Маркетинговые исследования в сфере услуг

Автор: Пользователь скрыл имя, 12 Февраля 2012 в 11:28, курсовая работа

Описание работы

Актуальность этой темы можно определить тем, что в настоящее время мобильный телефон стал необходимым атрибутом. Хотя еще лет 6 назад он был элементом роскоши, сейчас же он является повседневной частью нашей жизни.
Российский рынок сотовой связи находится в стадии зрелости, обусловлен высокой конкуренцией, снижением цен, расширением ассортимента услуг. Этот период, безусловно, самый благоприятный для пользователей и интересен для изучения.

Содержание

Введение………………………………………………………………….3
Глава 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ МАРКЕТИНГОВЫХ ИССЛЕДОВАНИЙ…………………………………………………………….5
1.1. Цели, задачи и назначение маркетинговых исследований…………………………………………………………………………………….…5
1.2. Общая характеристика процесса маркетингового исследования…………………………………………………………………………………….…9
1.3. Типы исследований на рынке услуг сотовой компании ….16
Глава 2. ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКО - ПРАКТИЧЕСКАЯ ЧАСТЬ ПРОЦЕССА МАРКЕТИНГОВЫХ ИССЛЕДОВАНИЙ НА ПРИМЕРЕ УСЛУГ СОТОВОЙ КОМПАНИИ «МЕГАФОН» ………………………..18
2.1. История развития компании……………………………………………18
2.2. Маркетинговые исследования на рынке услуг сотовой компании «Мегафон» в РД…………………………………………………………………26
2.3. Предложения по совершенствованию позиционирования компании…………………………………………………………………………………………….35
Список литературы ……………………

Работа содержит 1 файл

курсовая работа 2003.doc

— 468.00 Кб (Скачать)
 
 

     На  рисунке 2 в виде диаграммы представлены результаты опроса. 
 

       

      Рисунок 2 – Оценка характеристик операторов сотовой связи 
 
 

     По  итогам опроса выявлен ряд конкурентных преимуществ компаний, которые могут стать основой позиционирования, а также определены позиции, занятые конкурентами. В данный момент компания Мегафон может позиционироваться на таких характеристиках:

    1. оператор, предоставляющий связь хорошего качества;
    2. оператор, предлагающий большой спектр услуг;
    3. оператор, предлагающий услуги по средней цене.

     В дальнейшем компания Мегафон может  продолжать позиционирование на этих характеристиках.

            Цена выступает в качестве важнейшего инструмента маркетинговой деятельности предприятия, поскольку выполняет такую функцию как обеспечение прибыли от реализации товара. 24

    При определении цены (тарификации) важное значение имеет установление спроса на исследуемый товар, его величины и динамики. Ориентируясь на данные анкеты, построим кривую спроса, отражающую зависимость между суммой денег, ежемесячно затрачиваемой, на связь и спросом (рисунок 3).  
 

Рисунок 3 – Зависимость между количеством затрачиваемых на связь денег и спросом 
 

    По  графику видно, что 47% спроса соответствует затратам в 500 руб. в месяц. При увеличении затрат, спрос на связь резко падает. Основой тарифной политики компании «МегаФон» являются цены, единые на всей территории региона, прозрачные тарифы, широкий спектр услуг, не требующих дополнительной оплаты. Такая тарифная политика позволяет обеспечить динамичный рост абонентской базы.

Основой ценовой политики компании «МегаФон» является политика гибких, эластичных цен. Изменение цен на услуги компании проводятся сбалансировано: если повышается тариф исходящей связи, то снижается цена внутрисетевых вызовов.

    В условиях жесткой конкуренции необходимо уметь использовать маркетинг для  того, чтобы направить продажи  в нужном компании направлении.

    Цель  сбыта состоит в том, чтобы  убедить покупателя приобрести товар  компании, но это лишь один из аспектов маркетинга. Маркетинг требует, чтобы фирма идентифицировала потребности покупателей и добилась соответствия им товаров и услуг, что позволяет компании получить прибыль.

    Фирме необходимо тщательно изучать своих  клиентов.

    «Мегафон» делит своих потребителей на:

    1. Физические лица - отдельные лица и домохозяйства, приобретающие услуги для личного потребления.

    2. Юридические лица – это организации, государственные учреждения и т.д.

    Существуют  две основных стратегии продвижения товара на рынок: стратегия «толкай» и стратегия «тяни». Компания «МегаФон» использует метод «тяни», что означает активную рекламную и промо-кампанию, направленную через средства массовой информации на конечного потребителя. Последний, получив рекламное сообщение или дополнительный стимул в виде скидки, купона, специального предложения спрашивает товар в магазине, подвигая его владельца тем самым к заказу определенного вида продукции. Соответственно выстраивается обратная цепочка: розничный торговец заказывает наименование у оптовика, а оптовик - у компании-производителя (рисунок 4).

      

    Рисунок 4- Стратегия продвижения «pull» («тяни») 

      Основными элементами, составляющих систему продвижения  товара, являются реклама, средства стимулирования сбыта, личные продажи, PR. Реклама является главным звеном коммуникаций. Она формирует или поддерживает интерес к товару, способствует его реализации.25 Из широкого многообразия рекламных средств ОАО МегаФон применяет следующие виды:

    • Информационно-рекламные материалы;
    • Реклама в периодической печати;
    • Изобразительная реклама (плакаты по городу);
    • Радиореклама;
    • Телевизионная реклама.

      Стартегии компании.

      В 2008 г наблюдалось замедление роста  рынка сотовой связи в связи  с его насыщением, а также изменившейся экономической ситуацией. Тем не менее, «МегаФон» продолжил демонстрировать рост выручки благодаря увеличению абонентской базы и росту потребления голосовых и дополнительных услуг абонентами.

      В настоящее время стратегическими  целями компании являются:

  • Удержание своей позиции на рынке;
  • сохранение высокой эффективности бизнеса вопреки инфляционному фактору, сильной конкуренции и изменениям рыночной ситуации.

      Компания  планирует достичь поставленных  целей благодаря разработанной  и утвержденной стратегии, основными  элементами которой являются:

  • тщательный контроль над операционными и капитальными затратами;
  • развитие сетей третьего поколения, продвижение услуги мобильного доступа в Интернет;
  • существенное увеличение рыночной доли «МегаФона» в корпоративном сегменте рынка
  • постоянное улучшение качества связи и высокого уровня клиентского обслуживания.
 
 

    2.3. Предложения по  совершенствованию  позиционирования  компании

      В результате проделанной работы можно предложить следующие мероприятия, направленные на усиление позиционирования компании Мегафон.

      По  рекламе:

  • использовать в основу рекламы интересные сюжеты;
  • снимать рекламу продолжительным сериалом, так как это вызывает интерес потенциальных потребителей к ее продолжению;
  • повысить частоту трансляций рекламы по телевидению.

      По  стоимости услуг:

  • повышать количество абонентов связи и снижать цены за счет снижения издержек.

        По качеству связи:

  • Продолжать стратегию повышения качества связи.

      Также компании можно предложить, чтобы  ключевыми факторами на рынке сотовой связи оставались:

1. Низкая  стоимость связи;

2. Качество  связи;

3. Широкое  присутствие в точках розничной  торговли (развитая дилерская сеть);

4. Сервис (дополнительные услуги связи);

5. Высокая  квалификация сотрудников отдела  реализации;

6. Уровень  технических знаний специалистов по продажам;

7. Доступная  для клиентов система технической  помощи при покупке и использовании  продукции (наличие профессиональных  консультаций специалиста);

8. Аккуратное  исполнение заказов потребителей (небольшое количество возвратов  и ошибок);

9. Разнообразие  тарифных планов;

10. Гарантии  для покупателей;

11. Благоприятный  имидж/репутация компании у потребителей;

12. Приятные  в общении, доброжелательные служащие. 

     

 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Заключение 

      В данное время на рынке представлено много компаний, предоставляющих услуги связи и конкурирующих между собой. Чтобы успешно вести свою деятельность, каждой из них нужно выбрать определенную позицию, при этом изучив своих конкурентов. ОАО «Мегафон» последовательно стремится  достичь показателей эффективности ведущих мировых телекоммуникационных  компаний.

      Можно выделить следующие принципы работы компании ОАО «Мегафон»:

  1. Постоянное развитие и совершенствование;
  2. Честность в отношениях с клиентами, инвесторами и партнерами;
  3. Финансовая прозрачность;
  4. Забота о профессиональной самореализации своих сотрудников.

      Как показало проведенное маркетинговое  исследование, 43% респондентов на данный момент являются абонентами компании «МегаФон» и 30%- МТС. По качеству связи на первом месте Мегафон – 47%, затем Билайн – 34% и МТС – 16%. 50% опрошенных считают, что у компании «МегаФон» спектр дополнительных услуг выше, чем в других компаниях.

      В данный момент компания Мегафон занимает достойное место по предоставлению разнообразного количества услуг связи. Но чтобы и далее удерживать лидирующую позицию в этой сфере,  ей необходимо постоянно расширять спектры услуг.   

      С точки зрения качества, оператор Мегафон  зарекомендовал себя с хорошей стороны. Но есть возможность улучшить этот результат. Нужно постоянно вкладывать все силы компании на улучшение качества связи. Ведь самое главное – это оправдать доверие своих абонентов, которым, в первую очередь, нужна качественная связь.

      Компания  активно ведет маркетинговую  политику, разрабатывая маркетинговые  планы, стратегии продвижения своих услуг, планы продаж. Учитывает при этом факторы риска и разрабатывает стратегию по их минимизации. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Список  литературы 

    
    1. Ассэль  Генри. Маркетинг: принципы и стратегия: Учебник для вузов – М.: ИНФРА-М, 1999.
    2. Беляевский И.К. Маркетинговое исследование: информация, анализ, прогноз: Учебное пособие. – М.: Финансы и статистика, 2003.
    3. Березин И.С. Маркетинг и исследование рынка. М.: Русская Деловая Литература, 2002.
    4. Герчикова И. Методика проведения маркетинговых исследований//Маркетинг, №3, 2003.
    5. Голубков Е.П. Маркетинговые исследования: теория, методология и практика. 2-ое изд, перераб. и доп. – М.: изд-во «Финпресс», 2000.
    6. Дорошев В.И. Введение в теорию маркетинга: Учебное пособие.-М.: ИНФРА-М, 2000.
    7. Дубрович А.П. Маркетинг предпринимательской деятельности. – Минск.: НПЖ «Финансы, учет, аудит», 1997.
    8. Котлер Ф. Основы маркетинга. Пер. с англ. – М.: Прогресс, 1991.
    9. Котлер Ф., Армстронг Г., Сондерс Д.,  Вонг В. Основы маркетинга. Издательство «Наука»     Вильямс, 2002.
    10. Лебедев О.Т., Филипова Т.Ю. Основы маркетинга. – СПб.: ИД «МиМ», 1997.
    11. Панкратов Ф.Г., Баженов Ю.К., Серёгина Т.М., Шахуров В.Г. Рекламная деятельность.-М.: Маркетинг, 2001.
    12. Панкрухин А.П. Маркетинг: Учебник.-М.: Институт международного права и экономики им. А.С. Грибоедова, 1999.
    13. Положение ОАО «Мегафон» по Кавказскому филиалу.
    14. Устав ОАО «Мегафон»
    15. Уткина Э.А. Маркетинг.-М.: Ассоциация авторов и издателей «ТАНДЕМ» Изд-во ЭКМОС, 1998.
    16. http://volga.megafon.ru/ - официальный сайт компании ОАО «Мегафон».

Информация о работе Маркетинговые исследования в сфере услуг