Автор: Пользователь скрыл имя, 29 Ноября 2011 в 00:46, курсовая работа
Маркетинг играет организационную роль в производственной сфере экономики. Разумеется, любая компания прежде всего должны иметь возможность производить продукт. Но если они не организуют его маркетинг, то обречены на гибель, так как нет смысла производить продукт, который нельзя будет продать на рынке.
Маркетинговая деятельность важна не только для производителя, но и для потребителя, а также для правительства, поскольку на каждой стадии распространения продукта оно может взимать налоги с тех, кто занимается маркетингом и получает прибыль.
Поэтому маркетинговая деятельность – это деятельность, прежде всего ориентированная на перспективу. В этом заинтересован как потребитель, так и производитель. В фирмах используются специфические методы в области осуществления текущей и перспективной маркетинговой деятельности.
Характер, формы и методы маркетинга имеют существенные различия в зависимости от вида продукта, на который направлена эта деятельность. Так, при поставках сложного оборудования, комплектных предприятий отношения между производителем и потребителем носят длительный, устойчивый характер; они начинаются задолго до заключения коммерческого контракта и продолжаются многие годы после пуска предприятия в эксплуатацию либо на условиях гарантийного технического обслуживания, либо проведения обслуживания за дополнительную плату.
Поскольку производитель продукции всегда рискует в отношении конечного результата своей деятельности, то чем точнее используемые им методы изучения потребностей спроса рынка, т.е. чем полнее и эффективнее поставлена маркетинговая деятельность, тем более прочно и стабильно положение производителя на рынке [6]. Отсюда: для каждой фирмы особое значение приобретают вопросы тщательного изучения рынка с целью выявления "ниши", т.е. поиск продукта и покупателя, потребности которого не покрываются конкурирующими фирмами, или "ниши", где конкурент закрепился недостаточно прочно и можно его потеснить за счет внедрения на рынок более перспективной эффективной продукции, обладающей лучшим качеством и надежностью. Поскольку в условиях научно-технической революции происходят существенные сдвиги в науке и технике, выживает тот, кто быстрее адаптируется к этим изменениям – перейдет на производство и потребление наиболее эффективной и новейшей продукции (прежде всего это касается машин и оборудования, но и сложные товары личного спроса здесь также занимают не последнее место).
Таким образом, все функции управления пронизывает целенаправленный подход к решению главной задачи: создание и производство качественной, конкурентоспособной продукции с минимальными издержками в целях получения заранее определенного уровня прибыли (устойчивой сверхприбыли, максимальной прибыли и т.д.).
Исключительное
значение в современных условиях,
в особенности при выходе на внешние
рынки, имеет осуществление
Такой
анализ проводится самой фирмой и
независимыми аудиторами, его результаты
отражаются в ежегодно публикуемых годовых
отчетах фирмы, представляемых к обсуждению
на собрании акционеров. В годовых отчетах
приводятся данные об итогах деятельности
каждого хозяйственного подразделения
фирмы независимо от того, в какой юридической
форме оно существует. Публикуются и баланс
фирмы (материнской компании или консолидированный,
включающий показатели по всем дочерним
компаниям), счет прибылей и убытков (обычно
за текущий год и за предыдущие пять лет).
Годовые отчеты фирм доступны для ознакомления
не только акционерам, но и фирмам-контрагентам,
любым заинтересованным лицам бесплатно.
1.3. Стратегическое определение бизнеса и оптимизация производственной программы.
Опыт многих преуспевающих предприятий развитых промышленных стран показывает, что в условиях рынка с его жесткой конкуренцией планирование производственно — хозяйственной деятельности предприятий является важнейшим условием их выживаемости, экономического роста и процветания. Среди многих факторов правильное формирование структуры и содержания производственной программы является определяющим для оптимального планирования производственной деятельности предприятия.
Одним из наиболее эффективных средств планирования, позволяющим организовать производство с нацеленностью его на максимальную эффективность и, одновременно, на удовлетворение потребительского спроса, является оптимизация производственной программы и производственных ресурсов, необходимых для ее реализации. Производственная программа, как документ, определяющий количество единиц продукции в натуральном и стоимостном выражении, которое предполагается произвести на данном предприятии, направлена на удовлетворение платежеспособного спроса и поддержание определенного объема товарных запасов продукции [17]. В процессе развития в Беларуси рыночных отношений, в условиях усиливающейся конкуренции возрастает значение научно-обоснованной и высокоэффективной производственной программы предприятия.
В разное время решением вопросов оптимизации планов производства занимались такие отечественные и зарубежные исследователи как А.Г. Аганбегян, К.А. Багриловский, А.К. Казанцев, Г.А. Краюхин, Ю.А. Львов, B.C. Немчинов, В.В. Новожилов, В.В. Кобзев, И. Ансофф, Ф. Котлер, Р. Коуз, и многие другие. Однако, анализ экономической литературы и исследования деятельности предприятий, показывают, что далеко не все аспекты названной проблемы разработаны как теоретически, так и методически. До сих пор не найдено адекватной современным условиям хозяйствования комплексной модели и технологии формирования оптимальной структуры ассортимента, соответствующей особенностям функционирования предприятий в современных условиях. Вместе с тем эффективность ассортиментной политики предприятия в условиях рынка давно уже стала важнейшим фактором его развития. Это обусловлено в частности тем, что при прежних условиях хозяйствования предприятия имели ограниченные возможности самостоятельной разработки производственной программы, поскольку она, как правило, в значительной степени детально задавалась вышестоящей организацией.
Таким образом, в настоящее время возникает необходимость в новых подходах к формированию плана производства на предприятиях, чтобы планируемая структура выпуска продукции, с одной стороны, максимально полно удовлетворяла бы требованиям потребителей, а с другой, обеспечивши бы предприятию возможность достижения максимальных конечных результатов его деятельности с учетом внутренних и внешних ограничений. В связи с этим возникает необходимость определения понятия оптимальной структуры производства продукции.
Под оптимальной структурой производства предлагается понимать такую структуру, которая в максимальной степени соответствует сложившемуся на рынке уровню спроса, и в тоже время обеспечивает максимально возможные значения конечных целевых результатов производственно-хозяйственной деятельности предприятия – объемов продаж, прибыли и рентабельности, определяя тем самым получение максимально возможных фондов оплаты труда и экономического стимулирования [15]. Под оптимизацией тогда следует понимать поиск варианта производственной программы, обеспечивающей наибольшее приближение к абсолютному максимуму дохода. Абсолютный максимум в условиях рынка достигается предприятием, при прочих равных условиях, на основе наиболее полного и эффективного удовлетворения спроса и быстрого реагирования на его изменения.
На
большинстве предприятий
Очевидно, что без преобразований в системе планирования и управления производственно-хозяйственной и инвестиционной деятельностью предприятий одни лишь изменения на макроуровне не могут привести к решению всех накопившихся проблем. Итоги предыдущих лет проведения реформ убедительно свидетельствуют о необходимости внесения существенных корректив в этот курс и перенесении акцента в проводимых преобразованиях в сферу деятельности предприятий, укрепляя фундамент всей экономики, ее основное звено - предприятие, на котором базируется благополучие общества.
Ход общественного производства в целом реально зависит от эффективности конкретных производств, от итогов деятельности всей массы предприятий.
Эффективность производства реализуется в процессе его функционирования. Функционирование производственных систем - это упорядоченные процессы производства, распределения, обмена и потребления в рамках существующей структуры системы, а также внешних и внутренних условий [13].
Основными
направлениями решения проблемы
повышения эффективности
1)
оптимальное планирование и
2)
повышение
3)
совершенствование
-
результатом производства
- затраты материальных, энергетических, информационных, трудовых и финансовых ресурсов на единицу продукта труда являются предельно экономичными;
-
в процессе производства
-
в процессе производства и
реализации продукта труда
Чем
лучше используются возможности
системы производить при
Разработанная в СССР теория экономической эффективности, от которой в настоящее время многие исследователи пытаются отречься, различает, как известно, народнохозяйственный (глобальный) подход к проведению экономического обоснования, когда выбор оптимальных вариантов производится с позиции государственных интересов, и хозрасчетный (локальный) подход, который ориентируется на приоритеты интересов отдельного предприятия [18]. Многочисленные попытки согласования государственных и частных экономических интересов в прежних условиях хозяйствования не привели к достаточно высоким положительным результатам.
Однако подход, при котором прибыль рассматривается как основной и единственный показатель эффективного функционирования и развития производственных систем, тоже представляется не вполне правомочным. Прибыль является лишь одним из показателей экономических результатов деятельности производства, определяющих экономическую эффективность [13]. В тоже время необходимо также учитывать взаимосвязь между экономическим результатом и факторами производительного труда и развития производства. Поэтому основной целью и задачей производства в социально ориентированной рыночной экономике должно быть обеспечение эффективного функционирования и развития производственных систем, результатом которого являются прибыль и продукт труда, удовлетворяющий общественную потребность.
Развитие рыночных отношений заставляет по иному взглянуть на согласование интересов государства и отдельных субъектов. Причем проблема приняла более сложный характер. Это объясняется тем, что появление организационных структур, типа коммерческих банков, инвестиционных фондов, холдинговых и страховых компаний требует решения проблемы не только в традиционных отношениях «народное хозяйство - предприятие», но и во вновь появившихся, где в качестве инвестора выступает не государство, а вышеуказанные коммерческие структуры.
Разработка производственной программы занимает центральное место в планировании текущей деятельности организации. Она представляет собой основной раздел перспективного и годового бизнес-плана развития предприятия, в котором определяются объем изготовления и выпуска продукции
Механизм
планирования на уровне предприятия
основывается на взаимодействии процессов
микроэкономического
Информация о работе Маркетинг как специфическая функция управления предприятием