Конкурентоспособность товара

Автор: Пользователь скрыл имя, 16 Декабря 2010 в 14:30, курсовая работа

Описание работы

Целью данной работы является определение и анализ основных факторов и методов оценки конкурентоспособности товаров.

Реализация поставленной цели потребовала решения следующих исследовательских задач:

1. Определить понятие и сущность конкурентоспособности товара.

2. Выявить факторы, за счет которых формируется конкурентоспособность товара.

3. Определить возможные пути повышения конкурентоспособности товаров, выпускаемых данным предприятием.

Предметом данной работы является конкурентоспособность как определяющий фактор присутствия на рынке

Объектом данной работы является конкурентоспособность плавленых сыров различных производителей на новосибирском потребительском рынке.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ…………………………………………………………………….3

ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ КОНКУРЕНТОСПОСОБНОСТИ ТОВАРА……………………………………………………………………………..5

1.Понятие конкурентоспособности…………………………………..5
2.Факторы, определяющие конкурентоспособность товара…………………………………………………………………………..………….7
3.Методика оценки конкурентоспособности товара……………….11
ГЛАВА 2. ОЦЕНКА КОНКУРЕНТОСПОСОБНОСТИ СЫРА ………………..15

1.Конъюнктурный обзор рынка сыров г. Новосибирска…………..18
2.Оценка конкурентоспособности сыра………………………….…21
ГЛАВА 3. РЕКОМЕНДАЦИИ ПО ПОВЫШЕНИЮ КОНКУРЕНТОСПОСОБНОСТИ СЫРОВ …………………………………………………………………...26

ЗАКЛЮЧЕНИЕ………………………………………………………………29

БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК………………………………………30

ПРИЛОЖЕНИЯ………………………………………………………………31

Работа содержит 1 файл

курсовик.doc

— 236.50 Кб (Скачать)

    Способность производить продукцию высокого качества и с низкими затратами определяется уровнем развития технологии на предприятии. Ряд видов качественной продукции просто не может быть произведен без применения новейших технологий. Не все предприятия в состоянии приобрести технологическое оборудование из собственных средств и поэтому нуждаются в дополнительных источниках долгосрочного финансирования. Существенное влияние на процессы технологического перевооружения может оказать развитие лизинга. С одной стороны, лизинг является наиболее приемлемым способом долгосрочного финансирования предприятия, с другой - создает платежеспособный спрос на продукцию производителей оборудования.

    Следующий фактор, определяющий конкурентоспособность предприятий – доступность коммерческих источников финансирования.

    Подавляющее большинство руководителей российских предприятий ориентируются только на два источника финансирования - государство или банковские займы. Оба этих способа финансирования наименее реальны в существующих условиях. Большинство предприятий не в состоянии предоставить банкам ликвидное обеспечение по кредитам, а государственное финансирование, особенно в условиях дефицита бюджета, вряд ли может быть доступно многим. Наиболее реальным и, более того, единственно возможным источником финансирования сегодня является размещение ценных бумаг, а точнее - частное размещение. Конечно, рассчитывать на высокую активность российских инвесторов сегодня не приходится, их доверие значительно подорваны финансовым кризисом.

    Ну, и, наконец, последний фактор, оказывающий влияние на конкурентоспособность предприятий – насыщенность рынка, спрос и предложение.

    Если  в стране удовлетворен спрос только на хлеб, то это нижняя ступень насыщенности. Когда же полностью удовлетворены запросы основных групп потребителей на разнообразные виды хлебобулочных изделий, можно говорить о нормальной насыщенности рынка. Иногда употребляемые термины «рынок продавца» и «рынок покупателя», к сожалению, несколько расплывчаты. В прямом значении первый из них относится к рынку, где спрос существенно превышает предложение, а второй—к обратному случаю. Но о деформациях спроса, связанных с отсутствием разнообразия товаров на данном рынке, можно судить только на основе более углубленных исследований рынка. 

    
    1. Методика  оценки конкурентоспособности товара
 

    Разработка  проблемы конкурентоспособности товаров  и услуг напрямую зависит от выбранного метода оценки.

      Оценка способности товара конкурировать производится путем сопоставления параметров анализируемой продукции с параметрами базы сравнения, т.к. конкурентоспособность товара или иного объекта – понятие относительное, то есть о нем можно говорить только при сравнении с другим объектом. За базу сравнения принимается либо потребность покупателя, либо образец. Обычно образец – это аналогичный товар, имеющий максимальный объем продаж и наилучшую перспективу сбыта в будущем. Если за базу сравнения принимается потребность, то расчет единичного показателя конкурентоспособности может производиться по формуле:

         ,

    где gi – единичный параметрический показатель конкурентоспособности

    по i-му параметру;

    Пi – величина i-го параметра для анализируемой продукции;

    Пin – величина i-го параметра, при котором потребность удовлетворяется полностью;

    n – количество анализируемых параметров.

    Если  за базу сравнения принимается образец, то в знаменателе дроби следует поставить величину i-го параметра для изделия, принятого за образец.

    Иногда  параметры продукции не имеют  физической меры. В этом случае для  оценки этих характеристик используется методы оценки в баллах.

    Описанный метод (дифференциальный) позволяет  лишь констатировать факт необходимости повышения или снижения параметров продукции для обеспечения конкурентоспособности, но не отражает влияние каждого параметра при выборе товара потребителем.

    Комплексный метод основывается на применении групповых, обобщенных, интегральных показателей. Так, например, расчет группового показателя по техническим параметрам производится по формуле:

         ,

    где - групповой показатель конкурентоспособности по техническим параметрам;

         - единичный показатель конкурентоспособности по i–му техническому параметру;

         - весомость i–го параметра в общем наборе технических параметров,    характеризующих потребность;

         - число параметров, участвующих в оценке.

    Расчет  группового показателя по экономическим  параметрам производится по формуле:

         ,

    где З, З0 – полные затраты потребителя соответственно по оцениваемой

    продукции и образцу.

    Полные  затраты потребителя состоят  из единовременных затрат на приобретение продукции (З0) и средних суммарных затрат на эксплуатацию продукции:

         ,

    где Т – срок службы;

         i – год по порядку.

    Смешанный метод позволяет выразить способность  товара конкурировать в определенных условиях рынка через комплексный количественный показатель – коэффициент конкурентоспособности:

         ,

    где i = 1, ., n – число параметров продукции, участвующих в оценке;

         j = 1,., n – виды продукции;

         Li – коэффициент важности (значимости) по сравнению с остальными существенными параметрами продукции;

         Pij – конкурентоспособное значение i-го параметра для j-ой продукции;

         Pin – желаемое значение i-го параметра, которое позволяет полностью удовлетворить потребность показателя;

         , если увеличение значения параметра Pij способствует росту конкурентоспособности продукции (например, надежности, производительности изделия и т.д.);

         , если увеличение значения параметра Pij приводит к снижению конкурентоспособности продукции (например, вес, габарит, цена и др.).

    Иными словами мы с помощью цифр можем  охарактеризовать конкурентоспособность товара по отношению к другим товарам. Сопоставление продукции ведется по таблице сравнения параметров. В результате сравнения одним из методов (дифференциального, комплексного или смешанного) дается одно из следующих заключений:

    - продукция конкурентоспособна на данном рынке в сравниваемом

    классе  изделий;

    - продукция обладает низкой конкурентоспособностью в

    сравниваемом  классе изделий на данном рынке;

    - продукция полностью неконкурентоспособна в сравниваемом классе изделий на данном рынке.

    Заключение  дополняется выводами о преимуществах  и недостатках оцениваемой продукции по сравнению с аналогами, а также предложениями о мерах, которые должны быть приняты для улучшения положения ее на рынке. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

    ГЛАВА 2. ОЦЕНКА КОНКУРЕНТОСПОСОБНОСТИ 
 
 

    2.1 Конъюнктурный обзор рынка сыров 

    Сыр является одним из наиболее питательных  и калорийных пищевых продуктов, что обуславливается в первую очередь высоким содержанием белка, которое, в зависимости от сорта сыра, составляет от 18 до 25%. При чем большая его часть находится в растворимой форме и поэтому очень хорошо усваивается организмом. Помимо белка в сыре присутствуют витамины, соли кальция и фосфора, незаменимые аминокислоты, способствующие нормальному развитию и функционированию организма.

    На  данный момент в мире существует более 700 различных видов сыра. Потребление  сыра в России в среднем на душу населения составляет не многим более 2 кг в год, тогда как рекомендуемая норма потребления этого продукта – 6,5 кг в год. В большинстве развитых стран этот показатель составляет 10-15 кг, а в Италии, Франции и Израиле – более 20 кг. За последни                                                                                                                                                                          е десятилетие потребление сыра в России сократилось на треть, а в Европе и США в течение этого же периода оно ежегодно увеличивалось на 1,8 – 2%.

    В настоящее время на российском рынке  представлено огромное количество различных видов сыров, но наибольшей популярностью у россиян пользуются твердые и плавленые виды сыров, которые известны еще с советских времен. Среди твердых сыров наибольшей популярностью пользуются такие отечественные марки как Российский, Голландский, Костромской, Пошехонский и импортные марки Эддам, Гауда, Маасдам и другие. Среди плавленых можно назвать такие известные марки как Виола, Хохланд и Президент. Производители плавленых сыров стремятся привлекать потребителей путем повышения разнообразия ассортимента за счет различных добавок.

    В силу некоторых своих особенностей, сыр можно считать индикатором  изменений в российской экономике  и благосостояния населения. С одной  стороны, он никогда не был продуктом первой необходимости, как хлеб или картошка, с другой – сыр уже давно стал в России привычным и любимым и его отсутствие воспринимается как личная трагедия.

    В последнее время спрос на традиционные сыры стабилизировался, а на элитные сорта стал возрастать.

      На сегодняшний день сыры в  основном подразделяются по такому  критерию, как потребление. Следуя этому принципу, все представленные на российском рынке сыры можно разделить на 3 группы: основную, элитную и дополнительную (Прил. 1, рис. 1).

    Основная  группа – сычужные и плавленые  сыры, пользующиеся повышенным спросом. Марки сыров этой группы характеризуются высоким оборотом продаж и при этом имеют небольшую торговую наценку. (Российский, Голландский, Костромской, Швейцарский, Гауда, Эддам и т. п.)

    В элитную группу входят дорогие деликатесные сыры с плесенью, покупаемые в небольших объемах. Их покупают время от времени и в небольших количествах. Марки сыров с плесенью Рокфор и Дор Блю считаются дорогими и относятся к продуктам для особых случаев.

    Дополнительную  группу составляют рассольные сыры. К  ним относят Брынзу, Сулугуни, Фетаки и др. Данные сыры являются промежуточными между сырами базового ассортимента и сырами высокого качества. Клиенты покупают их чаще, чем дорогие высококачественные сыры, но, тем не менее, спрос на дополнительную группу сыров ниже спроса на основную группу сыров, так как они более дорогие.

    Первый  этап работы был посвящен исследованию динамики производства сыра. На основании  анализа вторичной информации установлено, что производство сыра в 2008 году выросло приблизительно в 2,5  в сравнении с 2002 годом, при этом наибольший подъем наблюдался в 2005 году. (Прил. 1, рис. 2)

    В рамках данного исследования изучали  ассортимент сыров в крупных  магазинах г. Новосибирска, а именно Ашан, Холидей Классик, Универсам. Исследованиями установлено, что:

    1. Удельный вес дополнительной  группы, а именно рассольных сыров  в магазине Ашан составляет 15,3%; Универсам - 14,3%; Холидей Классик  - 13,5%. (Прил.1, рис. 3)

    2. Удельный вес элитной группы, а именно сыров с плесенью в магазине Ашан составляет 23,2%; Холидей Классик - 26,4%; Универсам 36,3. (Прил. 1, рис. 4)

Информация о работе Конкурентоспособность товара