Маркетинговые исследования на предприятии

Автор: Пользователь скрыл имя, 08 Декабря 2011 в 16:53, курсовая работа

Описание работы

Цель данной курсовой работы: рассмотреть использование экспертных оценок при проведении маркетинговых исследований
Для достижения поставленной цели необходимо выполнение следующих задач:
Рассмотреть экспертные методы получения и оценки маркетинговой информации;
Рассмотреть стадии разработки плана маркетинговых исследований с привлечением экспертов;
Рассмотреть порядок проведения анализа результатов экспертного исследования и подготовки отчета.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ……………………………………………………………. 5
1 Экспертные методы получения и оценки
маркетинговой информации……………………… 7
1.1 Сущность и способы проведения маркетинговых
исследований……………………………………..……………… 7
1.2 Общая характеристика метода экспертных оценок…….. 10
1.3 Экспертные опросы, проводимые в несколько туров,
метод «Дельфи» ………………………………………………… 13
1.4 Метод коллективной генерации идей……………………. 16
2 Разработка плана маркетингового исследования
с привлечением экспертов………………………….. 18
3 Анализ результатов экспертного исследования
и предоставление отчета…………………………….. 22
3.1 Маркетинговое исследование услуг РУП «Белпочта»
методом экспертных оценок, отчет.............................................. 30
ЗАКЛЮЧЕНИЕ………………………………………………………… 36
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ……………..….. 37

Работа содержит 1 файл

Маркетинговые исследования.doc

— 291.00 Кб (Скачать)
  1. Включение в состав экспертной группы лиц, связанных между собой служебными отношениями.
  2. В коллективах без формального руководителя мнение меньшинства, особенно не обладающего способностью убеждать, незначительно влияет на общее решение, даже если мнение правильное.
  3. Группа экспертов часто приходит к единому мнению путем компромиссов.
  4. Стремление получить от группы экспертов решение, согласованное всеми ее членами, нередко приводит к принятию «сглаженного» решения, даже если с ним никто не согласен.
  5. Возможность проявления «парадокса голосования».
  6. Группы экспертов часто с большей готовностью принимают на себя ответственность, чем отдельные специалисты. [6, стр.99]

     Число туров. Экспертизы могут включать один тур, некоторое фиксированное число туров (два, три,…) или неопределенное число туров. Чем больше туров, тем более тщательным является анализ ситуации, поскольку эксперты при этом обычно много раз возвращаются к рассмотрению предмета экспертизы. Но одновременно увеличивается общее время на экспертизу и возрастает ее стоимость. Можно уменьшить расходы, вводя в экспертизу не всех экспертов сразу, а постепенно. Так, например, если цель состоит в сборе аргументов «за» и «против», то первоначальный перечень аргументов может быть составлен одним экспертом. Второй добавит к нему свои аргументы. Суммарный материал поступит к первому и третьему, которые внесут свои аргументы и контраргументы. И так далее - добавляется по одному эксперту на каждый новый тур. Наибольшие сложности вызывают процедуры с заранее неопределенным числом туров, например, «снежный ком». Часто задают максимально возможное число туров, и тогда неопределенность сводится к тому, придется ли проводить это максимальное число туров или удастся ограничиться меньшим числом.

     Организация общения экспертов. Рассмотрим достоинства и недостатки каждого из элементов шкалы: отсутствие общения - заочное анонимное общение - заочное общение без анонимности - очное общение с ограничениями - очное общение без ограничений. При отсутствии общения эксперт высказывает свое мнение, ничего не зная о других экспертах и об их мнениях. Он полностью независим, что и хорошо, и плохо. Обычно такая ситуация соответствует однотуровой экспертизе. Заочное анонимное общение, например, как в методе «Дельфи», означает, что эксперт знакомится с мнениями и аргументами других экспертов, но не знает, кто именно высказал то или иное положение. Следовательно, в экспертизе должно быть предусмотрено хотя бы два тура. Заочное общение без анонимности соответствует, например, общению по Интернету. Все варианты заочной экспертизы хороши тем, что нет необходимости собирать экспертов вместе, следовательно, находить для этого удобное время и место. При очных экспертизах эксперты говорят, а не пишут, как при заочных, и потому успевают за то же время сказать существенно больше. Очная экспертиза с ограничениями весьма распространена. Это - собрание, идущее по фиксированному регламенту. Примером является военный совет в армии, когда эксперты (офицеры и генералы) высказывались в порядке от младшего (по чину и должности) к старшему. Наконец, очная экспертиза без ограничений - это свободная дискуссия. Все очные экспертизы имеют недостатки, связанные с возможностями отрицательного влияния на их проведение социально-психологических свойств и клановых (партийных) пристрастий участников, а также неравенства их профессионального, должностного, научного статусов. Если представить, что соберутся вместе 5 лейтенантов и 3 генерала. Независимо от того, какая информация имеется у того или иного участника встречи, ход ее предсказать нетрудно: генералы будут говорить, а лейтенанты - помалкивать.

     Комбинация  различных видов  экспертизы. Реальные экспертизы часто представляют собой комбинации различных описанных выше типов экспертиз. В качестве примера рассмотрим защиту студентом дипломного проекта. Сначала идет многотуровая очная экспертиза, проводимая научным руководителем и консультантами, в результате студент подготавливает проект к защите. Затем два эксперта работают заочно - это автор отзыва сторонней организации и заведующий кафедрой, допускающий работу к защите. Обратите внимание на различие задач этих экспертов и объемов выполняемой ими работы - один пишет подробный отзыв, второй росписью на титульном листе проекта разрешает его защиту. Наконец - очная экспертиза без ограничений (для членов государственной аттестационной комиссии). Дипломный проект оценивается коллегиально, по большинству голосов, при этом один из экспертов (научный руководитель) знает работу подробно, а остальные - в основном лишь по докладу. Таким образом, имеем сочетание многотуровой и однотуровой, заочных и очных экспертиз. Подобные сочетания характерны для многих реально проводящихся экспертиз. [5, стр. 502]

 

3 Анализ результатов  экспертного исследования

и предоставление отчета 

     Для рассмотрения процедуры анализа результатов маркетингового исследования по методу экспертных оценок необходимо обозначить некоторые понятия так называемой репрезентативной теории измерений (РТИ), служащей основой теории экспертных оценок, прежде всего той ее части, которая связана с анализом заключений экспертов, выраженных в качественном (а не в количественном) виде.

     Мнения  экспертов часто выражены в порядковой шкале, т.е. эксперт может сказать (и обосновать), что один показатель качества продукции более важен, чем другой, первый технологический объект более опасен, чем второй, и т.д. Но он не в состоянии сказать, во сколько раз или на сколько более важен, соответственно, более опасен.

     В РТИ используются различные методы измерения:

     Инвариантные  алгоритмы и средние  величины. Основное требование к алгоритмам анализа данных формулируется в РТИ так: выводы, сделанные на основе данных, измеренных в шкале определенного типа, не должны меняться при допустимом преобразовании шкалы измерения этих данных. Другими словами, выводы должны быть инвариантны по отношению к допустимым преобразованиям шкалы.

     Таким образом, одна из основных целей теории измерений - борьба с субъективизмом исследователя при приписывании численных значений реальным объектам. Выбор единиц измерения зависит от исследователя, т.е. субъективен.

     Статистические  выводы могут быть адекватны реальности только тогда, когда  они не зависят  от того, какую единицу  измерения предпочтет исследователь, т.е. когда они инвариантны относительно допустимого преобразования шкалы. [7, стр. 240]

     В качестве примера рассмотрим обработку мнений экспертов, измеренных в порядковой шкале. Пусть Y1, Y2,...,Yn - совокупность оценок экспертов, «выставленных» одному объекту экспертизы (например, одному из вариантов стратегического развития фирмы), Z1, Z2,...,Zn - второму (другому варианту такого развития).

     Как сравнивать эти совокупности? Очевидно, самый простой способ - по средним  значениям. А как вычислять средние? Известны различные виды средних величин: среднее арифметическое, медиана, мода, среднее геометрическое, среднее гармоническое, среднее квадратическое. Обобщением нескольких из перечисленных является среднее по Колмогорову. Для чисел X1, X2,...,Xn среднее по Колмогорову вычисляется по формуле  

G{(F(X1)+F(X2)+...F(Xn))/n},                                (3.1) 

где F - строго монотонная  функция;

     G - функция, обратная к F.

     Среди средних по Колмогорову - много хорошо известных персонажей. Так, если F(x) = x, то среднее по Колмогорову - это среднее арифметическое, если F(x) = ln x, то среднее геометрическое, если F(x) = 1/x, то среднее гармоническое, если F(x) = x2, то среднее квадратическое, и т.д.

     С другой стороны, такие популярные средние, как медиана и мода, нельзя представить в виде средних по Колмогорову.

     Общее понятие средней величины введено французским математиком первой половины ХIХ в. академиком О. Коши. Оно таково: средней величиной является любая функция f(X1, X2,...Xn) такая, что при всех возможных значениях аргументов значение этой функции не меньше, чем минимальное из чисел X1, X2,...Xn , и не больше, чем максимальное из этих чисел. Среднее по Колмогорову - частный случай среднего по Коши. Медиана и мода, хотя и не являются средними по Колмогорову, но тоже - средние по Коши.

     При допустимом преобразовании  шкалы  значение средней величины, очевидно, меняется. Но выводы о том, для какой  совокупности среднее больше, а для  какой - меньше, не должны меняться (в  соответствии с требованием инвариантности выводов, принятом как основное требование в РТИ).

     Методы  средних баллов. В настоящее время распространены экспертные, маркетинговые, квалиметрические, социологические и иные опросы, в которых опрашиваемых просят выставить баллы объектам, изделиям, технологическим процессам, предприятиям, проектам, заявкам на выполнение научно-исследовательских работ, идеям, проблемам, программам, политикам и т.п., а затем рассчитывают средние баллы и рассматривают их как интегральные оценки, выставленные коллективом опрошенных. Какими формулами пользоваться для вычисления средних величин? Ведь средних величин, как мы знаем, очень много разных видов. Обычно применяют среднее арифметическое. Уже более 30 лет известно, что такой способ некорректен, поскольку баллы обычно измерены в порядковой шкале.

     Обоснованным  является использование медиан в  качестве средних баллов. Однако полностью  игнорировать средние арифметические нецелесообразно из-за их привычности  и распространенности. Поэтому целесообразно  использовать одновременно оба метода - и метод средних арифметических рангов (баллов), и методов медианных рангов.

     Пример  – сравнение восьми проектов. Рассмотрим конкретный пример применения только что сформулированного подхода. По заданию руководства фирмы анализировались восемь проектов, предлагаемых для включения в план стратегического развития фирмы. Они были обозначены следующим образом: Д, Л, М-К, Б, Г-Б, Сол, Стеф, К (по фамилиям менеджеров, предложивших их для рассмотрения). Все проекты были направлены 10 экспертам, назначенным Правлением фирмы. В приведенной ниже таблице 2 приведены ранги восьми проектов, присвоенные им каждым из 10 экспертов в соответствии с представлением экспертов о целесообразности включения проекта в стратегический план фирмы.

     При этом эксперт присваивает ранг 1 самому лучшему проекту, который обязательно надо реализовать. Ранг 2 получает от эксперта второй по привлекательности проект,..., наконец, ранг 8 - наиболее сомнительный проект, который реализовывать стоит лишь в последнюю очередь). Анализируя результаты работы экспертов таблица 3.2, члены Правления фирмы были вынуждены констатировать, что полного согласия между экспертами нет, а потому данные, приведенные в табл. 3.2, следует подвергнуть более тщательному математическому анализу.

Таблица 3.2 - Ранги 8 проектов по степени привлекательности для включения в план стратегического развития фирмы

№ эксперта Д Л М-К Б Г-Б Сол Стеф К
1 5 3 1 2 8 4 6 7
2 5 4 3 1 8 2 6 7
3 1 7 5 4 8 2 3 6
4 6 4 2,5 2,5 8 1 7 5
5 8 2 4 6 3 5 1 7
6 5 6 4 3 2 1 7 8
7 6 1 2 3 5 4 8 7
8 5 1 3 2 7 4 6 8
9 6 1 3 2 5 4 7 8
10 5 3 2 1 8 4 6 7

     Примечание. Эксперт № 4 считает, что проекты М-К и Б равноценны, но уступают лишь одному проекту - проекту Сол. Поэтому проекты М-К и Б должны были бы стоять на втором и третьем местах и получить баллы 2 и 3. Поскольку они равноценны, то получают средний балл (2+3)/ 2 = 5/ 2 = 2,5.

     Метод средних арифметических рангов. Сначала был применен метод средних арифметических рангов. Для этого прежде всего была подсчитана сумма рангов, присвоенных проектам (см. табл.2). Затем эта сумма была разделена на число экспертов, в результате рассчитан средний арифметический ранг (именно эта операция дала название методу). По средним рангам строится итоговая ранжировка (в другой терминологии - упорядочение), исходя из принципа - чем меньше средний ранг, чем лучше проект.

     Наименьший  средний ранг, равный 2,625, у проекта  Б, - следовательно, в итоговой ранжировке он получает ранг 1. Следующая по величине сумма, равная 3,125, у проекта М-К, - и он получает итоговый ранг 2. Проекты Л и Сол имеют одинаковые суммы (равные 3,25), значит, с точки зрения экспертов они равноценны (при рассматриваемом способе сведения вместе мнений экспертов), а потому они должны бы стоять на 3 и 4 местах и получают средний балл (3+4) /2 = 3,5. Дальнейшие результаты приведены в таблице 3.3. Итак, ранжировка по суммам рангов (или по средним арифметическим рангам) имеет вид: 

Б < М-К < {Л, Сол} < Д < Стеф < Г-Б < К .                          (3.2) 

     Здесь запись типа «А<Б» означает, что проект А предшествует проекту Б (т.е. проект А лучше проекта Б). Поскольку проекты Л и Сол получили одинаковую сумму баллов, то по рассматриваемому методу они эквивалентны, а потому объединены в группу (в фигурных скобках). В терминологии математической статистики ранжировка имеет одну связь.

Таблица 3.3 - Результаты расчетов по методу средних арифметических и методу медиан для данных, приведенных в табл. 3.2.

  Д Л М-К Б Г-Б Сол Стеф К
Сумма рангов 60 39 37,5 31,5 76 39 64 85
Среднее арифметическое рангов 5 3,25 3,125 2,265 6,333 3,25 5,333 7,083
Итоговый  ранг по среднему арифметическому 5 3,5 2 1 7 3,5 6 8
Медианы рангов 5 3 3 2,25 7,5 4 6 7
Итоговый  ранг по медианам 5 2,5 2,5 1 8 4 6 7

Информация о работе Маркетинговые исследования на предприятии