Маркетинговая деятельность предприятия на рынке туристических услуг

Автор: Пользователь скрыл имя, 17 Января 2012 в 13:05, курсовая работа

Описание работы

Туризм становится стилем жизни миллионов людей на нашей планете. Его благотворное влияние на развитие политических, социальных, культурных связей и межличностных отношений в международном масштабе стало для всех очевидным фактом.
Данная тема достаточно актуальна в рамках современных условий, сложившихся в сфере туризма, так как сегодня туризм возглавляет список важнейших социально-экономических отраслей мировой экономики.

Работа содержит 1 файл

курсовая.docx

— 130.96 Кб (Скачать)

     Функции туроператора- он закупает в значительных объемах услуги предприятий туристской индустрии (гостиниц, ресторанов и т.д.), комплектует из них собственные программы туров и осуществляет их реализацию через посредников (турагентов) или напрямую потребителям (Рисунок 1.3). Теоретически турагенты отличаются от туроператоров тем, что осуществляют рыночную продажу как сформированных туроператором пакетов (туров), так и услуг отдельных предприятий туристской индустрии (гостиниц, авиакомпаний и т.п.). Помимо непосредственной продажи услуг важнейшими функциями турагентов являются консультирование и информирование клиентов, предоставление помощи в организации туристской поездки.

       
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

     Рисунок 1.3 Структура рынка организованного  туризма 

     Таким образом, турагент является связующим звеном, посредником между производителями и потребителями туристских услуг. В то же время турагенты могут (и будут!) заниматься формированием своих собственных туров в случае появления на рынке необходимого спроса и наличия соответствующих возможностей. При этом турагентства показывают непревзойденную способность четко и надежно работать в качестве туроператоров на отдельных, как правило, узких сегментах рынка, которые в силу ряда причин непривлекательны для крупных туроператоров.

     С переходом экономики к рыночному  механизму хозяйствования в качестве основного регулятора ее функционирования и развития выступает рынок, который  в туризме развивается очень  динамично. Ситуацию на туристском рынке можно охарактеризовать как переход от «рынка продавца» к «рынку покупателя». Об этом свидетельствуют следующие аспекты:

  • превышение предложения над спросом;
  • спрос все в большей степени определяет предложение;
  • высокая степень информированности потребителей;
  • возрастание требований к качеству предлагаемых на рынке услуг;
  • высокая степень конкуренции в борьбе за предпочтения потребителей.

     В условиях повышения требований к  ассортименту и качеству туристского  продукта, усиления конкуренции все  большее значение для туристских предприятий приобретает маркетинг.

     Глубина проработки отдельных аспектов маркетинга может быть различной в зависимости  от масштаба деятельности турфирмы, общей  стратегии ее развития и квалификации персонала.

     Усиление  конкуренции и повышение требований клиентов к туристским услугам приводят к тому, что все больше отечественных  туристских фирм обращаются к маркетингу, стремясь адаптироваться к изменениям внешней среды. В зависимости  от степени вовлеченности предприятий  в маркетинг можно выделить три уровня использования этой концепции:

  1. применение отдельных элементов маркетинга (реклама, стимулирование продаж, участие в выставках);
  2. использование отдельных взаимосвязанных методов и средств (например, сегментация рынка и исходя из этого — формирование туристского предложения);
  3. использование ориентации на рынок как способа мышленияпри принятии хозяйственных решений.

     Ориентация  на концепцию маркетинга предполагает удовлетворение выявленных нужд целевых  рынков. При этом основное внимание туристской фирмы должно быть сосредоточено  на постоянном наблюдении за состоянием целевого рынка, выявлении потребностей клиентуры и проведении комплекса маркетинговых мероприятий для их удовлетворения. При таком подходе фирма обеспечивает получение прибыли за счет создания максимальной потребительской удовлетворенности. Однако очень важно, чтобы концепция маркетинга осуществлялась на практике, а не просто провозглашалась. Часто турфирмы заявляют о применении в своей деятельности маркетинга, но на самом деле все сводится, скажем, к использованию рекламы или даже созданию службы маркетинга. Это само по себе еще не решает проблемы реального использования концепции маркетинга в деятельности фирмы. [19, с. 48] Если рассматривать маркетинг в туризме как систему, то нужно исходить из того, что она содержит в себе определенные составные части. (Рисунок 1.4). Процесс маркетинговой деятельности начинается с анализа рыночных возможностей. Их результатом является анализ исходной ситуации и конкретные рекомендации по определению перспектив деятельности турфирмы с учетом наиболее привлекательных направлений вложения капитала. На основе сопоставления выявленных рыночных возможностей с целями и ресурсами предприятия выделяются его маркетинговые возможности. [6] 
 
 
 
 

       

     

       

     

       

     

       
 

     

       
 

     Рисунок 1.4 Технология реализации концепции  маркетинга 

           Определение маркетинговых возможностей позволяет осуществить выбор наиболее перспективных целевых рынков туристской фирмы. Такой подход позволяет не распылять маркетинговые усилия, работая на весь рынок, а сосредоточить их на удовлетворении потребностей избранных групп клиентов, обслуживать которых предприятие в состоянии и ему это выгодно.

     Одна  из важнейших задач маркетинга состоит  в установлении максимально возможной  планомерности в деятельности туристского  предприятия. Это обеспечивается путем  выбора оптимальной маркетинговой стратегии. Тем самым уменьшается степень неопределенности и риска в маркетинговой деятельности и обеспечивается концентрация ресурсов на выбранных приоритетных направлениях. Стратегии конкретизируются в программах.

     Учитывая  чрезвычайную важность комплекса маркетинга в рамках общей маркетинговой  стратегии, разрабатываются частные  стратегии по всем его основным элементам:

     - продуктовая стратегия;

     - ценовая стратегия;

     - сбытовая стратегия;

     - коммуникационная стратегия.

     Продуктовая стратегия предусматривает разработку туристского продукта, в наибольшей степени соответствующего потребностям туристов, а также разработку и внедрение на рынок новых туристских услуг.

     Ценовая стратегия подразумевает определение поведения предприятия на рынке в расчете на длительную перспективу и ценовой тактики на более короткий период применительно к каждому туристскому продукту, а также конкретному сегменту рынка.

     Сбытовая  стратегия включает определение каналов, форм и методов доведения туристского продукта до потребителя.

     Коммуникационная  стратегия определяет целенаправленную деятельность туристской фирмы по распространению положительных сведений о себе и о своем продукте. К этой деятельности относятся реклама, стимулирование сбыта, личные продажи, пропаганда, а также участие в выставочных мероприятиях и формирование фирменного стиля. При разработке комплекса маркетинга в целом и частных стратегий по составляющим его элементам целесообразно руководствоваться следующими принципами:

  • последовательности, который обеспечивает согласование элементов комплекса маркетинга. Так, например, высокое качество туристского продукта должно сопровождаться качественной рекламой и безукоризненным обслуживанием клиентов;
  • взвешенного подхода, который предполагает исследование и учет чувствительности рынка к постоянно изменяющимся переменным, формирующим его конъюнктуру;
  • учета изменения бюджетных расходов, определяющего необходимость соблюдения бюджетной дисциплины и комплексности в планировании структуры комплекса маркетинга. Рациональность и разумное сочетание инструментов маркетинга для каждой конкретной ситуации на рынке должны быть основой эффективного использования средств предприятия. Поэтому для каждого сочетания элементов комплекса маркетинга целесообразно определить зависимость изменения объемов продаж от затрат на маркетинг, а также планировать калькуляцию затрат по всей структуре маркетинговых мероприятий.

     По  мере развития рыночных механизмов будут  развиваться возможности эффективного применения концепции, маркетинга. Ориентация на маркетинг как философию бизнеса  способствует постепенной перестройке  психологии сотрудников, пониманию  того, что успешная деятельность предприятия  в условиях рынка зависит от работы каждого, а не только работников службы маркетинга. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

2. Маркетинговый сравнительный анализ туристских предприятий

(на  примере ООО «Синдбад – турс» и ООО «Байкал Уикенд»») 

     2.1 Общая характеристика туристического  агентства «Синдбад - турс» 

      Всего в Иркутской области осуществляют деятельность 240 туристических фирм, из них туроператорскую деятельность осуществляют 49 туристических фирм, включенных в Единый Федеральный реестр туроператоров. Из них около двух десятков туристских фирм имеют опыт работы в сфере туризма свыше 10-15 лет.

      В данной работе будут рассмотрены  два туристических агенства г. Иркутска, одно из которых больше специализируется на выездном туризме, другое – на въездном.

     Туристское  агентство ООО «Синдбад - турс» начало свою работу в ноябре 2003 года и является одним из самых успешных в городе. Об этом свидетельствует большой поток клиентов, которые приобретают путевки выше среднего класса. Основной принцип работы ООО «Синдбад - турс» - высокий уровень сервиса и отличные предложения на рынке г. Иркутска и близ лежащих районов в сочетании цены и качества. В настоящее время предприятие имеет большой стаж работы, зарекомендовало себя как надежный партнер населения и предприятий города.

     Туристическое агентство осуществляет функции  розничной продажи единичных  туристских услуг и туров потребителю  – туристу или корпоративным  клиентам. С туроператором или  туристским агентством – оптовиком  его связывает договор агентирования, по которому могут быть предусмотрены  самые различные формы взаимодействия и взаиморасчетов в сфере финансов и даже определенное перераспределение  ответственности.                   ООО «Синдбад - турс» предлагает и продает отдельные услуги, туристские пакеты, приобретенные туроператором, комплекс различных услуг, не обязательно увязанных в пакет, например для индивидуальных туристов.

     ООО «Синдбад - турс» как турагентство - важнейшее звено в цепи участников процесса продажи туристского продукта. Оно связано с туроператором и оператором услуг телекоммуникационными компьютерными сетями, например глобальными международными и национальными сетями автоматизированного бронирования, которые предоставляют доступ агенту в мощные информационные базы данных и системы бронирования туристских услуг.

     Туристическое агентство ООО «Синдбад - турс» предлагает туры различного направления:

  1. Экскурсионные туры по России
  2. Пляжный отдых в экзотических странах: Тайланд, Турция, Хорватия, Египет, Индонезия, Арабские Эмираты, Китай (о. Хайнань)
  3. Туры в скандинавские страны
  4. Автобусные туры и отдых в Европе и др. индивидуальные туры по желанию потребителя.
  5. Авиа перелеты в любую точку мира

Информация о работе Маркетинговая деятельность предприятия на рынке туристических услуг