Автор: Пользователь скрыл имя, 21 Ноября 2012 в 12:22, курсовая работа
Данный курсовой проект по дисциплине «Маркетинг» содержит пояснительную записку из 38 страниц формата А4 машинописного текста, плакат формата А1, содержит 6 таблиц, 15 формул для расчетов, 18 литературных источников.
Целью данной работы является определение конкурентоспособности предприятия ЗАО «НЛХК» в динамике с 2005-2007 гг. для более точного анализа.
Основная задача - исследование конкурентных позиций предприятий деревообрабатывающей промышленности России и факторов на нее влияющих.
Введение 4
1 Анализ внешней среды ЗАО «Новоенисейский ЛХК» 5
2 Анализ внутренней среды предприятия ЗАО «Новоенисейский ЛХК» 12
2.1 Анализ внутренней среды 12
2.2 Анализ динамики и структуры источников финансирования 14
2.3 Оценка уровня и динамики показателей финансовых результатов 15
2.4 Анализ уровня рентабельности производства 20
3 Анализ конкурентоспособности ЗАО «Новоенисейский ЛХК» 23
3.1 Анализ конкурентоспособности товара 23
3.2 Оценка собственной конкурентной позиции фирмы на рынке 25
4 Рекомендации по повышению конкурентоспособности ЗАО «Новоенисейский ЛХК» 29
Заключение 32
Библиографический список 33
Приложение 1 35
Приложение 2 37
Министерство образования
Сибирский
государственный
Кафедра экономики природопользования и охраны окружающей среды
КОНКУРЕНТОСПОСОБНОСТЬ Зао «новоенисейский лхк». Конкурентоспособность пиломатериалов
Пояснительная записка
(КП ЭПООС 000000.022)
Руководитель:
_____________ С.А. Евсеева
(подпись)
__________________________
(оценка, дата)
Разработал:
студент группы 84-1
_____________Д.В. Никитина
(подпись)
Лесосибирск 2008
Реферат
Данный курсовой проект по дисциплине «Маркетинг» содержит пояснительную записку из 38 страниц формата А4 машинописного текста, плакат формата А1, содержит 6 таблиц, 15 формул для расчетов, 18 литературных источников.
Целью данной работы является определение конкурентоспособности предприятия ЗАО «НЛХК» в динамике с 2005-2007 гг. для более точного анализа.
Основная задача - исследование конкурентных
позиций предприятий
Содержание
Глобализация мировой экономики, нарастание темпов и масштабов изменений в технологической среде производства обусловливают усиление конкуренции на внешнем и внутреннем рынке. В настоящее время продукция многих отраслей промышленности России является неконкурентоспособной на мировом рынке. Это является одной из причин низкой конкурентоспособности экономики страны в целом (по результатам 2004 г. Россия занимает всего лишь 70-е место из 104 стран в мировом рейтинге конкурентоспособности). Ряд новых проблем, связанных с перспективой значительного усиления конкуренции на внутреннем рынке, может вызвать ожидаемое в ближайшее время вступление России в ВТО. Преобладание в структуре промышленности России сырьевого сектора определяет актуальность повышения конкурентоспособности национальной экономики и в особенности обрабатывающих и наукоемких отраслей промышленности, таких как лесопромышленный комплекс.
ЛПК играет важную роль в обеспечении устойчивого развития государства. В настоящее время значительный износ основных производственных фондов, низкая загрузка производственных мощностей, неэффективное использование ресурсов, отсутствие экологических сертификатов качества, неглубокая переработка сырья, неэффективность управления предприятиями и использованием существующих резервов, низкий уровень инновационной активности на предприятиях отрасли приводят к низкой конкурентоспособности продукции.
Проблемы конкурентоспособности продукции - предмет исследования многих ученых. Большой вклад в рассмотрение этой проблемы внесли зарубежные специалисты И. Ансофф, Ф. Вирсема, П. Дойль, И. Кирцнер; М.Портер, К.К. Прахалад, М. Треси, Г. Хамел и др.
Целью данной работы является определение конкурентоспособности предприятия ЗАО «Новоенисейский ЛХК».
Основная задача - исследование конкурентных позиций предприятия ЗАО «НЛХК» и факторов на нее влияющих.
Объект исследования: предприятие ЗАО «НЛХК», продукция пиломатериалы.
Одним из важнейших элементов стратегического управления является анализ внешней среды и мониторинг рынка. И угрозы, которые подстерегают компанию, и возможности, которые нам предоставляются, — все это присутствует именно в деловой среде, частью которой является бизнес. Во внешней среде компании угрожают конкуренты, недобросовестные поставщики, быстро изменяющееся налоговое законодательство, социальные катаклизмы и многое другое. В то же время здесь компанию поджидают покупатели, ресурсы, необходимые для нашего бизнеса [3].
Анализ внешних факторов помогает выработать стратегические решения, обеспечивающие алгоритмы взаимодействия компании со средой в краткосрочной и долгосрочной перспективе, которые позволят поддерживать ее потенциал на уровне, необходимом для достижения целей, помогут вскрыть угрозы и возможности.
Внешнюю среду можно условно разделить на две части: макроокружение и микроокружение.
В данном случае макроокружение характеризуется тем, что продукция деревообрабатывающей промышленности, объем ее производства, конъюнктура данного рынка, цены и прочие показатели непосредственно связаны с положением лесных массивов на конкретный момент времени, экологической обстановкой и мировой и внутригосударственной политикой конкретных стран по вопросу управления лесами.
Ежегодно в мире производится около 400 млн. м3 пиломатериалов. В 2009 году объем мирового производства пиломатериалов увеличился на 4,7% по сравнению с 2008 годом и достиг 428, 65 млн. м3.
Основными производителями пиломатериалов являются США, Канада, Россия, Германия, Бразилия.
Мировое производство пиломатериалов в период 1992-2009 годов возросло на 6,3 %.
Мировой экспорт пиломатериалов в 2009 году увеличился на 3,6 % и составил 134 млн. м3.
Крупнейшими странами-экспортерами стали Канада, Россия, Швеция, Финляндия, Австрия, Германия [18].
Мировой импорт пиломатериалов в 2009 г. составил 131,8 млн. м3. Основными странами-импортерами стали США, Япония, Великобритания, Италия, Китай.
Крупнейшими импортерами российских хвойных пиломатериалов являются Египет, Япония, Китай, Великобритания, Германия.
Хотя общая площадь лесного покрова стабильно уменьшается, спрос на продукцию ЛПК стабильно растет.
Одной из наиболее важных тенденций стало развитие более эффективных технологий обработки, позволяющих получить значительный рост конечного продукта при сокращении потребления сырья пиломатериалов. Важен также и переход на более экологически чистые технологии в связи с ухудшением экологической обстановки и ужесточения требований со стороны потребителей.
Обычными требованиями к мировой цене выступают доступность для любого продавца и покупателя, а также ее представительность. Цена торговых сделок складывается в условиях острой конкурентной борьбы, отражая истинную стоимость товара на мировом рынке. Цены товаров деревообрабатывающего производства в целом сравнительно устойчивы.
Широко применяется на лесных рынках практика лидерства в ценах – мощные экспортеры объявляют, а негласные объединения крупных импортеров принимают уровень цен, на который в последствии равняются относительно независимые мелкие и средние фирмы.
Если на макроокружение нам трудно оказывать значительное влияние или контролировать его процессы, то динамика микроокружения может напрямую зависеть от выбора нашей стратегии.
При анализе внешней среды, в границах которой функционирует компания, можно выделить целый ряд факторов, влияющих на возможности ее развития. С этой целью используем методику под названием T.E.M.P.L.E.S. (Technology, Economics, Market, Politics, Laws, Ecology, Society). Она позволяет рассмотреть группу вопросов, связанных с внешней средой, разделив их на несколько подгрупп для соответствующего определения и классификации. Каждый из этих факторов подвергается соответствующему анализу, чтобы выяснить, какие трудности могут возникать при работе в данной сфере и какие здесь открываются позитивные возможности [13].
Мы будем рассматривать следующие факторы
Технологии Научно-технические достижения серьезно изменяют среду функционирования фирмы. Появляются новые технологии, что, безусловно, усиливает конкуренцию. Многие компании систематически отслеживают тенденции научно-технического прогресса, что положительно сказывается на их деятельности. Научно-технические разработки изменяют образ жизни потребителя, повышают качество удовлетворения потребителей. Научно-технические новинки появляются в распределении и сбыте, маркетинге, тем самым, оказывая влияние на общую стратегию организации.
Западные компании заинтересованы в организации собственных производств в России, ориентированных на глубокую переработку древесины с применением передовых технологий и собственными инвестициями.
Иностранные инвесторы, уже сейчас владеющие крупными пакетами акций российских деревообрабатывающих компаний, пока предпочитают осуществлять относительно недорогие и быстроокупаемые проекты, направленные на выпуск продукции с невысокой степенью передела.
Скоро можно ожидать прихода на российский рынок серьезных западных инвесторов, способных дать толчок к технологическому развитию отрасли.
Экономика Для того чтобы выработать правильную стратегию, руководству фирмы необходимо знать, какие экономические условия деятельности имеются в регионе.
Поскольку мировая экономика
существенным образом влияет на жизнь
и деятельность компании, следует
тщательно анализировать
Современный лесопромышленный
комплекс России, частью которого является
рынок пиломатериалов, характеризуется
положительной динамикой
Официальный объем российского производства пиломатериалов в натуральном выражении оценивается в 24,5 млн. м3 продукции, что составляет всего 5,5 % мирового выпуска и более чем в 3 раза уступает показателям США. При этом средний темп роста российского производства отстает от общемирового почти в два раза: мир – 7,8%, Россия – 4,06%. Тем не менее, в последние годы наметились положительные тенденции: рынок начал активней прирастать - в 2007 году – 102,8%, в 2008 году – 102,3%, в 2009 году – 108,9%. Основными поставщиками пиломатериалов на отечественный и внешний рынки являются лесные регионы: Иркутская (11% выпуска), Архангельская (9%), Вологодская области (5%), Красноярский (9%), Алтайский (5%) края, Республика Карелия (3,5%) и Республика Коми (3,5%) [18].
Красноярский край, имея расчетную лесосеку 59,7 млн. м3, осуществляет лесозаготовки в объеме около 8,9 млн. м3.
Основной причиной сложившегося положения в крае является недостаточность мощностей по глубокой химической и химико-механической переработке древесины, что усугубляет проблему комплексного использования низкосортной, мелкотоварной, лиственной древесины и древесных отходов. В результате этого основными конкурентными продуктами в настоящее время являются пиломатериалы и ДВП.
Стратегической целью развития
лесного комплекса
Для достижения указанных
целей имеются необходимые
наличие реального потребительского рынка лесоматериалов внутри России, Европы, Америки, Африки, Средиземноморского регионов и др.;
неиспользуемые запасы возобновляемых, наиболее качественных, хвойных и лиственных ресурсов, позволяющие увеличить лесопользование в 2-4 раза;
наличие лесных ресурсов в районах, наиболее приближенных к транспортным путям и перерабатывающим пунктам края;
наличие необходимых водных и энергетических ресурсов для развития действующих и строительства новых мощностей по химико-механической переработке древесины;
наличие водных и железнодорожных путей для строительства новых предприятий;
наличие трудовых ресурсов для обеспечения расширенного воспроизводства лесного комплекса;
наличие условий наибольшего благоприятствования для развития лесного бизнеса.
Стратегическим направлением
развития лесного комплекса
Политика Политические факторы серьезно влияют на разные виды бизнеса. Особенно заметно это в такой стране, как Россия, где политическая система находится в фазе становления.
Для лесопромышленных компаний
не хватает контроля со стороны государства
за деятельностью естественных монополий.
Это проявляется в
Тем самым сдерживаются темпы осуществления модернизации и технического перевооружения лесопромышленного производства.
Но существуют и положительные
моменты в политической сфере, например,
такие как государственные