Маркетинговые ииследования рынка чая

Автор: Пользователь скрыл имя, 11 Декабря 2012 в 15:30, курсовая работа

Описание работы

Целью данной работы является разработка методики проведения маркетинговых исследований рынка чая в Санкт-Петербурге. Для достижения этих целей были поставлены следующие задачи:
1. Определение конкурентной характеристики, работа с которой наиболее эффективна при ведении конкурентной борьбы на данном рынке и в его специфике.
2. Определение наиболее подходящей методики сбора первичной информации в специфике данного исследования.
3. На основе анализа полученных данных, разработка определённых способов по работе с конкурентной характеристикой и возможностей по их практическому применению

Работа содержит 1 файл

kursovaya.docx

— 130.82 Кб (Скачать)

 

 

 

 

 

    1. Вывод

 

 

    В последние годы на чайном рынке наблюдается небольшая стагнация в объемах продаж. На это есть причины: люди как пили традиционные «три чашки» чая в день, так и продолжают это делать. И нет ни малейшего намека на то, что когда-нибудь этих чашек станет четыре. При этом продажи растут в стоимостном выражении, потому что потребители переходят от дешевых продуктов к более дорогим. Также характерной чертой развития российского рынка чая является высокая концентрация: лидеры  удерживают более 75% рынка, и этот показатель увеличивается с каждым годом. Таким образом, возможности небольших компаний минимальны.

 

    Нашей задачей является найти конкурентное преимущество для небольшой компании на относительно стабильном, очень концентрированном рынке.

   Существуют  два пути, которые позволили бы нам, не имея больших объемов производства и маркетинговых бюджетов, соперничать с лидерами, не вступая при этом в прямую конкуренцию.

   Первый путь – это производство продукции под торговыми марками сетей. Суть этого пути - легально копировать продукты лидеров и таким образом как можно ближе приближаться к стандарту, существующему на рынке.

   Второй путь – это поиск ниши и производство нишевого продукта, принципиально отличающегося от продукта массового. Возможно два варианта реализации такой идеи. Первый: создание продукта, который не отбирает рынок у лидера вообще. Это должен быть продукт с уникальными качествами, который не существовал на рынке прежде. Такой продукт, не отбирая чужих рыночных долей, увеличивает весь рынок. Второй вариант предусматривает захват части существующего рынка. Это происходит, когда компания создает такой нишевый продукт, который наиболее полно отвечает на потребности узко-определенного сегмента потребителей.

 

Поиск ниш необходимо проводить по нескольким направлениям:

- новые обстоятельства использования;

- новые свойства продукта;

- новые каналы продвижения;

- новые технологии (Подразумевают придание продукту новых технологических свойств. Например, сейчас большой успех имеет компания Unilever с чайным брендом Lipton, которая одной из первых на российском рынке предложила чайные пакетики в виде пирамидок. Компания создала нишевый продукт с использованием новых технологий, но с одной поправкой: компания пытается сделать из нишевого продукта массовый. Таким он постепенно и становится.)

- новые правила использования продукта.

Например, поиск нишевого продукта, можно основать на поиске нового потребителя – дети.

    Ряд маркетологических новшеств для дествого чая: мягкие сорта чая, витаминные добавки, уникальность упаковки, позволит занять свою нишу на рынке чая.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

  1. Методика проведения исследования

          5.1  Анкетирование

 

Основная  цель анкетирования - выяснить, что  является наиболее важным в чае для  потребителя, как часто они покупают и пьют чай, и что влияет на их выбор при выборе упаковки чая.

Интервьюеров необходимо отобрать по итогам собеседования. Возраст интервьюера  от 18 до 30 лет, пол не важен. Главным  критерием при отборе является приятная внешность, грамотная речь, умение расположить  к беседе, опыт работы не важен. Человек, проводящий анкетирование, должен:

  • представиться респондентам;
  • кратко объяснить цель и задачи опроса, подчеркнув важность мнения респондента;
  • обратить внимание на анонимность анкеты и то, что результаты анкетирования будут использоваться только в общем виде;
  • фиксировать открытые вопросы разборчиво и максимально полно;
  • если у респондента возникли вопросы, регистратор должен постараться наиболее точно и полно ответить на данный вопрос;
  • задавать вопросы так, чтобы не натолкнуть респондента на определенный ответ;
  • относиться к каждому случаю отказа участвовать в опросе с пониманием и постараться тактично объяснить цель исследования и важность мнения этого человека.

 

 

 

 

 

Образец анкеты:

 

 

АНКЕТА

Дата опроса________________________

Ф.И.О. респондента_________________

Пол      м.           ж.                 

Возраст_______

  1. Пьете ли вы чай?
      1. Да
      2. Нет
      3. Редко
  2. Какие сорта чая вы знаете?

           ___________________________________________________________________

  1. Какие марки чая вы знаете?

___________________________________________________________________

  1. Какой вид чая вы предпочитаете?
    1. Черный
    1. Зеленый
    2. Фруктовый
    3. Другой ______________________________________________________
  1. Какую марку чая вы предпочитаете?
    1. Липтон
    2. Гринфилд
    3. Принцесса Нури
    4. Майский чай
    5. Беседа
    6. Ахмад
    7. Брукбонд
    8. Дилма
    9. Тесс
    10. Лисма
    11. Другие _______________________________________________________
  1. Как часто вы пьете чай?
    1. Каждый день
    2. Часто
    3. Редко
    4. Почти не пью
  1. Как часто вы покупаете чай?
    1. Раз в неделю
    2. Раз в месяц
    3. Раз в пол года
    4. Раз в год
  1. Чем вы руководствуетесь при выборе чая?
    1. Вкус
    2. Крепость
    3. Аромат
    4. Цвет
    5. Цена
    6. Постоянное качество
    7. Страна-поставщик
    8. Торговая марка, фирма
    9. Упаковка
    10. Реклама
    11. Иные мотивы_____________________________________________________

 

  1. Покупаете ли вы чай один для всей семьи или для каждого члена семьи разный?
    1. Один для всей семьи
    1. Для каждого разный
    2. Другой вариант ____________________________________________________
  1. Какой чай вы купили в последний раз?

_______________________________________________________________________

  1. Как давно вы покупаете этот чай?

_______________________________________________________________________

  1. Часто ли вы меняете свои предпочтения?
    1. Довольно часто
    1. Каждый раз покупаю новый
    2. Редко
    3. Предпочитаю только один вид
  1. Влияет ли чай на ваше здоровье?

_______________________________________________________________________

  1. Сколько стоит упаковка чая который вы предпочитаете?
    1. 10-50 рублей
    1. 50-100 рублей
    2. 100-200 рублей
    3. 200-500 рублей
    4. Более 500 рублей
  1. Какую максимальную сумму вы готовы заплатить за упаковку чая?
    1. 10-50 рублей
    2. 50-100 рублей
    3. 100-200 рублей
    4. 200-500 рублей
    5. Более 500 рублей
  1. Вы предпочитаете развесной или пакетированный чай?
    1. Развесной
    2. Пакетированный
    3. И тот и другой
    4. Другой вариант____________________________________________________
  1. Где вы предпочитаете покупать чай?
    1. В специальный чайных магазинах
    2. В супермаркетах
    3. В интеренете
    4. Другой вариант____________________________________________________
  1. В теплое время года вы предпочитаете обычный чай или холодный?
    1. Обычный
    2. Холодный
    3. И тот и другой
    4. Не пью чай в теплое время года
  1. Какие добавки к чаю вы предпочитаете?
    1. Лимон
    2. Молоко
    3. Сахар
    4. Мята
    5. Другой вариант ___________________________________________________
  1. Пьете ли вы чай в баре\ресторане\кафе?
    1. Да
    2. Нет

 

 

 

 

    1. Фокус-группа
      1. Основные параметры исследования

     Исследования по данному методу проводятся в рамках разработки нового продукта с целью оценки сильных и слабых сторон маркетинговой концепции продвижения данного продукта.

  Основные параметры фокус-группового исследования, такие как численность участников, их социальные характеристики, число групп и т.д., определяются двумя факторами: общими методическими требованиями к проведению групповых интервью и требованиями, вытекающими из целей исследования.

  Можно выделить четыре главные цели применения данного метода маркетингового исследования: 
- Генерирование идей, например, относительно направлений усовершенствования выпускаемых продуктов, дизайна упаковки или создание и разработка новых продуктов. 
- Изучение разговорной лексики потребителей, что может оказаться полезным при проведении рекламных кампаний и pr акций. 
- Ознакомление с запросами потребителей, восприятием, мотивами и изучение их отношения к исследуемому продукту, то есть осуществляется исследование марки – брнеда продукта,  методы его продвижения, что является очень важным при формулировки целей маркетингового исследования. 
- Метод способствует лучшему пониманию собранных информационных данных, полученных при проведении количественных исследований. Зачастую участники фокус-группы помогают лучше разобраться в результатах исследования. 
- Фокус-группа помогает изучить эмоциональную реакцию на определенные виды рекламы.

Информация о работе Маркетинговые ииследования рынка чая