответственность, так как готовящий решение, как правило, не участвует в его реализации
  3. чрезмерно развитая система взаимодействия по вертикали: подчинение по иерархии управления, т.е. тенденция к чрезмерной централизации


 

     

Линейно-функциональная структура включает в себя специальные  подразделения при линейных руководителях, которые 
помогают им выполнять задачи организации.

Дивизиональная ОСУ.

Дивизиональная структура. В настоящее время в промышленно  развитых странах наблюдается отход  от линейно-функциональной структуры (классический тип этой организации  сохранился лишь на мелких и средних  предприятиях, работающих в традиционных областях бизнеса). 
Среди крупных компаний преобладает дивизиональный тип организационной структуры. К факторам, обусловившим переход к этому типу организационной структуры, относятся: рост диверсификации предпринимательской деятельности, специализация управления, международное разделение труда, рост информированности, самооценки и ожиданий менеджеров среднего звена и т. п. 
Для дивизиональной организационной структуры характерна децентрализация управленческих функций: производственные подразделения обладают автономными структурами, осуществляющими основные функции управления (учет, планирование, финансовое управление, маркетинг и т. п.). Это позволяет производственным подразделениям решать самостоятельные задачи, связанные с разработкой, производством и сбытом собственной продукции. Высшее руководство предприятия может при этом сосредоточиться на постановке и решении стратегических задач. 
Дивизиональная структура отличается от линейно-функциональной большей гибкостью, что обеспечивает скорость принятия решений и является основным преимуществом в условиях быстро меняющейся рыночной конъюнктуры. [10, c.215].

Линейно – штабная  ОСУ.    

 Линейно-штабная структура  управления представляет собой комбинированную структуру, сочетающую свойства линейных и линейно-функциональных структур. Она предусматривает создание специальных подразделений (штабов) в помощь линейным руководителям для решения тех или иных задач. Эти штабы готовят руководителю проекты решений по соответствующим вопросам. Штабы не наделяются исполнительной властью. Руководитель сам принимает решение и доводит его до всех подразделений. Штабная схема наиболее целесообразна, если необходимо осуществлять линейное управление (единоначалие) по ключевым позициям организации. Линейно-штабная структура позволяет более квалифицированно решать проблемы управления, но порождает опасность подмены линейных руководителей в процессе принятия решений. 
Матричная ОСУ.    

 Матричная структура  управления представляет собой решетчатую организацию, построенную на принципе двойного подчинения исполнителей: с одной стороны — непосредственному руководителю функциональной службы, которая предоставляет персонал и техническую помощь руководителю проекта, с другой — руководителю проекта (целевой программы), который наделен необходимыми полномочиями для осуществления процесса управления в соответствии с запланированными сроками, ресурсами и качеством. Матричная схема применяется при сложном, наукоемком производстве товаров, информации, услуг, знаний. 
Матричные структуры должны очень быстро адаптироваться к происходящим изменениям, то есть быть гибкими. Они представляют собой синтез проектных и функциональных организационных структур. Формирование такой структуры производится под определенный проект (новое изделие, новый вид техники, новая технология и т. д.). 
В матричной структуре назначается руководитель проекта, который формирует коллектив для выполнения всего комплекса работ. Коллектив обычно состоит из представителей функциональных подразделений, которые работают вместе в течение всего срока выполнения проекта. 
Управление программами осуществляется специально назначенными руководителями, которые несут ответственность за координацию всех связей по программе и своевременное достижение ее целей. При этом руководители высшего уровня освобождаются от необходимости принимать решения по текущим вопросам. В результате этого на среднем и нижнем уровнях повышается оперативность управления и ответственность за качество исполнения конкретных операций и процедур, т.е. заметно повышается роль руководителей специализированных подразделений в организации работ по четко определенной программе. 
При матричной структуре управления руководитель программы (проекта) работает не со специалистами, а с линейными руководителями, которым они непосредственно подчинены, и определяет, что и когда должно быть сделано по конкретной программе. Матричная структура также имеет преимущества и недостатки (табл.1.4).

 
Таблица 1.4. Преимущества и недостатки матричной ОСУ.

Преимущества 

Недостатки

  1. возможность быстро реагировать

и адаптироваться к изменяющимся внутренним и внешним условиям организации

  1. повышение творческой активности административно-управленческого персонала за счет формирования программных подразделений, активно взаимодействующих с функциональными структурами
  2. рациональное использование кадров за счет специализации различных видов трудовой деятельности
  3. увеличение мотивации деятельности за счет децентрализации управления и усиления демократических принципов руководства
  1. сложная структура соподчинения, в результате чего возникают проблемы, связанные с установлением приоритетов заданий и распределением времени на их выполнение
  2. присутствие духа нездорового соперничества между руководителями программ
  3. необходимость постоянного контроля за соотношением сил между задачами управления по целям
  4. трудность в приобретении навыков, необходимых для работы по новой программе


 Создание матричной  организационной структуры управления предприятием считается целесообразным в случае, когда существует необходимость освоения ряда, новых сложных изделий в сжатые сроки, внедрения технологических новшеств и быстрого реагирования на конъюнктурные колебания рынка. 
Матричные структуры управления, дополнившие линейно-функциональную организационную структуру, открыли качественно новое направление в развитии наиболее гибких и активных программно-целевых структур управления. Они нацелены на подъем творческой инициативы руководителей и специалистов и выявление возможностей значительного повышения эффективности производства [2, c.44]. 
Существует еще ряд организационных структур предприятий, но они являются менее популярными. Среди них: программно-целевая структура управления предусматривает создание специальных органов управления краткосрочными и долгосрочными программами. Она ориентирована на обеспечение всей полноты линейных полномочий в рамках реализуемых программ.  
Продуктовая структура управления является одним из вариантов программно-целевой структуры. Она предусматривает возложение на руководителя, ответственного за программу выпуска конкретного продукта, всей ответственности за качество и сроки выполнения работ. 
Проектная структура управления формируется при разработке организацией проектов, под которыми понимаются любые процессы целенаправленных изменений в системе управления или в организации в целом, например, модернизация производства, освоение новых технологий, строительство объектов и т.п. Управление проектом включает определение его целей, формирование структуры, планирование и организацию работ, координацию действий исполнителей. Одной из форм проектного управления является формирование специального подразделения — проектной команды, работающей на временной основе.  
Под каждый проект выделяются трудовые, финансовые, промышленные ресурсы, которыми распоряжается руководитель проекта. Каждый проект имеет свою структуру и управление проектом, включающее определение его целей, формирование структуры и планирование работ, организацию работы, координацию действий исполнителей. После выполнения проекта его структура расформировывается, ее компоненты, включая работников, переходят в новый проект или увольняются. 
Функционально-объектная структура управления предусматривает выделение в функциональных подразделениях наиболее квалифицированных специалистов, которые в дополнение к их функциональным обязанностям назначаются руководителями конкретных работ или объектов в данном подразделении. Внутри подразделения эти специалисты являются старшими при выполнении порученной работы не только в рамках постоянно закрепленных за ними функций, но и по всем другим вопросам. 

1.3.Методика построения ОСУ     

 Деятельность любого предприятия  зависит от изменения условий  внешней и внутренней среды.  Организационная структура управления (ОСУ) должна адекватно реагировать на эти изменения и быть оптимальной с точки зрения выбора соответствующих возможностей и ресурсов. Сущность и содержание структуры управления предприятием проявляются в ее функциях, а форма - в организационных структурах. 
Организационная структура должна быть построена так, чтобы одновременное функционирование отдельных частей системы обеспечивало более высокую общую эффективность, чем суммарная эффективность частей, взятых в отдельности. При разработке организационной структуры учитываются следующие условия:

  1. Организационная структура предприятия должна стремиться к оптимальной координации и контролю использования всех вводимых ресурсов, что обеспечивает экономичность работы.
  2. Организационная структура должна быть пригодна для классификации инвестиционных и производственных издержек и определения расходов по каждому подразделению предприятия.

 

     Организационное  проектирование ведется с соблюдением следующих правил: все функции предприятия должны быть закреплены за конкретными подразделениями или отдельными работниками. Если на предприятии нет звена или человека, отвечающего за осуществление какой-либо функции, ее выполнение всегда будет связано с потерями ресурсов или возникает проблема дублирования функций, что также приводит к непроизводительным расходам и вызывает потерю управляемости; необходимо уделять внимание основным параметрам оптимизации организационной структуры, среди которых: диапазон управления — число работников, подчиненных руководителю подразделения или его внутренней организационной единицы; число уровней управления; детализация деятельности по работам, процессам, видам оборудования, месторасположению, продукции или категориям потребителей; регламентация и распределение обязанностей и полномочий. 
Результаты работ по организационному проектированию воплощаются в «Положении об организационной структуре предприятия», содержащем: общее описание и определение стратегических целей и политики предприятия; основные направления деятельности, состав продуктов и услуг; перечень обеспечивающих эти направления функций предприятия; описание функциональных и производственных подразделений с указанием основных функций, выполняемых каждым подразделением [10, c.215]. 
Рациональность построения ОС определяется оптимальным сочетанием, содержанием и количеством внутренних и внешних связей объекта управления. Целесообразно, чтобы внутренние связи объекта преобладали над внешними, иначе последние отрицательно повлияют на стабильность объекта. Таким образом, при формировании СУ приходится учитывать много факторов одновременно. 
Процесс формирования организационной структуры включает в себя формулировку целей и задач, определение состава и место подразделений, их ресурсное обеспечение (включая численность работающих), разработку регламентирующих процедур, документов, положений, закрепляющих и регулирующих формы, методы, процессы, которые осуществляются в организационной системе управления. 
Первый этап — выявление и описание элементов внешней среды (вход, выход, технологии, знания). 
Второй этап — выявление основных взаимосвязей между элементами внешней среды, включая элементы прямого воздействия. 
Третий этап — определение степени разнообразия элементов внешней среды (изменения, определённость, обратная связь). 
Четвертый этап — проектирование каждого элемента организационной структуры с учётом внешней среды, в которой данный элемент будет функционировать. 
Пятый этап — формирование механизма управления с учётом специфики элементов организационной структуры и её внешней среды. 
Когда требуется взаимодействие многих звеньев и уровней управления, разрабатываются специфические документы, которые называются органигралммами (графическая интерпретация процесса выполнения управленческих функций, их этапов и входящих в них работ, описывающую распределение организационных процедур разработки и принятия-решения между подразделениями, их внутренними структурными органами и отдельными работниками) [6, c.143].

1.4.Подходы к построению организационных структур    

 Решение вопроса  о виде структуры управления, ее построении или модификации — это процесс адаптации структуры к внешним условиям (требованиям потребителя и рынка, общества, государственных органов и т. д.) и внутренним факторам развития организации (ее ресурсам, технологии, организации производства и труда, процессам принятия управленческих решений и т. п.). Поэтому выбор структуры управления осуществляется с учетом множества факторов, оказывающих решающее влияние на подходы к ее проектированию или перестройке. Необходимо увязывать структуру управления с так называемыми ситуационными факторами, к которым относятся: стратегия развития организации, ее размеры, применяемые технологии, характеристики окружающей среды. 
 
Факторы, влияющие на организационную структуру.  

 Стратегия предопределяет  выбор типа и вида структуры управления, которые должны соответствовать вводимым ею изменениям. Если организация приняла план инновационного пути развития, ей потребуется ввести гибкую структуру управления. Если же стратегия нацелена на максимальное сокращение затрат, ей в большей мере подойдет иерархическая структура. Исследования показывают, что стратегия предопределяет характер структуры прежде всего для организации в целом. На уровне подразделений и служб влияние стратегии на структуру ощущается в меньших размерах. 
Размеры организации оказывают большое влияние на выбор структуры управления. Как правило, чем больше людей занято на предприятии, тем более вероятно применение структуры иерархического типа, при которой с помощью соответствующих механизмов обеспечиваются координация и контроль их деятельности. 
Технологии являются важным фактором, оказывающим воздействие на структуру управления. При рутинном характере технологий чаще всего применяются иерархические структуры; технологии, связанные с неопределенностью, требуют органического построения структур управления. Наибольшее влияние технологии оказывают на структуру тех подразделений организации, которые непосредственно связаны с производством продукции и услуг. 
Окружающая среда оказывает различное воздействие на выбор структуры управления разных организаций, что предопределяется характером и теснотой связи между ними. Чем более динамичным является окружение, тем большей приспособляемости требует оно от организации. Чаще всего эта связь выражается в применении различных комбинаций иерархического и органического типов структур управления. 
Обобщая все сказанное, можно охарактеризовать организационные структуры иерархического (бюрократического) типа как: сложные (с большим числом горизонтальных и вертикальных связей); высоко формализованные; с коммуникациями, направленными преимущественно сверху вниз, и незначительным участием низового персонала в принятии решений. Поэтому их часто называют структурами-пирамидами. 
Формирование органических структур управления. Второй подход к построению организационных структур управления возник во второй половине 20 века и характеризуется тем, что основное внимание уделяет связям организации с внешней средой и ее изменениям. Происходящий во всем мире переход к информационному обществу предъявляет новые требования ко всей системе отношений между организациями и соответствующему построению процессов и структур управления. В большинстве случаев предпочтение отдается более гибким формам построения отношений людей в организациях, что означает отказ от излишней формализации и бюрократизации процессов, сокращение числа иерархических уровней при одновременном повышении горизонтальной интеграции между персоналом. Этот тип структуры получил название органического, и его главной характеристикой является групповая и индивидуальная ответственность каждого работника за общий результат. 
Понятие «органический подход» или «органическая структура» впервые ввели Т. Варне и Д. Сталкер (Burns&Stalker) в книге «Управление инновациями» (Management of Innovation), вышедшей в 1961 г. По их определению, органической является такая структура, которая в большей мере базируется на бригадной работе, обладает гибкостью и меньше связана с правилами, характерными для традиционного иерархического построения управления. [9, c.229] Ниже приведена сравнительная характеристика структур управления (табл. 1.5).

Информация о работе Организационная структура управления (ОАО Сбербанк России)