Автор: Пользователь скрыл имя, 10 Декабря 2012 в 21:30, курсовая работа
Актуальность работы: известно, что не многие организации готовы тратить деньги на проведение маркетинговых исследований. Однако, проведя их, фирмы не тратят лишние средства, а, наоборот, это помогает повысить прибыльность и рентабельность организаций.
Цель работы – изучить текущее состояние и перспективы развития рынка детских товаров в г. Уфа.
Для достижения поставленной цели были поставлены и решены следующие задачи:
ВЕДЕНИЕ 3
1 Анализ потребностей удовлетворяемых услугой 6
2 Анализ потребительского поведения покупателей детских товаров 9
2.2 Применение методики Нейминга и методики психосемантических пространств в маркетинговых исследованиях 15
2.3 Применение STEP-анализа при исследовании рынка товаров для детей 19
3 Результаты маркетингового исследования как фактор разработки эффективной маркетинговой политики торговой фирмы на рынке 23
3.1 Сегментация рынка детских товаров на основе исследований 23
3.2 Маркетинговая политика как фактор продвижения 27
3.3 Прогноз развития рынка детских товаров и составление сметы затрат на проведение маркетинговых исследований 32
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 36
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 39
ПРИЛОЖЕНИЕ А Вопросы анкеты 40
ПРИЛОЖЕНИЕ Б Сводная таблица анкетного опроса 44
Продолжение приложения Б 45
Очевидно, что в связи с текущим финансовым кризисом, затронувшим рынки как развитых, так и развивающихся стран, а также с резко сократившимся объемом ликвидности, препятствующим межбанковскому кредитованию, заявленные темпы роста рынка в целом и отдельных его сегментов могут понизиться в перспективе нескольких лет. Однако в долгосрочной перспективе темпы роста стоит считать актуальными [4, с. 34].
Итак, активно развивавшийся в течение последних трех лет рынок детских товаров ощущает на себе воздействие всеобщей нестабильной финансовой ситуации. В начале 2010 г. зафиксировано падение спроса населения на детские товары на 20-30%, что, в свою очередь, сильно ударило по «цивилизованной» торговле детскими товарами.
Тем не менее, различные сегменты рынка по-разному реагируют на кризис. По мнению экспертов, наиболее сложная ситуация сегодня у детских товаров сегмента «премиум». Дальнейшие перспективы развития рынка детских товаров сами участники больше связывают с качественными товарами средней ценовой категории.
Также очень уязвимыми оказались сегменты детских игрушек и детской одежды. А вот детское питание – одна из категорий, на которых родители стараются не экономить, сокращая расходы на собственное питание, отмечают эксперты. Поэтому снижение спроса в этом сегмента детских товаров будет несущественным. Это также касается сегмента товаров для новорожденных и одежды для беременных.
В целом, ситуация на рынке сложная, но не критичная, что объясняется спецификой рынка, поскольку спрос на детские товары даже в условиях кризиса будет предъявляться семьями с детьми или семьями, которые еще только планируют завести ребенка. Российские потребители предпочитают не экономить на детях, особенно, на новорожденных.
Непростая финансовая ситуация, возможно, даст толчок к развитию продажи детских товаров через интернет - магазины, пока не столь широко распространенной на российском рынке (особенно, в регионах).
3.2 Маркетинговая политика как фактор продвижения
В отличие от взрослых брендов создание и вывод на рынок детских марок имеет свои особенности и сложности. Если компания сумеет их учесть, она получит самых благодарных и преданных потребителей:
Универсального рецепта успешной рекламной кампании детского бренда не существует, поскольку существует определенная разница между возрастными сегментами детской аудитории плюс гендерные различия. Но есть определенный алгоритм действий, этапы, которые следует учитывать при разработке программы продвижения [12, с. 42].
Целевой аудиторией
сообщения могут быть как дети
выбранного возраста и пола, так
и их родители. Следует разделить
аудиторию на первичную и вторичную
и принимать решение о том,
какую же из них сделать основной,
пользуясь своим пониманием специфики
детской части аудитории. Если это,
например, дошкольники 3-6 лет, то сообщение
вполне может быть «семейно ориентированным»,
поскольку основными
Часто создателям
детских брендов хочется
Важно правильно выбрать ядро детской аудитории, к которой обращено сообщение. Каждый новый год жизни ребенка – это новые знания и умения. Ребенок в 5 и ребенок в 10 лет – это два совершенно разных человека. Сообщение, адресованное одному, может быть не понято или не принято другим.
В детской психологии есть понятие ближайшего будущего, когда ребенок смотрит на более взрослых детей и видит, каким скоро будет он сам. Ближайшее будущее – это ребята старшие на год-два. Если ядро целевой аудитории – это дети 9-10 лет, то им следует показывать в рекламных обращениях 11-летнего ребенка. Бывает еще так, что компания решила позиционировать свой продукт на детей от 4 до 12 лет, и чтобы заинтересовать и младших, и старших, делает под них два коммуникационных обращения. Это не совсем верно, поскольку, увидев «свой» бренд в рекламе с малышами, взрослые дети могут отвернуться от него как от «малышового».
Одна из главных проблем детского брендинга – нечеткое понимание того, на кого же ориентирован бренд. Поскольку, как правило, платит за детские продукты одна аудитория, а стимулирует прямо или косвенно покупку и потребляет – другая.
Для максимальной отдачи коммуникаций, направленных на детей, необходим интегрированный подход, комбинация различных каналов.
Основным каналом получения ребенком рекламной информации в настоящее время является телевидение. Это еще и любимый способ проведения свободного времени. Вариантами коммуникаций в данном случае помимо рекламных роликов могут быть спонсорство развлекательных программ и фильмов, создание собственных программ.
Что касается детской прессы, то сохраняется небольшой интерес к специализированным изданиям. В цело же время, проводимое ребенком за чтением, последнее время постепенно сокращается.
Высокой эффективностью отличаются акции по стимулированию сбыта. Но учитывая психологические особенности детей, лучше, когда акция не слишком затянута и хотя бы небольшой приз гарантирован [8, с. 61].
Все большую
популярность набирает интернет как
эффективная рекламная
Начинать разработку коммуникативной политики детских товаров надо с четкого определения целевой аудитории и понимания ее особенностей: возраст, пол. Мировосприятие ребенка изменяется с каждым годом его жизни.
Нельзя забывать про вторичную аудиторию, которой чаще всего являются родители. Коммуникация должна апеллировать и к ним в той или иной степени.
Тема и форма подачи сообщения должна соответствовать особенностям выбранного возрастного сегмента.
Продукт должен быть полноценным участником сюжета, т.к. детям сложно устанавливать причинно-следственную связь, а, следовательно, труднее усваивать разрозненную информацию.
И последнее, успех коммуникативной политики – в интегрированном подходе, сочетании различных каналов коммуникации.
По данным Госстата [13, 42] в ближайшие 5 лет рынок детских товаров вырастет в 2,4 раза (в рублевом эквиваленте). По мнению аналитиков, предпосылками роста являются:
Чтобы спрогнозировать ситуацию в г. Курске, рассчитаем общий потенциал рынка на примере детских игрушек. За точку отсчета примем общую численность населения г. Курска (по данным переписи населения в 2010 г. в городе проживает 413 528 человек).
На первом этапе определим группы, которые наверняка не будут приобретать товар. Предположим, что это люди, не имеющие в семье детей до 14 лет и дети до 14 лет, которые сами себе не покупают игрушки. Они составляют 22% населения. В ходе последующего анализа обнаруживаем, что люди с низким уровнем дохода не имеют возможности часто приобретать детские товары (28% возможных покупателей). Допустим, что каждый покупатель ежегодно приобретает (в среднем) 5 игрушек. Средняя цена игрушки 100 рублей.
Рыночный спрос определим по формуле:
Q = n q p,
где
n – реальное (прогнозное) число покупателей данного вида товара на данном рынке;
q – реальное (прогнозное) число покупок покупателя за исследуемый период;
p – средняя реальная (прогнозная) цена данного товара.
Q = 206 764 5 100 = 103 382 000 руб.
Таким образом, общий потенциал рынка детских игрушек составил 103 382 000 руб.
Кризис 2011-2010 гг. продемонстрировал тот запас прочности, которым обладает рынок детских игрушек. Поэтому даже при самом негативном сценарии развития событий можно смело утверждать, что производство детских игрушек остаются привлекательным направлением для развития среднего бизнеса.
В 2011 году положительная
динамика на рынке всех детских товаров
сохранится, а рост продаж игрушек
перешагнет 25% рубеж. Этому будет
способствовать дальнейшее оживление
демографической ситуации, а также
повышение материального
В последнее время российский рынок детских товаров начинает активизироваться в связи с появлением новых магазинов среднего ценового уровня, совмещающих торговлю с развлечениями. Посетителям детского магазина (а обычно покупки делаются всей семьей) нужен не только товар, но и возможность чем-то занять ребенка, поэтому торговцы вынуждены создавать детские уголки и придумывать всякие развлечения, которые требуют дополнительных площадей, а прибыли не приносят.
Эксперты прогнозируют рост рынка на 20-25% ежегодно еще несколько лет. Этот тренд заставляет производителей расширять ассортимент «взрослых» товаров продуктами для детей. Изменятся предпочтения и стиль покупок детских товаров, уже сейчас при выборе товара все более важными становятся известность бренда и места продаж.
Соотношение мест покупок детских товаров изменится в пользу цивилизованной розничной торговли. По прогнозам специалистов, спрос на товары и услуги цивилизованной «детской» розницы в ближайшие годы увеличится в 2-3 раза [11, с. 19].
Подводя итог, можно сказать, что рынок детских товаров – один из самых насыщенных и в то же время перспективных. Дети растут, требуя ежегодного обновления гардероба и обеспечивая оборот рынка. На фоне этой тенденции, а также острой конкуренции в других сегментах, вложения в детскую индустрию могут быть очень выгодны.
Затраты на проведение исследования складываются из затрат на:
Информация о работе Маркетинговое исследование рынка товаров для детей