Конкурентоспособность товара

Автор: Пользователь скрыл имя, 16 Декабря 2010 в 14:30, курсовая работа

Описание работы

Целью данной работы является определение и анализ основных факторов и методов оценки конкурентоспособности товаров.

Реализация поставленной цели потребовала решения следующих исследовательских задач:

1. Определить понятие и сущность конкурентоспособности товара.

2. Выявить факторы, за счет которых формируется конкурентоспособность товара.

3. Определить возможные пути повышения конкурентоспособности товаров, выпускаемых данным предприятием.

Предметом данной работы является конкурентоспособность как определяющий фактор присутствия на рынке

Объектом данной работы является конкурентоспособность плавленых сыров различных производителей на новосибирском потребительском рынке.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ…………………………………………………………………….3

ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ КОНКУРЕНТОСПОСОБНОСТИ ТОВАРА……………………………………………………………………………..5

1.Понятие конкурентоспособности…………………………………..5
2.Факторы, определяющие конкурентоспособность товара…………………………………………………………………………..………….7
3.Методика оценки конкурентоспособности товара……………….11
ГЛАВА 2. ОЦЕНКА КОНКУРЕНТОСПОСОБНОСТИ СЫРА ………………..15

1.Конъюнктурный обзор рынка сыров г. Новосибирска…………..18
2.Оценка конкурентоспособности сыра………………………….…21
ГЛАВА 3. РЕКОМЕНДАЦИИ ПО ПОВЫШЕНИЮ КОНКУРЕНТОСПОСОБНОСТИ СЫРОВ …………………………………………………………………...26

ЗАКЛЮЧЕНИЕ………………………………………………………………29

БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК………………………………………30

ПРИЛОЖЕНИЯ………………………………………………………………31

Работа содержит 1 файл

курсовик.doc

— 236.50 Кб (Скачать)

    ОГЛАВЛЕНИЕ 

    ВВЕДЕНИЕ…………………………………………………………………….3

ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ КОНКУРЕНТОСПОСОБНОСТИ ТОВАРА……………………………………………………………………………..5

    1. Понятие конкурентоспособности…………………………………..5
    2. Факторы, определяющие конкурентоспособность товара…………………………………………………………………………..………….7
    3. Методика оценки конкурентоспособности товара……………….11

ГЛАВА 2. ОЦЕНКА КОНКУРЕНТОСПОСОБНОСТИ СЫРА ………………..15

    1. Конъюнктурный обзор рынка сыров г. Новосибирска…………..18
    2. Оценка конкурентоспособности сыра………………………….…21

ГЛАВА 3. РЕКОМЕНДАЦИИ ПО ПОВЫШЕНИЮ КОНКУРЕНТОСПОСОБНОСТИ СЫРОВ …………………………………………………………………...26

    ЗАКЛЮЧЕНИЕ………………………………………………………………29

    БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК………………………………………30

    ПРИЛОЖЕНИЯ………………………………………………………………31 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

    ВВЕДЕНИЕ 

    В настоящее время в любой стране мира господствуют рыночные отношения. Фирм, выпускающих однородную продукцию, сейчас огромное количество. Между ними существует жесткая конкуренция. И выпуск качественной, недорогой, конкурентоспособной продукции и услуг по сравнению с аналогами – главная задача любой фирмы в любой стране. И каждая фирма стремится сделать все, чтобы ее продукция была конкурентоспособной.

    Готовая продукция — конечный продукт  производственного процесса предприятия. Выпуск конкурентоспособной продукции  и ее реализация завершают кругооборот хозяйственных средств предприятия, что позволяет ему выполнять обязательства перед государственным бюджетом, банком по ссудам, рабочими и служащими, поставщиками и возмещать производственные затраты. Достижение конкурентоспособности своей продукции и увеличение объема ее реализации является важной задачей для каждого предприятия.

    Промышленные  предприятия не только производят продукцию в нужном количестве, ассортименте и качестве, соответствующую запросам потребителя, но и обеспечивают коммерческую деятельность по сбыту готовой продукции. В условиях рыночных отношений усиливается ее роль, усложняются задачи.

    Предприятиям  необходимо знать области сбыта, потребности, спрос на данную продукцию, цены на данную продукцию, исследование емкости рынка, определение доли предприятия в общем объеме продажи продукции данного ассортимента, анализ рыночной ситуации, исследование динамики объема продаж, анализ каналов сбыта, изучение мнений покупателей и потребительских предпочтений.

    Целью данной работы является определение и анализ основных факторов и методов оценки конкурентоспособности товаров.

    Реализация  поставленной цели потребовала решения  следующих исследовательских задач:

    1. Определить понятие и сущность конкурентоспособности товара.

    2. Выявить факторы, за счет которых формируется конкурентоспособность товара.

    3. Определить возможные пути повышения конкурентоспособности товаров, выпускаемых данным предприятием.

    Предметом данной работы является конкурентоспособность как определяющий фактор присутствия на рынке

    Объектом данной работы является конкурентоспособность плавленых сыров различных производителей на новосибирском потребительском рынке.  
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

    ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ КОНКУРЕНТОСПОСОБНОСТИ ТОВАРА 
 
 

    
    1. Понятие конкурентоспособности  товара
 

    Конечная  цель любой фирмы — победа в  конкурентной борьбе. Победа не разовая, не случайная, а как закономерный итог постоянных и грамотных усилий фирмы. Достигается она или нет — зависит от конкурентоспособности товаров и услуг фирмы, т.е. от того, насколько они лучше по сравнению с аналогами — продукцией и услугами других фирм. В чем же сущность этой категории рыночной экономики и почему она при всех стараниях любой фирмы не может быть жестко гарантирована?

    Большинство новичков сосредотачивается на параметрах товара и затем для оценки конкурентоспособности сопоставляет между собой некоторые интегральные характеристики такой оценки для разных конкурирующих товаров. Нередко эта оценка просто-напросто охватывает показатели качества, и тогда (нередкий случай) оценка конкурентоспособности подменяется сравнительной оценкой качества конкурирующих аналогов. Практика же мирового рынка наглядно доказывает неверность такого подхода. Более того, исследования многих товарных рынков однозначно показывают, что конечное решение о покупке только на треть связано с показателями качества товара. А другие две трети? Они связаны со значительными и достаточно весомыми для потребителя условиями приобретения и будущего использования товара.

    Чтобы полнее понять существо проблемы, вычленим несколько важных следствий этого положения.

    1. Конкурентоспособность включает  три основные составляющие. Первая  жестко связана с изделием как таковым и в значительной мере сводится к качеству. Вторая связана как с экономикой создания сбыта и сервиса товара, так и с экономическими возможностями и ограничениями потребителя. Наконец, третья отражает все то, что может быть приятно или неприятно потребителю как покупателю, как человеку, как члену той или иной социальной группы и т. д.

    2. Покупатель — главный оценщик товара. А это приводит к очень важной в рыночных условиях истине: все элементы конкурентоспособности товара должны быть настолько очевидны потенциальному покупателю, чтобы не могло возникнуть малейшего сомнения или иного толкования в отношении любого из них.

    3. Как известно, каждый рынок характеризуется  "своим" покупателем. Поэтому изначально неправомерна идея о некой абсолютной, не связанной с конкретным рынком, конкурентоспособности. Рыночное хозяйство, а вслед за ним и его ученые давно и хорошо поняли, что пытаться схематически выразить конкурентоспособность товара — это все равно, что пытаться схемой показать всю сложность и все тонкости рыночного процесса. Для них конкурентоспособность стала просто удобным, концентрирующим внимание и мысль термином, за которым выстраивается все разнообразие стратегических и тактических приемов менеджмента в целом и маркетинга в частности.

    Конкурентоспособность — не показатель, уровень которого можно вычислить для себя и для конкурента, а потом победить. Прежде всего — это философия работы в условиях рынка, ориентированная на:

  1. Понимание нужд потребителя и тенденции их развития;
  2. Знание поведения и возможностей конкурентов;
  3. Знание состояния и тенденций развития рынка;
  4. Знание окружающей среды и ее тенденций;
  5. Умение создать такой товар и так довести его до потребителя, чтобы
  6. Потребитель предпочел его товару конкурента.
 
 
 
    
    1. Факторы, определяющие конкурентоспособность  товара
 

    Товар может стать конкурентоспособным, т.е. занять достойное место в  ряду аналогов и субститутов только в том случае, если он будет отвечать такому трудноуловимому и многозначительному понятию, как качество. Качество – главная характеристика товара. Это способность фирменного товара выполнять свои функции. В понятие качества входят такие факторы как долговечность, надежность, точность, простота эксплуатации, ремонт и прочие ценные свойства, отсутствие дефектов или брака. Более жесткое требование – соответствие стандартам. Однако и этого недостаточно. Товар должен удовлетворять потребности потребителей: физические технические, эксплуатационные, эстетические, по цене. А если он еще и сможет способствовать удовлетворению скрытых (подсознательных) потребностей – статусных, возрастных, психологических, духовных – успех ему на рынке обеспечен. Однако, с точки зрения маркетинга, качество следует определять в понятиях, соответствующих покупательским представлениям. Именно к качеству у потребителей повышенный интерес.

    Различают качества товара:

    1. Физические: технические параметры, вкус, вес, прочность, форма, цвет, запах

    2. Эстетические: стиль, класс, красота, изящество;

    3. Символические: статус, престиж, класс;

    4. Дополнительные: установка, наладка, возможность ремонта, право на обмен, ликвидность.

    Проблема  качества привлекает сегодня повышенный интерес и потребителей и фирм. Американцев поражает качество японских автомобилей, японской электроники, а также автомобилей, одежды и пищевых продуктов европейского производства. Многие потребители предпочитают покупать одежду, которая дольше носится и дольше выглядит элегантной по сравнению с ультрамодными изделиями. Они проявляют больше интереса к свежим и питательным продуктам, сырам, деликатесам и меньше к безалкогольным напиткам, сладостям и обедам из замороженных полуфабрикатов. Некоторые фирмы уже откликаются на этот растущий интерес к качеству, однако в этом направлении можно сделать еще очень много.

    В России существует огромный невостребованный инновационный потенциал, который может служить источником идей и новых продуктов для промышленности.

    Авторы  разработок пытаются найти возможность  организовать производство и сбыт оригинальной и конкурентоспособной продукции, базирующейся на новейших изобретениях. Шансы изобретателя привлечь капитал только под идею нового продукта значительно ниже, чем возможности промышленного предприятия, планирующего освоить производство нового продукта, располагающего опытом, производственными мощностями и квалифицированным персоналом. Однако примеров эффективного сотрудничества ученых и промышленников практически нет. Причина в том, что в нашей стране недостаточно развиты механизмы венчурного финансирования. Например, в Тайване законодательно определено, что автор разработки может получить от корпорации, которой переданы права на производство и сбыт продукции на базе его изобретения, до 15% так называемых технических акций предприятия.

    Следующим фактором, определяющим уровень конкурентоспособности  товаров и услуг является цена.

    Цена – денежное выражение стоимости товара, экономическая категория, служащая для косвенного изменения величины затраченного на производство товара общественно необходимого рабочего времени.

    Исторически сложилось, что цены устанавливали  покупатели и продавцы в ходе переговоров  друг с другом. Продавцы обычно запрашивали  цену выше той, что надеялись получить, а покупатели – ниже той, что рассчитывали заплатить. В конце концов, поторговавшись, сходились на взаимоприемлемой цене.

    При выборе стратегии ценообразования фирме предстоит решить, каких именно целей она стремится достичь с помощью конкретного товара. Если выбор целевого рынка и рыночное позиционирование тщательно продуманы, тогда подход к формированию комплекса маркетинга, включая и проблему цены, довольно ясен. Ведь стратегия ценообразования в основном определяется предварительно принятыми решениями относительно позиционирования на рынке. В то же время фирма может преследовать и другие цели. Чем яснее представление о них, тем легче устанавливать цену.

    Следующий фактор, оказывающий большое влияние  на конкурентоспособность товаров и услуг – это уровень квалификации персонала и менеджмента.

         Высокий уровень базового образования позволяет специалистам предприятий быстро обучаться, осваивать новые профессии и обретать навыки, необходимые для работы в условиях рынка. Таким образом, наличие квалифицированного персонала является существенным преимуществом, способствующим обеспечению конкурентоспособности продукции предприятий.

    Уровень квалификации менеджмента играет наиболее важную роль в обеспечении конкурентоспособности предприятий. Данная проблема может быть решена двумя путями: первый – повышение квалификации существующих управляющих и второй – замена управляющих новыми, более квалифицированными. Замена управляющих, на первый взгляд, наиболее простой и эффективный путь. Однако опыт показывает, что это не совсем верно. Сегодня непросто подобрать квалифицированного менеджера, способного действовать в существующих условиях, тем более, проводить изменения, требующие серьезных знаний и опыта управления в условиях рынка.

    Более реальным способом решения проблемы квалификации менеджмента является переподготовка существующих управляющих и создание механизмов естественной ротации кадров, несмотря на то, что это более эволюционный и длительный процесс. При этом необходимо учитывать следующие обстоятельства: руководитель высшего звена предприятия не имеет возможности оставить предприятие на длительный период времени; базовый уровень образования руководителей предприятий высок, и это определяет их способность быстро и легко осваивать новые знания и навыки. Учитывая вышесказанное, переподготовка действующих руководителей предприятий может осуществляться преимущественно двумя способами: во-первых, это интенсивные, практически ориентированные учебные курсы (тренинги), во-вторых, - обучение в процессе реформирования предприятия при содействии профессиональных консультантов по управлению.

Информация о работе Конкурентоспособность товара