Лекции по "Макроэкономике"

Автор: Пользователь скрыл имя, 12 Января 2013 в 15:29, курсовая работа

Описание работы

1.Предмет и методы макроэкономики
2.Основные макроэкономические проблемы и цели макроэкономического регулирования.
3.Закрытая и открытая экономика.
4. Модель круговых потоков
5.Основные макроэкономические тождества.

Работа содержит 1 файл

MAKRO.doc

— 830.00 Кб (Скачать)

Инструменты бюджетно-налоговой  политики могут использоваться для  стабилизации экономики на разных фазах экономического цикла. В зависимости от фазы цикла, в которой находится экономика, выделяют стимулирующую и сдерживающую бюджетно-налоговую политику.

Стимулирующая бюджетно-налоговая политика (фискальная экспансия) в краткосрочном периоде имеет своей целью преодоление циклического спада экономики и предполагает увеличение государственных расходов, снижение налогов или комбинирование этих мер. В долгосрочном периоде снижение налогов может привести к расширению факторов производства и стимулированию экономического роста. Осуществление этих целей связано с проведением налоговой реформы и оптимизацией структуры государственных расходов.

Сдерживающая  бюджетно-налоговая политика (фискальная рестрикция) предполагает снижение государственных расходов, увеличение налогов или комбинирование этих мер с целью ограничения циклического подъема экономики. В краткосрочном периоде эти меры позволяют снизить инфляцию со стороны спроса. В долгосрочной перспективе она может привести к спаду производства и развертыванию механизма стагфляции. Стимулирующая фискальная политика применяется при спаде, имеет целью сокращение рецессионного* разрыва выпуска и снижение уровня безработицы и направлена на увеличение совокупного спроса (совокупных расходов). Ее инструментами выступают: а) увеличение государственных закупок; б) снижение налогов; в) увеличение трансфертов. Сдерживающая фискальная политика используется при буме или при перегреве экономики, имеет целью сокращение инфляционного разрыва выпуска и снижение инфляции и направлена на сокращение совокупного спроса (совокупных расходов). Ее инструментами являются: а) сокращение государственных закупок; б) увеличение налогов; в) сокращение трансфертов.

*рецессия является одной из фаз экономического цикла, которая всегда следует за периодом экономического подъема, сопровождающимся достижением пиковой точки деловой активности, и предшествует фазе экономического кризиса и депрессии.

17.Дискреционная  фискальная политика

Дискреционная фискальная политика — сознательное регулирование государством налогообложения и государственных расходов с целью воздействия на реальный объем национального производства, занятость, инфляцию и экономический рост. Основными инструментами дискреционной фискальной политики являются государственные расходы и налогообложение.

Д политика в  зав-ти от фазы м-б сдерживающей и  стимулирующей. 1-я проявляется на этапе экон подъема с целью  преодоления инфляции, вызванной  избыточным спросом. Ее целью явл  ограничение деловой активности, уменьшение реального ВВП. Стимул политика реал-ся в период спада – снижаются налоги, увел-ся госрасходы.

Государственные расходы подобно инвестициям  обладают эффектом мультипликации. Мультипликатор государственных расходов показывает, насколько возрастает равновесный ЧНП в результате роста государственных расходов: k = ΔЧВП/ΔG .

 

 

18.Недискриционная  фискальная политика: «встроенные  стабилизаторы».

Существует и недискреционная фискальная политика, или политика автоматических (встроенных) стабилизаторов. Встроенные (автоматические) стабилизаторы — автоматически действующие нормы, которые вступают в действие без необходимости принятия каких-либо специальных шагов со стороны правительства. Иными словами, необходимые изменения в относительные уровни государственных расходов и налогов вводятся автоматически. Дело в том, что многие законы по структуре налогообложения и затратных механизмов сформулированы так, что бюджетно-налоговая политика при перемене экономических условий изменяется автоматически. Это так называемая автоматическая, или встроенная, стабильность. Автоматический стабилизатор — любая мера, которая имеет тенденцию увеличивать дефицит государственного бюджета (или сокращать его положительное сальдо) в период спада и увеличивать его положительно сальдо (или уменьшать его дефицит) в период инфляции без необходимости принятия каких-либо специальных шагов со стороны правительства.

Основными автоматическими  стабилизаторами являются трансфертные платежи и налоговая система, прежде всего прогрессивные налоги. Социальные выплаты (трансферты) — платежи, которые осуществляются без соответствующего предоставления их получателям каких-либо товаров или услуг. Трансфертные платежи (выплаты пособий по безработице, пособий по бедности, субсидий фермерам) сокращаются во время экономического подъема и возрастают во время спада производства. Налоговые платежи ведут себя прямо противоположно. Налоги — обязательные платежи, взимаемые государством (центральными и местными органами власти) с юридических и физических лиц. Почти все налоги увеличивают налоговые поступления по мере роста ЧВП. Принцип взимания налогов в зависимости от способности налогоплательщика породил систему прогрессивного налогообложения — увеличение налоговой ставки по мере роста дохода. Так, налоги на прибыль корпораций и на личные доходы чаще всего рассчитывается по прогрессивной шкале. И напротив, в случае падения ЧВП налоговые поступления от всех этих источников будут падать.

Тенденция налогов  автоматически изымать часть  каждой дополнительной денежной единицы  ЧВП означает, что величина мультипликатора сокращается. Любое падение инвестиций, благодаря автоматическим стабилизаторам, ведет к сокращению выпуска продукции на меньшую величину, т. е. сокращение инвестиций будет оказывать уменьшенное влияние на экономическую систему.

19. Налогообложение   и налоговый мультипликатор

Налоги –  это обязательные платежи физических и юридических лиц, взимаемые  государством для выполнения своих  функций. Налоги выполняют разл функции: - стимулирующая(снижение налог ставок, увелич льгот)

-регулирующая(измен  налог ставок позволяет целенаправленно  возд-ть на экон рост, инвестиции, занятость, инфляцию)

-фискальная(формир-е  денежных ресурсов гос-ва)

-распред-я(перераспределение  дохрдов м/д респ и местн  бюджетами)_

-контрольно-учетный, -ограничительная

В макроэкономике налоги делятся на: автономные (аккордные), которые не зависят от уровня дохода, и подоходные, величину которых будем определять t × Y, где t – предельная налоговая ставка. Предельная налоговая ставка – это соотношение между приростом суммы вносимого налога и приростом дохода .

Ставка налога устан-ся в твердом размере. 3 способа  взимания: - кадастровый(налог начисляется  с учетом классификации объекта  по внешним признакам, позволяющим  установить среднюю его доходность)

-у источника(налог подсчитывается бухгалтерией, иск возможность уклонения)

-по декларации(налог  начисляется после получения  доходов налоплательщиков)

По некоторым  данным снижение налога на 1% может обеспечить увеличение ВВП на 1,8%. MP=MPC/MPS

20.Эффективность фискальной политики

Большинство экономистов  полагает, что фискальные рычаги, при  их разумном использовании, могут оказать  нужное влияние на спад и инфляцию. Все согласны с тем, что стимулирующая  фискальная политика способствует росту  производства и помогает существенно снизить нестабильность. Во время спадов бюджетный дефицит действительно подталкивает совокупный спрос, а через него производство и занятость, что говорит о высокой реальной применимости данного вида стабилизационной политики. К достижениям фискальной политики относят:1 эффект мультипликатора(все институты фиск политики имеют мультипликационный эффект.2 наличие автомат стабилизаторов. Вместе с тем, при осуществлении фискальной политики возникают некоторые проблемы:

• побочные последствия активных бюджетных дефицитов достаточно серьезны. Увеличение государственных расходов или уменьшение налогов приводят к росту дефицита государственного бюджета, а последний — к росту инфляции;

• государственные  инвестиции вытесняют частные инвестиции, т. е. речь идет об эффекте вытеснения. Эффект вытеснения — сокращение уровня инвестиций, вызванное увеличением государственных расходов. Сущность эффекта вытеснения состоит в том, что стимулирующая фискальная политика ведет к росту спроса на деньги, следовательно, к росту процентной ставки и сокращению частных инвестиционных расходов;

• политические проблемы. С одной стороны, сокращение налогов, как и увеличение государственных  расходов, — очень популярная мера чисто политического плана. С  другой стороны, увеличение налогов или урезание социальных программ связано с нежелательными социальными последствиями, и правительство часто не решается применять эти меры.

 

21.Финансирование  бюджетного дефицита.

Способы финансирования бюджетного дефицита:

1) кредитно-денежная эмиссия (монетизация);

2) выпуск займов;

3) увеличение  налоговых поступлений в госбюджет.

В случае монетизации  дефицита нередко возникает сеньораж – доход государства от печатания  денег. Сеньораж возникает на фоне превышения темпа роста денежной массы над темпом роста реального ВНП, что приводит к повышению среднего уровня цен. В результате все экономические агенты платят своеобразный инфляционный налог, и часть их доходов перераспределяется в пользу государства через возросшие цены.

В условиях повышения уровня инфляции возникает эффект Оливера-Танзи – сознательное затягивание налогоплательщиками сроков внесения налоговых отчислений в государственный бюджет. Нарастание инфляционного напряжения создает экономические стимулы для «откладывания» уплаты налогов, так как за время «затяжки» происходит обесценение денег, в результате которого выигрывает налогоплательщик. В результате дефицит госбюджета может возрасти.

Государственные займы – основная форма государственного кредита, представляющая кредитные отношения, в которых государство выступает в качестве должника. Госзаймы - значимый способ получения государственных доходов, однако приводят одновременно к образованию государственного долга. Долговой способ финансирования не устраняет угрозы роста инфляции, а только создает временную отсрочку для этого роста.

Проблема увеличения налоговых  поступлений разрешается в долгосрочной перспективе на базе комплексной  налоговой реформы, нацеленной на снижение налоговых ставок и расширение базы налогообложения. В краткосрочном периоде снижение налоговых ставок сопровождается возможным увеличением бюджетного дефицита из-за одновременного снижения ставок налогообложения и налоговых поступлений в бюджет в соответствии с закономерностью, описываемой кривой Лаффера

А. Лаффер считал, что по мере роста ставки налога от 0% до 100%, налоговые поступления Т сначала увеличиваются и достигают максимума в точке А при ставке налога t=а, а затем падают, несмотря на рост налоговой ставки.Падение налоговых ставок связано, по предположению Лаффера, с тем, что более высокие ставки сдерживают экономическую активность (падают инвестиции, потребление, сбережения...), а, следовательно, сокращают налоговую базу, а следовательно, даже при росте налоговой ставки поступления от налогов падают.

Снижение налоговых  ставок может создать дополнительные стимулы к труду, инвестициям, сбережениям, расширению производства и, соответственно, налоговой базы. Сократиться и  уклонение от налогов. Все это  благоприятно отразиться на состоянии  бюджета: рост занятости снизит выплаты пособий по безработице, а рост доходов увеличит суммарные налоговые поступления в бюджет даже при более низкой налоговой ставке.Однако на практике трудно определить, находится экономика дальше или ближе от точки А на кривой Лаффера. Если экономика находится в точке С, то снижение налоговых ставок действительно может значительно увеличить налоговые поступления, но если экономика – в точке В, то неминуем рост дефицита бюджета вследствие падения налоговых поступлений со всеми вытекающими отсюда негативными последствиями.

 

 

22. Внутренний  и внешний гос. долг

Бюджетный дефицит  порождает гос. долг. Государственный  долг – это сумма задолженности  государства своим или иностранным  физическим и юридическим лицам. Гос. долг увеличивается всякий раз, когда имеется дефицит госбюджета. В этом случае правительство будет вынуждено брать кредиты. В странах с рыноч. экономикой он состоит из общ. суммы бюджетных дефицитов за вычетом бюджетных излишков и суммы финансовых обязательств иностранным кредиторам (за вычетом той части, которая пошла на покрытие бюджетного дефицита) на определенную дату.

Различают внутренний и внешний государственный долг. Внутренний долг – это долг государства  населению, предприятиям, организациям своей страны; внешний – это  задолженность гражданам, организациям и правительствам других стран. Наиболее обременительным является внешний долг, поскольку страна может покрывать его и проценты за счет экспорта товаров, сырья, услуг, золота или свободно конвертируемой валюты. Внутренний долг распределяется между населением страны путем выпускаемых займов либо за счет роста налогов; последнее является явно нежелательным для населения и снижает деловую активность работающих.

Серьезные проблемы и негативные последствия большого гос. долга заключаются в следующем: снижается эффективность экономики, поскольку отвлекаются средства из реального сектора экономики как на обслуживание долга, так и на выплату самой суммы долга; перераспределяется доход от частного сектора к гос-ому; усиливается неравенство в доходах; рефинансирование долга ведет к росту ставки процента, что вызывает вытеснение инвестиций в краткосрочном периоде, что в долгосрочном периоде может привести к сокращению запаса капитала и сокращению производственного потенциала страны; создается угроза высокой инфляции в долгосрочном периоде; возлагает бремя выплаты долга на будущие поколения, что может привести к снижению уровня их благосостояния; выплата процентов или основной суммы долга иностранцам вызывают перевод определенной части ВВП за рубеж; может появиться угроза долгового и финансового кризиса. Погашение гос. долга и процента по нему производится путем рефинансирования, конверсии, унификации и консолидации. Рефинансирование – это погашение старой задолженности путем выпуска новых займов. Конверсия – это изменение условий займов относительно доходности, размеров выплачиваемых по нему процентов. Унификация – это объединение нескольких займов в один. Консолидация – это изменение условий займов относительно сроков погашения (когда краткосрочные обязательства консолидируются в среднесрочные и долгосрочные).

Информация о работе Лекции по "Макроэкономике"