Конкурентоспособность товара

Автор: Пользователь скрыл имя, 16 Декабря 2010 в 14:30, курсовая работа

Описание работы

Целью данной работы является определение и анализ основных факторов и методов оценки конкурентоспособности товаров.

Реализация поставленной цели потребовала решения следующих исследовательских задач:

1. Определить понятие и сущность конкурентоспособности товара.

2. Выявить факторы, за счет которых формируется конкурентоспособность товара.

3. Определить возможные пути повышения конкурентоспособности товаров, выпускаемых данным предприятием.

Предметом данной работы является конкурентоспособность как определяющий фактор присутствия на рынке

Объектом данной работы является конкурентоспособность плавленых сыров различных производителей на новосибирском потребительском рынке.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ…………………………………………………………………….3

ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ КОНКУРЕНТОСПОСОБНОСТИ ТОВАРА……………………………………………………………………………..5

1.Понятие конкурентоспособности…………………………………..5
2.Факторы, определяющие конкурентоспособность товара…………………………………………………………………………..………….7
3.Методика оценки конкурентоспособности товара……………….11
ГЛАВА 2. ОЦЕНКА КОНКУРЕНТОСПОСОБНОСТИ СЫРА ………………..15

1.Конъюнктурный обзор рынка сыров г. Новосибирска…………..18
2.Оценка конкурентоспособности сыра………………………….…21
ГЛАВА 3. РЕКОМЕНДАЦИИ ПО ПОВЫШЕНИЮ КОНКУРЕНТОСПОСОБНОСТИ СЫРОВ …………………………………………………………………...26

ЗАКЛЮЧЕНИЕ………………………………………………………………29

БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК………………………………………30

ПРИЛОЖЕНИЯ………………………………………………………………31

Работа содержит 1 файл

курсовик.doc

— 236.50 Кб (Скачать)

    3. Удельный вес основной группы, а именно сычужных и переработанных  сыров в магазине  Универсам  составляет  50,2%;  Холидей Классик 59,3%; Ашан 61,5%. (Прил. 1 рис. 5)

    Базовый ассортимент любого магазина составляют твердые и плавленые сыры. Под  твердыми сырами понимают вареные и  невареные прессованные сыры. к сырам  этой категории можно отнести  такие сорта, как Российский, Голландский, Костромской, Швейцарский, Гауда, Эддам и т. п. к тому же, сезонность производства сыра в России обрекла на успех качественные марки импортных твердых сыров.

    Плавленый сыр, как и твердый, является частью базового ассортимента магазина. Являясь продуктом вторичной переработки, плавленый сыр имеет более долгий срок хранения и менее чувствителен к перепадам температуры, что увеличивает как сезон его продаваемости, так и районы распространения. Если на рынке твердых сыров прослеживается тенденция к работе с российским продуктом, производимым, в том числе и в регионах, то на рынке плавленых пока преобладают сыры скорее московского или импортного производства, нежели регионального. Конечно же, и среди плавленых сыров есть элитные, очень дорогие сорта, как например, с грецкими орехами и лососем, но, в целом, этот продукт более демократичный и по цене рассчитанный на среднего покупателя. Плавленые сыры российского производства, в отличии от твердых, имеют относительно  устойчивое положение на рынке. Их производство не зависит от сезона, что позволяет удовлетворять существующий спрос и поставлять товар по сравнительно низкой цене.

    В настоящее время насыщение рынка  твердых и плавленых сыров привело к ужесточению конкуренции среди производителей. Борьба за потенциального потребителя только путем повышения качества или снижения цены уже не дает прежних результатов. Кроме прямой рекламной поддержки, производители используют так же разнообразную фасовку и упаковку, нацеленную на привлечение потребителей. Весьма привлекательны экзотические сыры в маленькой упаковке – стоят они недорого и дают потребителю познакомиться с новыми вкусами.

    Еще одним способом продвижения сыра является позиционирование по маркам сыров для большинства потребителей.    

    В рамках исследования был проведен опрос, в ходе которого выяснилось, что 41% респондентов предпочитает твердые сыры, 10% - мягкие, 12% -  рассольные, 9% - сыры с плесенью, 28% - плавленые сыры.

    Большинство потребителей не имеет особого предпочтения в отношении места приобретения сыра и пользуется услугами разных торговых предприятий: гастрономов, универсамов, супермаркетов, а также небольших продуктовых магазинов и рынков. (Прил. 1, рис. 6)

    В отношении частоты покупки сыра прослеживаются следующие закономерности: чаще всего (1-2 раза в неделю) покупают твердые сыры, немного реже (2-4 раза в месяц) плавленые и мягкие сыры, еще реже (1-2 раза в месяц) – брынзу, совсем реже (1 раз в месяц и реже) покупают сыры с плесенью.

     Таким образом, твердые сыры, имеющие  приемлемую цену и соответствующие вкусам большинства населения, являются продуктами повседневного спроса. Среди них наиболее популярны сорта Российский, Костромской, Голландский, Пошехонский, Эддам. 

    Что касается торговой наценки на сыры базового ассортимента в сетях, то, по оценке ИКАР, она составляет: 
«Metro» – 12-15%, «Auchan» – 14%, «Седьмой континент» - 27% на отечественные сыры и 35% на импортные.

    Определяющим  фактором при формировании цены продукта на предприятии розничной торговля является число посредников. В непрямом канале сбыта основные физические действия по сбыту выполняются оптовыми компаниями, и их издержки компенсируются торговой наценкой.

    Торговая  наценка на сыры базового ассортимента при прохождении по всей цепи товародвижения составляет (в % относительно цены покупки очередным торговцем):

  1. Оптовик, импортирующий сыры или закупающий их крупным оптом  у отечественных производителей – 6-8 %.
  2. Оптовик, реализующий сыры средним оптом – до 15 % или 15-20 % в зависимости от дальности поставок и условий дальнейшей реализации.
  3. Дистрибьютор, поставляющий продукцию в сети – до 25 % в зависимости от условий оплаты.

Таблица 1

 Торговые  наценки на различных предприятиях  торговли

    
    Формат     Торговая  наценка на предприятиях торговли, %
    Минимум     Максимум     Средняя
    Дискаунтер     10     23     19
    Супермаркет     15     50     25
    Гипермаркет     10     22     14
    Convenient store     25     60     30
    Cash&Carry     4     30     10
 

    Нарастание  цены на сыры базового ассортимента в  зависимости от длины канала и величины наценки в розничной сети может достигать от 35 до 75%.

      За 2008 год средние розничные цены на твердые сыры выросли на 3,5%, на плавленые – на 2,3%. Такой незначительный рост цен свидетельствует о насыщении рынка, прежде всего, отечественной продукцией (цены на которую ниже, чем на импортную) и его стабилизации.

    Однако наблюдается значительная дифференциация средних розничных цен на сыры твердые и плавленые.

    Средняя розничная цена на отечественные сыры твердые составила 232,3 руб/кг. Максимальные розничные цены (руб./кг) на данную продукцию наблюдались в следующих магазинах: «Универсам», «Элди».

    Минимальные цены (руб./кг) на сыры твердые наблюдались  в следующих магазинах: «Ашан», «Холидей Классик».

    Средняя розничная цена на сыры плавленые  составила 68,8 руб/кг. Максимальные розничные цены (руб./кг) на данную продукцию наблюдались в магазине «Универсам».

    Несмотря  на рост объемов российского производства, спрос на сыры удовлетворяется также и за счет увеличивающихся объемов импорта.

    В 2008 году объем импорта вырос в 4,5 раза по сравнению с 2005 годом. Страны дальнего зарубежья поставляют 67% продукции от общего объема импорта, страны ближнего зарубежья – 33%.

    Представим  доли стран-поставщиков твердого и  плавленого сыров: основным поставщиком плавленых сыров является Финляндия (68%) и Франция (16%) (Прил. 2, рис. 2). Основными поставщиками твердых сыров на Новосибирский рынок является Украина (50%), Германия (22%), Литва (9%). (См. Прил. 2, рис. 2)

    Новосибирский рынок сыра является перспективным  и динамично развивающимся. Наблюдается устойчивый спрос на твердые и плавленые сыры, что говорит о росте их объемов производства. Начинает расти спрос на элитные сорта. Наиболее перспективным является развитие рынка элитных сыров и твердых и плавленых сыров с длительным сроком хранения.

    Ситуация, сложившаяся на рынке сыра, характеризуется следующим образом: с одной стороны, происходит насыщение рынка традиционными сортами; с другой – продолжает развиваться сектор элитных сортов.

    В связи с повышением потребительского спроса можно прогнозировать в ближайшие  годы увеличение объема отечественного производства сыра и брынзы, а также рост объема импортных поставок и повышение цен на продукцию.   
 

    2.2 Оценка конкурентоспособности сыра 

    Оценка  конкурентоспособности начинается с определения цели исследования:

    1. Если необходимо определить положение данного товара в ряду аналогичных, то достаточно провести их прямое сравнение по важнейшим параметрам;

    2. Если целью исследования является оценка перспектив сбыта товара на конкретном рынке, то в анализе должна использоваться информация, включающая сведения об изделиях, которые выйдут на рынок в перспективе, а также сведения об изменении действующих в стране стандартов и законодательства, динамики потребительского спроса.

    Независимо  от целей исследования, основой оценки конкурентоспособности является изучение рыночных условий, которое должно проводиться постоянно, как до начала разработки новой продукции, так и в ходе ее реализации. Задача стоит в выделении той группы факторов, которые влияют на формирование спроса в определенном секторе рынка:

    1. рассматриваются изменения в требованиях постоянных заказчиков продукции;

    2. анализируются направления развития аналогичных разработок;

    3. рассматриваются сферы возможного использования продукции;

    4. анализируется круг постоянных покупателей.

         Расчет индекса конкурентоспособности. Сводный индекс конкурентоспособности по экономическим параметрам определяют по формуле:

    Jn = S ai * ji;

    Где: n – число анализируемых количественных параметров;

    аi – вес i-го параметрического индекса;

    ji – параметрический индекс i-го параметра.

    Этапы оценки конкурентоспособности  товара делятся на:

    1. Формирование основных параметров, по которым будет оцениваться конкурентоспособность исследуемого товара.

    2. Разбиение параметров на уровни конкурентоспособности. Была выбрана 4-х бальная шкала - от «0» (плохой признак) до «3» (признак отлично выражен).

    3. Построение матрицы-таблицы «Параметры * Уровни» и по ней оценивается исследуемый продукт.

    4. Расчет общего индекса конкурентоспособности Jn (как среднеарифметическое различных показателей).

    5. Оценка конкурентоспособность товара в соответствии с интервалами (по итоговым показателям индекса конкурентоспособности Jn):

    3,00 – 2,26: очень высокая конкурентоспособность товара;

    2,25 – 1,51: высокая конкурентоспособность товара;

    1,50 – 0,76: средняя конкурентоспособность товара;

    0,75 – 0,00: низкая конкурентоспособность товара.

    В качестве основных параметров оценки конкурентоспособности  рассматриваемых сыров были выбраны следующие:

    1. Цена;

    2. Вкусовое разнообразие;

    3. Разнообразие форм упаковки;

    4. Рекламная стратегия;

    5. Весовое разнообразие.

    Данные  параметры оцениваются по четырехбалльной  шкале с четырьмя уровнями оценки сыров (Табл. 2). 

    Таблица 2

    Для проведения исследования по оценке конкурентоспособности  сыра было выбрано 3 наименования продукта данного вида: «President», «Hochland», «Viola».

    Для рассматриваемых наименований анализ показателей конкурентоспособности показал:

    Общий индекс конкурентоспособности для  сыра «President» составил

Jn =(0+3+2+3+2)/5=2;

    Общий индекс конкурентоспособности для  сыра «Hochland» составил

  Jn =(2+2+2+3+3)/5=2,4;

    Общий индекс конкурентоспособности для  сыра  «Viola» составил

Jn =(3+1+1+2+1)/5=1,8.

    Проанализировав результаты проведенного исследования можно сделать следующие выводы:  в соответствии с приведенной выше шкалой конкурентоспособности наивысшим уровнем конкурентоспособности обладает сыр «Hochland». Коэффициент конкурентоспособности сыра «President» составил 2, что указывает на высокую конкурентоспособность товара. Сыр «Viola» так же обладает высокой конкурентоспособностью, но уступает сыру «President» на 0,2.  
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Информация о работе Конкурентоспособность товара