Автор: Пользователь скрыл имя, 16 Февраля 2012 в 17:40, курсовая работа
В настоящее время роль рынка услуг, как одного из важнейших секторов экономики, очень велика и актуальна. Это связано с усложнением производства, насыщением рынка новыми товарами, с быстрым ростом НТП. Все это невозможно без существования информационных, финансовых, страховых и других рынков услуг.
Факторы, стимулирующие глобализацию рынков услуг.
Характерная особенность производства услуг- их слабая до последнего времени вовлеченность в мирохозяйственный оборот, хотя со времен кругосветных путешествий Магеллана транспорт, а позднее связь и финансовые операции образуют каркас, инфраструктуру мирового рынка товаров, и каждый технический переворот в этих отраслях порождает, как правило, очередной прорыв в развитии системы международных хозяйственных связей. В ходе опережающего роста производства услуг на протяжении большей части прошлого века их участие в системе мирохозяйственных связей увеличивалось, но в сравнении с товарными потоками оставалось довольно скромным. В 1980 г. доля сферы услуг в мировом ВВП составляла 56%, тогда как в суммарном экспорте товаров и услуг — около 10 %.
В течение последних 25 лет ситуация кардинально меняется. Под воздействием ряда новых явлений сформировались условия для активной интеграции многих услуг в мировое хозяйственное пространство. Первостепенная роль в устранении или смягчении традиционно высоких барьеров на этом пути принадлежит научно-техническому прогрессу, прежде всего мощному прорыву в развитии информационно-коммуникационных технологий, приведшему к многосторонней трансформации производства услуг.
С позиций глобализации особенно важны делокализация (отрыв от национальной почвы) многих их видов, а также разрыв во времени производства услуги и ее потребления. Стало возможным накапливать, хранить и передавать услуги на расстояние, потреблять в разных формах и в любое время, в том числе в режиме реального времени. Многие виды сервиса приобрели способность быть объектами внешней торговли, а мировое хозяйственное пространство открылось для растущих потоков услуг телекоммуникаций, сфер финансов и образования, большого спектра деловых и профессиональных услуг и т.д.
Широкие перспективы для глобализации услуг открываются с развитием Интернета. Мировая сеть изначально имеет трансграничный характер, снимает пространственные и временные барьеры в международных контактах производителей и потребителей услуг. На ее основе формируется радикально новая модель их массового потребления. Объем операций неуклонно растет по мере увеличения доступа пользователей к услугам Интернета, повышения компьютерной грамотности населения, разработки принципов и норм правового регулирования сделок в специфической рыночной среде, принятия мер по защите интеллектуальной собственности и прав личности и т.п.
В новых условиях стремительно прогрессировали мобильные виды связи, ряд отраслей транспорта (прежде всего авиационный), финансовый сектор (увеличивалось число компаний, в том числе за счет вхождения на рынок мелких и средних фирм, расширялся набор услуг, существенно снижались цены на них). Технологические и институциональные сдвиги в рассматриваемых отраслях не только стимулировали трансграничную и другие формы торговли услугами, но и служили катализатором общего процесса глобализации, подводя под него более технологически продвинутую и экономически эффективную инфраструктуру.
Эффект рассмотренных и
Новые тенденции на мировых рынках услуг обусловлены, в конечном счете, крупными масштабами и глубокой многосторонней трансформацией этого сектора в последние 25-30 лет. Производство услуг составляет доминирующую или крупную часть современного хозяйства — в развитых странах его доля в ВВП и численности занятых достигла в начале века 70-80%, а в мировом ВВП -65%. Еще большее влияние на параметры глобализации оказывают структурные и качественные сдвиги в рассматриваемой сфере. На основе информационно-коммуникационных технологий, изменений в системе потребностей населения, усиления социально-гуманитарной направленности развития, повышения роли научного знания и человеческого капитала в составе источников экономического роста в последние 20-25 лет в отраслях сферы услуг произошла «тихая» революция, радикально преобразившая ее традиционный облик.
Если в прошлом ведущие
Примечательно, что рывок
Структурные аспекты глобализации услуг.
О
параметрах глобализации рынков услуг
обычно судят по трансграничной торговле.
Хотя
только за 1990-2003 гг. экспорт услуг увеличился
более чем в 2 раза, их доля в общей стоимости
экспорта товаров и услуг стабилизировалась
на уровне 20%'. Однако эти данные не дают
полного представления о динамике и масштабах
рассматриваемого процесса.
Во-первых, в них не учитывается
движение цен, а при
Во-вторых (и это
гораздо более важное обстоятельство),
сфера внешнеторговых операций на рынках
услуг не сводится к трансграничной торговле.
В отличие от товаров, поставки услуг на
мировой рынок осуществляются также путем
передвижения потребителей в страну, где
предоставляется услуги (потребление
за рубежом), учреждения поставщиком услуги
коммерческого присутствия (фирм, филиалов,
отделений) на территории других стран,
а также оказания услуг стране зарубежными
производителями- физическими лицами.
Специфика внешнеэкономических
операций на рынках услуг в
последние два десятилетия
Международный обмен услугами
интенсивно растет и за счет притока
иностранных производителей услуг - физических
лиц. Во многих государствах иностранная
рабочая сила составляет значительную
часть трудовых ресурсов. Доля иностранных
работников в общей численности занятых
достигла в Австралии 25%, Канаде и Новой
Зеландии-20%,Швейцарии-18%,
Прогресс в области высоких
технологий в ряде развитых
стран не в последнюю очередь
связан с массовым
По имеющимся оценкам, объемы внешнеторговых операций, связанные с перемещением потребителей, рабочей силы и с прямыми инвестициями, значительно превышают соответствующие показатели для трансграничной торговли. В США, например, поступления от импорта компьютерных услуг в форме временного найма иностранных специалистов составили в 2000г. 3,8 млрд. долл., превысив в 2 раза соответствующую выручку в трансграничной торговле.
В целом структура реализации услуг на внешнем рынке в конце прошлого века оценивалась следующим образом: трансграничная торговля - около 30%, выручка инофирм в зарубежных странах — более 50%, другие формы поставок услуг — 20%.
В приведенном анализе не учитывается практика «невидимых» сделок - межстрановых кооперационных соглашений фирм, их альянсов и партнерств по реализации совместных производственных и научных проектов. Этот быстро прогрессирующий род обмена нематериальными ценностями в статистике практически не отражается, но играет все более заметную роль в циркуляции в мировом масштабе научного знания, новых технологий, организационно-управленческого опыта и т.д.
Сдвиги в пропорциях между главными способами торговли услугами свидетельствуют о возрастающей зависимости основных параметров глобализации не столько от расширения трансграничной торговли, сколько от мобильности базовых факторов производства - трудовых ресурсов, капитала, научного знания.
Структура международного обмена услугами эволюционирует в русле основных мирохозяйственных закономерностей. В трансграничной торговле новые услуги высокого класса, преимущественно наукоемкие, заметно теснят традиционные виды. С 1990 по 2003 г. доля транспорта в стоимости экспорта коммерческих услуг уменьшилась с 29 до 23%, туризма - с 34 до 29%, тогда как удельный вес прочих услуг увеличился с 37 до 48%. Среди последних по динамике лидируют информационные и компьютерные услуги, различные виды консалтинга, финансовые услуги, инжиниринг, маркетинг, реклама и услуги культурно-развлекательного профиля. Туризм, несмотря на включение в мировой оборот новых услуг, негативное воздействие в последние годы терроризма и природных катаклизмов, остается крупной статьей международной торговли, удельный вес которой в экспорте ряда стран (Франции, Испании, США, Китая, Турции, Нидерландов) растет.
Динамику глобализации услуг и её основные направления во многом определяют США, превосходящие соперников по ключевым показателям (объемам торгового оборота, прямых иностранных инвестиций, набору и качеству предоставляемых услуг, доле их наукоемких видов) и в конечном итоге по конкурентоспособности. Ещё более значительны позиции страны в объеме прямых иностранных инвестиций, использовании иностранной рабочей силы и т.д. Это явилось результатом высокого уровня развития сферы услуг, наличия крупного, дифференцированного и либерального внутреннего рынка, первенства в освоении новых технологий и других направлений научного знания, в переходе экономики на постиндустриальную стадию.
Однако под натиском многочисленных конкурентов господство США, как и других развитых стран, на мировом рынке услуг явно ослабевает.
Проблемы и последствия глобализации услуг.
Мощных прорыв услуг на внешние рынки раздвигает рамки глобализации. Это происходит не только в результате стремительного увеличения числа участников рынка, возрастания объемов и разнообразия услуг и т.д., но и радикального изменения их функций. Если прежде услуги выполняли в основном вспомогательную роль, опосредуя движение товарной массы, то сегодня подавляющая часть выступает во внешнеэкономическом обороте в качестве самостоятельных объектов.
Глобальных рынок услуг повторяет путь, пройденных рынком товаров и развивается по тем же основным направлениям. Однако общая картина транснационализации услуг отличается крайней пестротой. Глубоко вросли в мировое хозяйство транспорт, коммуникации, финансовые отрасли, образуя его инфраструктуру и поставляя на рынки самостоятельный продукт. Активно глобализируются деловые и профессиональные услуги, прежде всего наукоемкие - информационные, компьютерные, консалтинговые, инженерно-строительные и ряд других. Намного прочнее укоренены в национальную почву социально-культурные, бытовые, юридические, ряд рекреационных услуг. В целом же, несмотря на впечатляющий прогресс, по уровню глобализации сектор услуг продолжает уступать материальной сфере.
Одна из причин лежит в сохранении для многих из них территориальной привязанности производства, его совпадении во времени с процессом потребления. Еще более важным фактором является специфика хозяйственной среды — сравнительно высокий уровень ограничений свободы предпринимательства в ряде отраслей. В одних он мотивируется необходимостью защиты потребителей от монополизма, обмана, мошенничества производителей, соблюдения прав личности, в других — целями обеспечения национальной безопасности, сохранения национальной и культурной идентичности.