Лекции по "Макроэкономике"

Автор: Пользователь скрыл имя, 12 Января 2013 в 15:29, курсовая работа

Описание работы

1.Предмет и методы макроэкономики
2.Основные макроэкономические проблемы и цели макроэкономического регулирования.
3.Закрытая и открытая экономика.
4. Модель круговых потоков
5.Основные макроэкономические тождества.

Работа содержит 1 файл

MAKRO.doc

— 830.00 Кб (Скачать)

Доходы могут  быть легитимными, то есть получаемыми  законным путем, или нелегитимными. Доходы, получаемые от незарегистрированной в установленном порядке деятельности, укрываемые от налогообложения, имеющие  криминальное происхождение, являются незаконными, получаемыми нелегально, а значит, нелегитимными.

 

57.Проблема  неравенства в распределении  доходов. Чрезмерное неравенство в доходах может угрожать политической стабильности в стране. Когда большое число людей не удовлетворено своим положением в обществе, труднодостижимы политические компромиссы между богатыми и бедными. Политическая нестабильность наносит огромный ущерб перспективам экономического развития страны, увеличивая риск инвестирования в экономику страны, отпугивая потенциальных инвесторов.

Высокий уровень неравенства в доходах  ограничивает возможности применения важнейших рыночных методов регулирования экономики, таких, как повышение цен или обложение налогами и штрафами. Например, существенное повышение коммунальных платежей могло бы стать решающим способом повышения эффективности жилищно-коммунального хозяйства, однако в условиях острого неравенства доходов такие меры могут привести к неприемлемым лишениям среди беднейших слоев населения.

Чрезмерное  неравенство в доходах может также отрицательно сказываться на моральных нормах поведения участников экономических процессов, препятствовать возникновению отношений доверия и приверженности выполнению принятых на себя обязательств. В результате существенно затрудняется всякая деловая активность.

С другой стороны, из опыта СССР известно, что слишком равномерное распределение доходов отрицательно влияет на эффективность экономики. Минимальные различия в доходах (при искусственно выравненных уровнях оплаты труда разной сложности) не создают достаточных материальных стимулов к активному участию людей в экономической деятельности, к добросовестному труду.

Чрезмерное  неравенство в доходах отрицательно влияет также на качество жизни людей, обусловливает относительно большую долю бедняков в составе населения страны.

58.Проблема  бедности.

Бедность  – это обусловленное низким уровнем дохода недопустимое лишение необходимых материальных благ. Как правило, чем богаче страна в целом, тем выше уровень ее национальной черты бедности, или порога бедности.В целях проведения международных сравнений используется так называемая международная черта бедности по доходам, которая Мировым банком установлена на уровне реального дохода чуть больше одного доллара на человека в день. С помощью этого условного инструмента было подсчитано, что из 6 миллиардов человек, живших на Земле в конце XX века, почти половина жили менее чем на 2 доллара в день, в том числе около одной пятой части – менее чем на 1 доллар в день. В РБ для целей формирования программ социальной помощи используется своя, национальная черта бедности (малообеспеченности), устанавливаемая правительством на уровне так называемого «бюджета прожиточного минимума». Величина бюджета прожиточного минимума определяется суммой цен на товары и услуги, признанные согласно закону «О прожиточном минимуме в Республике Беларусь» от 6 января 1999 г. «минимально необходимыми для обеспечения жизнедеятельности человека и сохранения его здоровья». Различают три типа бедности: абсолютную, относительную и субъективную.Абсолютная бедность – это такой уровень жизни семьи, группы, граждан, при котором их доходы не обеспечивают приобретение ими предметов (товаров, услуг) первой необходимости в соответствии с определенными нормативами данного общества.Относительная бедность – отсутствие достаточного дохода по сравнению с другими членами общества, например, по сравнению со средним уровнем дохода по стране или с тем уровнем благосостояния, которое семья, группа, гражданин имели в прошлом.Субъективная бедность – оценка человеком своего благосостояния с точки зрения того, насколько имеющийся доход позволяет ему и его семье жить достойно. Признаками бедности считаются низкое качество питания и жилищных условий. «Бедность по доходу» в большинстве случаев сопровождается также низкими показателями состояния здоровья и образования, так называемой «бедностью человеческого потенциала».В мировой практике известно несколько методов определения бедности: нормативный (по нормам питания и иным стандартам минимального потребительского набора, например, минимальной потребительской корзины);статистический, когда в качестве бедных рассматривается какая-то часть (например, первые 10–15 %) населения в общем ряду распределения его по размерам получаемых душевых доходов;стратификационный, когда к бедным относятся люди априорно ограниченные в возможностях самообеспечения (старики, инвалиды, неполные и многодетные семьи, дети без родителей, безработные, иммигранты и т.п.);эвристический, определяющий, исходя из оценок общественного мнения или с позиций самого респондента, достаточный или недостаточный уровень жизни;экономический, определяющий категорию бедных исходя из возможностей государства в поддержании их материальной обеспеченности.Для целей социальной политики (помимо официального национального порога бедности) нередко устанавливается еще и критерий нуждаемости, под которым понимается тот минимальный уровень доходов, который дает право на получение в той или иной форме государственной поддержки (пособий, льгот, помощи в натуральной форме и т.д.).

 

 

 

59 Количественное определение неравенства.

С одной стороны, население любой страны неравномерно распределяется по уровню доходов; с  другой – общий объем доходов  также неравномерно распределяется по группам населения. Для измерения уровня неравенства в распределении доходов используются так называемые кривые Лоренца и индексы Джини.  Кривые Лоренца – это кривые, показывающие, какую долю суммированных за год доходов получили различные процентные доли населения, начиная с беднейших граждан или домохозяйств и кончая самыми богатыми.  Методика построения кривых Лоренца следующая. Прежде всего, «ранжируются» граждане или домохозяйства в соответствии с уровнем полученного ими годового дохода. Граждане или домохозяйства подразделяется либо на пять так называемых квинтильных групп (по двадцать процентов в каждой группе) либо на десять децильных групп (по десять процентов в каждой группе). Далее подсчитывается годовой доход каждой такой группы и выражается в процентах от общей суммы доходов населения или домохозяйств. Затем подсчитываются доли доходов, которые выделенные группы граждан или домохозяйств получают кумулятивно, т.е. «нарастающим итогом». На график сначала наносится точка, показывающая долю доходов беднейшей группы, затем – точка, показывающая долю суммарного дохода беднейшей и последующей за ней группы и т.д., вплоть до нанесения последней точки, соответствующей доли суммарного дохода (сто процентов) всего населения или домохозяйств (тоже сто процентов). Соединив все точки на графике линией, начинающейся из точки, соответствующей нулю процентов доходов и нулю процентов населения, а заканчивающейся точкой, соответствующей ста процентам доходов и ста процентам населения, получается кривая Лоренца, характеризующая распределение доходов в стране. Чем сильнее изогнута кривая Лоренца, тем менее равномерным является распределение доходов в стране.  Кривая Лоренца абсолютного равенства, т.е. совершенно равномерного распределения доходов, принимает форму прямой линии в случае, когда первая группа, например, первые двадцать процентов населения, получают ровно двадцать процентов всех доходов, сорок процентов населения, соответственно, сорок процентов всех доходов и т.д. Чем больше кривая Лоренца, построенная по данным распределения доходов в той или иной стране, отклоняется от линии равномерного распределения доходов, тем сильнее в этой стране неравенство в распределении доходов между различными группами населения.

Индекс  Джини показывает, какую долю площадь  между кривой Лоренца и прямой абсолютного равенства составляет от площади треугольника под прямой абсолютного равенства. При этом индекс Джини, равный нулю процентов, характеризует ситуацию абсолютного равенства, а индекс Джини, равный ста процентам, свидетельствует об «абсолютном неравенстве». Поскольку в реальной жизни не существует ни абсолютного равенства, ни абсолютного неравенства, фактическое значение индекса Джини всегда больше нуля, но меньше ста процентов, и чем больше его значение, тем выше неравенство в распределении доходов в стране.

Более простым  способом определения неравенства  в доходах населения является определение соотношения в доходах  между высокодоходными и низкодоходными слоями населения, например, между «верхней»  и «нижней» квинтильными группами населения или домохозяйств.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

60.Кривая Лоренца.

Кривая Лоренца  — кривая, которая показывает, какую  часть совокупного денежного  дохода страны получает каждая доля низкодоходных  и высокодоходных семей, то есть отражает в процентах 

распределение дохода между семьями с разным достатком. Получила своё название по имени автора — американского экономиста Макса Отто Лоренца.Кривая Лоренца наглядно показывает, насколько фактическое распределение доходов между разными семьями отличается от равномерного распределения.По оси Х отмечается в процентах количество семей, получающих определённую долю денежного дохода страны, по оси Y — доход в процентах. Прямая которая отражает зависимость 25 %-25 %, 50 %-50 % и т. д. до 100 %-100 % показывает абсолютное равенство. Оттягивающаяся тетива — показатель неравенства. Чем ближе тетива придвигается к оси X, тем ниже стимул населения к труду. Крива́я Ло́ренца — график, демонстрирующий, какую часть совокупного денежного дохода страны получает каждая доля низкодоходных и высокодоходных домохозяйств, то есть отражает распределение дохода в процентах между домохозяйствами с разным достатком.

Экономический смысл кривой Лоренца: Различия в  уровне доходов на душу населения, или  на одного занятого, называется дифференциацией  доходов. Неравенство доходов характерно для всех экономических систем. Для количественной оценки дифференциации доходов применяются различные показатели. Степень неравенства доходов отражает кривая Лоренца, при построении которой по оси абсцисс откладываются доли семей (в % от общего их числа) с соответствующим процентом дохода, а по оси ординат — доли доходов рассматриваемых семей (в % от совокупного дохода). Теоретическая возможность абсолютно равного распределения дохода представлена биссектрисой, которая указывает на то, что любой данный процент семей получает соответствующий процент дохода. Это значит, что если 20, 40, 60 % семей получают соответственно 20,40,60 % от всего дохода, то соответствующие точки будут расположены на биссектрисе.Кривая Лоренца демонстрирует фактическое распределение дохода. Например, 20 % населения с самыми низкими доходами получили 5 % общего дохода, 40 % с низкими доходами — 15 % и т. д. Заштрихованная область между линией абсолютного равенства и кривой Лоренца указывает на степень неравенства доходов: чем больше эта область, тем больше степень неравенства доходов. Если бы фактическое распределение доходов было абсолютно равным, то кривая Лоренца и биссектриса совпали бы. Кривая Лоренца используется для сравнения распределения доходов в различные периоды времени или между различными группами населения.

61. Обеспечение  социальной справедливости

На первом плане  социальной политики находятся: преодоление  бедности; осуществление адресной социальной помощи малообеспеченных семей и  граждан; создание условий, обеспечивающих новым поколениям адекватную профессиональную и общеобразовательную подготовку к трудовой деятельности; улучшение медицинского обслуживания граждан; обеспечение эффективной занятости. При этом по отношению к большей части населения стоят задачи, с одной стороны, достижения соответствия материальной обеспеченности людей приемлемому прожиточному стандарту; с другой – способствования активной жизненной позиции людей путем создания условий для более полной реализации их стремления к самоутверждению и достижению большего материального достатка.

 Таким образом,  социальная политика решает проблему  сочетания требований социальной  целесообразности и экономической  эффективности, увязывая социальные  цели и рациональные экономические  пути их достижения. Вопросы экономической эффективности во многом могут быть решены путем формирования и использования рыночных принципов и рычагов. Однако социальная сфера в силу ее особой значимости не может быть полностью подчинена требованиям рынка и его механизмов. В социальной сфере воспроизводится главный потенциал страны – квалификация, здоровье и духовный настрой ее населения. Поэтому она является сложным объектом государственного регулирования. Основная проблема здесь состоит в том, чтобы найти средства для оказания социальной помощи тем группам населения, которые не могут без нее выжить, и при этом поддержать те направления, без которых невозможно будущее развитие любого государства – образование, науку, культуру, доступную медицинскую помощь, информационное обеспечение.

 Безусловно, в условиях ограниченных возможностей  бюджета на решение всех этих  проблем государственных средств  не хватает. В связи с этим  весьма актуальной является проблема  финансового обеспечения социальной  сферы. 

Эффективная социальная политика в современных условиях предполагает создание принципиально новых механизмов функционирования социально-трудовых отношений: перераспределение доходов населения; сокращение дотирования и льготного кредитования различных отраслей; реструктуризацию рынка труда; проведение реформы оплаты труда; создание благоприятных условий для активной экономической деятельности всех членов общества.

 

 

62. Модели  социальной политики.

Эффективная социальная политика в современных условиях предполагает создание принципиально новых механизмов функционированиясоциально-трудовых отношений: перераспределение доходов населения; сокращение дотирования и льготного кредитования различных отраслей; реструктуризацию рынка труда; проведение реформы оплаты труда; создание благоприятных условий для активной экономической деятельности всех членов общества.

В зависимости  от целей социальных преобразований, объема расходов государства на социальные нужды, методов управления социальной сферой можно выделить несколько  типов моделей социальной политики. В их основе лежат различные подходы к обеспечению перераспределительных процессов и роли государства в социальном развитии.

Наиболее известная  попытка классификации социальной политики связана с именем английского  исследователя Р. Титмуса, которым выделено три модели.

В основе первой модели лежит положение о преобладающем  значении двух «естественных» каналов, через которые удовлетворяются  потребности индивида. К ним относятся  частный рынок и семья. И только в том случае, если эти институты перестают выполнять свои социальные функции адекватным образом, в действие вступают государственные институты и то лишь на временной основе – пока «естественные» каналы не станут действовать эффективно. В такой модели основной акцент социальной политики делается на благотворительность, общественное вспомоществование, а социальные меры государства адресуются главным образом так называемым «истинно нуждающимся».

В качестве целевого принципа во второй модели присутствует перераспределение экономических  ресурсов от наиболее обеспеченных групп к менее обеспеченным. Особенность данной модели заключается в том, что во главу ее функционирования поставлена задача предупреждения, профилактики случаев утраты индивидом социальной стабильности. Это активный и конструктивный тип социальной политики. Объектом социальной политики в этой модели выступает все население. В ней нет прямой зависимости между правом на социальную защиту и специальными выплатами. Социальная защита предусматривает предоставление материальной помощи на уровне нормального жизненного стандарта.

Объектом третьей  модели выступает занятая на производстве часть трудоспособного населения. Гарантии социальной защиты предоставляются  в этой модели главным образом  через страхование работников. Утрата заработка влечет за собой выплату компенсации, которая частично возмещает утраченный доход. Величина социальных выплат прямо пропорциональна количеству и размерам социальных взносов, выплачиваемых в государственные (бюджетные и внебюджетные) фонды. Эта модель имеет более широкий диапазон социальной политики, чем первая, но в отличие от второй модели является преимущественно пассивной, прямо не нацеленной на профилактику социальных болезней.

63. Механизм  и основные направления социальной  защиты

Социальная защита обеспечивает гражданам доход либо предоставляет социальные услуги, необходимые  для обеспечения их потребностей в определенные периоды жизни. Современная  экономическая теория использует в качестве аксиомы построения социальной защиты предположение, что каждый индивидуум стремиться иметь постоянное потребление, а, следовательно, и доход на протяжении всей своей жизни. Помочь ему в этом могут частные сбережения или государственная система социальной защиты. Чем больше развита система социальной защиты в стране, тем меньше стремление населения делать частные сбережения. Основные направления социальной политики 1) Главное внимание уделяется проблемам доходов граждан и уровня жизни. Цели социальной политики фокусируются в основном на том, чтобы не допустить дальнейшего снижения этого уровня, добиться для начала хотя бы стабилизации положения в этой области, ограничения, а затем и сокращения масштабов бедности, создания в перспективе условий для роста жизненного уровня населения. Такое усиленное внимание к данной проблеме, особенно в более ранних из упомянутых документов, где порой она чуть ли не вообще заслоняет собой другие социальные проблемы и задачи, вполне объяснимо. Жизненный уровень весьма значительных масс очень сильно упал, и без существенных подвижек в этой области значимость других социальных проблем несколько отходит на второй план. Но тем не менее совсем оставлять их без внимания нельзя, и многие из них определенное внимание в рассматриваемых документах все же получили. 2) В подходах к обеспечению стабилизации жизненного уровня и постепенного создания условий для его повышения предлагается стимулировать активную трудоспособную часть общества высокопроизводительным и эффективным трудом либо предпринимательской деятельностью обеспечить свое благосостояние (а не рассчитывать на "милости" государства или еще кого-то) и благополучие всего общества, предоставить каждому трудоспособному члену общества условия, позволяющие ему своим трудом и предприимчивостью (обратим на это особое внимание!) обеспечить благосостояние семьи, формирование сбережений и их эффективное инвестирование. Что же касается социальной поддержки, она должна быть направлена на слабозащищенные группы населения, которые без нее не могут обойтись, при этом должна усиливаться ее адресность и обеспечиваться оптимальность соотношений между доходами активной части населения и нетрудоспособных граждан.

Информация о работе Лекции по "Макроэкономике"