Маркетинговые исследования экологического туризма на примере национальных парков России

Автор: Пользователь скрыл имя, 20 Сентября 2011 в 11:49, курсовая работа

Описание работы

Актуальность поставленной цели заключается в том, что в России богатейшие природно-климатические ресурсы, поэтому экологический туризм в последнее время приобретает все большую популярность среди туристов, что делает проведение исследования данной темы наиболее интересной с точки зрения развития туристской отрасли в РФ. На долю туризма в ВВП России приходится 2,5 %, с учетом мультипликативного эффекта 6,3%. На долю экологического туризма на российском рынке внутреннего туризма приходится 9%.

Содержание

Введение………………………………………………………………………..2

Теоретическая часть…………………………………………………….4
Основные понятия и сущности………………………………….4
Методология маркетингового исследования…………………..6
Анализ состояния природно-климатических ресурсов национальных парков…………………………………………......8


Анализ состояния культурно-исторических ресурсов национальных парков…………………………………………....11


Практическая часть……………………………………………………14
Выявление сегмента рынка и анализ предпочтения туристов в области экологического туризма……………………………...14
Влияние развития национальных парков России на экологический туризм в России……………………………….18
Обзор инфраструктуры………………………………………..22
Сравнение основных показателей экологического туризма в национальных парках России и США и выявления состояние парков США на примере одного национального парка……25
Заключение …………………………………………………………………..27

Список литературы ………………………………………………………….

Работа содержит 1 файл

Курсовая работа сдавать.docx

— 118.24 Кб (Скачать)
      1. Анализ  состояния природно-климатических  ресурсов НП

     Основными природными объектами экскурсий  и туров по национальным паркам служат отдельные компоненты  природы, типичные и уникальные природные ландшафты. Зачастую именно они являются символами  той или иной охраняемой территории, благодаря которым туристы проявляют  к ней первоначальный интерес.

     В таблице представим популярные и  уникальные природные ресурсы  на примере нескольких НП России.

Национальный  парк Характеристика  природных ресурсов
Сочинский национальный парк Уникальность  парка заключается в том, что  больше нигде в России так близко не расположены субтропики. Как правило, при посещении данного парка  маршруты проходят через такие памятники  природы, как Ореховский и Агурский водопады, одной из крупнейших на Кавказе пещерных систем - известные Воронцовские пещеры.
Национальный  парк Приэльбрусье Несомненным центром  кавказского горнолыжного туризма  является национальный парк "Приэльбрусье". Для тех, кто отдыхает на известных курортах Кавказских минеральных вод, в парке проводятся экскурсии в легендарную Долину Нарзанов к различным источникам минеральной воды. А в районе поляны Азау действует экологическая тропа, поднимаясь по которой туристы поучают уникальную возможность наблюдать, как изменяется многообразие ландшафтов и как воздействует на природу ледник Большой Азау.
Национальный  парк Куршская коса В последнее  время значительную популярность приобретают  водные туры вдоль Куршского побережья от природного музея Куршской косы до белых дюн. Особенно большое значение территория национального парка имеет для любителей орнитологических туров. Так, заметим, что у участников туров имеется отличная возможность наблюдать за стаями цапель и многих других видов птиц, ведь именно по косе проходит крупнейший миграционный путь птиц, который связывает Финляндию, Прибалтику и Карелию с Африкой и южной Европой.
Национальный  парк на озере Зюраткуль В народе получил  название "Уральской Рицы" благодаря  прекрасным пейзажам, открывающимся  с его берегов. На территории данного  парка найдут для себя множество  интересных занятий любители экстремального отдыха. Так, в частности, здесь представлены туристические маршруты самого разного  уровня сложности: от экскурсии по тропе "Малая медвежья", протяженность  которой более пяти километров, до многодневного похода через крупнейший горный хребет в Челябинской области - Нургуш.
Национальный  парк Таганай Одним из самых  посещаемых сегодня мест на Южном  Урале является "Таганай". Здесь можно наблюдать невероятно прекрасные скалистые вершины, которые на первый взгляд кажутся недоступными для восхождения. Кроме того, именно в этом парке можно полюбоваться знаменитыми уральскими «каменными реками», а возможно кто-то даже и отчается на отчаянный

спуск по ним.

 
 
      1. Анализ  состояния культурно-исторических ресурсов

     В национальных парках России помимо природно-климатических существуют большое количество культурно-исторических ресурсов. Множество исторических памятников, монастырей, старинных крепостей. В таблицы представим наиболее посещаемые культурно- исторические памятники России.

Национальный  парк Характеристика  культурно-исторических ресурсов
Национальный  парк Русский Север В Вологодской области, где среди богатой и удивительной природы находятся 4 древнейших монастыря - бесценных памятника русского зодчества: основанный в 1397 году Кирилло-Белозерский монастырь, Ферапонтов монастырь, знаменитый фресками великого русского живописца Дионисия, Горицкий Воскресенский женский монастырь и первая на Руси пустынь - Нило-Сорская.
Кенозерский национальный парк В Архангельской области восхищает как строгой красотой северной природы, так и шедеврами деревянного зодчества - свидетельством таланта народных мастеров Руси. На территории парка путешественники имеют возможность посетить ряд старинных

деревень  и центр ремесел, познакомиться  с традиционным крестьянским бытом  и местным фольклором.

Национальный  парк Водлозерский Памятники русской  архитектуры - действующие часовни, старинные дома сохранены и в  расположенном на территории Архангельской  области и Карелии .Гордостью парка является древний Ильинский погост, уединенно стоящий на островке среди большого озера и являющийся духовным центром Водлозерья. Через территорию парка проходит очень популярный среди любителей спортивного сплава маршрут (река Илекса - озеро Водлозеро - река Вама), пешеходные маршруты, развит сельский туризм, созданы условия для активного познавательного отдыха школьников. В парке проложены километры троп, оборудованы стоянки, устроены информационные стенды и центры для посетителей.
Национальный  парк Плещеево озеро Внушительный  ряд исторических имен, таких как  Юрий Долгорукий, Александр Невский, Иван Грозный, Петр I, и событий связан с одним из самых привлекательных объектов посещения на Золотом кольце - древним Переславлем-Залесским. Значительными памятниками истории и культуры являются и ансамбли монастырей, воздвигнутых на дорогах, ведущих в город. Само Плещеево озеро изумительно по красоте и чистоте. На территории парка проводят как экскурсии по переславским святыням, так и эколого-краеведческие экскурсии, во время которых туристов знакомят с историей озера, его обитателями, современным состоянием и проблемами, осуществляют фольклорно-этнографическая программы.
 
 
 
 
 
 
  1. Практическая  часть
    1. Выявление сегмента рынка и анализ предпочтения туристов в области экологического туризма

     Почти каждая турфирма Санкт-Петербурга организовывает экологические туры по России, и  для поддержания высокой конкурентоспособности  следует четко подразделять рынок  потребителей на сегменты и анализировать предпочтения потенциальных туристов.

     Для анализа предпочтения туристов  в области экологического туризма и выявления сегмента рынка я использовала вторичную информацию представленную центром экологических путешествий. Центр проводил опрос  в котором приняло участие 723 респондента, из них примерно одинаковое количество женщин (53%) и мужчин (47%).

     Сегментация рынка проводилась по следующим  признакам:

     Возраст участников

Возраст Процент от общего числа респондентов
26-35 лет 35%
19-25 лет 34%
36-60 лет 28%
До 19 и  старше 60 лет 3%
 

     Род занятий туристов

Род занятий Процент туристов
Специалисты 36%
Учащиеся 28%
Руководители  среднего звена 15%
Административные  сотрудники 13%
Руководители  высшего звена 8%
 

     По  характеру путешествия

Вид занятий Процент туристов
Активные  занятия 54%
Экскурсии по историческим и культурным достопримечательностям 29%
Экскурсии по природным достопримечательностям 34%
Пассивный отдых под солнцем 35%
 

      Так как туристы могли выбрать  не один вариант, общее количество процентом не тождественно 100%.

      Активный  отдых наиболее популярен у возрастных групп 19-25 лет

(65% респондентов  этого возраста предпочитают  активные занятия) и 26-35 лет  (56%).

     После сегментирования рынка, можно сказать, что наиболее целесообразно для  тур фирм будет привлекать туристов от 19 до 60 лет, т.е. сегмент потребительского рынка очень большой и поэтому необходимо разработать разные виды туров, которые будут востребованы разными возрастными категориями, которые занимаются различными видами деятельности (сплавы, пешие туры, восхождения).

     Для анализа предпочтения туристов в  области экологического туризма  были анализированы следующие данные:

     На  вопрос о том, какой регион России респонденты выберут для следующей  поездки, были получены следующие результаты:

Регион  России Процент туристов
Кавказ  и Краснодарский край 40%
Центральная Россия 24%
Карелия 19%
Урал, Алтай, Байкал, Камчатка, Дальний Восток 21%
Поволжье 11%
Арктические регионы 3%
Другой 3%
 

     Урал, Алтай, Камчатка, Байкал, Дальний Восток- эти регионы обладают собственными уникальными туристскими ресурсами, они были объединены в один вариант в связи с удаленностью от крупнейших городов – генераторов туристского спроса. Учитывая, что каждое из этих направлений является самостоятельной туристской дестинацией, их популярность проигрывает Карелии, которая одна набрала 19% голосов.

      Российские  клиенты в 2010 году чаще всего запрашивали  туры в Карелию, Архангельскую и Центральную Сибирь. 

      На  сегодняшний день на Кавказе и в Краснодарском крае существует 3 национальных парка, в которых наиболее благоустроены туристские маршруты и приюты, что является привлекательным фактором для туристов. В центральной России открыты для посещения 7 национальных парков (17 % от всех национальных парков России).

      Средняя оптимальная  продолжительность туристской поездки составляет 11 дней. Около трети опрошенных считают оптимальной продолжительность от двух до семи дней, 12% предпочли бы путешествовать более двух недель.

      83% опрошенных предпочитают путешествовать в составе групп размером до 10 человек, причем самый предпочтительный размер группы (его выбрали 36% респондентов) составляет два - пять человек

 

        Среди средств размещения наибольшей  популярностью пользуются гостиницы,  их выбирают 53% опрошенных. Около  трети респондентов выбирает  для размещения турбазы. Относительно  новый для нашей страны вид  размещения – гостевые дома, готовы  выбрать 22%. Из других вариантов  наиболее популярны палатки (4%). 

      При выборе направления очередной поездки  респонденты чаще всего обращаются к интернету (49% опрошенных) и советуются с друзьями (36%). Кроме этого, они руководствуются своим прошлым опытом и выбирают из тех мест, где уже бывали раньше (24%), а также изучают статьи в специализированных журналах о путешествиях.

      Затраты на недельную поездку по нашей  стране обычно составляют 20-30 тыс. руб. (46% респондентов) или от 10 до 20 тыс. руб. (39%).

     Обобщая итоги анализа, можно сказать, что российские туристы предпочитают путешествовать небольшими группами, выбирают активные занятия и платят за недельный тур около 25 тыс. рублей. И на территорию Кавказа и в Центр России приходится наибольшее количество тур потока, на их территории находятся 10 НП(24%). 

    1. Влияние развития национальных парков России на экологический  туризм в России

     Современные тенденции развития экологического туризма в национальных парках анализируется на основе данных о посещаемости, наиболее распространенных видах туризма, полученных от рекреации доходов, инфраструктуре охраняемых территорий и ряда других показателей за 2005- 2008 год.

     По  данным 2008 года в Российской Федерации  числилось 39 национальных парков, но в 2010 году их число увеличилось до 41. Но данные новее 2008 года не представлены на сайтах государственной статистики и национальных парков России, поэтому мы можем анализировать данные только до 2008 года. Следует также отметить, что за разные годы информацию предоставляли не все охраняемые территории, иногда заявленные цифры вызывают сомнения в надежности.

Информация о работе Маркетинговые исследования экологического туризма на примере национальных парков России