Автор: Пользователь скрыл имя, 20 Декабря 2010 в 01:44, курсовая работа
Маркетинг как порождение рыночной экономики является в определенном смысле философией производства, полностью (от научно-исследовательских и проектно-конструкторских работ до сбыта и сервиса) подчиненной условиям и требованиям рынка, находящимся в постоянном динамическом развитии под воздействием широкого спектра экономических, политических, научно-технических и социальных факторов. Предприятия-производители и экспортеры рассматривают маркетинг как средство для достижения целей, фиксированных на данный период по каждому конкретному рынку и его сегментам, с наивысшей экономической эффективностью.
Введение. 3
1. Понятие маркетинговых коммуникаций 4
2. Элементы маркетинговой коммуникации 6
3. История развития маркетинговых коммуникаций. 16
Список использованной литературы: 31
Выйдя
на разрушенный оптовый и
Именно
слово «первые», потому что этот
рынок (при всей своей огромности)
практически не конкурентен. Именно
поэтому оказались вне
Невероятные
объемы и тиражи рекламных справочников
«Оптовика» и «Товаров и цен» (тираж
«Товаров и цен» - 100 тыс. экз.!) свидетельствуют
о неизбежности дальнейшего развития
этого рынка - перехода рекламы оптовиков
из бумажной в безбумажную форму,
переключения с рекламы на другой
канал маркетинговых
Итак, реклама,
выполняющая функцию
Прямой маркетинг в его зачаточных формах, по оценкам видного специалиста по истории отечественного предпринимательства А.Д. Кузьмичева, возник в России в конце ХIХ века [4-5].
При этом его основными формами были персональные продажи: продажи швейных машин фирмы «Зингер», продажа тканей мануфактур Краснощековых, Морозовых и т.п. и по их образцам в каталогах. Весьма распространено было так называемое коммивояжерство Х веке в Западной Сибири, на Дальнем Востоке и Камчатке, где им занималисьIв Х американцы, которые вели меновую торговлю с местным населением (ружья в обмен на меха и т.п.). Однако это уже трудно трактовать как прямой маркетинг - скорее, это возврат к примитивным формам торговли, характерным для средневековья и основанным на натуральном обмене, так что, как и следовало ожидать, широкого распространения развитые формы прямого маркетинга и продвижения продаж в России не получили.
Это и
неудивительно - персональные продажи
в России успешно заменяла развитая
система региональных и всероссийских
ярмарок. При неразвитости транспорта,
почты, СМИ и огромных расстояниях
именно региональные и всероссийские
ярмарки закономерно стали
Не сохранила история отечественного предпринимательства и свидетельств о широком Х века методов продвижения продаж. Несомненно,Iприменении в России конца Х использовались простейшие из них - распродажи, продажи со скидкой, конкурсы, премии, призы. Кондитерская фабрика Абрикосовых привлекала детей традиционным для современного маркетинга способом: покупая конфеты, дети собирали обертки - на них помещались изображения животных, птиц, рыб и т.п., причем любопытно, что эта маркетинговая акция была согласована с Министерством народного просвещения, а картинки на обертках подбирались в соответствии с программой гимназии. А вот что касается использования купонов, дисконтных карт, применения в торговых целях викторин или лотерей, каких-либо достоверных исторических свидетельств нет. В целом возможности использования лотерей (они назывались тиражи выигрышных билетов) в России были жестко ограничены нормами законодательства о ценных бумагах, защищающими права потребителей.
Таким образом, практику использования форм прямого маркетинга и продвижения продаж в России можно отсчитывать с начала 90-х годов.
Западные традиции прямого маркетинга имеют более глубокие исторические традиции, Х века. Так, в США И.ЗингерIкоторые принято отсчитывать с середины Х организовал сбытовую сеть агентов и впервые применил для швейных машин метод «продаж на дому» в 1851 г. Во Франции первый каталог объемом в 50 страниц, содержащий 1500 товаров и представляющий покупателям возможность возврата денег, был издан А.Бусико в 1867 г.[3].
В США
прямой маркетинг стал активно развиваться
сразу после широкого внедрения
кредитных карточек, что дало возможность
покупателям пользоваться каналами
обратной связи, переводя деньги по безналичному
расчету, а продавцам дало гарантию,
что деньги они в результате получат.
Другой причиной успеха прямого маркетинга
является появление нового типа людей,
у которых «много денег, но мало времени».
Большинство работающих американских
женщин считают, что у них нет
времени ходить по магазинам. Большую
роль в развитии прямого маркетинга
также сыграло быстрое
Существуют
множество крупных
При вербовке
торговых агентов эти фирмы используют
метод так называемого «
Попытки применить многоуровневый маркетинг к российскому рынку такими международными компаниями, как «Мэри Кей», «Орифлейм», «Цептер» и, в первую очередь, «Гербалайф», в 1990-1995 годы, дали весьма любопытные отрицательные результаты.
Прежде всего, продажи на дому, как и следовало ожидать, оказались невозможны: в силу страха перед возможным ограблением торговых агентов в России просто не пускают в квартиры.
Система
многоуровневого маркетинга как
формы вербовки торговых агентов
также не приживается в России.
После одного-двух лет ее интенсивной
«раскрутки» каждое третье объявление
о поиске работы в газетах бесплатных
объявлений сопровождается характерной
припиской «интим и продажу «Гербалайфа»
не предлагать». Персональные продажи
были ловко использованы западными
фирмами в период начавшейся массовой
структурной безработицы в
Подводя итоги, можно говорить о большом будущем в России множества форм и прямого маркетинга (и прежде всего, продажи по каталогам), однако при условии существенной адаптации западных методов к российской специфике. Уже в 1996 г. доля затрат на прямой маркетинг составила 7% в рекламных бюджетах российских рекламодателей (по сравнению с 1,5% в 1994 г. и 3% в 1995 г.), и по оценкам специалистов, если эти темпы сохранятся в новом тысячелетии, доля затрат на прямой маркетинг в рекламных бюджетах превысит 50%[1].
Серьезное развитие рынок PR-услуг в России получил лишь с 1994-1995 гг. Вопрос об объемах рынка общественных коммуникаций в России более чем спорен. К примеру, по оценке директора PR-агентства «Михайлов и партнеры» Сергея Михайлова, в 1996 г. объем российского рынка PR-услуг (включая политический консалтинг в президентской и губернаторских избирательных кампаниях 1996 г.) можно оценить в 100 млн. долларов [7].
Уже в 1968 г. 110 из 150 крупнейших промышленных корпораций США имели в своей структуре полностью укомплектованные международные PR-отделы (для сравнения - в 1936 г. лишь одна из пятидесяти американских фирм вообще имела PR-службу как таковую), а объем их затрат на мероприятия public relations за пределами . Сегодня]13[США преодолел планку в 50 млн. долларов еще в 1971 г. из 500 крупнейших компаний из списка Fortune-500 специализированное PR-подразделение имеют 439. В США сегодня насчитывают 5400 PR-подразделений компаний и фирм, более 5 тысяч независимых PR-агенств, общее же число занятых в отрасли превышает 200 тысяч специалистов. Обучение по курсу PR предлагают более двухсот американских университетов и колледжей [14].
В России же развитие рынка корпоративных коммуникаций произошло по простой схеме: возникнув в сфере финансов (первыми, осознавшими важность постоянной и комплексной работы в области корпоративных коммуникаций стали коммерческие банки), эта деятельность в дальнейшем получила особенно интенсивное развитие в таких областях, как телекоммуникации и фармацевтический бизнес, медицинские услуги.
Таким образом, развитие корпоративных коммуникаций в России подтвердило мировые закономерности - согласно данным всемирного опроса консультационных PR-агенстсв 1995 г., их основным клиентом (21% заказчиков) являются фармацевтические и медицинские компании. На втором и третьем местах телекоммуникационные фирмы и финансовые структуры (15 и 12% заказчиков соответственно). В остальных сферах экономики корпоративные коммуникации не занимают столь значительного места (энергетические компании составляют всего 5% заказчиков, туристические агентства - 3%, транспортные фирмы - 2%, строительные компании - 1,4% заказчиков).
Таким образом, сделаем вывод. Россия отставала в развитии системы маркетинговых коммуникаций от США и стран Западной Европы на 150-200 лет, что объясняется не только запоздалым развитием капитализма в России, но и консервативностью форм торговли, неразвитостью информационной инфраструктуры промышленности и торговли, обусловленной огромной территорией страны и традиционным недоверием и пренебрежением к рекламе, понимаемой в русском национальном сознании как форма обмана.
В этих
условиях среди форм маркетинговых
коммуникаций в России получили развитие
лишь выставки и ярмарки, наружная реклама
в форме предметной рекламы и
вывесок и, отчасти, реклама в
прессе. Прямой маркетинг, продвижение
продаж, общественные коммуникации начали
формироваться как формы
В 1991-1993
гг. в России в качестве единственной
формы маркетинговой