Автор: Пользователь скрыл имя, 21 Ноября 2011 в 12:39, курсовая работа
В рыночных условиях особое значение приобретает управление конкурентоспособностью предприятия. Проблемы достижения конкурентоспособности хозяйствующих субъектов не могут быть оптимально решены без учета особенностей развития конкретной отрасли народного хозяйства. В розничной торговле потребительскими товарами за последние годы усилилась конкуренция, что вызвано, как внутренними факторами развития торговли, так и активностью проникновения на российский рынок зарубежных компаний.
Введение
Проблема
В рыночных условиях особое значение приобретает управление конкурентоспособностью предприятия. Проблемы достижения конкурентоспособности хозяйствующих субъектов не могут быть оптимально решены без учета особенностей развития конкретной отрасли народного хозяйства. В розничной торговле потребительскими товарами за последние годы усилилась конкуренция, что вызвано, как внутренними факторами развития торговли, так и активностью проникновения на российский рынок зарубежных компаний.
В этих условиях успех хозяйствующего субъекта напрямую зависит от достижения конкурентоспособности и реализации конкурентных подходов, обеспечивающих его устойчивое рыночное положение.
Решение проблемы
повышения
В последние
годы как в теории, так и на практике все
больше уделяется внимания необходимости
комплексного решения проблемы развития
конкуренции и повышения конкурентоспособности
торговых предприятий.
1. Конкурентоспособность продукции как условие развития торгового предприятия
1.1 Конкурентоспособность как важнейший инструмент в развитии экономики
Различают понятия
конкурентоспособность
Под «конкурентоспособностью
предприятия» понимается текущее положение
предприятия на рынке (в первую очередь,
занимаемая доля рынка - объем продаж
в сопоставлении с общими по рынку
и объемами продаж предприятий-конкурентов)
и тенденции его изменения. Понятно,
что «рыночная сила»
Конкурентоспособность предприятия определяется следующими факторами:
- качество продукции и услуг;
- наличие эффективной стратегии маркетинга и сбыта;
- уровень квалификации персонала и менеджмента;
- технологический уровень производства;
- налоговая среда, в которой действует предприятие;
- доступность источников финансирования.[2]
Конкурентоспособность является результатом, фиксирующим наличие конкурентных преимуществ.
Пирамида
конкурентных преимуществ и
Рис. 1. Пирамида
конкурентных преимуществ и
Причины конкурентоспособности товаров надо искать в конкурентных преимуществах отдельных его характеристик.
Параметры, определяющие
конкурентоспособность
1. производственный или торгово-сбытовой потенциал (объем продукции, производимой за единицу времени; объем реализации торгового предприятия за единицу времени);
2. финансово-кредитный потенциал (кредиторская задолженность, скорость оборота капитала);
3. имидж предприятия – моральный капитал предприятия;
4. товар (ассортиментная структура, товарные запасы, качество товаров);
5. научно-технический прогресс (проводились ли научные исследования, разработки);
6. инвестиционный потенциал;
7. трудовые ресурсы;
8. управленческий и информационно-аналитический потенциал;
9. бенч-маркетинг (направление стратегического анализа) – установить вероятность успеха в предпринимательской деятельности.
Различаются следующие виды конкурентных преимуществ:
Конкурентное преимущество высокого порядка;
Конкурентное преимущество низкого порядка.
Конкурентное преимущество высокого порядка – более надежно, требует значительных затрат на его обеспечение, его действие носит более продолжительный характер. Для того, чтобы достигнуть конкурентного преимущества высокого порядка, необходимо больше новизны и способности от руководства предприятия, требуются долговременные и интенсивные вложения капитала в производственные мощности, специальное обучение персонала.
Конкурентное преимущество низкого порядка – менее устойчиво, т.к. легко достижимо, оно действует не продолжительное время и его легко перенять (дешевая рабочая сила, низкие издержки производства, методы и приемы, позаимствованные у конкурентов).[4]
Конкурентные преимущества имеют различные формы проявлен
ия, которые можно представить в виде следующей классификационной структуры:
- конкурентное преимущество, основанное на экономических факторах- оно определяет лучшим общеэкономическим состоянием рынков, объективными факторами, стимулирующими спрос (большая и растущая емкость рынка);
- конкурентное преимущество, основанное на нормативно-правовых актах (льготы, иные привилегии, которые предоставляются региону или отдельному предприятию, органов власти и управления, исключительные права на интеллектуальную собственность);
- конкурентное преимущество структурного характера определяется высоким уровнем производства и реализации на предприятиях, возможностью быстрой экспансии в незанятые сегменты рынка;
- конкурентное преимущество, связанное с административными мерами, определяется ограничениями со стороны органов власти (выдачи лицензий, патентов);
- конкурентное преимущество, определенное уровнем развития инфраструктуры предприятия. Они возникают в разной степени развития необходимых средств коммуникации, организованности и открытости рынков труда и капитала;
- конкурентное преимущество технические (технологические) определяются уровнем развития прикладной науки и техники в отрасли;
- конкурентное преимущество, определяемые хорошей информированностью, базируются на наличии обширного банка данных (о продавцах, покупателях, рекламной деятельности, информации об инфраструктуре рынка);
- конкурентное преимущество, основанное на географических факторах – выгодное географическое положение, недоступность транспортных средств для перемещения товаров;
- конкурентное преимущество, основанное на демографических факторах;
- конкурентное преимущество не правового порядка, достигаемые в результате недобросовестной конкуренции, недобросовестного выполнения представителями органов власти своих обязанностей.
Главным элементом
конкуренции на любом рынке является
продукция, с помощью которой
потребитель удовлетворяет
Термин «конкурентоспособность
продукции (товара)» не имеет сегодня
однозначного и общепринятого определения.
Большинство авторов согласны с
тем, что это совокупность качественных
и экономических характеристик
изделия. Таким образом, канонические
путеводители по экономике и менеджменту
рассматривают
Однако теоретическое
исследование рынка показывает, что
на конкурентоспособность изделия
влияют не только его реальное качество,
которое при обилии товаров становится
все менее доступным для
Конкурентоспособность
продукции (товара) выражается с помощью
относительного показателя, определяющегося
в сравнении с товарами-
Превосходство
товара над товарами конкурентов
выражается через показатель уровня
продаж данного товара на исследуемом
рынке. Конкурентоспособность
С целью уточнения
сущности конкурентоспособности
Под конкурентоспособностью
автор понимает способность розничного
торгового предприятия
Исходя из сущности
конкурентоспособности
1) конкурентоспособность рассматривается относительно конкретного товарного и территориального рынка;
2) конкурентоспособность носит динамичный характер и характеризует состояние субъекта на определенном отрезке времени;
3) при оценке конкурентоспособности возникает взаимодействие трех элементов. К ним автором отнесены:
- непосредственно исследуемый субъект – торговая организация;
- конкурент, относительно которого производится сравнение субъекта;
- теоретическая
модель конкурентоспособности предприятия
(абсолютно конкурентоспособное предприятие).
Информация о работе Конкурентоспособность товаров и предприятий