Автор: Пользователь скрыл имя, 06 Августа 2012 в 16:29, курсовая работа
Основная цель данной работы заключается в изучении маркетинговых исследований потребителей.
Для достижения поставленной цели определены следующие задачи: рассмотреть и изучить потребитель как объект маркетингового исследования; раскрыть сущность сегментации потребительского рынка, выявление целевых сегментов; выявить и охарактеризовать моделирование поведения покупателей и его практическое использование в маркетинге.
Введение…………………………………………………………………………..2
1. Потребитель как объект маркетингового исследования
1.1 Понятие маркетинговых исследований: цели и задачи………………..4
1.2 Роль потребителей в маркетинге………………………………………….8
1.3 Основные признаки и направления исследования потребителей….12
2. Сегментация потребительского рынка, выявление целевых
сегментов………………………………………………………………………...17
3. Моделирование поведения покупателей и его практическое использование в маркетинге
3.1 Формирование предложения предприятия с учетом выявленных особенностей сегментирования……………………………………………….21
3.2 Пути улучшения сбора информации о целевых потребителях и его практическое использование………………………………………………....27
Заключение……………………………………………………………………...38
Список использованной литературы………………………………………..40
Содержание
Введение…………………………………………………………
1. Потребитель как объект маркетингового исследования
1.1 Понятие маркетинговых исследований: цели и задачи………………..4
1.2 Роль потребителей в маркетинге………………………………………….8
1.3 Основные признаки и направления исследования потребителей….12
3. Моделирование поведения покупателей и его практическое использование в маркетинге
3.1 Формирование предложения предприятия с учетом выявленных особенностей сегментирования………………………………………
3.2 Пути улучшения сбора информации о целевых потребителях и его практическое использование……………………………………………
Заключение……………………………………………………
Список использованной литературы………………………………………..40
Введение
На сегодняшний день роль маркетинговых исследований рынка сложно преувеличить. Процветание бизнеса каждой компании взаимосвязано с тем, позволяют ли ее товары удовлетворить базовые потребности покупателей. Для нахождения стратегического маркетингового решения, краткосрочного и долгосрочного планирования, достижения наивысших результатов и определения тактики поведения компании на рынке, необходимо иметь в полном объеме наиболее актуальные данные как по рынку, в общем, так и по восприятию целевой аудиторией товаров ее бренда.
Поэтому исследования потребителей могут помочь в определении возможных направлений развития бизнеса. Такие исследования нужно проводить при принятии решения о выходе на новый рынок, продвижении недавно выпущенных товаров, ребрендинге. Маркетинговые исследования рынка производятся и при определении стоимости продукции компании, поиске каналов и способов продвижения товаров, формировании политики сбыта и методов стимулирования клиентов.
Достаточно развитые исследовательские предприятия, которыми осуществляются маркетинговые исследования, предоставляют компаниям большое количество аналитических разработок. Маркетинговые исследования – одна из наиболее важных сторон маркетинга. Они играют ключевую роль в разработке и успешной реализации маркетинговых стратегий и программ.
Эффективное двухстороннее сотрудничество между поставщиками и потребителями товаров и услуг всех видов является жизненно необходимым для любого современного общества. Растущие международные связи и взаимозависимость подчеркивают эту необходимость. Для этого поставщик стремится информировать потребителя с помощью различных форм информационно-рекламной деятельности о том, что и где можно приобрести.
С другой стороны, разнообразные запросы потребителя должны быть известны тем, кто отвечает за удовлетворение потребностей как в частном, так и в государственном секторах экономики, и это вызывает необходимость расширения исследований.
Важность исследований мотивации и поведения потребителей известна во всем мире. За последние 30 лет возникла крупная и быстро развивающаяся междисплинарная область исследований – поведение потребителей. Главная забота и предпринимателей и маркетологов состоит в том, чтобы повлиять на это самое поведение. В результате наука о потребителе приобретает первостепенную важность.
Поведение потребителя - это деятельность, направленная непосредственно на получение, потребление и распоряжение продуктами и услугами, включая процессы принятия решений, которые предшествуют этим действиям и следуют за ними.
Человек – существо социальное. Это утверждение особенно верно в отношении поведения потребителя. Наше поведение в основном диктуется – генетической предрасположенностью, средой или неким, единственным в своем роде, сочетанием множества факторов. Это и делает его уникальным.
Поэтому основополагающим является понимание характера и значения культуры, особое внимание необходимо уделить воздействию этнических факторов на поведение потребителя. Не менее существенным является и влияние индивидуальных особенностей личности, семьи и ситуации.
Основная цель данной работы заключается в изучении маркетинговых исследований потребителей.
Для достижения поставленной цели определены следующие задачи: рассмотреть и изучить потребитель как объект маркетингового исследования; раскрыть сущность сегментации потребительского рынка, выявление целевых сегментов; выявить и охарактеризовать моделирование поведения покупателей и его практическое использование в маркетинге.
1. Потребитель как объект маркетингового исследования
1.1 Понятие маркетинговых исследований: цели и задачи
Маркетинговое исследование – это систематический поиск, сбор, анализ и представление данных и сведений, относящихся к конкретной рыночной ситуации, с которой пришлось столкнуться предприятию. Маркетинговое исследование можно также определить как систематический сбор, учет и анализ данных по маркетингу и маркетинговым проблемам в целях совершенствования качества процедур принятия решений и контроля в маркетинговой среде. Имеется целый ряд аналогичных и иных определений маркетинговых исследований.
Основными целями маркетингового исследования являются: уменьшить неопределенность в процессе принятия управленческих решений; минимизировать риск в процессе принятия управленческих решений; следить за процессом реализации маркетинговых задач.
Глобальными целями маркетингового исследования являются: информационное обеспечение маркетинга, то есть сбор необходимой информации; аналитическое обеспечение, заключающееся в использовании математических моделей для анализа данных и получения с их помощью прогнозов и возможности принятия оптимальных решений.
На макроуровне маркетинговое исследование должно выявить и смоделировать закономерности и тенденции развития рынка, дать оценку рыночной ситуации, определить емкость рынка и дать прогноз спроса.
На микроуровне даются оценки, осуществляется анализ и прогноз собственных возможностей фирмы (ее потенциала и конкурентоспособности), состояния и перспектив развития того сегмента рынка, на котором эта фирма действует.
Задачи маркетинговых исследований могут быть самыми разнообразными и диктоваться потребностями разработки стратегии маркетинга, формирование ценовой, товарной, коммуникационной, сбытовой политики и другими аспектами управления маркетингом на предприятии. Можно выделить лишь основные направления исследований, поэтому перед маркетинговым исследованием стоят следующие задачи:
- сбор, обработка, сводка и хранение информации;
- анализ влияния глобальных сил и факторов макросреды маркетинга на деятельность фирмы и ее результаты;
- исследование рынка – систематический количественный и качественный анализ одного или совокупности рынков для получения информации о потенциале, емкости рынка, характеристиках конкурентной среды, ценах;
- исследование собственных возможностей фирмы, ее потенциала и конкурентоспособности. Она заключается в оценке состояния конкурентов, их позиции на рынке в сравнении с позицией самой фирмы;
- анализ воздействия макросреды маркетинга - анализ законодательных ограничений деятельности, экономических условий, социально-культурных изменений, демографических тенденций, экологических проблем.
- анализ системы стимулирования сбыта и рекламы – преследует цель выявить, как, когда и с помощью каких средств лучше стимулировать сбыт товара, повысить авторитет товаропроизводителя, успешно осуществлять рекламные мероприятия. В качестве объектов исследования выступают: поведение поставщиков, посредников, покупателей, эффективность рекламы, отношение потребительской общественности, контакты с покупателями.
- исследование товара – это определение соответствия технико- экономических показателей и качества товара (тестирование товара и упаковки), обращающегося на рынке, запросам и требованиям покупателей, анализ их конкурентоспособности. Оно позволяет получить сведения о том, что хочет иметь потребитель, какие потребительские параметры он более всего ценит;
- исследование товародвижения и продаж – это исследование, преследующее цель определить наиболее эффективные пути, способы и средства доведения товара до потребителей и его реализации. Главными объектами изучения выступают торговые каналы, посредники, продавцы, формы и методы продажи, издержки обращения (сопоставление торговых расходов с размерами получаемой прибыли);
- информационно-аналитическое обоснование сегмента рынка (группировка и структуризация потребителей);
- информационно-аналитическое обеспечение разработки товара и регулирование его жизненного цикла;
- информационно-аналитическое обеспечение разработки стратегии маркетинга;
- информационно-аналитическое обеспечение стратегического и оперативного маркетингового планирования;
- информационно-аналитическое обеспечение контроллинга;
- информационно-аналитическое обеспечение ценообразования и регулирования цен;
- учет и анализ товарооборота, товарных запасов, издержек обращения и прибыли в целом и по этапам жизненного цикла товара;
- характеристика эффективности маркетинга и маркетингового исследования, оценка вклада фирмы в решение экологических проблем.
Маркетинг занимается исследованием поведения потребителя, которое включает его потребности и требования.
Принципиальной особенностью маркетингового исследования, отличающей его от сбора и анализа, внутренней и внешней текущей информации является его целевая направленность на решение определенной проблемы или комплекса проблем маркетинга. Эта целенаправленность и превращает сбор и анализ информации в маркетинговое исследование.
Обычно маркетинговые исследования включают пять основных этапов: выявление проблемы и формирование целей исследования; отбор источников информации; сбор информации; анализ собранной информации; представление полученных результатов.
Результаты маркетингового исследования должны быть представлены в виде отчёта. Отчёт включает очень краткое резюме, содержащее постановку задачи и основные результаты, описание методики и результатов исследования, выводы и рекомендации. Статистические материалы, детальные разъяснения методики должны быть вынесены в приложения.
Чтобы должным образом функционировать в условиях маркетинга, необходимо получать адекватную информацию до и после принятия решений.
Маркетинговые исследования надо рассматривать как часть постоянно действующего интегрированного информационного процесса.
Маркетинговую информационную систему можно определить как совокупность процедур и методов, разработанных для создания, анализа и распространения информации для опережающих маркетинговых решений на регулярной постоянной основе.
Система маркетинговой информации - постоянно действующая система взаимосвязи людей, оборудования и методических приемов, предназначенная для сбора, классификации, анализа, оценки и распространения актуальной, своевременной и точной информации для использования ее распорядителями сферы маркетинга с целью совершенствования планирования, претворения в жизнь и контроля за исполнением маркетинговых мероприятий.
Все источники информации делятся на первичные и вторичные. Первичные данные (primary data). Информация, собранная впервые для какой-либо конкретной цели.
Вторичные данные (secondary data). Уже имеющаяся информация, собранная для каких-либо других целей.
Исследователи обычно начинают со сбора вторичных данных. Вторичные данные, как правило, можно получить быстрее и дешевле, чем первичные. Работа по сбору первичных данных может длиться недели и даже месяцы и стоить дорого. Однако Вторичные данные являются хорошей отправной точкой для исследования и часто помогают выяснить проблему и определить цели исследования. Однако в большинстве случаев вторичные данные не могут предоставить всей необходимой информации, и компании должны собрать первичные данные.
Качественное исследование (qualitative research). Поисковое исследование, проводимое с целью выявления побуждений, реакций и поведения потребителей. Проведение фокус-групп и интервью - методы, используемые в ходе этого исследования
Количественное исследование (quantitative research). Исследование, которое предусматривает получение информации от большого количества покупателей по почте или в ходе личного интервью для проведения статистического анализа.
Так же как исследователи должны тщательно оценивать качество полученных вторичных данных, они должны быть внимательны при сборе первичных данных, т.е. следить за их релевантностью (мера соответствия получаемого результата желаемому результату), достоверностью, актуальностью и объективностью. Это может быть качественным исследованием, в ходе которого изучаются мнения потребителей в маленькой выборке (Отобранная по каким либо критериям часть элементов совокупности), или количественным исследованием, предоставляющим информацию о большой выборке покупателей.