Автор: Пользователь скрыл имя, 06 Августа 2012 в 16:29, курсовая работа
Основная цель данной работы заключается в изучении маркетинговых исследований потребителей.
Для достижения поставленной цели определены следующие задачи: рассмотреть и изучить потребитель как объект маркетингового исследования; раскрыть сущность сегментации потребительского рынка, выявление целевых сегментов; выявить и охарактеризовать моделирование поведения покупателей и его практическое использование в маркетинге.
Введение…………………………………………………………………………..2
1. Потребитель как объект маркетингового исследования
1.1 Понятие маркетинговых исследований: цели и задачи………………..4
1.2 Роль потребителей в маркетинге………………………………………….8
1.3 Основные признаки и направления исследования потребителей….12
2. Сегментация потребительского рынка, выявление целевых
сегментов………………………………………………………………………...17
3. Моделирование поведения покупателей и его практическое использование в маркетинге
3.1 Формирование предложения предприятия с учетом выявленных особенностей сегментирования……………………………………………….21
3.2 Пути улучшения сбора информации о целевых потребителях и его практическое использование………………………………………………....27
Заключение……………………………………………………………………...38
Список использованной литературы………………………………………..40
Вполне оправданным является деление рынка на 2 сегмента: 1) предприятия и организации; 2) население.
Маркетинг для этих сегментов значительно отличается, поскольку в них значительно различаются психографические и поведенческие характеристики. Анализ данных в таблицы 5 позволяет установить, что в подавляющее число покупателей данной фирмы – это различные организации. Население составляет незначительную долю, поэтому следует рассмотреть вопрос об отказе от ориентации на население.
В зависимости от рода деятельности наибольшая доля приходится на предприятия, которые приобретают данные товары в качестве материалов для производства, велика доля торговых фирм и различных предприятий и организаций, для которых товары и услуги являются потребительскими товарами. Отказ от любой из этих групп в настоящее время может привести к существенному снижению объёма реализации. Имеются реальные возможности расширить охват организаций-потребителей в каждой группе, но для этого необходим групповой специфический маркетинг, поскольку их поведенческие критерии различаются.
Работа с фирмами по их привлечению и обслуживанию каждой из этих групп существенно отличается, различаются также и их поведенческие критерии.
Поведенческие критерии. При составлении бизнес плана консалтинговая фирма проводила исследование путем опроса представителей 30 фирм (по 10 в каждой группе).
Крупные потребители в основном приобретают данный товар для перепродажи и / или переработки, они используют продукт интенсивно, готовы к приобретению, положительно относятся к продукции и сервису, сильно привержены к данной продукции и компании и, вследствие этого, как правило, сотрудничают с компанией на основе долговременных договоров.
Средние фирмы тоже более всего используют продукцию для перепродажи и переработки, они используют продукт интенсивно, но менее, чем крупные, немного меньше готовы к приобретению, положительно относятся к продукции и сервису, менее привержены к данной компании, поэтому сотрудничают с компанией на основе годовых договоров.
Мелкие потребители в основном приобретают данный товар для собственных нужд и переработки, они используют продукт не интенсивно, слабо готовы к приобретению, положительно относятся к продукции и сервису, но более всего их привлекает экономия денег, не привязаны к одной компании, в результате, они часто меняют продавца, в поиске более выгодных условий.
В целом следует отметить, что потребители положительно относятся к товару, ценят скорость и сервис, имеют среднюю приверженность к компании, желают купить товар именно в этой фирме. Таким образом, следует вывод, что к каждой из групп (крупные, средние, мелкие фирмы) требуется специфический подход не столько в качестве товара, сколько в маркетинговом подходе.
Таким образом, на основе проведенного анализа можно сделать вывод, что наибольшая дифференциация потребителей происходит по организационному признаку на организации и домохозяйства (население). При этом домохозяйства занимают незначительную долю в товарообороте при наиболее высоких издержках обращения, их обслуживание требует специфического подхода.
Более детальной изучение сегмента организаций выявило, что они неоднородны по видам деятельности, по размерам и другим признакам. Наиболее существенным для данного предприятия является деление организаций-покупателей по их размерам, так как их потребительские характеристики существенно отличаются.
Фирме не рекомендуется отказываться от любого из этих сегментов (крупных, средних и мелких организаций), поскольку уровень потребления каждого из них примерно одинаковый. В то же время необходим дифференцированный подход в работе с покупателями в каждом из этих сегментов. Это означает, что желательно перейти от стратегии массового маркетинга к стратегии дифференцированного подхода в трёх сегментах организаций. В пользу такого выбора говорят следующие факторы: Для осуществления такой стратегии фирма за 11 лет существования накопила достаточно ресурсов; Предлагаемый товар является однородным (гомогенным); Каждый из этих сегментов достаточно гомогенный (однородный); Основные конкуренты, составляющие данную олигополию на рынке, применяют массовый маркетинг, поэтому дифференцированный подход обеспечит исследуемому предприятию неоспоримое конкурентное преимущество на рынке.
Выделенные сегменты соответствуют рекомендуемым принципам деления рынка: их легко измерить, установив четкие объемы потенциальных и / или реальных закупок; они велики и достаточно сопоставимы между собой по своим размерам; компания уже применяет и может расширить свои конкурентные преимущества при работе с каждым из этих сегментов; сегменты стабильны.
Особенности маркетингового подхода к каждому из предлагаемых сегментов отражены в табл.2.
Таблица 2.Рекомендуемый маркетинг для рыночных сегментов потребителей
Сфера деятельности | Особенности маркетинга по сегментам рынка | ||
Крупные | Средние | Мелкие | |
Ценообразование: разработка системы скидок к ценам | - за увеличение размеров партии; - за комплексные поставки от одного поставщика; | - при заключении долгосрочных договоров; - за работу по плановым заявкам; | - при заключении годовых договоров; - за работу по предварительным заявкам |
Реклама | Индивидуальные контакты с представителями фирмы | Письменные индивидуальные рекламные рассылки | Рекламные объявления в СМИ |
Ознакомление с продукцией в натуре | Предоставление образцов при индивидуальных контактах | Рассылка образцов по заявкам покупателей | В салоне ООО «Халес» |
Сопутствующие услуги | Индивидуальные пожелания покупателей | По типовому перечню | По типовому перечню |
Оформление покупок | Заочное, по плану-графику | С представителем покупателя при получении заявки | При покупке |
Транспортировка товара по желанию покупателя | До железнодорожной станции, указанной покупателем или транспортом покупателя со склада поставщика | Со склада поставщика транспортом покупателя или транспортом поставщика | Со склада поставщика транспортом покупателя или транспортом поставщика |
Сотрудничество при формировании ассортимента | Предусматривается в договоре | Учитываются пожелания | Приветствуется |
Наиболее привлекательным из этих сегментов является сегмент крупных предприятий, поскольку работа с ним наиболее рентабельна и приносит более половины массы прибыли. В последующем развитии фирме следует больше внимания уделять развитию данного сегмента и отказываться от работы с мелкими потребителями. Для этого имеются значительные резервы в региональном разрезе. Не охвачены предприятия в отдалённых от Сморгони районов и слабо охвачен сегмент прилегающих районов.
3.2 Пути улучшения сбора информации о целевых потребителях и его практическое использование
На современном этапе экономического развития информация имеет самый высокий приоритет ценности, а в последние годы она превратилась в мощный стратегический ресурс.
На современном предприятии рыночной информационно-аналитической работой занимаются маркетологи.
Основа работы маркетолога - это умение собрать, проанализировать, систематизировать информацию о рынке, превратить её в знание тенденций развития рынка, а затем – в систему мероприятий, воздействующих на рынок.
Сбор и накопление информации – это естественный процесс, отражающий жизнедеятельность предприятия. При этом возможности предприятия зависят не только от того, какую информацию оно получает, но и от используемого механизма отсева непроверенной информации.
Важную роль в информационной работе играет не столько явное, передаваемое знание (модели, схемы, инструменты, приемы и т.п.), сколько т.н. «неявное знание» (понимание существа фактов, видение их под особым углом зрения, прослеживание логических связей и т.п.), граничащее с искусством. Но для этого необходимо иметь информацию, как о внутреннем состоянии предприятия, так и о внешнем окружении.
До того времени, когда полученные данные воплотятся в конкретные действия, проходит 2 этапа: извлечение информации из данных; сопоставление этой информации с возможными мерами.
Описанный процесс можно представить в ином виде, как последовательный ответ на 4 вопроса:
1. Что происходит на рынке?
2. Почему это происходит?
3. Что можно сделать?
4. Что необходимо сделать?
Сбор данных – это поиск ответов на 1-ый вопрос.
Анализ полученных данных - это ответ на 2-ой вопрос.
Большая пропасть лежит между ними, и очень непросто приступить, обладая информацией, к решению третьего вопроса. Редко бывает понятно, сколько информации нужно для принятия решения.
В практической работе часто приходится сталкиваться с тем, что: всегда не хватает маркетинговой / рыночной информации нужного вида или понятной; слишком много бесполезной информации (информационный шум); внутренняя маркетинговая информация распределена по всему предприятию, требуются значительные усилия для отбора требуемой для конкретного случая информации; важная и нужная информация часто поступает слишком поздно; трудно определить степень достоверности внешней информации; информация складывается из разнородных данных, «голых» фактов, собранных из всевозможных источников; сбор и анализ данных представляет особую трудность для предприятий из-за следующих особенностей экономической ситуации в России: отсутствие достоверной и точной информации по многим вопросам требует постоянной проверки её различными способами; большое количество источников информации и полное отсутствие её структуры; отсутствие открытого доступа к информации как официальной, так и коммерческой; большая эффективность использования неформальных каналов информации по сравнению с официальными; преобладание в анализе рыночной ситуации качественных методов над количественными.
Поэтому в отсутствие надежной статистики отечественные исследователи вынуждены кроме многократных перепроверок результатов использовать многоступенчатые схемы получения информации.
Получить информацию отнюдь не достаточно. Важно то, как ею распорядиться, как преобразовать в тот вид и форму, в которой информация станет понятной и «читаемой».
Аналитическая служба необходима там, где существуют значительные информационные потоки, требующие обработки. В этой связи важным является продуманное информационное обеспечение.
Информационное обеспечение – это комплекс мер по поиску, обработке и использованию информации для принятия решений. Должна быть представлена только та информация, которая в дальнейшем используется для анализа. Преимущество следует отдавать собственным базам данных, создаваемым под решение конкретных задач.
Сбор всей доступной информации «про запас» очень скоро наталкивается на финансовые и технические ограничения. Чем больше посторонней информации, тем сложнее работа с информационными массивами. Поэтому информация должна быть «отжата», хорошо структурирована для дальнейшей аналитической обработки, т.е. релевантна.
Последовательность получения информации следующая: сбор и анализ всей имеющейся информации по интересующей проблематике; анализ требующейся для принятия решения информации; ранжирование требующейся информации по степени важности; оценка сложности получения информации и требуемых для этого денежных, временных, людских и прочих ресурсов; определение границ собираемой информации, т.е на каком этапе работы можно остановиться. Объем получаемой информации напрямую связан с затратами, необходимыми для её получения.
Графически это выглядит как логарифмическая или экспоненциальная зависимость(рис.3.1.)
Объем получаемой
информации
Рис.3.Зависимость объема получаемой информации от количества денег, затраченных на ее приобретение.
Любая информация обладает 2 важными особенностями: любая информация обладает качеством недостоверности; нельзя свято верить одному источнику.
Для преодоления этих проблем можно использовать следующие рекомендации: нужно искать и находить разные источники информации и анализировать их путем сопоставления (на практике используют Метод совместного анализа информации); необходимо проводить согласование, анализ и взаимное увязывание всех данных; получать данные в определенном интервале времени и сопоставлять их во времени.
Условно все имеющиеся источники маркетинговой информации принято делить на 2 группы: первичные и вторичные. Система внутренней отчетности и система маркетингового наблюдения фактически занимаются «постоянным слежением» (или мониторингом) и оперируют с вторичной информацией.
Вторичной называют информацию, получение которой не требует проведения специальных процедур, или информацию, уже собранную ранее для других целей или уже опубликованную. К вторичным источникам информации относятся внешние (по отношению к самому предприятию) и внутренние, имеющиеся в непосредственном распоряжении сотрудников.
Первичные источники дают возможность получать новую информацию, которую никто не имеет. К ним относят опросы, наблюдения, эксперименты и деловую (или бизнес) разведку.
Сбор вторичной информации осуществляем в ходе кабинетных исследований, а первичной – в ходе полевых исследований. Главными преимуществами вторичной информации являются относительная дешевизна и быстрота её получения. Часто бывает достаточно (по статистике в 17 из 20 случаев) собрать и проанализировать вторичную информацию, чтобы разработать обоснованный план дальнейших действий. Некоторые данные невозможно получить усилиями одной, даже крупной, фирмы.
Внешние источники вторичной информации.
К ним относятся: официальная информация; СМИ; специальные издания; книги, учебники, монографии; государственная и отраслевая статистика; информация отраслевых институтов и структур; государственные службы и органы; базы данных; информационные базы данных, работающие в режиме он-лайн; интернет; источники профессиональной информации о компаниях и персоналиях; информация о патентах, торговых марках, правах и праве на копирование; официальные отчеты фирм и их программные заявления; штриховые коды; реклама; бизнес-планы; новости и события; информация с выставок и ярмарок; мониторинг окружающей рыночной среды; информация исследовательских фирм; неофициальная информация (слухи).
Основную часть массива вторичной информации составляют данные о фирмах. Анализ этих данных позволяет решить следующие задачи: выбрать наиболее конкурентоспособный товар или услугу; определить фирмы-конкуренты, их стратегии и тактики; определить нейтральные фирмы; отобрать вероятных контрагентов; разработать оптимальную стратегию.
Одним из путей решения информационной задачи является работа с опытным экспертом, знающим данный рынок. От него можно получить качественную информацию и подтвердить её самостоятельно полученной количественной
Многие специалисты, работающие в области маркетинговых исследований, сходятся во мнении, что начинать информационные исследования необходимо с понимания того, что происходит на собственном предприятии, т.е. с анализа внутренних источников информации. В первую очередь маркетологов интересует информация, позволяющая понимать кто, как, где и почему покупает товары/услуги предприятия. Самое простое и эффективное средство получения информации о том, как обстоят дела на предприятии, - исследовать собственную статистику и изучить реальное состояние производства и продаж.