Автор: Пользователь скрыл имя, 16 Февраля 2012 в 17:40, курсовая работа
В настоящее время роль рынка услуг, как одного из важнейших секторов экономики, очень велика и актуальна. Это связано с усложнением производства, насыщением рынка новыми товарами, с быстрым ростом НТП. Все это невозможно без существования информационных, финансовых, страховых и других рынков услуг.
Поэтому в сфере регулирования
торговли услугами следует
За период 1980 – 1997 гг. торговля услугами возросла в 3 раза, достигнув в 1997 г. 2605 млрд. долларов. В целом за последние два десятилетия темпы роста экспорта товаров и услуг опережали рост мирового валового продукта.
Годовые
темпы роста мировых
( в %)
Показатели | 1980 г. | 1985 г. | 1990 г. | 1995 г. | 1996 г. | 1997 г. |
ВВП | 3,0 | 2,0 | 2,7 | 2,1 | 2,6 | 2,9 |
Экспорт товаров | 4,7 | 0,1 | 11,4 | 19,7 | 2,6 | 2,0 |
Экспорт услуг | 5,4 | 2,5 | 20,8 | 13,5 | 5,0 | 1,9 |
1.3
Особенности рынка услуг
Рынок основан на системе экономических стимулов и санкций, которые исходят не от некоторого его руководящего органа, а от самого потребителя. Потребитель «голосует» своим рублем за и против данного товара, тем самым признавая или отрицая общественную значимость заключенного в нем труда. Рынок, как свидетельствует мировая практика, оказался наиболее гибкой и эффективной экономической системой, способной перестраиваться, приспосабливаться к изменяющимся внутренним и внешним условиям. Он представляет собой способ взаимодействия производителей и потребителей, основанный на децентрализованном, безличностном механизме ценовых сигналов.
Следует различать:
1.
Рынок эпохи свободной
2. Современные рыночные системы.
Рынок имеет преимущества, которые состоят в следующем:
— рынок играет важнейшую положительную роль в структуре экономики, а также обеспечивает своим субъектам реальную свободу;
—
рынок формирует «
— рынок создает постоянно действующие стимулы для повышения эффективности производства;
— рынок устанавливает строгую зависимость между реальным вкладом в создание продукта труда и размером получаемого дохода;
— рынок — это саморегулирующаяся система, способная удовлетворять потребности в благах и услугах на более высоком уровне;
— рынок базируется на принципе экономической целесообразности, производства (достижении максимальных результатов при минимальных затратах);
— рынок гарантирует общественную оценку результатов труда обособленных производителей. Недостатки рынка:
— не обеспечены правовые и общественные институты;
— отсутствие гарантий права на труд и доход;
— незаинтересованность в создании и развитии общественных товаров (все виды транспорта, просвещение);
— не способствует сохранности невоспроизводимых ресурсов, принадлежащих обществу;
— не в состоянии обеспечить стратегические задачи в области науки и техники;
— отсутствие механизма защиты окружающей среды.
Структура рынка по территориальному признаку подразделяется на :
- региональные рынки
- межрегиональные
- международные
- мировой рынок
В группу рынков товаров и услуг входят следующие виды рынков:
-
потребительских товаров
- услуг (транспортных, коммунальных, бытовых);
-
жилья и зданий
Прежде чем перейти
Рынок услуг - это экономические отношения между продавцами и покупателями услуг.
По сравнению с рынком товаров,
Динамика платных услуг населения в Украине, млн грн
1995 | 3 млрд 704 млн грн | |
1997 | 9,278 | |
2002 | 13,374 | |
По Крыму | По Севастополю | |
1995 | 335 | 29 |
1997 | 654 | 84 |
2002 | 902 | 130 |
Часто исследователи сферы
услуг сравнивают ее свойства
со свойствами материально-
представляют собой действие или процесс, они нематериальны, их невозможно хранить, их качество более изменчиво по сравнению с материально-вещественным товаром, а также то, что производство и потребление услуги одновременны. Например, так описываются свойства услуги в книге «Стандартизация и сертификация в сфере услуг»:
нематериальные;
Этот список не безоговорочен и далек от исчерпывающего, однако он хорошо демонстрирует необходимость оговорок при описании свойств услуги. Можно заметить, что в данном случае некоторые свойства сопровождаются замечаниями «как правило», «во многих случаях», «могут быть» и т.п.
Функции рынка услуг
- посредническая
- ценообразующая
- регулирующая
- стимулирующая
- информационная
- очистительная
Таким
образом, рынок сферы услуг имеет
свои определенные особенности по сравнению
с рынков товаров, но при этом его
функции аналогичны функциям любого
рынка.
2
Анализ функционирования рынка
услуг
2.1 Рынок информационных технологий и услуг
Рынок информационных технологий являются самым динамично развивающимся. Развитие информационных технологий позволит России выйти на лидирующие позиции в мире как по отрасли ИТ, так и по экономике в целом.