Автор: Пользователь скрыл имя, 16 Февраля 2012 в 17:40, курсовая работа
В настоящее время роль рынка услуг, как одного из важнейших секторов экономики, очень велика и актуальна. Это связано с усложнением производства, насыщением рынка новыми товарами, с быстрым ростом НТП. Все это невозможно без существования информационных, финансовых, страховых и других рынков услуг.
В рыночном хозяйстве принято выделять четыре макросектора: потребительских благ, средств производства, труда, денег и ценных бумаг. Современное производство немыслимо без функционирования пятого сектора - рынка информации. Рынок информации включает такие сектора, как коммуникации, образование, научно-технические исследования, печать, кино, реклама, управленческая деятельность и т. д.
Многие годы и десятилетия в нашей стране считалось, что самое главное - это производство продуктов, материальных благ и куда ниже по общественной значимости - производство услуг.
Так мы и жили, реализуя Самую Передовую теорию, производя самые тяжелые станки и самые крупные транзисторы, имея самую высокую занятость в сфере материального производства и одну из самых низких зарплат в области культуры, образования и здравоохранения, с высоких принципиальных позиций обсуждая проблему: производителен ли труд в непроизводственной сфере? Все, кажется, шло хорошо - и темпы были, и теория осуществлялась на практике, как «вдруг» очевидным стало утверждение, что страна сдвигается к обочине мировой цивилизации.
В свою очередь рынок
Что же касается российской
экономики, то рынок
Опыт многих развивающихся стран
показывает, что приоритетное развитие
информационного производства
Усиление конкуренции на
Вместе с ростом числа
Таким образом, на рынке информации четко проявились основные тенденции структурных изменений и смены приоритетов регулирования, происходившие в последнее время в развитых странах. В этой связи остановимся на такой черте, характерной для стран с высоким уровнем экономического и социального развития, как формирование так называемого бесприбыльного сектора экономики. Некоммерческие информационные службы составляют значительную часть этого сектора (библиотеки, научно-исследовательские учреждения, издательские фирмы, профессиональные общества, правовые службы и т. д.). Среди экономических концепций, объясняющих причины возникновения и развития этого сектора, выделяются, например, теории коллективных благ и услуг, неэффективности рыночного механизма, потребительского контроля.
Тенденции развития рынка
Рисунок 1 — Ведущие фирмы-поставщики ПК на мировом рынке в 2002 г.
В первую пятерку крупнейших поставщиков ПК в мире [36], вошли, помимо Dell и НР, компании IBM с 5,9% рынка, Fujitsu Siemens с 4,3% и NEC с 3,3%. В Gartner отдельно учитывали доли рынка Fujitsu и Fujitsu Siemens, что позволило включить в пятерку лидеров NEC и Toshiba. Однако в этом рейтинге учитывались объемы поставок в единицах продукции, а не в денежном исчислении, что не гарантирует производителям ПК большой прибыли. Специалисты отмечают, что в последнее время компании сокращали инвестиции в высокие технологии из-за неясных перспектив экономики и ухудшения корпоративных показателей, и пока они не собираются увеличивать вложения в ИТ-сектор.
В 2003-2004 гг. динамика поставок на мировой рынок компьютерной техники выглядит следующим образом, практически вся пятерка лидеров продемонстрировала рост поставок (таблица 1). В особенности большой рост поставок отмечается у компании Acer — 30,7%, Dell — 22,5%, Fujitsu Siemens — 19,3%. Компания Dell потеснила с первого места компанию HP в 2003 г. c рыночной доли 17,2% против 16,1% у HP в 2002 г. Всего же объем поставок вырос в среднем на 15,5%.
Таблица 1 объемы поставок на мировой рынок ПК [8]
Производитель | 2003 г. | 2004 г. | Рост объема поставок, % | ||
Объем поставок, тыс. шт. | Рыночная доля, % | Объем поставок, тыс. шт. | Рыночная доля, % | ||
Dell | 5929 | 17,2 | 7264 | 18,3 | 22,5 |
HP | 5399 | 15,7 | 6229 | 15,7 | 15,4 |
IBM | 2183 | 6,3 | 2565 | 6,5 | 17,5 |
Fujitsu Siemens | 1275 | 3,7 | 2521 | 3,8 | 19,3 |
Acer | 971 | 2,8 | 1269 | 3,2 | 30,7 |
Остальные | 18 650 | 54,2 | 20 885 | 52,6 | 12,0 |
Всего | 34 408 | 100,0 | 39 733 | 100,0 | 15,5 |
рисунок 4 — Рост спроса на компьютеры в Восточной Европе в 2002 г
Рисунок 5 — основные компании-поставщики компьютерной технике в Европе
Рисунок 6. Распределение мирового рынка операционных систем на конец 2002 г.
Рынок ИТ-оборудования России демонстрирует рост во всех сегментах (таблица 2); при этом основные особенности его развития состоят в следующем:
Проанализировав сегменты ИТ-рынка в России можно увидеть, что все сегменты рынка демонстрируют уверенный рост по сравнению с 2002 г. Самый большой рост наблюдается в сфере интернет-торговле — 53,4%, разработке программного обеспечения (ПО) —51,9%, консультирование в ИТ 50,4% Самые крупные сегменты рынка Интеграция — около 4,3 млрд. руб., рост —35,7%, смешанный бизнес — около 3,5 млрд. руб., рост — 34,4%, дистрибуция компьютерной техники — около 3,5 млрд. руб., рост — 32,6% (таблица 2).
Таблица
2 Рост сегментов ИТ-рынка в России[
Сегмент рынка ИТ | Оборот в 1000 тыс. руб., 2003 г. | Оборот в 1000 тыс. руб., 2002 г. | Рост % |
Интернет-торговля | 130 877 | 85 292 | 53,4 |
Разработка ПО | 682 240 | 449 189 | 51,9 |
Консультирование в ИТ | 43 750 | 29 088 | 50,4 |
Интеграция | 4 323 167 | 3 184 982 | 35,7 |
Смешанный бизнес (группы компаний) | 3 511 549 | 2 613 541 | 34,4 |
Дистрибуция компьютерной техники | 3 490 497 | 2 632 795 | 32,6 |
Дистрибуция
телекоммуникационного |
276 192 | 220 607 | 25,2 |
Производство компьютерной техники | 399 489 | 351 022 | 13,8 |
Анализ долей рынка ИТ по регионам России показывает, что лидирующие позиции занимает центральный регион — 46%, северо-западный — 19%, сибирский 11% и Уральский 10% (рисунок 8)
Анализируя тенденции мирового рынка ИТ можно подвести следующие итоги:
2.2
Глобализация рынков услуг:
Динамичный прорыв услуг на мировые рынки в течение последних 25 лет является одним из наиболее значимых новых явлений в современной экономике. Это многоплановый процесс, обусловленный структурной сложностью рынков услуг, который имеет ярко выраженную отраслевую специфику. По классификации ВТО, на мировом рынке насчитывается более 155 видов услуг и среди них такие разнородные, как транспортные, коммуникационные, торговые, бытовые, информационные, услуги здравоохранения, образования и т.д. Рассмотрим общие для многих услуг направления, формы и проблемы глобализации в контексте основных мирохозяйственных тенденций.