Автор: Пользователь скрыл имя, 20 Сентября 2011 в 11:49, курсовая работа
Актуальность поставленной цели заключается в том, что в России богатейшие природно-климатические ресурсы, поэтому экологический туризм в последнее время приобретает все большую популярность среди туристов, что делает проведение исследования данной темы наиболее интересной с точки зрения развития туристской отрасли в РФ. На долю туризма в ВВП России приходится 2,5 %, с учетом мультипликативного эффекта 6,3%. На долю экологического туризма на российском рынке внутреннего туризма приходится 9%.
Введение………………………………………………………………………..2
Теоретическая часть…………………………………………………….4
Основные понятия и сущности………………………………….4
Методология маркетингового исследования…………………..6
Анализ состояния природно-климатических ресурсов национальных парков…………………………………………......8
Анализ состояния культурно-исторических ресурсов национальных парков…………………………………………....11
Практическая часть……………………………………………………14
Выявление сегмента рынка и анализ предпочтения туристов в области экологического туризма……………………………...14
Влияние развития национальных парков России на экологический туризм в России……………………………….18
Обзор инфраструктуры………………………………………..22
Сравнение основных показателей экологического туризма в национальных парках России и США и выявления состояние парков США на примере одного национального парка……25
Заключение …………………………………………………………………..27
Список литературы ………………………………………………………….
Министерство образования и науки Российской Федерации
Санкт-Петербургский государственный университет
сервиса и экономики
Кафедра
«Мировая экономика»
Курсовая работа по курсу «Исследования и информация в туризме»
На тему:
“Маркетинговые исследования экологического
туризма на примере национальных парков
России”.
допущен к защите
дата 10.05.2011
подпись_____________
оценка _______________
Выполнила работу студентка
специальности 0608 группа 080502.1
Смольяникова Ирина Андреевна
Санкт-Петербург
2011
Содержание:
Введение…………………………………………………………
Заключение …………………………………………………………………..27
Список
литературы ………………………………………………………….29
Введение
Данная курсовая работа посвящена маркетинговому исследованию экологического туризма на примере национальных парков России.
Цель работы:
Провести маркетинговое исследование рынка экологического туризма, на примере национальных парков России, а также выявить тенденции его развития.
Актуальность поставленной цели заключается в том, что в России богатейшие природно-климатические ресурсы, поэтому экологический туризм в последнее время приобретает все большую популярность среди туристов, что делает проведение исследования данной темы наиболее интересной с точки зрения развития туристской отрасли в РФ. На долю туризма в ВВП России приходится 2,5 %, с учетом мультипликативного эффекта 6,3%. На долю экологического туризма на российском рынке внутреннего туризма приходится 9%. Это говорит о том, что экологический туризм в России на сегодня не очень развит, хотя потенциал для развития этого вида туризма у нашей страны большой.
Для решения поставленной цели следует решить следующие задачи:
Объектом исследования данной работы является экологический туризм.
Предметов исследования являются маркетинговые исследования.
Теоретической
базой написания данной курсовой
работы являются труды отечественных
авторов в области изучения маркетинга
в туризме таких как: Дурович А.П, . Еремин
В.Н.. Но основной базой для работы была
вторичная информация с государственных
статистических сайтов России, а также
иная вторичная информация и государственный
федеральный закон «Об основах туризма».
Поставленные цели и задачи определяют
логику и структуру написания данной работы,
которая состоит из: введения, теоретической
части, практической части, заключения
и списка литературы. Во введение нужно
определить основные цели и задачи выполнения
работы. В теоретической части будут изложены
основные понятия и сущности входящие
в состав темы, методология маркетингового
исследования, а также анализ природно-климатических
и культурно-исторических ресурсов НП.
В практической части будет проводиться
анализ собранных вторичный данных. В
заключении изложены основные выводы.
Туризм - временные выезды (путешествия) граждан Российской Федерации, иностранных граждан и лиц без гражданства с постоянного места жительства в лечебно-оздоровительных, рекреационных, познавательных, физкультурно-спортивных, профессионально-деловых, религиозных и иных целях без занятия деятельностью, связанной с получением дохода от источников в стране (месте) временного пребывания.1
Первое определение экологического туризма было предложено мексиканским экономистом-экологом Гектором Цебаллосом-Ласкурейном в 1980 г. Экологический туризм по определению этого автора, - это сочетание путешествия с экологически чутким отношением к природе, позволяющим объединить радость знакомства и изучение образцов флоры и фауны с возможностью способствовать их защите.
После появления первого определения экологического туризма различными авторами и организациями проявляющими заинтересованность в развитии этого вида деятельности, было предложено множество новых вариантов. Приведем несколько примеров.
Определение принятое Всемирной Туристской Организацией (ВТО), гласит: «Экотуризм включает все формы природного туризма, при которых основной мотивацией туристов является наблюдение и приобщение к природе».
Всемирный Фонд Дикой Природы предлагает свое определение: «Экотуризм - это природный туризм, способствующий охране природы».
Экотуристское общество рассматривает экологический туризм, как «целенаправленные путешествия в природные территории с целью более глубокого понимания местной культуры и природной среды, которые не нарушают целостность экосистем, делают охрану природных ресурсов выгодной для местных жителей».
К основным видам экологического туризма можно отнести:
Возникновение и развитие экологического туризма тесно связано с историей выделения природных территорий, особо привлекательных с эстетической и рекреационной точек зрения, с разработкой их нормативов их использования и охраны.
Национальные
парки являются природоохранными, эколого-просветительскими
и научно-исследовательскими учреждениями,
территории (акватории) которых включают
в себя природные комплексы и
объекты, имеющие особую экологическую,
историческую и эстетическую ценность,
и предназначены для
Первый национальный парк был учрежден на территории Северной Америки в 1872 г. в местности Йеллоустон. К концу 19 века в уникальных уголках природы «Дикого Запада» была создана целая серия национальных парков: в 1885г. –Банф и Глейшер, в 1886 г. –Йохо, в 1890 г. – Йосемит, в 1895 г. – Ватертон-Лейк.
Национальные
парки для России сравнительно новая
форма охраны окружающей среды и
сохранения культурного наследия. Создание
НП на территории страны началось в
начале 80-х гг. 20 века, к настоящему
времени их численность достигает
41 суммарная площадь которых составляет
более 90000 км2. Основная доля национальных
парков сконцентрирована в европейской
части России 78%, в Сибири 15 % и 7% на Дальнем
Востоке.
Методология- это совокупность методов.
Ме́тод (от др.-греч. μέθοδος — путь) — систематизированная совокупность шагов, действий, которые необходимо предпринять, чтобы решить определенную задачу или достичь определенной цели.
В данной работе методология состоит из следующих методов:
Среди туристских фирм может наблюдаться определенная ориентация на тот или иной рыночный сегмент.
По составу участников различают туры для взрослых и детей, местных жителей и туристов (иногородних или иностранных), городского населения и сельского, организованных, однородных групп (по заявкам учреждений) и одиночных, незнакомых друг с другом туристов. По другим основаниям можно построить другие классификации. Например, туры для учащихся, профессионалов и широкой публики.
Большое
место в организации
Первый признак - разделение туристов по возрасту. Создаются однородные туристские группы с учетом возраста. Туры для разных возрастных групп отличны друг от друга по способу передвижения (на машине, на вертолете, пешком, на водном транспорте, велосипедах и др.), продолжительности, способу размещения (гостиница, туристские приюты, кемпинги), содержанию.
Второй признак – разделение по характеру путешествия. Путешествия с целью экскурсионного ознакомления с архитектурно-историческими памятниками и природно- климатическими ресурсами, туры включающие активные занятия, а также путешествия с целью уединения с природой и отдыха от городской суеты.
Третий признак – разделение по роду занятий. Туры для людей, которые занимаются разными видами деятельности, должны быть построены по-разному, в соответствии с интересами потребителей.
Отдельно следует отметить организацию детских туров. Туры для детской аудитории можно разделить на две группы – школьные и внешкольные. Их отличают друг от друга задачи, тематика и методика проведения.
Позиционируя
экологический туризм на рынке можно
сказать, что у этого вида туризма нет
аналогичных конкурентных видов на рынке
России. Ведь путешествия в природные
парки и заповедники или просто в экологически
чистую зону называется именно экологическим
туризмом. С точки зрения отличительных
характеристик это вид является уникальным
ведь он включает не только посещения
памятников природы, но так же архитектурно-исторические
места в составе национальных парков России.
Как положительные стороны экологического
туризма можно также выделить достаточно
дешевые средства размещения (палатки,
турбазы). Но у экологического туризма
в Росси также имеются и недостатки такие
как доступность мест путешествия, а также
слабо развитая инфраструктура. Если говорить
о экологическом туризме в других странах
то наблюдается определенная конкуренция
в выборе поездки в национальные парки
зарубежья или России. Но так как наиболее
известные в мире национальные парки довольно
далеко от России и путешествие требует
больших денежных затрат, то это конкуренция
не является угрозой для экологического
туризма в России.
Экологический
туризм имеет определенный целевой
рынок. В основном это молодежь, которая
едет с целью просвещения и
отдыха с романтикой удаленных от
цивилизации мест и любители активных
путешествий. Но в целом если правильно
разделять туристов на сегменты и создавать
различные тур продукты, то можно заинтересовать
людей различного возраста. В настоящее
время многие фирмы организуют туры на
машинах с повышенной проходимостью, велосипедах,
квадроциклах, снегоходах, а также вертолетах
и легкомоторных самолетах. Ведь экскурсионный
тур с целью, к примеру, посмотреть
озеро Байкал, без занятия активными видами
деятельности, может заинтересовать каждого.