Маркетинг услуг

Автор: Пользователь скрыл имя, 16 Февраля 2012 в 17:40, курсовая работа

Описание работы

В настоящее время роль рынка услуг, как одного из важнейших секторов экономики, очень велика и актуальна. Это связано с усложнением производства, насыщением рынка новыми товарами, с быстрым ростом НТП. Все это невозможно без существования информационных, финансовых, страховых и других рынков услуг.

Работа содержит 1 файл

kyrsovik.doc

— 403.00 Кб (Скачать)

     В рыночном хозяйстве принято выделять четыре макросектора: потребительских благ, средств производства, труда, денег и ценных бумаг. Современное производство немыслимо без функционирования пятого сектора - рынка информации. Рынок информации включает такие сектора, как коммуникации, образование, научно-технические исследования, печать, кино, реклама, управленческая деятельность и т. д.

            Многие годы и десятилетия  в нашей стране считалось, что  самое главное - это производство продуктов, материальных благ и куда ниже по общественной значимости - производство услуг.

     Так мы и жили, реализуя Самую Передовую  теорию, производя самые тяжелые  станки и самые крупные транзисторы, имея самую высокую занятость в сфере материального производства и одну из самых низких зарплат в области культуры, образования и здравоохранения, с высоких принципиальных  позиций обсуждая проблему: производителен ли труд в непроизводственной сфере? Все, кажется, шло хорошо - и темпы были, и теория осуществлялась на практике, как «вдруг» очевидным стало утверждение, что страна сдвигается к обочине мировой цивилизации.

             В свою очередь  рынок информационных  товаров и услуг является сегодня  самым динамично  развивающимся.  Информационный бизнес, ставший  одним из наиболее прибыльных  и перспективных,  привлекает все больше и больше фирм. Информационные потребности разных уровней  растут быстрыми темпами, что расширяет  возможности  информационного  обмена, ведет к появлению все новых информационных продуктов, стимулирует развитие всех видов информационной деятельности.

          Что же  касается  российской  экономики, то рынок информации  еще только формируется. Перспективы  развития  информационного рынка   в нашей стране  во многом  зависят  от продуманной и   взвешенной  государственной политики  в этой области. Кроме того,  именно государство должно  обеспечивать  производство тех информационных продуктов, которые остаются вне сферы  рынка.

           Опыт  многих  развивающихся стран   показывает, что приоритетное  развитие  информационного производства в  силу  стратегического характера  информационных  ресурсов в развитии современного общества позволило  многим  государствам преодолеть  огромный разрыв в уровне экономического  и социального развития по сравнению с развитыми странами.

           Усиление конкуренции  на информационном  рынке повлекло за собой  как снижение затрат на производство многих информационных товаров, так и снижение цен на рынке информации.

            Вместе с ростом числа производителей  на информационном рынке расширяется  круг предлагаемых товаров и  услуг,  повышается качество продукции и обслуживания, т. е. производство становится  более мобильным и гибким, что отвечает самому характеру  информационных товаров.

     Таким образом, на рынке информации  четко  проявились основные тенденции структурных  изменений и смены  приоритетов  регулирования,  происходившие  в последнее время в развитых странах. В этой связи остановимся на такой черте, характерной для стран  с высоким уровнем  экономического и социального развития, как  формирование  так называемого  бесприбыльного сектора экономики. Некоммерческие  информационные  службы составляют  значительную часть  этого сектора (библиотеки, научно-исследовательские учреждения,  издательские фирмы, профессиональные общества, правовые службы и т. д.). Среди  экономических концепций,  объясняющих причины возникновения и развития этого сектора, выделяются, например,  теории коллективных благ и услуг, неэффективности рыночного механизма, потребительского контроля.

         Тенденции развития рынка информационных  технологий

     

     Рисунок  1 — Ведущие фирмы-поставщики ПК на мировом рынке в 2002 г.

     В первую пятерку крупнейших поставщиков  ПК в мире [36], вошли, помимо Dell и НР, компании IBM с 5,9% рынка, Fujitsu Siemens с 4,3% и NEC с 3,3%. В Gartner отдельно учитывали доли рынка Fujitsu и Fujitsu Siemens, что позволило включить в пятерку лидеров NEC и Toshiba. Однако в этом рейтинге учитывались объемы поставок в единицах продукции, а не в денежном исчислении, что не гарантирует производителям ПК большой прибыли. Специалисты отмечают, что в последнее время компании сокращали инвестиции в высокие технологии из-за неясных перспектив экономики и ухудшения корпоративных показателей, и пока они не собираются увеличивать вложения в ИТ-сектор.

     В 2003-2004  гг. динамика поставок на мировой рынок компьютерной техники выглядит следующим образом, практически вся пятерка  лидеров продемонстрировала рост поставок (таблица 1). В особенности большой рост поставок отмечается у компании Acer — 30,7%, Dell — 22,5%, Fujitsu Siemens — 19,3%. Компания Dell потеснила с первого места компанию HP в 2003 г. c рыночной доли 17,2% против 16,1% у HP в 2002 г. Всего же объем поставок вырос в среднем на 15,5%. 

     Таблица 1  объемы поставок на мировой рынок  ПК [8] 

     Производитель      2003 г.       2004 г.       Рост  объема поставок, % 
     Объем поставок, тыс. шт.       Рыночная  доля, %       Объем поставок, тыс. шт.       Рыночная  доля, %   
     Dell       5929       17,2       7264       18,3       22,5 
     HP       5399       15,7       6229       15,7       15,4 
     IBM       2183       6,3       2565       6,5       17,5 
     Fujitsu Siemens       1275       3,7       2521       3,8       19,3 
     Acer       971       2,8       1269       3,2       30,7 
     Остальные       18 650       54,2       20 885       52,6       12,0 
     Всего       34 408       100,0       39 733       100,0       15,5 
 

     рисунок  4  — Рост спроса на компьютеры в  Восточной Европе в 2002 г

       

     Рисунок  5 — основные компании-поставщики  компьютерной технике в Европе

     

       Рисунок  6. Распределение мирового рынка операционных систем на конец 2002 г.

     Рынок ИТ-оборудования России демонстрирует рост во всех сегментах (таблица 2); при этом основные особенности его развития состоят в следующем:

  • рост российского рынка ИТ происходит на фоне замедления общемирового потребления;
  • основной спрос формируют корпоративные клиенты, однако в будущем будут расти потребности со стороны администраций регионов и розничной торговли;
  • рост потребления может замедлиться по мере увеличения ценового давления.

     Проанализировав сегменты ИТ-рынка в России можно  увидеть, что все сегменты  рынка  демонстрируют уверенный рост по сравнению с 2002 г. Самый большой рост наблюдается в сфере интернет-торговле — 53,4%, разработке программного обеспечения (ПО) —51,9%, консультирование в ИТ 50,4% Самые крупные сегменты рынка Интеграция — около 4,3 млрд. руб., рост —35,7%, смешанный бизнес — около 3,5 млрд. руб., рост — 34,4%, дистрибуция компьютерной техники  — около 3,5  млрд. руб., рост — 32,6% (таблица 2). 

     Таблица  2 Рост сегментов ИТ-рынка в России[12]

     Сегмент рынка ИТ      Оборот  в           1000 тыс. руб., 2003 г.      Оборот в            1000 тыс. руб., 2002 г.      Рост %
     Интернет-торговля      130 877      85 292      53,4
     Разработка  ПО      682 240      449 189      51,9
     Консультирование  в ИТ      43 750      29 088      50,4
     Интеграция      4 323 167      3 184 982      35,7
     Смешанный бизнес (группы компаний)      3 511 549      2 613 541      34,4
     Дистрибуция компьютерной техники      3 490 497      2 632 795      32,6
     Дистрибуция телекоммуникационного оборудования      276 192      220 607      25,2
     Производство  компьютерной техники      399 489      351 022      13,8

     Анализ  долей рынка ИТ по  регионам России показывает, что лидирующие позиции занимает центральный регион — 46%, северо-западный — 19%, сибирский 11%  и Уральский 10% (рисунок 8)

     Анализируя  тенденции мирового рынка ИТ можно  подвести следующие итоги:

  • Анализ мирового рынка компьютерной техники показывает, рост рынка происходит в Основном в Азиатских странах. Связано это с тем, что рынки компьютерной техники в странах Европы, и США уже перенасыщены. в Азии много развивающихся стран, которым требуется для развития экономики все больше и больше компьютерной техники. Лидером по потреблению компьютерной техники является Китай - 43%, Южная Корея – 16%, Индия - 9% (Рисунок 2)
  • Основные поставщики компьютерной техники по итогам 2004 г. являются компании Dell – 18,3% , HP – 15,7% , IBM – 6,5% , Fujitsu Siemens – 3,8%, Acer – 3,2%
  • Несмотря на то, что рынок информационных технологий в России развивается в настоящее время достаточно высокими темпами, его доля в структуре ВВП не высока (не многим более 1%). В то время как в США и Канаде она равна 4%, в Западной Европе — 2,5% ВВП. Если текущие тенденции развития отрасли информационных технологий и макроэкономических показателей развития российской экономики в целом (около 7% роста ВВП в год) сохранятся, то Россия сможет приблизиться к показателям Западной Европы не ранее, чем к 2009 году. Тогда доля информационных технологий в ВВП РФ сможет достичь 2%.
  • В то время как абсолютные цифры развития сектора России говорят о потенциальном росте более чем на 200% с 2003 по 2010 гг., относительные цифры говорят об отставании развития сектора по сравнению с текущей ситуацией в развитых странах. Для достижения к 2010 г. аналогичного с сегодняшними показателями Западной Европы уровня в 2,5% от ВВП темпы роста отечественного ИТ-сектора в течение 2004–2010 гг. должны составлять в среднем 20–22% в год.
 

     2.2 Глобализация рынков услуг: динамика  и основные тенденции 

     Динамичный  прорыв услуг на мировые рынки в течение последних 25 лет является одним из наиболее значимых новых явлений в современной экономике. Это многоплановый процесс, обусловленный структурной сложностью рынков услуг, который имеет ярко выраженную отраслевую специфику. По классификации ВТО, на мировом рынке насчитывается более 155 видов услуг и среди них такие разнородные, как транспортные, коммуникационные, торговые, бытовые, информационные, услуги здравоохранения, образования и т.д. Рассмотрим общие для многих услуг направления, формы и проблемы глобализации в контексте основных мирохозяйственных тенденций.

Информация о работе Маркетинг услуг