Автор: Пользователь скрыл имя, 18 Августа 2011 в 20:03, контрольная работа
1.1. Методы проведения опросов
1.2. Измерение и шкалирование, форматы шкал для маркетинговых исследований
I. Теоретико-методологические основы
1.1. Методы проведения опросов
В зависимости от способа контакта с респондентом, всю совокупность опросов можно разбить на следующие основные группы:
Face-to-face опросы (личные опросы):
-опрос по месту жительства (квартирный опрос),
-уличный (в т.ч. магазинный) опрос,
-опрос юридических лиц (организаций) методом face-to-face
-опрос с центральной локацией (in-hall, hall-test),
Дистанционные опросы:
-телефонный опрос,
-интернет-опрос
(Принять участие в онлайн-
-анкеты на самозаполнение (в т.ч. почтовый опрос).
Опрос по месту жительства респондента (квартирный опрос)
Применение: данный способ проведения опроса подходит для решения большинства задач связанных с изучением потребителей.
Методика проведения: территория населенного пункта, в котором проводится опрос, разбивается на участки примерно одинаковой площади.
На каждом из участков выбирается стартовая точка. Интервьюер движется по маршруту согласно набору заранее установленных правил движения.
Достоинства квартирного опроса:
- возможность проведения продолжительных (до 40 минут) интервью.
- возможность демонстрации респонденту стимульных материалов (карточек, образцов продукции и т.д.).
- простота проведения контроля работы интервьюеров.
Недостатки квартирного опроса:
- высокие требования к квалификации интервьюеров
- относительно высокая стоимость проведения интервью
- проблемы, связанные с недоверчивостью/ подозрительностью респондентов
Уличный опрос, опрос в местах продаж (опрос покупателей в магазине), опрос в местах скопления потребителей.
Применение: может применяется для решения широкого круга маркетинговых задач.
Методика проведения: интервью проводятся на улице, или на выходе из торговых точек/ в торговых точках, или в местах скопления потребителей.
Достоинства уличного опроса:
- высокая скорость проведения опроса.
- относительно низкая стоимость проведения опроса.
- кроме того, при проведении опроса в местах продаж и/или опроса в местах скопления потребителей появляется возможность опросить некоторые специфические группы респондентов
Недостатки уличного опроса:
- ограничения на продолжительность интервью (до 10 минут)
- относительная сложность организации контроля за работой интервьюеров
- сильное влияние погодных условий (снег/ дождь/ мороз/ветер)
- сложность получения разрешения на проведение опроса в торговых точках (для магазинных опросов/ опросов в местах скопления потребителей), этот процесс может занять продолжительное время и стоить достаточно дорого.
Опрос с центральной локацией (Холл-тест).
Применение: данный способ проведения опроса чаще всего применяется для тестирования рекламных материалов, упаковки продукта, вкуса продукта (hall-test).
Методика проведения: интервью проводится в арендуемом помещении со свободным доступом (библиотека, кинотеатр, ресторан и т.п.).
Респонденты могут рекрутироваться как на улице, непосредственно перед началом интервью, так и заранее.
Достоинства холл-теста:
- возможность проведения достаточно продолжительных (до 35 минут) интервью.
- возможность использования стимульных материалов (карточек, плакатов, упаковок продукта, самого продукта).
- простота проведения контроля работы интервьюеров
Недостатки холл-теста:
- "качество" респондентов сильно зависит от месторасположения точки, в которой проводится опрос.
- неслучайность выборки (в выборку попадают, как правило, жители одного района, либо респонденты, работающие в одном районе)
- сложность рекрутирования отдельных групп респондентов (автомобилисты, активно работающие и т.п.)
Опрос юридических лиц (организаций) методом face-to-face.
Опрос специалистов определенной отрасли, хорошо разбирающихся в исследуемой проблеме.
Данный метод опроса используется в тех случаях, если:
- требуется прогнозная информация об изучаемом объекте (к примеру, как изменится объем продаж в случае, если…);
- необходима качественная/ количественная оценка изучаемого объекта.
Достоинства метода:
- получение прогнозной, оценочной информации, которую довольно сложно получить иным способом;
- получение информации от компетентного в изучаемой сфере человека;
Недостатки метода:
-достоверность информации зависит от степени компетентности специалиста в изучаемой проблеме;
- существует проблема достижимости эксперта. Как правило, это занятые люди, которых сложно стимулировать.
Телефонный опрос.
Применение: данный способ проведения опроса незаменим в случае проведения установочных исследований. Кроме того, часто применяется в случае сильной географической разрозненности объектов исследования (например, на В2В-рынках).
Методика проведения: на первом этапе формируется максимально полная база данных телефонных номеров потенциальных респондентов. На втором этапе, из сформированной базы данных, случайным образом выбираются номера для проведения опроса.
Достоинства телефонного опроса:
- высокая скорость проведения опроса.
- относительно низкая стоимость проведения опроса.
- возможность широкого географического охвата.
- возможность добраться до труднодостижимых для других видов опроса групп респондентов (молодые специалисты, главные бухгалтеры, и т.д.)
- легкость контроля качества работы интервьюеров
Недостатки телефонного опроса:
- серьезное ограничение продолжительности интервью (до 7 минут).
- невозможность использования стимульных материалов
- низкий уровень телефонизации средних и небольших городов.
Анкета на самозаполнение.
Применение: иногда это единственный адекватный способ опросить свою целевую группу. В целом, можно выделить два способа сбора информации. В первом случае анкеты собираются сразу после заполнения (например, на выставках и презентациях). Во втором случае анкеты собираются через некоторое время после заполнения (как разновидность – почтовый опрос).
Достоинства анкет на самозаполнение:
- относительно низкая, в некоторых случаях, стоимость проведения
-отсутствие «эффекта интервьюера»; более высокая откровенность респондентов.
Недостатки анкет на самозаполнение:
- недостаточная скорость сбора данных
- проблема возврата анкет.
- проблема репрезентативности выборки
Интернет-опросы.
Применение: при существующем количестве пользователей Интернета – может применяться либо для изучения интернет-аудитории, либо для изучения аудитории состав которой можно контролировать (например, опрос сотрудников предприятия, опрос с предварительным оффлайн-рекрутингом и т.д.)
Достоинства интернет опросов:
- оперативность результатов.
Недостатки интернет опросов:
- стоимость и время опроса практически полностью зависит от посещаемости площадок, на которых проводится опрос
- стихийность выборки
- нерепрезентативность выборки
- отсутствие контроля за действиями респондента
Глубинное интервью.
Интервью направлено на углубленное изучение проблемы. Участниками опроса могут выступать лица любого уровня - от домохозяек до министров.
Принципиальное отличие методики глубинного интервью заключается в специфике его проведения. Интервьюер, имея список основных интересующих вопросов, имеет право задавать и дополнительные, которые как ему кажется, смогут прояснить проблему. При использовании данного метода существует возможность получить информацию, которая может и «не всплыть» при использовании других методов (к примеру, информация о «подводных камнях» в той или иной сфере бизнеса и т.д.).
В
качестве интервьюера выступает
высококвалифицированный
1.2. Измерение и шкалирование, форматы шкал для маркетинговых исследований
Измерение
(measurement) означает присвоение чисел
или других символов характеристикам
объектов по заранее определенным правилам.
Обратите внимание, что измеряется
не сам по себе объект, а лишь его
отдельные характеристики, параметры.
Таким образом, мы измеряем не потребителей,
а их восприятия, отношения, предпочтения
или другие релевантные характеристики.
В маркетинговых исследованиях,
как правило, числа, во-первых, присваиваются
для статистического анализа
полученных данных; во-вторых, помогают
определить связи между правилами
измерения и полученными
Шкалирование
(scaling) включает в себя процесс создания
определенного континуума (последовательного
ряда), на котором располагаются
измеряемые объекты. Для иллюстрации
рассмотрим шкалу размещения потребителей
согласно характеристике «отношение к
универмагам». Каждому респонденту
присваивается число, указывающее
на положительное (равное 1), нейтральное
(равное 2) и отрицательное (равное 3)
отношение. Измерение выглядит процессом
присвоения 1, 2 или 3 согласно определенному
правилу. Шкалирование заключается
в процессе размещения респондентов
вдоль этого ряда в зависимости
от их отношения к магазинам. В
нашем примере шкалирование —
это процесс, с помощью которого
респонденты классифицируются в
соответствии с их положительным, нейтральным
или отрицательным отношением к
магазинам. При этом отобранные для
анализа респонденты могут
Измерения можно провести с помощью различных шкал. Обычно выделяют следующие шкалы измерений: наименований, порядка, интервальную и отношений.
Ниже приводятся примеры вопросов, сформулированных в различных шкалах измерений.
А. Шкала наименований
1. Пожалуйста,
укажите ваш пол: мужской/
2. Выберете марки электронной продукции, которые вы обычно покупаете:
"Сони"
"Панасоник"