Конкурентоспособность товаров и предприятий

Автор: Пользователь скрыл имя, 21 Ноября 2011 в 12:39, курсовая работа

Описание работы

В рыночных условиях особое значение приобретает управление конкурентоспособностью предприятия. Проблемы достижения конкурентоспособности хозяйствующих субъектов не могут быть оптимально решены без учета особенностей развития конкретной отрасли народного хозяйства. В розничной торговле потребительскими товарами за последние годы усилилась конкуренция, что вызвано, как внутренними факторами развития торговли, так и активностью проникновения на российский рынок зарубежных компаний.

Работа содержит 1 файл

РЕФЕРАТ МАРКЕТИНГ.docx

— 168.28 Кб (Скачать)

1.2 Методические аспекты  анализа конкурентоспособности  предприятия как  фактора его развития

В результате семантического анализа были выявлены некоторые  пробелы в методологии оценки конкурентоспособности продукции. Несмотря на то, что в литературе чаще всего, понятие конкурентоспособность  определяется как совокупность качественных и стоимостных характеристик  товара, в существующих методиках  оценки конкурентоспособности этот показатель представляется в виде отношения  полезного эффекта от товара к  суммарным затратам на его приобретение.

В основе большинства  отечественных методов лежит  «Методика оценки уровня конкурентоспособности  промышленной продукции», изданная в 1984 году.[7] Данный подход в большей степени направлен на определение качества продукции, которое напрямую связывается с ценовыми характеристиками изделия. Его использование для оценки конкурентоспособности продукции широкого (народного) потребления не позволяет получить достоверных результатов. При этом автор не отрицает и наличие других методик оценки конкурентоспособности продукции, в частности, четырех принципов:[8]

   -       противоположности целей и средств субъектов рынка;

   -       учета особенностей различных сегментов рынка;

   -       квазистабильности рыночной конъюнктуры в период проведения исследований;

   -       преимущественно рационального поведения субъектов рынка.

Однако описанные  в работе Лобанова М.М., Осипова Ю.М. принципы имеют определенные недостатки, не позволяющие полно отразить реальный конкурентный статус товара.

К определению  конкурентоспособности фирмы существует несколько подходов:

   1.   изучение конкурентоспособности с позиции сравнительных преимуществ (при оценке предприятия на международных рынках) – овладание страной преимуществами, обеспечивающими относительно более низкие издержки производства в какой-либо отрасли является предпосылкой для завоевания данной отраслью сильной рыночной позиции;

   2.   методы, базирующиеся на теории равновесия предприятия и отрасли. Под равновесием понимается такое состояние, когда у производителя не существует стимулов для перехода в другое состояние. Критерием конкурентоспособности в рамках данной модели служит наличие у производителя таких факторов производства, которые могут быть использованы с лучшей, чем у конкурентов производительностью. В использовании данного метода имеются существенные ограничения в своем применении;

   3.   оценка конкурентоспособности по рыночным позициям фирмы: структурный; функциональный.

Структурный – оценка положения фирмы может быть сделана, исходя из уровня монополизации отрасли, т.е. конкуренции производства и капитала и барьеры входа и выхода в отрасль. Функциональный – главную роль играют соотношение издержек производства, цены, загрузки производственных мощностей, объема выпуска продукции, т.е. экономические показатели деятельности. Подход позволяет оценить конкурентоспособность отдельных предприятий. Является составными частями отрасли.[9]

   4.   метод оценки конкурентоспособности производителя по качеству продукции, который осуществляется методом профилей. Данный метод базируется на положениях теории маркетинга, т.е. на выявлении критериев удовлетворения потребностей применительно к данной продукции, установление иерархии потребностей, их сравнительные важности в пределах того спектра, которые может оценить потребитель. Затем производится сравнение технико-экономических показателей данного продукта с другими конкурирующими продуктами. Эта процедура проводится в 3 этапа: установление рынка, на котором может присутствовать данная продукция, требований к нему по сравнению с идеальным продуктом для потребителя; решение вопросов, каким должен быть созданный продукт, чтобы его можно было сбывать с обеспечение максимальной рентабельности; анализ работы, сбыта.

   5.   матричные методы оценки. Основаны на идее рассмотрения конкуренции в динамике. Теоретической базой служит концепция жизненного цикла товаров и технологии производства.[10]  

1.3 Проблемы повышения  конкурентоспособности  предприятий

Чтобы сегодня  создать конкурентоспособное предприятие, надо не просто, модернизировать организацию  и управление, но, и четко знать, для чего это делается, какая цель должна быть достигнута. Главное при этом – умение определить и быстро, эффективно использовать в конкурентной борьбе свои преимущества.

Все усилия в  организации и управлении предприятием должны быть направлены на развитие тех  его качеств или реализуемой  им продукции, которые выгодно отличали бы фирму от потенциальных или  реальных конкурентов. Недаром многие ведущие фирмы сформулировали свои сравнительные преимущества в виде лозунгов, правил, которым должны следовать  все работники фирмы.

Повышение конкурентоспособности  – верный шаг к успеху предприятия  в сфере его деятельности.

Для оценки деятельности предприятия целесообразно проанализировать и оценить экономический потенциал, т.е. совокупность ресурсов, имеющихся  в распоряжении предприятия и  способности к использованию  ресурсов с целью создания и реализации товаров и услуг, получения максимального  дохода.

В соответствии с полученными результатами собственных  оценок конкурентоспособности руководители предприятий могут выбирать действенные  меры по улучшению работы по отдельным  направлениям общей деятельности фирмы. К тому же, одним из главных направлений  повышения конкурентоспособности  предприятия будет стратегическое управление. Хотя, появившийся подход к обеспечению конкурентоспособности  предприятий, основанный на стратегиях конкуренции, позволяет провести только общий анализ достигаемых конкурентных преимуществ предприятия, но не дает точного количественного выражения результатов оценки - поэтому не может быть взят за основу современной системы обеспечения конкурентоспособности.

Ни одно предприятие  не может достичь превосходства  над конкурентами по всем экономическим  характеристикам товара и средствам  его продвижения на рынке.

Необходим выбор  приоритетов и выработка стратегии, в наибольшей степени соответствующей  тенденциям развития рыночной ситуации и наилучшим способом использующей сильные стороны деятельности предприятия.

На фоне относительно умеренных темпов развития макроэкономических показателей внутренний российский рынок развивается достаточно динамично. В перспективе структура оборота  продовольственных товаров существенно  не изменится, увеличится доля продовольственных  товаров отечественного производства.

Увеличение доли населения среднего класса, рост совокупных доходов населения, развитие интеграционных процессов в экономике, приведет к дальнейшему развитию розничных  торговых предприятий разных форматов.

Иностранные и  отечественные субъекты торговли будут  использовать «мультиформатность» как эффективный инструмент проникновения в сложившуюся конкурентную среду и осуществления региональной экспансии.

Вступление России в ВТО принесет выгоды, прежде всего  населению: цены на импортные товары и услуги понизятся за счет снижения таможенных тарифов и ставок на импорт, станут несколько дешевле товары. Одновременно усилится конкурентная борьба как между отечественными, так и зарубежными предприятиями. В результате повысится качество товаров и услуг. [11]

Обозначенные  направления развития экономики  рынка и торговли диктуют объективную  необходимость совершенствования  системного регулирования конкурентоспособности  отрасли и ее субъектов на разных уровнях управления.

Механизм регулирования  конкурентоспособности розничного торгового предприятия на разных уровнях управления можно представить  следующим образом (рисунок 1.2).  

Рисунок 1. 2 – Уровни регулирования конкурентоспособности  торгового предприятия[12]  

Конкурентоспособность розничного торгового предприятия  достигается соответствием его  совокупного потенциала условиям внешней  среды. При меняющейся конъюнктуре  необходимо регулярное уточнение и  корректировка параметров, оказывающих  влияние на конкурентоспособность, согласно выработанной стратегии.

Системное управление конкурентоспособностью (рисунок 1.3), выделенное автором, представляет собой совокупность взаимосвязанных элементов, которые  функционируют во времени как  единое целое, решая при этом главную  задачу – обеспечение достижения запланированных целей развития предприятия путем наилучшего удовлетворения потребностей всех заинтересованных экономических  субъектов. 

  

Рис.1.3 - Направление и источники достижения конкурентоспособности предприятия[13]  

     Механизм  обеспечения конкурентоспособности  розничного торгового предприятия, по мнению автора, должен включать: анализ макро– и микросреды деятельности предприятий; исследование составляющих конкурентоспособности предприятия; комплексную оценку конкурентоспособности предприятия с использованием разработанной автором методики; обоснование конкурентных стратегий предприятия; выбор средств и методов реализации стратегии; разработку плана мероприятий, направленных на обеспечение желаемого уровня конкурентоспособности предприятия; организацию и контроль исполнения мероприятий; оценку результатов деятельности механизма обеспечения конкурентоспособности предприятия.

Сердцевиной этого  механизма является формирование конкурентных стратегий и тактики деятельности предприятия, направленных на достижение конкурентных преимуществ на товарных рынках.

Для конкурентоспособных  предприятий в долгосрочном периоде  применяемые стратегии должны ориентировать  хозяйствующий субъект на радикальные  действия за счет введения принципиально  новых товаров и услуг. Подобный подход наиболее оптимален для крупных  торговых центров, супермаркетов и  универсамов.

Торговым сетям  с данным уровнем конкурентоспособности  предпочтительны стратегия горизонтальной диверсификации, стратегия инноваций  или интегрированного роста. [14]

В результате горизонтальной интеграции будут образовываться так  называемые цепные предприятия, что  позволит добиваться выгодных условий  закупки товаров и возможности  проведения единой торговой политики. Диверсификация увеличивает долю рынка  предприятия за счет роста товарооборота  и числа постоянных покупателей, что обеспечивает оптимальное распределение  ресурсов и стабильный рост прибыли.

Для розничных  торговых конкурентоспособных предприятий  в среднесрочном периоде формата  «Товары у дома» и специализированных предприятий рекомендуется применять  стратегии «сокращения» (стратегия  низких издержек). Предприятие закрывает  или продает одно из своих подразделений  или видов бизнеса для того, чтобы осуществить долгосрочные изменение границ ведения хозяйственной  деятельности.

Для розничных  торговых конкурентоспособных предприятий  в среднесрочном периоде формата  «Универсам» или «Продукты» рекомендуется  применять стратегии горизонтальной диверсификации или стратегии интегрированного роста. Возможности роста проявляются  при введении новых товаров, применении современных технологий, расширении сферы деятельности за счет собственного производства товаров и т. п.

Стратегии концентрированного роста рекомендуем конкурентоспособным  предприятиям в краткосрочном периоде. Эта стратегия характеризуется  формированием оптимального ассортимента, развитием услуг, проникновением на новые рынки товаров. Формат магазинов  «у дома» является привлекательным  партнером для местных товаропроизводителей: около 20-25% ассортиментной матрицы включает их продукцию, что соответственно снижает  цены на товары с небольшим сроком реализации.[15]

Для предприятий  торговли конкурентоспособных в  краткосрочном периодах расчет коэффициентов конкурентоспособности по отдельным блокам позволяет выявить наиболее слабые рыночные позиции предприятия и его реальные возможности по повышению конкурентных преимуществ.

Неконкурентоспособные предприятия, в первую очередь, должны применять оборонительные стратегии, направленные на выживание, и только после накопления необходимого потенциала выйти на следующий уровень конкурентоспособности.

Информация о работе Конкурентоспособность товаров и предприятий