Маркетинговые исследования экологического туризма на примере национальных парков России

Автор: Пользователь скрыл имя, 20 Сентября 2011 в 11:49, курсовая работа

Описание работы

Актуальность поставленной цели заключается в том, что в России богатейшие природно-климатические ресурсы, поэтому экологический туризм в последнее время приобретает все большую популярность среди туристов, что делает проведение исследования данной темы наиболее интересной с точки зрения развития туристской отрасли в РФ. На долю туризма в ВВП России приходится 2,5 %, с учетом мультипликативного эффекта 6,3%. На долю экологического туризма на российском рынке внутреннего туризма приходится 9%.

Содержание

Введение………………………………………………………………………..2

Теоретическая часть…………………………………………………….4
Основные понятия и сущности………………………………….4
Методология маркетингового исследования…………………..6
Анализ состояния природно-климатических ресурсов национальных парков…………………………………………......8


Анализ состояния культурно-исторических ресурсов национальных парков…………………………………………....11


Практическая часть……………………………………………………14
Выявление сегмента рынка и анализ предпочтения туристов в области экологического туризма……………………………...14
Влияние развития национальных парков России на экологический туризм в России……………………………….18
Обзор инфраструктуры………………………………………..22
Сравнение основных показателей экологического туризма в национальных парках России и США и выявления состояние парков США на примере одного национального парка……25
Заключение …………………………………………………………………..27

Список литературы ………………………………………………………….

Работа содержит 1 файл

Курсовая работа сдавать.docx

— 118.24 Кб (Скачать)

     Однако  данные о посещаемости представленные Росстатом являются одним из немногих источников достоверной информации. Под посещаемостью мы понимаем данные о количестве посещения экотроп, маршрутов, музеев и визит-центров на территории парков.

     Данные  о посещаемости национальных парков гражданами России и зарубежных стран:

Год Количество  туристов
2005 год 403147
2006 год 1198654
2007 год 1472056
2008 год 1489406
 

      Из  представленных данных мы можем сделать  вывод, что в 2006 году произошел резкий скачок числа туристов примерно в 2,9 раза. А за период 2005-2008 гг. турпоток увеличился в 3,7 раза, на 1086259 туристов. Для большего понимания представим информацию в виде диаграммы:

      По  данным за 2008 год самым популярным является Южный федеральный округ.

Регион Количество  туристов Число национальных парков в регионе
Центральный ФО 259850 7
Северо-Западный ФО 233992 9
Южный ФО 733300 3
Приволжский ФО 32048 9
Уральский ФО 62210 3
Сибирский ФО 167425 6
Дальневосточный ФО 581 2
 

      Анализируя  данную информацию мы можем сказать, что, не смотря на практически самое наименьшее количество национальных парков самым популярным является южный округ. Причиной этого является транспортная доступность этих национальных парков, природно-климатические условия и высокоразвитая инфраструктура, в отличие от дальневосточного округа, который, несмотря на свои уникальные природные ресурсы, является труднодоступным.

      Среди видов туризма в национальных парках лидирует пеший туризм (на 2008 год 216 видов маршрутов). Он представлен во всех НП. За ним следует водный (66% парков и 61 маршрут) и автотуризм (56%). Популярен конный (26% и 53 маршрута), горный (20% ) и лыжный (23%) туризм, в некоторых парках предлагается велотуризм.

      Источники доходов НП многозначны. Основной доход - это плата за вход на территорию национального парка, плата за различные виды туристских услуг, такие как услуги проводников и экскурсоводов, размещение, сервисные услуги (в том числе транспортные, плата за вход на территорию, разрешение на фото – видеосъемки), за посещение музея природы, продажу сувениров, организацию эколагерей. В данной работе я сравниваю доходы по двум годам 2005 и 2008, т.к. за другие периоды информация недоступна.

Доходы  национальных парков России

Показатель 2005 2008
Совокупный  доход  48865000 232000000
Средний доход от одного туриста, в день 47 руб. 155, 7 руб.
 

      Исходя  из этих данных, мы можем сделать вывод, что за период 2005 – 2008 год доходы НП выросли в 4,7 раза.  

Структура доходов НП от экотуризма

Статья  доходов Доля в доходах, %
Плата за вход 25
Размещение 16
Сервисные услуги 15
Услуги  экскурсоводов 14
Посещение музея природы 2
Продажа сувениров 2
Иное 26
 

      Проанализировав все эти данные, мы можем сделать  вывод о том, что экологический  туризм активно развивается за последние  годы, в частности, благодаря особо охраняемым природным территориям (ООПТ), в данном случае - национальным паркам России. Уникальные природно- климатические и культурно-исторические ресурсы привлекают все больше туристов в национальные парки России, т.е. увеличение национальных парков и их территорий однозначно приведет к увеличению доли экологического туризма в общем объеме турпотока России.  

    1. Обзор инфраструктуры

     На  территории национальных парков России находятся только музеи, визит-центры и палаточные лагеря. Поэтому мы можем представить информацию только о гостиницах в регионе России, в котором находится парк. Данные за 2009 год.

Регион  России Национальный  парк Число гостиниц в регионе
Центральный федеральный округ
Владимирская  область «Мещера» 71
Калужская область «Угра» 45
Орловская область «Орловское полесье» 37
Рязанская область «Мещерский» 81
Смоленская  область «Смоленское Поозерье» 42
Ярославская область «Плещеево озеро» 78
г. Москва  «Лосиный  остров» 198
СЗФО
Республика  Карелия «Водлозерский», «Калевальский», «Паанаярви» 91
Республика  Коми «Югыд–ва» 72
Архангельская область «Русская Арктика», «Кенозерский», «Водлозерский» 100
Вологодская область «Русский Север» 93
Калининградская область «Куршская коса» 68
Новгородская  область «Валдайский» 51
Псковская область «Себежский» 44
Южный федеральный округ
Краснодарский край «Сочинский» 633
Северо  –Кавказский федеральный округ
Кабардино – Балкарская республика «Приэльбрусье» 29
Республика  Северная Осетия - Алания Алания 9
Приволжский федеральный округ
Республика  Башкортостан «Башкирия» 203
Республика  Марий- эл «Марий Чодра» 19
Республика  Мордовия «Смольный» 27
Республика  Татарстан «Нижняя Кама» 163
Удмуртская  республика «Нечкинский» 52
Чувашская республика «ЧавашВармане» 55
Оренбургская  область «Бузулукский  бор» 145
Самарская область «Самарская  Лука», «Бузулукский бор» 108
Саратовская область «Хвалынский» 97
Свердловская  область «Припышминские боры) 287
Челябинская область «Зюраткуль», «Таганай» 125
Сибирский федеральный округ
Республика  Бурятия «Тункинский», «Забайкальский» 109
Забайкальский край «Алханай» 95
Красноярский  край «Шушенский бор» 188
Иркутская область «Прибайкальский» 161
Кемеровская область «Шорский» 81
Дальний восток
Приморский  край «Удэгейская легенда», «Зов тигра» 166
Хабаровский край «Анюйский» 135
 

     Мы  видим, что наиболее развитыми являются:

     

      В Москве находится меньше гостиниц, чем в Свердловской области и

р-ке Башкортостан, но она одна имеет 198 гостиниц. Самым популярным является Краснодарский край, он обладает 9% всех гостиниц России.

     Что касается инфраструктуры транспорта, то добраться до национальных парков России можно на поезде или на самолете, а также на собственном транспорте. Также во всех регионах России в городах вблизи национальных парков, можно воспользоваться услугами общественного питания, банков, прачечных, экскурсионных бюро и др.

    1. . Сравнение основных показателей экологического туризма в национальных парках России и США и выявление состояния парков США на примере одного НП

              Основные показатели на 2006 год

  Россия США
Количество  парков 41 58
Площадь территории страны 17075400 км2 9518900 км2
Площадь территории парков 91582, 22 км2 251581,56 км2
Процент территории страны 0, 53% 2,6 %
Доля  туризма в ВВП страны 1, 5% ( с учетом мультипликативного эффектам 5,1 %) 3,9% (10,5%)
Доля  занятости в сфере туризма 1,3 (6,6%) 4,1 (10,9%)
 

     Анализируя  эти данные, мы можем сказать, что США уделяет большее внимание своим уникальным территориям. В 2010 году США выделило более $750 млн.  на развитие национальных парков. Однако они не добиваются увеличения тур потока, а хотят сохранить свои ресурсы в первозданном виде. В данной работе я хочу подробнее рассмотреть один из самых знаменитых национальных парков США «Йеллоустоунский».

     Бюджет  этого парка в 2008 году составил $83, 9 млн. От продажи билетов посетителям собрано 6,9 млн. Территория этого парка составляет 5,5 млн. га, он второй по площади НП в Штатах. Примерно 96% территории парка расположено в штате Вайоминг, 3 % в Монтане и 1% в Айдахо. Йелоустоунский НП обладает уникальными природно0климатическими ресурсами, здесь расположена половина геотермальной активности мира. В парке находится знаменитый на весь мир гейзер «OldFaithful». В парке проложено около 1500 км.троп и 480 км. дорог. Туристов принимают 9 отелей, а также 12 палаточных лагерей. Исходя из этой информации можно сказать что США хорошо продвигают свои парки и на рынке и они известны всему миру, например такие парки как Гранд Каньон или Долина Смерти. Также информация по инфраструктуре, доходах и др. статистические данные представлены на сайтах национальных парков. На сайтах российских НП такой информации нет. Можно сделать вывод, что экологический туризм в национальных парках на данный момент лучше развит в США, но в России он активно развивается в последние годы. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

 

Заключение

      Данная  курсовая работа была посвящена маркетинговому исследованию экологического туризма  на примере национальных парков России.

     В работе решены следующие задачи:

  1. Определены основные понятия
  2. Выявлена методология маркетингового исследования
  3. Проведен анализ природно-климатических  и культурно-исторических ресурсов
  4. Выявлен сегмент  рынка и проведен анализ предпочтения туристов в области экологического туризма
  5. Исследовано влияние развития национальных парков России на экологический туризм
  6. Проведен обзор инфраструктуры
  7. Проведено сравнение развития экологического туризма в национальных парках в России и США

   По  написанию данной работы можно сделать  следующие выводы:

    - 1. Развитие экологического туризма имеет большой потенциал в России

    - В последнее время произошел скачок в развитии экологического туризма, в частности благодаря особо охраняемым природным территориям  России, турпоток за период 2005 – 2008 г. увеличился на 1086259 туристов (на 269%). 

    - Самыми популярным регионом России является Южный ФО.

    - Среди видов туризма в национальных парках России лидирует пеший туризм - 216 видов маршруты.

    - Доходы национальных парков России за период 2005-2008 выросли в 4,7 раза, наибольшая доля в структуре доходов НП приходится на плату за вход 25%.

     Исходя  из всех выводов, я могу сказать, что цель маркетингового исследования рынка экологического туризма в России раскрыта и все поставленные задачи выполнены. 

 

Список  литературы 

1. Дурович А.П. Маркетинг в туризме. – М.: Новое знание, 2005. – 496 с.

2. Еремин В.Н. Маркетинг: основы и маркетинг информации. - – М.: КноРус, 2006. – 647 с.

3.Каменева Н. Г., Поляков В. А. Маркетинговые исследования. – М.: Вузовский учебник, 2008. – 438 с.

4. Квартальнов В. А. Теория и практика туризма. - М.: Финансы и статистика, 2003. - 672 с.

Информация о работе Маркетинговые исследования экологического туризма на примере национальных парков России