Автор: Пользователь скрыл имя, 22 Ноября 2012 в 03:54, курсовая работа
Работа менеджера представляется как выполнение управленческих функций в системе «человек-человек». Это накладывает свой отпечаток на выбор стиля руководства фирмой. Невозможно с высокой степенью вероятности прогнозировать управленческую деятельность, поскольку каждая личность, на которую направлено управляющее воздействие, по своему уникальна, а ее поведение в пространстве и времени зависит как от субъективных, так и от объективных факторов. Поэтому использовать такой тонкий инструмент менеджмента, как стиль управления, следует с большой осторожностью и на высоком профессиональном уровне.
Введение 3
Развитие организационной науки 4
Теория организации 5
Причины создания организации. 7
Виды и типы организаций 9
Организация и государственная система 10
Особенности социальных законов 12
Цели проектирование организации 14
Критерии риска (по Р. БУСКИРКУ) 15
Координация в организациях 17
Стили управления в организации 21
Организационные коммуникации 26
Модели поведения групп 28
Обучающиеся и интеллектуальные организации 30
Основные свойства организации будущего 33
Методы проектирования структур 34
Оценка эффективности организационных проектов 36
Заключение 39
Список используемой литературы 40
3) обоюдная
взаимозависимость. При таком
отношении вводимые факторы
Примером такого рода отношений служат железные дороги. Когда ремонтная служба заканчивает обслуживание поезда, то подготовленный к эксплуатации состав является результатом работы (выходом) данной службы. В то же время отремонтированный поезд становится вводимым фактором службы движения. Когда служба движения передает вагоны поезда в ремонт, то они становятся результатом работы службы движения и вводимым фактором ремонтной службы. Ясно, что эта тесная взаимосвязь приводит к необходимости координации работы ремонтной службы и службы движения.
При осуществлении
номинальной взаимозависимости
предприятия используют стандартную
координацию, не затрагивающую людей
непосредственно. Для обеспечения
обоюдной взаимозависимости
По своему
характеру координационная
Координационная деятельность осуществляется с помощью определенных механизмов, которые приведены ниже:
• Неформальная непрограммируемая координация. Она осуществляется добровольно, неформально, т.к. строится на взаимопонимания, на общих установках. Условие ее реализации: работник должен знать свои задачи и задачи подразделения, и четко представлять свои функции. С увеличением размера организации неформальная координация заменяется в определенной доле на программированную.
• Программируемая
безличная координация. Она осуществляется,
если организация слишком сложная.
Устанавливается стандартный
• Индивидуальная координация. Чтобы работники одинаково понимали поставленные перед ними цели, применяется индивидуальная координация, которая может быть двух видов: Первый вид координации заключается в том, что ей занимается руководитель, которому подчинены как минимум два подразделения. Он оценивает ситуацию и использует свои полномочия в той мере. Чтобы получить справедливое решение. Второй вид координации заключается в том, что назначается специальный координатор, у которого есть свой аппарат. Например, координатор по выпускаемой продукции, руководитель проекта как координатор и т.д.
• Групповая координация, которая осуществляется через совещание групп, комиссий, комитетов. Здесь часто принимается согласованное решение, так как происходит обмен мнениями.
В случае роста организации, для координации ее деятельности
С расширением организации, как правило, всё более усложняется её структура управления, и деятельность внутри организации становится все более регламентированной
. Это приводит к формированию определённых стилей управления.
Стиль руководства
– индивидуально-типические характеристики
устойчивой системы методов, способов,
приемов воздействия
В настоящее время различают три стиля управления:
Рассмотрим основные стили руководства, которые выделил в своих исследованиях К. Левин: авторитарный, демократический, либеральный.
1. Авторитарный стиль
управления характеризуется
Авторитарное
руководство характеризуется
«Эксплуататорский» авторитарный стиль сводится к тому, что руководитель, не доверяя подчиненным и не спрашивая их мнения и советов, единолично решает все вопросы, и берет на себя ответственность за все, давая исполнителям только указания, что, как и когда делать, в качестве основной формы стимулирования использует наказание.
Сотрудники
относятся к приказам руководителя
безразлично или негативно, радуются
любой его ошибке, находят в
ней подтверждение своей
При более
мягкой «благожелательной» разновидности
авторитарного стиля
Появление руководителя-автократа
связано с особенностями его
характера. В большинстве случаев
это властные, настойчивые и упорные
люди, с преувеличенными
2. Либеральный стиль управления
характеризуется
Формируется
у людей, которые не любят брать
ответственность на себя. Руководитель
ставит перед исполнителями проблему,
создает необходимые
При этом поощрение
и наказание отступают на второй
план по сравнению с внутренним удовлетворением,
которое получают подчиненные от
реализации своего потенциала и творческих
возможностей. Подчиненные избавлены
от постоянного контроля и «самостоятельно»
принимают решения и стараются
найти путь их реализации в рамках
предоставленных полномочий. Они
не догадываются, что руководитель
все уже заранее продумал и
создал для этого процесса необходимые
условия, которые предопределяют конечный
результат. Такая работа приносит им
удовлетворение и формирует благоприятный
морально-психологический
Применение
этого стиля имеет все большее
распространение из-за растущих масштабов
научно-технической
3. Демократический стиль управления характеризуется множеством возможных комбинаций различных стилей.
Демократический стиль формируется у людей, которые не любят брать ответственность на себя, ответственность не концентрируется, а распределяется в соответствии с переданными полномочиями. Руководство характеризуется высокой степенью децентрализации полномочий, активным участием сотрудников в принятии решений. Создается атмосфера, при которой выполнение служебных обязанностей становится делом привлекательным, а достижение при этом успеха служит вознаграждением. Это стиль предусматривает инструкции в форме предложений, не сухую речь, а товарищеский тон, похвалу и порицание – с учетом мнения коллектива. Мероприятия в коллективе планируются. Распоряжения и запреты проводятся на основе дискуссий. Позиция руководителя – внутри группы, т.е. руководитель, ведет себя как один из членов группы; каждый сотрудник может при нем свободно выражаться по разным вопросам. По своему складу такой руководитель рассеян, безалаберен, толком не может ставить цели, слишком мягкий по характеру, коммуникативный, но слабый организатор. При осуществлении контроля демократ обращает внимание на конечный результат. Такая обстановка создает условия для самовыражения подчиненных, у них развивается самостоятельность, что способствует восприятию достижения целей организации как своих собственных. Такое взаимодействие руководителя и подчиненных можно определить как сотрудничество.
На практике выделяют две разновидности демократического стиля «консультативную» и «партисипативную».
В условиях «консультативной» руководитель доверяет подчиненным, консультируется с ними, стремиться использовать все лучшие советы, которые предлагают подчиненные. Среди стимулирующих мер преобладает поощрение, а наказание используется в исключительных случаях. Сотрудники удовлетворены такой системой руководства, несмотря на то, что большинство решений подсказывается им сверху. Подчиненные стараются оказать своему начальнику помощь и поддержать морально в необходимых случаях.
«Партисипативная» разновидность демократического стиля руководства основана на том, что руководители полностью доверяют подчиненным во всех вопросах, всегда их выслушивают и используют все их предложения, организуют обмен всесторонней информацией, привлекают подчиненных к постановке целей и контролю за их исполнением.
Обычно демократический стиль управления применяется в том случае, когда исполнители хорошо разбираются в выполняемой работе, и могут внести в нее новизну и творчество.
Стиль лидерства напрямую зависит от ситуации. В некоторых из них менеджер добивается эффективности, структурируя задачи, проявляя заботу и оказывая поддержку, в других руководитель допускает подчиненных к участию в решениях производственных проблем, в-третьих - безболезненно меняет стиль под нажимом начальства или обстоятельств. В любом случае стиль настоящего лидера должен быть гибким орудием эффективного управления производством.
Процессы
коммуникации, в которых участвуют
работники аппарата управления, являются
жизненно важными связующими звеньями
между руководителем и его
подчиненными, между руководителями
одного уровня, между организацией
и внешней средой. Процессы коммуникаций
позволяют руководителям
Коммуникации в организационной структуре включают взаимодействие между людьми. Это процесс обмена информацией и передачи сведений между отдельными людьми или их группами.
Организационная коммуникация – это процесс, с помощью которого руководители развивают систему предоставления информации большому числу людей внутри организации и отдельным индивидуумам и институтам за ее пределами. Она служит необходимым инструментом в координации деятельности подразделений организации, позволяет получать необходимую информацию на всех уровнях управления.
Коммуникации важны для руководителей по следующим причинам:
С помощью коммуникативности осуществляется контроль поведения членов группы. В организациях существует иерархия и формальная соподчиненность, которой работники должны придерживаться. В то же время она усиливает мотивацию, доводя до работников информацию о том, что должно быть сделано, как улучшить работу и т. д.
Для большинства людей их работа является первичным источником социального взаимодействия. Коммуникативность, которая осуществляется в группе, является механизмом, с помощью которого члены группы выражают свое отношение к происходящему, тем самым она способствует эмоциональному выражению работников и позволяет реализовывать социальные потребности. Существенное значение имеет и функция коммуникативности, которая связана с ее ролью в процессе принятия решений. Она позволяет предоставлять данные, которые необходимы индивидуумам и группам для принятия решений, посредством передачи информации для идентификации и оценки альтернативных решений.