Автор: Пользователь скрыл имя, 20 Сентября 2011 в 11:49, курсовая работа
Актуальность поставленной цели заключается в том, что в России богатейшие природно-климатические ресурсы, поэтому экологический туризм в последнее время приобретает все большую популярность среди туристов, что делает проведение исследования данной темы наиболее интересной с точки зрения развития туристской отрасли в РФ. На долю туризма в ВВП России приходится 2,5 %, с учетом мультипликативного эффекта 6,3%. На долю экологического туризма на российском рынке внутреннего туризма приходится 9%.
Введение………………………………………………………………………..2
Теоретическая часть…………………………………………………….4
Основные понятия и сущности………………………………….4
Методология маркетингового исследования…………………..6
Анализ состояния природно-климатических ресурсов национальных парков…………………………………………......8
Анализ состояния культурно-исторических ресурсов национальных парков…………………………………………....11
Практическая часть……………………………………………………14
Выявление сегмента рынка и анализ предпочтения туристов в области экологического туризма……………………………...14
Влияние развития национальных парков России на экологический туризм в России……………………………….18
Обзор инфраструктуры………………………………………..22
Сравнение основных показателей экологического туризма в национальных парках России и США и выявления состояние парков США на примере одного национального парка……25
Заключение …………………………………………………………………..27
Список литературы ………………………………………………………….
Однако данные о посещаемости представленные Росстатом являются одним из немногих источников достоверной информации. Под посещаемостью мы понимаем данные о количестве посещения экотроп, маршрутов, музеев и визит-центров на территории парков.
Данные о посещаемости национальных парков гражданами России и зарубежных стран:
Год | Количество туристов |
2005 год | 403147 |
2006 год | 1198654 |
2007 год | 1472056 |
2008 год | 1489406 |
Из представленных данных мы можем сделать вывод, что в 2006 году произошел резкий скачок числа туристов примерно в 2,9 раза. А за период 2005-2008 гг. турпоток увеличился в 3,7 раза, на 1086259 туристов. Для большего понимания представим информацию в виде диаграммы:
По данным за 2008 год самым популярным является Южный федеральный округ.
Регион | Количество туристов | Число национальных парков в регионе |
Центральный ФО | 259850 | 7 |
Северо-Западный ФО | 233992 | 9 |
Южный ФО | 733300 | 3 |
Приволжский ФО | 32048 | 9 |
Уральский ФО | 62210 | 3 |
Сибирский ФО | 167425 | 6 |
Дальневосточный ФО | 581 | 2 |
Анализируя данную информацию мы можем сказать, что, не смотря на практически самое наименьшее количество национальных парков самым популярным является южный округ. Причиной этого является транспортная доступность этих национальных парков, природно-климатические условия и высокоразвитая инфраструктура, в отличие от дальневосточного округа, который, несмотря на свои уникальные природные ресурсы, является труднодоступным.
Среди видов туризма в национальных парках лидирует пеший туризм (на 2008 год 216 видов маршрутов). Он представлен во всех НП. За ним следует водный (66% парков и 61 маршрут) и автотуризм (56%). Популярен конный (26% и 53 маршрута), горный (20% ) и лыжный (23%) туризм, в некоторых парках предлагается велотуризм.
Источники доходов НП многозначны. Основной доход - это плата за вход на территорию национального парка, плата за различные виды туристских услуг, такие как услуги проводников и экскурсоводов, размещение, сервисные услуги (в том числе транспортные, плата за вход на территорию, разрешение на фото – видеосъемки), за посещение музея природы, продажу сувениров, организацию эколагерей. В данной работе я сравниваю доходы по двум годам 2005 и 2008, т.к. за другие периоды информация недоступна.
Доходы национальных парков России
Показатель | 2005 | 2008 |
Совокупный доход | 48865000 | 232000000 |
Средний доход от одного туриста, в день | 47 руб. | 155, 7 руб. |
Исходя
из этих данных, мы можем сделать вывод,
что за период 2005 – 2008 год доходы НП выросли
в 4,7 раза.
Структура доходов НП от экотуризма
Статья доходов | Доля в доходах, % |
Плата за вход | 25 |
Размещение | 16 |
Сервисные услуги | 15 |
Услуги экскурсоводов | 14 |
Посещение музея природы | 2 |
Продажа сувениров | 2 |
Иное | 26 |
Проанализировав
все эти данные, мы можем сделать
вывод о том, что экологический
туризм активно развивается за последние
годы, в частности, благодаря особо
охраняемым природным территориям (ООПТ),
в данном случае - национальным паркам
России. Уникальные природно- климатические
и культурно-исторические ресурсы привлекают
все больше туристов в национальные парки
России, т.е. увеличение национальных парков
и их территорий однозначно приведет к
увеличению доли экологического туризма
в общем объеме турпотока России.
На территории национальных парков России находятся только музеи, визит-центры и палаточные лагеря. Поэтому мы можем представить информацию только о гостиницах в регионе России, в котором находится парк. Данные за 2009 год.
Регион России | Национальный парк | Число гостиниц в регионе |
Центральный федеральный округ | ||
Владимирская область | «Мещера» | 71 |
Калужская область | «Угра» | 45 |
Орловская область | «Орловское полесье» | 37 |
Рязанская область | «Мещерский» | 81 |
Смоленская область | «Смоленское Поозерье» | 42 |
Ярославская область | «Плещеево озеро» | 78 |
г. Москва | «Лосиный остров» | 198 |
СЗФО | ||
Республика Карелия | «Водлозерский», «Калевальский», «Паанаярви» | 91 |
Республика Коми | «Югыд–ва» | 72 |
Архангельская область | «Русская Арктика», «Кенозерский», «Водлозерский» | 100 |
Вологодская область | «Русский Север» | 93 |
Калининградская область | «Куршская коса» | 68 |
Новгородская область | «Валдайский» | 51 |
Псковская область | «Себежский» | 44 |
Южный федеральный округ | ||
Краснодарский край | «Сочинский» | 633 |
Северо –Кавказский федеральный округ | ||
Кабардино – Балкарская республика | «Приэльбрусье» | 29 |
Республика Северная Осетия - Алания | Алания | 9 |
Приволжский федеральный округ | ||
Республика Башкортостан | «Башкирия» | 203 |
Республика Марий- эл | «Марий Чодра» | 19 |
Республика Мордовия | «Смольный» | 27 |
Республика Татарстан | «Нижняя Кама» | 163 |
Удмуртская республика | «Нечкинский» | 52 |
Чувашская республика | «ЧавашВармане» | 55 |
Оренбургская область | «Бузулукский бор» | 145 |
Самарская область | «Самарская Лука», «Бузулукский бор» | 108 |
Саратовская область | «Хвалынский» | 97 |
Свердловская область | «Припышминские боры) | 287 |
Челябинская область | «Зюраткуль», «Таганай» | 125 |
Сибирский федеральный округ | ||
Республика Бурятия | «Тункинский», «Забайкальский» | 109 |
Забайкальский край | «Алханай» | 95 |
Красноярский край | «Шушенский бор» | 188 |
Иркутская область | «Прибайкальский» | 161 |
Кемеровская область | «Шорский» | 81 |
Дальний восток | ||
Приморский край | «Удэгейская легенда», «Зов тигра» | 166 |
Хабаровский край | «Анюйский» | 135 |
Мы видим, что наиболее развитыми являются:
В Москве находится меньше гостиниц, чем в Свердловской области и
р-ке Башкортостан, но она одна имеет 198 гостиниц. Самым популярным является Краснодарский край, он обладает 9% всех гостиниц России.
Что касается инфраструктуры транспорта, то добраться до национальных парков России можно на поезде или на самолете, а также на собственном транспорте. Также во всех регионах России в городах вблизи национальных парков, можно воспользоваться услугами общественного питания, банков, прачечных, экскурсионных бюро и др.
Основные показатели на 2006 год
Россия | США | |
Количество парков | 41 | 58 |
Площадь территории страны | 17075400 км2 | 9518900 км2 |
Площадь территории парков | 91582, 22 км2 | 251581,56 км2 |
Процент территории страны | 0, 53% | 2,6 % |
Доля туризма в ВВП страны | 1, 5% ( с учетом мультипликативного эффектам 5,1 %) | 3,9% (10,5%) |
Доля занятости в сфере туризма | 1,3 (6,6%) | 4,1 (10,9%) |
Анализируя эти данные, мы можем сказать, что США уделяет большее внимание своим уникальным территориям. В 2010 году США выделило более $750 млн. на развитие национальных парков. Однако они не добиваются увеличения тур потока, а хотят сохранить свои ресурсы в первозданном виде. В данной работе я хочу подробнее рассмотреть один из самых знаменитых национальных парков США «Йеллоустоунский».
Бюджет
этого парка в 2008 году составил $83,
9 млн. От продажи билетов посетителям
собрано 6,9 млн. Территория этого парка
составляет 5,5 млн. га, он второй по площади
НП в Штатах. Примерно 96% территории парка
расположено в штате Вайоминг, 3 % в Монтане
и 1% в Айдахо. Йелоустоунский НП обладает
уникальными природно0климатическими
ресурсами, здесь расположена половина
геотермальной активности мира. В парке
находится знаменитый на весь мир гейзер
«OldFaithful». В парке проложено около 1500 км.троп
и 480 км. дорог. Туристов принимают 9 отелей,
а также 12 палаточных лагерей. Исходя из
этой информации можно сказать что США
хорошо продвигают свои парки и на рынке
и они известны всему миру, например такие
парки как Гранд Каньон или Долина Смерти.
Также информация по инфраструктуре, доходах
и др. статистические данные представлены
на сайтах национальных парков. На сайтах
российских НП такой информации нет. Можно
сделать вывод, что экологический туризм
в национальных парках на данный момент
лучше развит в США, но в России он активно
развивается в последние годы.
Заключение
Данная курсовая работа была посвящена маркетинговому исследованию экологического туризма на примере национальных парков России.
В работе решены следующие задачи:
По написанию данной работы можно сделать следующие выводы:
- 1. Развитие экологического туризма имеет большой потенциал в России
- В последнее время произошел скачок в развитии экологического туризма, в частности благодаря особо охраняемым природным территориям России, турпоток за период 2005 – 2008 г. увеличился на 1086259 туристов (на 269%).
- Самыми популярным регионом России является Южный ФО.
- Среди видов туризма в национальных парках России лидирует пеший туризм - 216 видов маршруты.
- Доходы национальных парков России за период 2005-2008 выросли в 4,7 раза, наибольшая доля в структуре доходов НП приходится на плату за вход 25%.
Исходя
из всех выводов, я могу сказать, что цель
маркетингового исследования рынка экологического
туризма в России раскрыта и все поставленные
задачи выполнены.
Список
литературы
1. Дурович А.П. Маркетинг в туризме. – М.: Новое знание, 2005. – 496 с.
2. Еремин В.Н. Маркетинг: основы и маркетинг информации. - – М.: КноРус, 2006. – 647 с.
3.Каменева Н. Г., Поляков В. А. Маркетинговые исследования. – М.: Вузовский учебник, 2008. – 438 с.
4. Квартальнов В. А. Теория и практика туризма. - М.: Финансы и статистика, 2003. - 672 с.