Лекции по "Макроэкономике"

Автор: Пользователь скрыл имя, 12 Января 2013 в 15:29, курсовая работа

Описание работы

1.Предмет и методы макроэкономики
2.Основные макроэкономические проблемы и цели макроэкономического регулирования.
3.Закрытая и открытая экономика.
4. Модель круговых потоков
5.Основные макроэкономические тождества.

Работа содержит 1 файл

MAKRO.doc

— 830.00 Кб (Скачать)

Графически рынок  труда на рис.2.3, где кривые Ld и Ls показ  функции спроса и предлож труда.

Точка (К) представляет равновесное состояние, характеризующееся  равновесным количеством труда  и равновесной заработной платой. В равновесном состоянии достигается  полная и эффективная занятость  в экономике, так как все желающие будут обеспечены рабочими местами, а все фирмы смогут нанять нужное количество работников. В то же время такой уровень занятости эффективен, поскольку и последний нанятый работник получит в форме зарплаты то, что он производит.

9. Денежный  рынок в классической модели

Классики исходили из принципа нейтральности денег, что  предполагает отсутствие какого-либо воздействия денежной массы на реальные переменные, и признавали существование  двух параллельных экономик – реальной и денежной.

Денежный рынок  в классической модели основан на количественной теории денег, которая представлена двумя альтернативными уравнениями. Первое из них – это уравнение Фишера, или уравнение обмена: M·V = P·Y, где М – предложение денег (денежная масса); V– скорость обращения денег;  Р – общий уровень цен;  Y– реальный объем производства (ВВП).

Другая версия количественной теории денег вытекает из первой и представлена уравнением Кембриджской школы спроса на деньги:

М = к·Р·Y,

где  – К - величина, обратная скорости обращения («психологический» коэффициент части дохода, который хранится в денежной форме).

Классики предполагали, что Y фиксирован на уровне полной занятости; V также является постоянной величиной  и поэтому смысл количественной теории денег сводился к следующему: общий уровень цен меняется пропорционально количеству денег, находящемуся в обращении.    

Величина спроса на деньги (Мd), т.е. количество денег, необходимое  населению, фирмам, государству, зависит от трех факторов: 1) абсол уровня цен; 2) уровня реального объема производства; 3) скорости обращения денег.

Таким образом, совокупный спрос  на деньги в классической модели (Md) есть функция реального оборота  производства (Y), умноженного на общий  уровень цен (Р). Функция спроса и  предложения денег представлена в графическом виде (рис. 2.5). Предложение денег в классической модели задается экзогенно и поэтому функция предложения денег задана вертикальной линией (Ms). Функцию спроса на деньги отражает линия Md, начало которой зависит от объема национального производства, к тому же величина его (Y) фиксирована на уровне полной занятости. Спрос и предложение денег уравновешиваются в точке K. Такое равновесное состояние носит устойчивый характер, и любые отклонения от него порождают автоматическую тенденцию возврата к равновесию. Рисунок иллюстрирует основную идею количественной теории, согласно которой общ уровень цен меняется пропорционально денежной массе, кот нах в обращении. Гос-ву классики приписывали охранять конкурсную среду, поддерживать устойчивость покупательской способности денег, ориентироваться на бездефицитность бюджета, воздерживаться от влияния.

 

 

 

 

 

10.Макроэкон. роль гос-ва в  классической модели

     Классическая  модель в целом иллюстрирует  механизм саморегулирования: экономика  находится в состоянии равновесия, государству нет необходимости вмешиваться в народно-хозяйственную сферу, поскольку гибкость цен, номинальной заработной платы и процентной ставки обеспечивает автоматическое приведение экономической системы в равновесие.Полная и эффективная занятость в экономике согласно классической теории достигается не усилиями государства, а такими рычагами рыночного регулирования, как колебания процентной ставки, с одной стороны, и эластичность соотношения цен и заработной платы – с другой. Государственное вмешательство в экономику может только помешать эффективному функционированию рынка. Стремление к накоплению и бережливости экономических агентов возводилось классиками в ранг добродетели. Государству они предписывали охранять конкурентную среду, поддерживать устойчивость покупательной способности денег, ориентироваться на бездефицитность государственного бюджета, воздерживаться от всякого рода влияний на экономическое поведение частного бизнеса.Денежно-кредитная политика государства, манипулирующая количеством денег, находящихся в обращении, в силу принципа дихотомии не способна существенно воздействовать на реальную экономику. Увеличение или уменьшение денежной массы, по решению правительства, может повлечь лишь соответствующие изменения общего уровня цен.Затяжные кризисы в экономике невозможны, а имеют место лишь временные диспропорции, которые ликвидируются постепенно сами собой в результате действия рыночного механизма в условиях совершенной конкуренции. Классиками допускалось государственное вмешательство лишь в чрезвычайных обстоятельствах (войны, массовые эпидемии, стихийные бедствия и т.п.) в целях восстановления конкурентных отношений в экономической системе.

 

 

11. Потребление  и сбережение в национальной  экономике, их графики.

Кейнс обращал  внимание на проблемы потребления и сбережения. Под потреблением понимают ту сумму денег, которая тратится населением на приобретение материальных благ и услуг. Уровень потребления зависит прежде всего от доходов семьи. Выделяют наиболее общие группы расходов: питание, одежда, жилье, транспорт, медицина, образование. Потребление населения, домашних хозяйств один из важнейших компонентов ВВП. ВВП = C+J+G+Xn. Сбережение- та часть дохода, которая не потребляется. Сбережения=Доход-Потребление (S=DI-C).  Потребление и сбережение населения оказывает непосредственное влияние на объемы национального производства, уровень цен в стране, занятость населения. Если домашние хозяйства потребляют больше при данном уровне дохода после уплаты индивидуальных налогов, то они вынужденно меньше сберегают и, наоборот, если домашние хозяйства меньше потребляют, то больше сберегают.

Для анализа  роли потребления и сбережения Кейнсом  были введены такие понятия как  функция потребления и функция  сбережения. Функция потребления  показывает отношение потребительских расходов  к доходу в их движении. С/DI. Функция сбережений показывает отношение сбережений к доходу семьи в их движении. S/DI. Если бы наши расходы были бы полностью равны нашим доходам, то график ф-и потребления принял бы форму прямой идущей под углом 45 градусов к горизонтальной оси. В точке А потребление равно доходу. Точка А  представляет собой точку нулевого сбережения. Слева от ее зона  отрицательного сбережения, т.е. потребление здесь превышает доходы. Справа от точки А находится зона чистого сбережения, поскольку доходы здесь больше потребления. Величина потребления определяет расстояние от горизонтальной оси до линии потребления СС, а величина сбережения- расстояние от линии потребления СС до линии под углом 45 градусов.

с=а+b*Yd ф-я потребления а-константа, характ-я величину потребления при располагаемом доходе=0; b-предельная склонность к потреблению. График потребления сдвигается вверх, если домохозяйства вынуждены > потреблять и => < сберегать. Выраженная в % доля любого общего дохода, к. идет на потребление, наз средней склонностью к потр-ю APC, а на сбережение – APS. Их сумма =1. Пред. склонность к потр MPC=C2-C1/Y2-Y1.

Ф-я сбережения MPS=S2-S1/Y2-Y1, то есть изменение сбережений к изменению дохода.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

12. Инвестиции  и факторы, воздействующие на их величину.

   Инвестиции  – это второй компонент чистых  расходов и важная составляющая  совокупного спроса.

    ВНП= C+I+G+Xn

    Инвестиции  означают расходы на строительство  новых заводов, на станки и  оборудование с длительным сроком службы, на расширение производства и др.

    Известны:

  1. прямые инвестиции (вложение в уставной капитал фирмы с целью получения дохода и прав на участие в управлении)
  2. портфельные (вложения в страховой и пенсионный фонды)
  3. автономные (для образования нового капитала, связанные с техническим прогрессом, изобретениями, нововведениями, расширением новых рынков) – не зависят от нац дохода
  4. индуцированные (связаны с образованием нового капитала, с увеличением потребит расходов)-зависят

    Существуют  безрисковые инвестиции (вложения в краткосрочные государственные облигации), инвестиции с допустимым уровнем риска, инвестиции с катастрофическим уровнем риска.

    Роль  инвестиций в экономике:

  1. оказывают влияние на совокупный спрос и объем нац производства и занятость
  2. ведут к накоплению фондов, создают базу для эконом роста
  3. нерациональное использование инвестиций приводит к замораживанию произв-х ресурсов и сокращению объема производства

Два основных фактора, определяющих уровень расходов на инвестиции:

  1. ожидаемая норма чистой прибыли, кот фирмы, предприниматели рассчитывают получить от расходов на инвестиции
  2. ставка банковского %

Побудительным мотивом расходов на инвестиции является прибыль.

 Ставка % - это  цена, кот фирма должна заплатить,  чтобы занять в банке денежный  капитал, необходимый для приобретения реального капитала.

    Если  ожидаемая норма чистой прибыли  превышает ставку %, то инвестирование  прибыльное. Если ставка % превышает  ожидаемую норму чистой прибыли,  то инвестирование невыгодное.

    Реальная  ставка % - это номинальная ставка за вычетом уровня инфляции. Пред склонность в инвестированию MPI=ΔIr(прирост индуц инвест)/ΔYn(увелич нац дохода)

 

 

13. Понятие мультипликатора  инвестиций.

Понятие мультипликатора  впервые было введено в экономическую  теорию Р.Ф. Каном в 1931 г.

     Мультипликатор инвестиций – это коэффициент, показывающий соотношение величины изменения равновесного дохода к соответствующей ей и вызвавшей ее величине изменения расходов на инвестиции.

Эффект мультипликатора  инвестиций позволяет объяснить, каким образом крайне малые изменения инвестиций позволяют гораздо в большем объеме изменить совокупный доход, а, следовательно, и занятость.

Кейнс установил зависимость  изменения дохода от изменения инвестиций.

 

Мультипликатор можно рассчитать:

  Чем меньше MPS, тем выше MP.

MPC+MPS=1, MPS=1-MPC,

где МРС - предельная склонность к потреблению,

      МРS - предельная склонность к сбережению.

 

14. Парадокс бережливости.

Рост предельной склонности к сбережению (mps) приведет к уменьшению предельной склонности к потреблению (mpc) и уменьшению мультипликатора инвестиций (mр), а значит, в экономике снизятся темпы роста национального дохода, вызываемые приростом инвестиций. Это объясняется тем, что в развитых странах с ростом накопления капитала снижается его предельная норма прибыли. Этот вывод Кейнса называется «парадоксом бережливости».

Так, на рисунке  увеличение сбережений вызывает сдвиг  кривой сбережений вверх (с S1 до S2), что вызывает сокращение доходов с Y1 до Y2.


 

 

 

 

 

15.Краткосрочные   и долгосрочные цели бюджетно-налоговой  политики и ее инструменты.

Бюджетно-налоговая (фискальная) политика - меры правительства  по изменению государственных расходов, налогообложения и состояния  государственного бюджета, направленные на обеспечение полной занятости и производство неинфляционного ВНП.

Стимулирующая бюджетно-налоговая политика в краткосрочной  перспективе имеет своей целью обеспечение стабилизации экономики, снижение налогов.   В  долгосрочной   перспективе – поддержание макроэкономического равновесия для создания условий экономического роста. Осуществление этих целей связано с проведением комплексной налоговой реформы, сопровождающейся ограничительной кредитно-денежной политикой Центрального Банка и изменением  оптимизации  структуры государственных расходов.

Сдерживающая  бюджетно-налоговая политика имеет   своей   целью   ограничение   циклического подъема экономики и предполагает снижение госрасходов, увеличение  налогов    или    комбинирование    этих              мер.   В  краткосрочной    перспективе   эти    меры   позволяют   снизить           инфляцию  спроса   ценой  роста  безработицы   и   спада  производства. В более долгом  периоде  растущий  налоговый клин   может послужить основой для спада совокупного предложения  и развертывания механизма стагфляции,  особенно в том случае,  когда  сокращение   государственных  расходов  осуществляется   пропорционально  по   всем   статьямбюджета   и   не создается приоритетов в пользу государственных инвестиций в инфраструктуру рынка труда. К налоговым регуляторам отн: устанавливаемые виды налогов, объекты обложения, субъекты платежей, сроки взимания. В качестве бюдж регуляторам – дефицит/профицит бюджета, соотн-е м/д республиканским ии местными бюджетами…

16.Стимулирующая  и сдерж-я фискальная политика

Под бюджетно-налоговой (фискальной) политикой  понимается система регулирования  экономики посредством формирования величины и структуры государственных  расходов и налоговых платежей. Ее основными целями как любой стабилизационной политики, направленной на сглаживание циклических колебаний экономики, являются: обеспечение устойчивого экономического роста; достижение высокого уровня занятости, снижение инфляции. Методы бюджетно-налоговой политики различаются в зависимости от того, какая цель признается главной: стабилизация в краткосрочном периоде или достижение макроэкономического равновесия в долгосрочном периоде для создания условий экономического роста.

Информация о работе Лекции по "Макроэкономике"