Автор: Пользователь скрыл имя, 11 Декабря 2012 в 15:30, курсовая работа
Целью данной работы является разработка методики проведения маркетинговых исследований рынка чая в Санкт-Петербурге. Для достижения этих целей были поставлены следующие задачи:
1. Определение конкурентной характеристики, работа с которой наиболее эффективна при ведении конкурентной борьбы на данном рынке и в его специфике.
2. Определение наиболее подходящей методики сбора первичной информации в специфике данного исследования.
3. На основе анализа полученных данных, разработка определённых способов по работе с конкурентной характеристикой и возможностей по их практическому применению
На успешную деятельность фокус-группы оказывают влияние несколько факторов. К ним относятся: правильный подбор участников, удачный выбор координатора (его еще называют модератором), задача которого — направлять дискуссию в нужное русло. Также на качество работы фокус-группы влияет комфортная обстановка и актуальность темы, связанная с проблемами обслуживания потребителя.
Дополнительные характеристики фокус-группы: число групп в одном проекте исследования 4 -5, число участников в группе 5-8 человек, продолжительность фокус-группы составляет полтора – два часа.
В данной курсовой работе будем опираться на мнение Дмитриевой Е.В.
В своей книге «Фокус-группы в маркетинге и социологии» она выделяет следующие этапы:
Руководитель проекта. Руководителем проекта может быть глава организации или фирмы, а также сотрудник, назначенный на определенное время руководителем проекта. Он разрабатывает программу, набирает команду, проводит ее обучение, координирует работу всех сотрудников проекта, участвует в работе над окончательным вариантом отчета и представляет результат исследования заказчику.
Исследователь (или ассистент руководителя проекта). Исследователь составляет сценарий для проведения фокус-групп, анализирует данные, пишет предварительный и окончательный отчеты.
Модератор. Модератор проводит фокус-группы согласно разработанному сценарию, а также может в анализе данных и написании отчета.
Ассистент модератора. Ассистент модератора помогает в подготовке фокус-группы: готовит помещение для дискуссии, таблички с именами участников и необходимое оборудование. С началом фокус-группы предлагает ее участникам прохладительные напитки, в ходе дискуссии записывает начала фраз, составляет схему расположения респондентов, меняет кассеты и после дискуссии вручает участникам сувениры или денежное вознаграждение.
Специалист по набору респондентов в фокус-группы. Специалист по набору в фокус-группы, согласно заданным программой исследования критериям, приглашает респондентов принять участие в дискуссии (по телефону, на улице и т.д.)
Анкета для отбора участников в фокус-группу:
ФИО потенциального участника фокус-группы ____________
Домашний телефон или адрес ______________________
Добрый день, меня зовут _______________. Я представляю исследовательскую лабораторию по изучению общественного мнения "N". Мы проводим маркетинговое исследование и хотели бы побеседовать с человеком в возрасте от 18 до 45 лет. Можно его пригласить к телефону? (Если данного респондента нет дома, узнают о возможности повторного звонка и перезванивают.)
Разговор с потенциальным респондентом:
Исследовательская лаборатория по изучению общественного мнения "N" проводит маркетинговое исследование. Разрешите, пожалуйста, задать Вам несколько вопросов по телефону. Ответы на вопросы займут у Вас около 3-х минут.
1. Черный
2. Зеленый
3. Фруктовый.
4. С бергамотом.
5. Другой.
1. Часто.
2. Один-два раза в день.
3. Редко.
Уважаемый __________________. Мы проводим исследование и хотим пригласить Вас для участия в дискуссии за круглым столом. Ее тема – горячие напитки, в частности, чай. В беседе, продолжительностью 1,5-2 часа, примут участие еще семь человек. Дискуссия состоится в помещении __________ (указывается место проведения исследования), 10, 11 и 12 мая, начало в 18.30.
Согласны ли Вы принять участие в дискуссии?
1. Да
2. Нет
(Если "да") Скажите, пожалуйста,
в какой из этих дней
Вы могли бы принять
участие в дискуссии _______(
Вашего присутствия (или пришлю Вам более подробную информацию о месте проведения дискуссии по почте).
(Если "нет") Поблагодарить и завершить беседу.
Спасибо, до свидания.
Письменное приглашение участнику фокус-группы:
Название организации, которая проводит исследование.
ФИО человека (кому адресовано приглашение).
Огромное спасибо за Ваше согласие принять участие в дискуссии, которая продлится около 1,5-2 часов и состоится ____________ (дата проведения, с указанием дня недели) ________________ (почтовый адрес арендуемого для фокус-группы помещения) _____ (время начала фокус-группы).
Мы надеемся, что Вы сможете прийти на нашу дискуссию, так как Ваше участие в ней имеет для нас большое значение.
Мы хотим обсудить с Вами ________________________ (сформулировать тему предполагаемой дискуссии).
Возможно, мы будем записывать нашу . Полученная от Вас информация будет использована только в научных целях, и мы гарантируем Вам ее конфиденциальность. По окончанию дискуссии мы Вам предложим небольшое вознаграждение, в качестве компенсации потраченного Вами времени.
Схема расположения места проведения дискуссии.
Если у Вас возникнут вопросы или Вы не сможете принять участие в исследовании, сообщите, пожалуйста, эту информацию по телефону ______________ ФИО ответственного за набор респондентов. Заранее благодарю.
Фамилия, имя, отчество.
Должность в проекте.
Тема исследования - восприятие целевой аудиторией чая на российском рынке, для возможности наиболее удачного внедрения на рынок новой марки чая.
Сценарий фокус-группы – это набор вопросов, предлагаемых для обсуждения. Содержание плана определяется степенью формализации фокус-группы.
Структурированная* фокус-группа предполагает работу модератора по заранее подготовленному путеводителю. Полуструктуированная фокус-группа проходит по так называемому гибкому или эскизному путеводителю, который существенно корректируется в зависимости от реакций участников. В редких случаях путеводитель отсутствует вообще. Это, как правило, применяется в пилотных (пробных) исследованиях.
Вопросы путеводителя разбиваются на тематические блоки, между которыми необходимо сделать связки-«мостики». При разработке путеводителя используются общие требования, предъявляемые к формулировке и порядку расположения вопросов (от общего к частному, однозначность понимания, понятность, нейтральность, простота построения и т.д.).
Целесообразно
использование различных
Сценарий фокус-группы пишется заранее, вопросы располагаются в логической последовательности и таким образом, чтобы людям было понятно, почему вы их об этом спрашиваете именно сейчас. В первую очередь формулируется цель исследования, исходя из тех сведений, которые вам нужно получить. Сценарий состоит из вступления, фоновых вопросов, основных вопросов, дополнительных вопросов и заключительной части.
Пример сценария фокус-группы
• Вступление (15 минут в полуторачасовой дискуссии). Объясните цель встречи, важность мнения участников для вас. Скажите, что фокус-группа - не для оценки знаний каждого, а для исследования проблемы. Объясните, что мнения участников могут расходиться, но в этом и состоит ценность их опроса. Представьте наблюдателей, объясните причины их присутствия: наблюдатели нужны для подробного фиксирования всего хода работы. Объясните использование технических средств (магнитофон, видеокамера). Представьте участников и команду исследователей. Примените один-два приема для разряда обстановки.
Вступление (5-10 минут)
Цели групповой дискуссии, правила проведения и участия в ней. Знакомство участников.
Основная часть (80 минут)
Информация о целевой группе.
Цель: изучить, что на самом деле думают участники о данном товаре. (20 минут)
- Как часто вы пьете чай?
- Чем Вы лично руководствуетесь при выборе чая и почему?
- Влияет ли чай на ваше здоровье?
- Какие виды чая Вы можете назвать?
- Какие марки чая Вы можете назвать?
- Какой чай Вы пьете в последнее время?
- Как долго Вы покупаете этот чай?
- Часто ли вы меняете свои предпочтения?
- Покупаете ли Вы чай один для всей семьи или для всех членов семьи разные? Почему?
Попросите участников фокус-группы назвать наиболее известные марки чая и записать эти названия на большом листе бумаги или на доске. После того, как названо 10-15 различных марок чая, попросить сгруппировать их, и запишите названия полученных групп.
Цель: изучить состояние рынка чая в России и информированность о нем целевой группы (10 минут)
- Какие чаи Вы знаете? Назовите, пожалуйста.
-Различаются ли все вышеназванные чаи? Если "да", то по каким критериям? (Если респондентам сложно назвать критерий, задайте им следующий вопрос)
-По каким критериям Вы выбираете чай?
-Представление об идеальном вкусе чая.
Тестирование роликов.
Цель: изучить реакцию целевой группы на рекламный ролик чая "X" и предложенный слоган.(15-20 минут)
- Показ рекламного ролика чая "X"
- Общее восприятие ролика.
- Понравился Вам или не понравился показанный ролик? Почему?
- Что Вам запомнилось больше всего? Какие фрагменты? Почему?
- Какое настроение создает данный ролик?
- Какие фрагменты показанного ролика создают такое настроение?
- Подходит или не подходит этот ролик для рекламы чая? Почему?
-Хочется ли Вам купить этот чай?
- Похож ли чай, показанный в этом рекламном ролике, на "идеальный" чай, который Вы хотели бы купить?
Тестирование слоганов.
- Отражает ли данный слоган основное достоинство рекламируемого чая?
- Привлекает ли внимание этот слоган? Если да, то чем именно?
- Что лучше всего запоминается из этого слогана?
- Какие основные, на Ваш взгляд, качества и достоинства чая остались незатронутыми в данном слогане?
- Что бы Вы предложили в качестве слогана?
- Какой слоган Вам нравится больше всего и почему?
Отношение к рекламе чая и позиционирование чая "X" (10 минут)
Цель: выяснить место рекламы чая "X" и восприятие рекламных роликов конкурентов.