Автор: g********@gmail.com, 24 Ноября 2011 в 18:23, реферат
Начало XXI века в России ознаменовалось целым рядом важнейших перемен, связанных с формированием новых рыночных отношений во всех сферах жизни. Особенно остро данный переход переживает некоммерческая сфера, которая долгое время зависела и продолжает полностью зависеть от бюджетных средств. На современном этапе постепенно происходит отход от системы государственного планирования, и большинство некоммерческих организаций сами берут ответственность за свое будущее.
Введение…………………………………………………………………….2
Глава 1: Особенности и виды некоммерческого маркетинга…………....4
1.1. Эволюция понятия некоммерческого маркетинга…………………..4
1.2. Функции и задачи некоммерческого маркетинга…………………...8
1.3. Комплекс маркетинга некоммерческих организаций……………...12
3. Глава 2: Некоммерческий маркетинг в сфере музееведения (на примере Краснодарского государственного историко - археологического музея им. Е.Д. Фелицына)………………………………………………………………21
2.1. Характеристика выбранной организации…………………………21
2.2. Текущее состояние системы маркетинга в музее………………...24
2.3. Комплекс мер по усовершенствованию системы маркетинга…...28
4. Заключение………………………………………………………………...30
5. Список использованной литературы…………………………………….32
Данный музей находится в южной полосе России, поэтому пик посещаемости музея приходится на летние месяцы: в мае-сентябре 2009 года среднее количество посетителей равнялось -29 630 человек, тогда как в остальные нетуристические месяцы - 6460 человек. Данные статистики убедительно доказывают, что одна из основных проблем музея в макросегментации - недостаточная проработка вопросов привлечения посетителей именно в нетуристические месяцы. Во-вторых, слабо реализован и потенциал "курортного сезона": по данным Российского союза туриндустрии число официальных туристов, посетивших Краснодарский край, равнялось 12 млн. человек. Следовательно возможности привлечения приезжих в музеи Краснодарского края, основным из которых является Краснодарский государственный историко -археологический музей им. Е.Д. Фелицына, являются просто безграничными.
В области микросегментации о каких-то устойчивых тенденциях говорить сейчас не приходится, т.к. количество школьников и студентов, посещавших данный музей, в 2009 году равнялось ничтожному количеству: школьников - около 600 ежемесячно в нетуристические месяцы, что убедительно доказывает тезис о недостаточной работе именно в области некоммерческого маркетинга, отсутствии специальных программ работы со школьниками и студентами Краснодарского края.
Следующая составляющая оценки современного состояния маркетинга в музее - внедрение выявленных реалий потенциального музейного рынка в разработку концепции и дизайна создаваемой экспозиции и апробирование ее предварительных, в частности, выставочных вариантов на посетителях. Таким образом, принципом современных маркетинговых технологий в музее становится, говоря языком большого маркетинга, практика «предварительных продаж» - постепенное продвижение новой экспозиционной концепции на «музейный рынок» с учетом мнения посетителей. Оценивание на всех своих этапах проводится с помощью различных методик. Главные из них - наблюдение, опросы, анкетирование, углубленные беседы, тестирование целевых групп.
В 2009 году в музее новых выставок и экспозиций не проводилось. К числу подобных мероприятий можно отнести лишь ежегодную региональную научную конференцию Фелицынские чтения. Увеличения наплыва посетителей за это время не наблюдалось, что объясняется региональным характером конференции.
По мнению ряда экспертов, изучающих некоммерческий маркетинг, атмосфера, дизайн, качество музейной среды - очень важная часть предлагаемого музеем продукта. В определенном смысле, музей продает пространство, поскольку пространство музея обладает свойством наделять вещи смыслами и ценностными значениями. Кроме этого, он предлагает:
В исследуемом музее руководство также предлагает широкий спектр услуг: самыми популярными среди населения считаются проводимый в октябре фестиваль исторической реконструкции (самое посещаемое мероприятие музея). При музее имеется киоск сувенирной продукции, однако количество наименований продукции реализуемой в нем, по данным 2009 года, равняется 62 наименованиям, что, несомненно, является недостаточным.
В музее проходит ряд экскурсий для посетителей (Регалии и реликвии Кубанского казачьего войска; Тайны степей Прикубанья; Страницы Великой Победы; Музей сквозь века; Кубанская старина; Природа и экология Кубани; Мир бабочек; Морские сокровища; Выездная экскурсия "Знакомьтесь, Краснодар"; Выездная экскурсия "Екатеринодар - град казачий"; Выездная экскурсия "Церквей златые купола"; Выездная экскурсия "Город, опалённый войной"), что приносит существенный доход музею.
При музее не работают ни специальные кружки и группы для младших школьников, не реализуются абонементные программы для школьников среднего звена и студентов. Только с 2009 года началось целенаправленное продвижение музея через сеть отелей и гостиниц Краснодарского края, до этого реклама музея встречалась лишь в путеводителях по Краснодарскому краю.
Все
вышеперечисленные факты
2.3. Комплекс мер по усовершенствованию системы маркетинга
В данной части работы будут содержаться рекомендации по улучшению системы некоммерческого маркетинга в Краснодарском государственном историко - археологическом музее им. Е.Д. Фелицына. Для реализации комплекса представленных мер необходимо трансформировать существующий отдел внешних связей в более широкий по охвату отдел музейного маркетинга с введением в штат должности маркетолога.
Во-первых, предлагается полностью пересмотреть систему макро- и микросегментации в деятельности музея. Для этого необходимо увеличить число региональных и всероссийских мероприятий, проводящихся под эгидой музея в летние, "туристические" месяцы. Наиболее целесообразным для развития музея будет перенос пользующегося популярностью фестиваля исторической реконструкции на июль - август, а также более активное внедрение различных интерактивных праздников в календарь музейных праздников. Значительным спросом пользуются и выставки восковых фигур, которые могут разместиться в здании музея.
Для более активного развития музея в зимние и осенние месяцы требуется активизировать работу со школами, ВУЗами, воинскими частями, создать абсолютно новый цикл лекций по истории Краснодарского края для более активного привлечения учащихся. Как показывает практика других региональных музеев, введение различных видов абонементов (в т.ч. семейного, школьного, детского, военного), позволяет значительно повысить посещаемость. Создание временных выставок по истории российского казачества, природных особенностях Краснодарского края, культурном своеобразии региона также должно привлечь немало посетителей.
Во-вторых,
необходимо срочно изменить тактику
продвижения музея как объекта
культурного достояния
В-третьих,
необходимо изменить систему реализации
сувенирной продукции, для чего открыть
сувенирные магазины во всех филиалах
музея, увеличить ассортимент реализуемой
продукции, уделив особое внимание недорогой
продукции (значки, магниты, вымпелы, открытки).
Целесообразным является и некоторое
увеличение входной платы в музей до 40-50
рублей за полный билет, что позволит увеличить
фонды музея, начать переход к формированию
интерактивного музея, интересного для
всех слоев населения.
Заключение
Некоммерческий
маркетинг явление относительно
новое для нашей страны. Он связан
со становлением рыночной экономики в
России и необходим для нормального функционирования
и развития некоммерческого сектора. Именно
он способен вывести российские музеи,
театры, школы и другие некоммерческие
организации высокого социального значения
на новый уровень развития, способствовать
максимальному удовлетворению культурных
и социально значимых потребностей общества,
содействовать оптимальному расходованию
ограниченных материальных ресурсов на
образование и содержание соответствующих
некоммерческих объектов. Некоммерческий
маркетинг выполняет ряд функций, к важнейшим
из которых относятся аналитическая, продуктово-производственная,
сбытовая.
Музейный маркетинг как разновидность некоммерческого маркетинга - явление абсолютно новое для России. Он предоставляет важнейшую для современного общества социальную услугу, которая интегрирует в себе многочисленные культурно-ценностные составляющие, способствует социализации личности, включению ее в национальное культурное пространство. Рассмотренный во второй главе данной работы пример Краснодарского государственного историко-археологического музея им. Е.Д. Фелицына, относящегося к рядовым региональным музеям с характерными для подобной организации проблемами, доказывает тезис о том, что без грамотной маркетинговой деятельности данный музей не сможет функционировать в современных российских экономических реалиях. Несмотря на то, что музей имеет выгодное территориальное расположение (самый центр Краснодара), богатую инфраструктуру, множество филиалов, он влачит жалкое существование: недостаточное количество посетителей, полное отсутствие новых экспозиций, отток квалифицированных кадров.
Учитывая экономический кризис и сокращение бюджетного финансирования музея, вышеперечисленные проблемы в дальнейшем будут только усугубляться. Именно эти проблемы призван решать музейный маркетинг, который при минимальных затратах способен обеспечить необходимый для развития музея эффект. Благодаря изучению интересов и потребностей посетителей и установлению с ними обратной связи, а также постоянному анализу эффективности деятельности в продвижении основного продукта музея, некоммерческий маркетинг способен решать задачи не только удовлетворения спроса посетителей, но и увеличения доходов организации.
Список использованной литературы: