Маркетинг как специфическая функция управления предприятием

Автор: Пользователь скрыл имя, 29 Ноября 2011 в 00:46, курсовая работа

Описание работы

Маркетинг играет организационную роль в производственной сфере экономики. Разумеется, любая компания прежде всего должны иметь возможность производить продукт. Но если они не организуют его маркетинг, то обречены на гибель, так как нет смысла производить продукт, который нельзя будет продать на рынке.

Маркетинговая деятельность важна не только для производителя, но и для потребителя, а также для правительства, поскольку на каждой стадии распространения продукта оно может взимать налоги с тех, кто занимается маркетингом и получает прибыль.

Работа содержит 1 файл

Маркетинг как специфическая функция управления.doc

— 254.00 Кб (Скачать)

     Поэтому маркетинговая деятельность – это деятельность, прежде всего ориентированная на перспективу. В этом заинтересован как потребитель, так и производитель. В фирмах используются специфические методы в области осуществления текущей и перспективной маркетинговой деятельности.

     Характер, формы и методы маркетинга имеют  существенные различия в зависимости от вида продукта, на который направлена эта деятельность. Так, при поставках сложного оборудования, комплектных предприятий отношения между производителем и потребителем носят длительный, устойчивый характер; они начинаются задолго до заключения коммерческого контракта и продолжаются многие годы после пуска предприятия в эксплуатацию либо на условиях гарантийного технического обслуживания, либо проведения обслуживания за дополнительную плату.

     Поскольку производитель продукции всегда рискует в отношении конечного результата своей деятельности, то чем точнее используемые им методы изучения потребностей спроса рынка, т.е. чем полнее и эффективнее поставлена маркетинговая деятельность, тем более прочно и стабильно положение производителя на рынке [6]. Отсюда: для каждой фирмы особое значение приобретают вопросы тщательного изучения рынка с целью выявления "ниши", т.е. поиск продукта и покупателя, потребности которого не покрываются конкурирующими фирмами, или "ниши", где конкурент закрепился недостаточно прочно и можно его потеснить за счет внедрения на рынок более перспективной эффективной продукции, обладающей лучшим качеством и надежностью. Поскольку в условиях научно-технической революции происходят существенные сдвиги в науке и технике, выживает тот, кто быстрее адаптируется к этим изменениям – перейдет на производство и потребление наиболее эффективной и новейшей продукции (прежде всего это касается машин и оборудования, но и сложные товары личного спроса здесь также занимают не последнее место).

     Таким образом, все функции управления пронизывает целенаправленный подход к решению главной задачи: создание и производство качественной, конкурентоспособной продукции с минимальными издержками в целях получения заранее определенного уровня прибыли (устойчивой сверхприбыли, максимальной прибыли и т.д.).

     Исключительное  значение в современных условиях, в особенности при выходе на внешние  рынки, имеет осуществление строжайшего  контроля за качеством выпускаемой продукции, реализацией мероприятий по организации сбыта, послепродажному техническому обслуживанию, предоставлению технических и других услуг, проведению рекламных кампаний. Цель всех этих мероприятий, относящихся к организации и технике коммерческих операций, – доведение маркетинговой деятельности до логического конца - получения конечного результата [1]. В то же время это свидетельствует о том, насколько правильно были составлены программа маркетинга и план-бюджет на текущий год и насколько успешно они были реализованы. Главный критерий оценки – достижение поставленных целей: получение максимальной и устойчивой прибыли, прочное закрепление на рынке или проникновение на новые рынки.

     Такой анализ проводится самой фирмой и  независимыми аудиторами, его результаты отражаются в ежегодно публикуемых годовых отчетах фирмы, представляемых к обсуждению на собрании акционеров. В годовых отчетах приводятся данные об итогах деятельности каждого хозяйственного подразделения фирмы независимо от того, в какой юридической форме оно существует. Публикуются и баланс фирмы (материнской компании или консолидированный, включающий показатели по всем дочерним компаниям), счет прибылей и убытков (обычно за текущий год и за предыдущие пять лет). Годовые отчеты фирм доступны для ознакомления не только акционерам, но и фирмам-контрагентам, любым заинтересованным лицам бесплатно.  

1.3. Стратегическое определение бизнеса и оптимизация производственной программы.

     Опыт  многих преуспевающих предприятий  развитых промышленных стран показывает, что в условиях рынка с его жесткой конкуренцией планирование производственно — хозяйственной деятельности предприятий является важнейшим условием их выживаемости, экономического роста и процветания. Среди многих факторов правильное формирование структуры и содержания производственной программы является определяющим для оптимального планирования производственной деятельности предприятия.

     Одним из наиболее эффективных средств  планирования, позволяющим организовать производство с нацеленностью его  на максимальную эффективность и, одновременно, на удовлетворение потребительского спроса, является оптимизация производственной программы и производственных ресурсов, необходимых для ее реализации. Производственная программа, как документ, определяющий количество единиц продукции в натуральном и стоимостном выражении, которое предполагается произвести на данном предприятии, направлена на удовлетворение платежеспособного спроса и поддержание определенного объема товарных запасов продукции [17]. В процессе развития в Беларуси рыночных отношений, в условиях усиливающейся конкуренции возрастает значение научно-обоснованной и высокоэффективной производственной программы предприятия.

     В разное время решением вопросов оптимизации  планов производства занимались такие  отечественные и зарубежные исследователи как А.Г. Аганбегян, К.А. Багриловский, А.К. Казанцев, Г.А. Краюхин, Ю.А. Львов, B.C. Немчинов, В.В. Новожилов, В.В. Кобзев, И. Ансофф, Ф. Котлер, Р. Коуз, и многие другие. Однако, анализ экономической литературы и исследования деятельности предприятий, показывают, что далеко не все аспекты названной проблемы разработаны как теоретически, так и методически. До сих пор не найдено адекватной современным условиям хозяйствования комплексной модели и технологии формирования оптимальной структуры ассортимента, соответствующей особенностям функционирования предприятий в современных условиях. Вместе с тем эффективность ассортиментной политики предприятия в условиях рынка давно уже стала важнейшим фактором его развития. Это обусловлено в частности тем, что при прежних условиях хозяйствования предприятия имели ограниченные возможности самостоятельной разработки производственной программы, поскольку она, как правило, в значительной степени детально задавалась вышестоящей организацией.

     Таким образом, в настоящее время возникает необходимость в новых подходах к формированию плана производства на предприятиях, чтобы планируемая структура выпуска продукции, с одной стороны, максимально полно удовлетворяла бы требованиям потребителей, а с другой, обеспечивши бы предприятию возможность достижения максимальных конечных результатов его деятельности с учетом внутренних и внешних ограничений. В связи с этим возникает необходимость определения понятия оптимальной структуры производства продукции.

     Под оптимальной структурой производства предлагается понимать такую структуру, которая в максимальной степени соответствует сложившемуся на рынке уровню спроса, и в тоже время обеспечивает максимально возможные значения конечных целевых результатов производственно-хозяйственной деятельности предприятия – объемов продаж, прибыли и рентабельности, определяя тем самым получение максимально возможных фондов оплаты труда и экономического стимулирования [15]. Под оптимизацией тогда следует понимать поиск варианта производственной программы, обеспечивающей наибольшее приближение к абсолютному максимуму дохода. Абсолютный максимум в условиях рынка достигается предприятием, при прочих равных условиях, на основе наиболее полного и эффективного удовлетворения спроса и быстрого реагирования на его изменения.

     На  большинстве предприятий сложилась  практика утверждения производственной программы на основе исследования потребительского рынка (данных отдела маркетинга) и  соображений высшего руководства  о политике в области ассортимента продукции, в то время как технико-экономический аспект используется скорее для анализа, чем для расчетного обоснования управленческих решений в области формирования структуры выпуска продукции.

     Очевидно, что без преобразований в системе  планирования и управления производственно-хозяйственной и инвестиционной деятельностью предприятий одни лишь изменения на макроуровне не могут привести к решению всех накопившихся проблем. Итоги предыдущих лет проведения реформ убедительно свидетельствуют о необходимости внесения существенных корректив в этот курс и перенесении акцента в проводимых преобразованиях в сферу деятельности предприятий, укрепляя фундамент всей экономики, ее основное звено - предприятие, на котором базируется благополучие общества.

     Ход общественного производства в целом  реально зависит от эффективности конкретных производств, от итогов деятельности всей массы предприятий.

     Эффективность производства реализуется в процессе его функционирования. Функционирование производственных систем - это упорядоченные  процессы производства, распределения, обмена и потребления в рамках существующей структуры системы, а также внешних и внутренних условий [13].

     Основными направлениями решения проблемы повышения эффективности производства являются:

     1) оптимальное планирование и управление  производством в условиях ограниченности ресурсов, дефицита времени и при наличии внешних возмущений путем разработки и применения эффективных методов выработки и принятия управленческих решений;

     2) повышение конкурентоспособности  продукции на базе совершенствования технического и технологического уровня производства;

     3) совершенствование организационных  структур управления. Повышение  эффективности производственной  системы любого уровня – страны, отрасли, региона, предприятия  может быть итогом такого режима  ее функционирования, при котором:

     - результатом производства является  продукт труда, наиболее полно  удовлетворяющий общественную потребность; 

     - затраты материальных, энергетических, информационных, трудовых и финансовых  ресурсов на единицу продукта  труда являются предельно экономичными;

     - в процессе производства продукта  труда достигается наивысшая  степень использования производственных  основных и оборотных средств; 

     -  в процессе производства и  реализации продукта труда экономические  интересы общества и каждого члена общества не противоречивы [17].

     Чем лучше используются возможности  системы производить при наименьших затратах сил, средств и времени  продукт труда, наиболее полно удовлетворяющий  общественные потребности, тем выше эффективность производства. Хозяйственная деятельность предприятия в самом общем виде выражается в наиболее полном удовлетворении потребностей общества при ограниченности ресурсов за счет эффективного и рационального их использования [17]. Однако, отказ от жесткого государственного управления экономикой, предоставление экономической самостоятельности, развитие процессов приватизации делают вполне естественной переориентацию при принятии управленческих решений, продиктованных интересами каждой отдельной фирмы, с критериев народнохозяйственной эффективности на критерии прибыльности отдельной фирмы. В изменившихся условиях экономические обоснования самостоятельных товаропроизводителей не могут базироваться на показателях «приведенных затрат», предназначенных для принятия решений именно с народнохозяйственных позиций и содержащих элемент условности. Не величина народнохозяйственного эффекта, тем более интегрального, не срок окупаемости народнохозяйственных затрат интересуют субъект хозяйствования, а прежде всего размер его собственной возможной прибыли или ее прироста, срок окупаемости собственных затрат и ряд других показателей, связанных с инвестированием имеющихся средств.

     Разработанная в СССР теория экономической эффективности, от которой в настоящее время  многие исследователи пытаются отречься, различает, как известно, народнохозяйственный (глобальный) подход к проведению экономического обоснования, когда выбор оптимальных вариантов производится с позиции государственных интересов, и хозрасчетный (локальный) подход, который ориентируется на приоритеты интересов отдельного предприятия [18]. Многочисленные попытки согласования государственных и частных экономических интересов в прежних условиях хозяйствования не привели к достаточно высоким положительным результатам.

     Однако  подход, при котором прибыль рассматривается как основной и единственный показатель эффективного функционирования и развития производственных систем, тоже представляется не вполне правомочным. Прибыль является лишь одним из показателей экономических результатов деятельности производства, определяющих экономическую эффективность [13]. В тоже время необходимо также учитывать взаимосвязь между экономическим результатом и факторами производительного труда и развития производства. Поэтому основной целью и задачей производства в социально ориентированной рыночной экономике должно быть обеспечение эффективного функционирования и развития производственных систем, результатом которого являются прибыль и продукт труда, удовлетворяющий общественную потребность.

     Развитие  рыночных отношений заставляет по иному взглянуть на согласование интересов государства и отдельных субъектов. Причем проблема приняла более сложный характер. Это объясняется тем, что появление организационных структур, типа коммерческих банков, инвестиционных фондов, холдинговых и страховых компаний требует решения проблемы не только в традиционных отношениях «народное хозяйство - предприятие», но и во вновь появившихся, где в качестве инвестора выступает не государство, а вышеуказанные коммерческие структуры.

     Разработка производственной программы занимает центральное место в планировании текущей деятельности организации. Она представляет собой основной раздел перспективного и годового бизнес-плана развития предприятия, в котором определяются объем изготовления и выпуска продукции

     Механизм  планирования на уровне предприятия  основывается на взаимодействии процессов  микроэкономического исследования настоящего состояния предприятия  и моделирования прогнозируемого  уровня его развития в будущем. Несмотря на множество возникающих при этом проблем, ясно, что разрабатываемые методы управления и практические инструментарии, позволяющие их реализовывать в условиях рыночной экономики, должны учитывать все особенности переживаемого исторического этапа в развитии нашего общества. Они должны быть нацеленными на предсказание будущего, и при этом являться достаточно удобными для оперативного реагирования на любое развитие событий и на различные сценарии их протекания.

Информация о работе Маркетинг как специфическая функция управления предприятием