Автор: Пользователь скрыл имя, 21 Ноября 2012 в 12:22, курсовая работа
Данный курсовой проект по дисциплине «Маркетинг» содержит пояснительную записку из 38 страниц формата А4 машинописного текста, плакат формата А1, содержит 6 таблиц, 15 формул для расчетов, 18 литературных источников.
Целью данной работы является определение конкурентоспособности предприятия ЗАО «НЛХК» в динамике с 2005-2007 гг. для более точного анализа.
Основная задача - исследование конкурентных позиций предприятий деревообрабатывающей промышленности России и факторов на нее влияющих.
Введение 4
1 Анализ внешней среды ЗАО «Новоенисейский ЛХК» 5
2 Анализ внутренней среды предприятия ЗАО «Новоенисейский ЛХК» 12
2.1 Анализ внутренней среды 12
2.2 Анализ динамики и структуры источников финансирования 14
2.3 Оценка уровня и динамики показателей финансовых результатов 15
2.4 Анализ уровня рентабельности производства 20
3 Анализ конкурентоспособности ЗАО «Новоенисейский ЛХК» 23
3.1 Анализ конкурентоспособности товара 23
3.2 Оценка собственной конкурентной позиции фирмы на рынке 25
4 Рекомендации по повышению конкурентоспособности ЗАО «Новоенисейский ЛХК» 29
Заключение 32
Библиографический список 33
Приложение 1 35
Приложение 2 37
Законодательство Изменения в законодательстве прямо воздействует на многие виды деловой активности. Эти изменения происходят и на достаточно высоком уровне (так, введение налогового учета в России оказало сильное влияние на деятельность предприятий, которым пришлось организовывать введение дополнительного учета), и в области конкретной отраслевой проблематики (например, круг вопросов, связанных с введением тех или иных санкций и правил, изменениями в законодательстве о труде и в работе).
Прошедшие года отличаются
рядом улучшений в
Окружающая среда В настоящее время все большее число компаний уделяет внимание состоянию окружающей среды. Поэтому круг вопросов, связанных с ее защитой, играет важную роль при стратегическом планировании многих развивающихся производств и компаний.
На данный момент времени крупные компании ЛПК занимаются формированием и реализацией ясной экологической политики как один из ключевых элементов бизнес-стратегий.
Причинами интереса к экологии является то, что возможность экспорта своей продукции в развитые страны мира не может существовать без экологического менеджмента. Условия, которые диктует мировой рынок вынуждают лесопромышленные компании сертифицировать свою продукцию на основе международных стандартов ISO, SFI, CSA, FSC и др.
Предприятие ЗАО "Новоенисейский ЛХК" имеет в наличии сертификат FSC. Данный стандарт позволяет предприятию значительно снизить риск использования древесины из недопустимых источников, то есть это говорит о том, что предприятие прилагает максимальные усилия для исключения торговли нелегально заготовленной древесиной в соответствии с принципами международного Процесса по правоприменению, управлению и торговле в лесном секторе (FLEGI). Настоящий стандарт также дает предприятию возможность приступить к реализации собственной политики ответственного обеспечения [15].
При разработке стратегии
развития (особенно в случае долгосрочной стратегии) многие компании
нередко учитывают также демографические
факторы. Если компания обеспечивает население
такими услугами и товарами, которые дифференцированы
либо по возрастным категориям покупателей,
входящих в различные группы, либо по половому
признаку, то
проведение такого анализа может оказаться чрезвычайно ценным вкладом в разработку стратегии. Так, в настоящее время в России наблюдается рост рождаемости, в результате чего увеличивается спрос на соответствующие товары и услуги. Значит, этот фактор стимулирует развитие именно тех отраслей, которые связаны с производством товаров и услуг для удовлетворения многообразных запросов и потребностей молодых семей.
Общество На демографическую ситуацию немалое влияние оказывают специфические особенности регионов, где размещаются данные компании или предприятия. Например, может иметь место постоянный приток или, наоборот, отток населения из региона; национальный состав зачастую играет определяющую роль в структуре спроса.
Данный фактор не оказывает значительного влияния на предприятия лесопромышленного комплекса.
Деятельность предприятия нередко в существенной степени зависит и от различных социальных факторов. Они могут включать в себя социальные потребности и запросы, определяющие жизнедеятельность сотрудников данного предприятия; вопросы, связанные с общественной жизнью региона, где расположено предприятие.
Вот ряд социальных факторов, влияющих на деятельность предприятия:
демографическая ситуация в регионе;
половозрастная структура населения;
средний уровень дохода и прожиточный минимум;
культурная среда и моральные ценности, религия;
уровень образования.
К социальным факторам, играющим
существенную роль в функционировании
предприятия, относят также способ
привлечения сотрудников к проф
Кроме того, к социальным факторам можно отнести стиль жизни ваших работников; степень их вовлеченности в решение внутренних управленческих задач; качественные изменения во взаимоотношениях сотрудников, стоящих на разных ступенях иерархии; внутренние ожидания людей от работы вашей организации; различные риски, опасения и пр.
ЛПК в социальной среде характеризуется рядом проблем: нехватка квалифицированных кадров, низкий уровень вовлеченности работников и др.
Но для предприятий
существует и положительный момент
– дешевая рабочая сила, это
снижает себестоимость
Наиболее значимыми
компонентами внешней среды предприятия
на микроуровне являются поставщики,
потребители и конкуренты.
Основной профиль деятельности ЗАО "Новоенисейский ЛХК" - производство экспортных пиломатериалов и древесноволокнистых плит.
Основными конкурентами
для ЗАО Новоенисейский «ЛХК»
являются, прежде всего, местные предприятия:
ОАО «ЛЛДК-1», а на мировом рынке
предприятия Скандинавских
Удачно была решена на комплексе главная проблема предприятий лесообрабатывающей отрасли - поставка сырья. В связи с сокращением объемов заготовок древесины леспромхозами с 1994 года Новоенисейский ЛХК начал заниматься лесозаготовками самостоятельно. Были приобретены современные машины для лесозаготовок и транспорт для перевозки круглого леса.
На сегодняшний день
Новоенисейский ЛХК тесно сотрудничает
с лесозаготовителями. В лесной отрасли
прочные связи лесообработчиков с сырьевиками
являются гарантией стабильности тех
и других. Существует целая группа леспромхозов,
поставляющих комплексу древесину.
Наиболее удачные партнерские отношения
сложились с Ангарским ЛПХ, объем лесозаготовок
которого составляет 200 тысяч кубометров
в год для Новоенисейского ЛХК, Пашутинский
ЛПХ - 170 тысяч кубометров, АО "Северолес"
- 120 тысяч кубометров.
Сам же Новоенисейский ЛХК является организующим и координирующим центром, оказывающим материально-техническую и финансовую поддержку своим партнерам. Для своих стабильных поставщиков леса комплекс закупает лесозаготовительную технику. Закупаются для леспромхозов-партнеров и горюче-смазочные материалы [15]
Анализ внешней среды помогает предприятию прогнозировать свои возможности, составить план на случай непредвиденных обстоятельств, время на разработку стратегий, которые смогут предотвратить возникшие угрозы и превратить их в выгодные возможности.
В целом можно сделать вывод о том, что сильными сторонами внешней среды является: заинтересованность иностранных инвесторов во вложении средств в ЛПК РФ, положительная динамика развития ЛПК РФ, существование и реализация государственных программ поддержки ЛПК, дешевая рабочая сила, сырье, электроэнергия относительно мировых цен, что снижает себестоимость продукции и увеличивает ценовую конкурентоспособность, взаимовыгодные отношения с поставщиками и потребителями, наличие сертификата FSC и др.
Слабыми сторонами является: отсутствие контроля со стороны государства за естественными монополиями, жесткие условия западных рынков в отношении экологической сертификации продукции и производства, пониженная заинтересованность в труде работников ввиду низкой заработной платы, устаревшие технологии и оборудование и др.
Изучение поставщиков, посредников, конкурентов и окружающих условий позволяет определить возможности фирмы для достижения ее маркетинговых целей. На основе анализа производства, финансов, оборудования, кадров и других ресурсов фирма выясняет, какие ресурсы у нее имеются в наличии, какие, требуется приобрести и за какую цену, а также сможет ли производство обеспечить надлежащее количество и качество товара. Изучение возможностей предприятия направлено на раскрытие его потенциала, сильных и слабых сторон деятельности. Определяются области деятельности и функций, в которых предприятие имеет достижения, и те, которые нуждаются в улучшении по рыночным показателям. По существу изучение возможностей предприятия сводится к сравнительному анализу потенциала предприятия и существующих перспективных рыночных потребностей. Анализ производится обычно по материалам отчетности самого предприятия и дополнительным источникам информации: статистическим выборкам, бизнес-справкам, отчетам научных организаций, профессиональным, коммерческим, правительственным публикациям.
Анализ внутренних факторов вскрывает те возможности и отличительные преимущества, которыми предприятие обладает в конкурентной борьбе, а также слабые стороны хозяйствования предприятия, являющиеся причиной нестабильного и кризисного положения.
Анализ внутренней среды предприятия включает следующие аспекты:
-экономический анализ хозяйственной и финансовой деятельности предприятия;
-анализ конкурентных возможностей.
К основным направлениям анализа финансового состояния относятся:
Анализ динамики состава и структуры имущества дает возможность установить размер абсолютного и относительного прироста или уменьшения всего имущества.
Анализ финансовой и
хозяйственной деятельности связан с обработкой информации, характеризующей
самые разнообразные аспекты
функционирования предприятия. Чаще всего эти сведения сосредоточены в документах бухгалтерской отчетности.
Анализ финансового положения предприятия, позволяет отследить тенденции его развития, дать комплексную оценку хозяйственной, коммерческой деятельности. Финансовый анализ включает два основополагающих и взаимосвязанных аспекта: анализ финансового состояния фирмы и анализ финансовых результатов ее деятельности.
Анализ финансового состояния фирмы начинают с изучения состава и структуры имущества по данным актива баланса. Прирост актива свидетельствует о расширении деятельности предприятия. Информация занесена в таблицу 2.1.
Показатели структурной динамики отражают долю участия каждого вида средств на основании чего можно сделать вывод о том, в какие активы вложены вновь привлеченные финансовые ресурсы или какие активы увеличились за счет притока финансовых ресурсов.
Таблица 2.1 – Анализ состава и структуры имущества
Размещение имущества |
На конец 2008 года |
На конец 2009 года |
Изменения | |||
Тыс. руб. |
% |
Тыс. руб. |
% |
Тыс. руб. |
% | |
Внеоборотные активы | ||||||
Нематериальные активы |
||||||
Основные средства |
529 113 |
25,84 |
705579 |
26,94 |
176 466 |
1,10 |
Незавершенное строительство |
34 585 |
1,69 |
38839 |
1,48 |
4 254 |
-0,21 |
Доходные вложения в материальные ценности |
0 |
0,00 |
0,00 |
0 |
0,00 | |
Долгосрочные финансовые вложения |
9 638 |
0,47 |
9638 |
0,37 |
0 |
-0,10 |
Отложенные налоговые активы |
3 245 |
0,16 |
3245 |
0,12 |
0 |
-0,03 |
Прочие внеоборотные активы |
200 |
0,010 |
375 |
0,014 |
175 |
0,005 |
Итого внеоборотных активов |
576 781 |
28,17 |
757676 |
28,93 |
180 895 |
0,76 |
Оборотные активы | ||||||
Запасы |
1043452 |
50,96 |
1460167 |
55,75 |
416 715 |
4,79 |
НДС по приобретенным ценностям |
82846 |
4,05 |
102113 |
3,90 |
19 267 |
-0,15 |
Дебиторская задолженность (платежи по которой ожидаются более чем через 12 месяцев после отчетной даты) |